Решение Санкт-Петербургского городского суда от 10.04.2023 по делу N 3а-28/2023 <О признании недействующим пункта 5.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга, утв. распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2023 г. по делу в„– 3а-28/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре А.
с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Триумф" о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 01 июля 2022 в„– 371-р "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение в„– 371-р, оспариваемый нормативный правовой акт) утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, являющийся приложением к указанному нормативному правовому акту (далее - Порядок накопления ТКО), которым определены порядок организации раздельного накопления ТКО, требования к осуществлению накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 05.07.2022 года.
Пунктом 5.1 Порядка накопления ТКО установлено, что решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО принимается собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В оспариваемый нормативный правовой акт внесены изменения распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 13.10.2022 в„– 472-р которые не затронули положения пункта 5.1 Порядка накопления ТКО.
ООО "Управляющая компания "Триумф" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 5.1 Порядка накопления ТКО, полагая, что оспариваемая норма неправомерно ставит возможность принятия решения (и последующего выбора в договоре, заключаемом потребителем с региональным оператором) способа коммерческого учета ТКО в целях оплаты услуг регионального оператора собственниками жилых помещений в зависимость от волеизъявления собственников нежилых помещений, которые оплачивают услуги регионального оператора отдельно, на основании непосредственного договора, и не могут принимать решение, затрагивающее права исключительно собственников жилых помещений. Административный истец указывает, что с 01.01.2022 года на территории Санкт-Петербурга начал свою деятельность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами АО "Невский экологический оператор", что предполагает необходимость заключения административным истцом, являющейся организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурга, договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором в целях проведения расчетов должен быть предусмотрен способ коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов. Оспариваемое положение нарушает право административного истца на беспрепятственную реализацию права осуществить выбор способа накопления ТКО, способа коммерческого учета ТКО по количеству и объемам контейнеров и возлагает бремя по проведению общего собрания собственников по вопросу, не предусмотренному компетенцией общего собрания собственников, что противоречит части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 5 Правил коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 в„– 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов" и пункту 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 в„– 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года в„– 641".
Представитель административного истца П. в суд явился, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика К. в судебном заседании поддержал представленные возражения, полагая, что оспариваемая норма не предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме рассматривать вопрос, связанный с организацией раздельного накопления КО, на общем собрании собственников. Принятие оспариваемого решения обусловлено тем, что когда место накопления входит в состав общего имущества многоквартирного дома, расходы по организации и содержанию места накопления несут собственники помещений такого дома, помимо расходов на закупку и монтаж оборудования возникают затраты, непосредственно связанные с организацией процесса (затраты на информирование образователей отходов о способах и порядке накопления, о режиме использования мест накопления и т.п.), в связи с чем определяющее значение для принятия решения об оборудовании контейнерной площадки, относящейся в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от 23.12.2015 года в„– 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" к элементам благоустройства, имеет волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, осознанное решение образователей отходов принять на себя соответствующие расходы и обязательства.
Представители заинтересованного лица АО "Невский экологический оператор" Ж. и Н. поддержали позицию административного ответчика, полагая, что вопрос размещения контейнеров на земельном участке, относящемся к общему имуществу собственников многоквартирного дома, относится к компетенции общего собрания собственников в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от 23.12.2015 года в„– 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" и пунктом 2.4.7 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 в„– 961, относящим контейнеры к элементам благоустройства; оспариваемые положения обеспечивают возможность собственникам жилых помещений в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга оспаривать действия управляющей компании по установке контейнеров для раздельного накопления ТКО в случае, когда отдельные собственники не хотят переходить на систему раздельного накопления они могут защитить свои права и интересы путем обжалования соответствующего решения общего собрания в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица заключение прокурора, полагавшего требования обоснованными, суд приходит к следующему.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон в„– 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона в„– 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Пунктом 3.2-5 Положения о Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 в„– 127 "О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" к полномочиям Комитета отнесено утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления).
Из материалов дела следует, что Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проведены публичные обсуждения проекта оспариваемого нормативного правового акта в период с 10.06.2022 по 16.06.2022, оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 05.07.2022 года (т. 1 л.д. 94-108).
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован в порядке, установленном пунктом 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 в„– 865.
Оценивая доводы административного истца относительно противоречия оспариваемого положения актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона в„– 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления; договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 в„– 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. в„– 641" (далее - Правила в„– 1156), пунктом 5 которого определено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил. Указанным нормативным правовым актом установлена также форма Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Типовой договор).Из содержания пункта 15 Типового договора и пунктов 5, 6 Правил коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.3016 в„– 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов" (далее Правила в„– 505) следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Установленный порядок заключения договора определяет, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил в„– 1156).
Согласно пункту 8(6) указанных Правил в заявке потребителя указываются реквизиты потребителя, наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил, сведения о виде хозяйственной и(или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
В силу пункта 8(7) к заявке потребителя прилагаются следующие документы: копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и(или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком; документы, подтверждающие наличие: у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов; у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации); документы, содержащие сведения: о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Согласно пункту 8(8) указанных Правил в случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и(или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и(или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов; в случае если недостающие сведения и(или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и(или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата. В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. в„– 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. в„– 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 8.7 Правил в„– 1156).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил в„– 1156).
Вместе с тем, из содержания раздела 5 оспариваемого нормативного правового акта следует, что указанное в пункте 5.1 Распоряжения решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, оформленное в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, является условием для подписания дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условие о раздельном накоплении ТКО (пункты 5.1.2. 5.1.3 Распоряжения), что противоречит вышеуказанному порядку заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленного Правилами в„– 1156.
Оценивая доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что вопрос размещения контейнеров на земельном участке, относящемуся к общему имуществу собственников многоквартирного дома, относится к компетенции общего собрания собственников с учетом положений пункта 2.1. статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2.4.7 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 в„– 961, согласно которому контейнеры являются элементами благоустройства, суд принимает во внимание, что вопрос раздельного накопления ТКО не относится к предмету правового регулирования Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем обязанность принятия такого решение именно с целью осуществления раздельного накопления ТКО по смыслу указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации не установлена.
В соответствии с частью 2 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что поскольку нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, что подтверждается представленными заинтересованным лицом документами, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспариваемые положения подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Триумф" о признании недействующим в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим пункт 5.1 Приложения к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 в„– 371-р (в действующей редакции) "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга" со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------