Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 27.09.2023 N 464 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2023 г. в„– 464

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 25
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
2. Направить указанный проект федерального закона в Правительство Российской Федерации для получения заключения.
3. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В.Яхнюка представлять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Направить настоящее постановление в законодательные органы субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области С.И.Алиева.
7. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
С.Бебенин





Проект вносится
Законодательным собранием
Ленинградской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И СТАТЬЮ 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, в„– 40, ст. 3822; 2004, в„– 25, ст. 2484; 2007, в„– 10, ст. 1151; в„– 43, ст. 5084; 2008, в„– 52, ст. 6236; 2009, в„– 19, ст. 2280, в„– 52, ст. 6441; 2011, в„– 49, ст. 7039; 2013, в„– 19, ст. 2329; 2014, в„– 22, ст. 2770; в„– 26, ст. 3371; 2015, в„– 6, ст. 886; в„– 13, ст. 1807; в„– 27, ст. 3978; 2016, в„– 7, ст. 905; в„– 23, ст. 3295; 2017, в„– 1, ст. 35, 46; в„– 15, ст. 2137, 2139; в„– 50, ст. 7551; 2018, в„– 45, ст. 6839; 2019, в„– 18, ст. 2211; 2021, в„– 18, ст. 3060; 2023, в„– 29, ст. 5304) следующие изменения:
1) в статье 36:
а) часть 5 дополнить словами ", подотчетен высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации";
б) в части 5.1 после слова "представляет" дополнить словами "высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации,";
2) в статье 37:
а) в части 6.1:
пункт 1 дополнить словами ", подотчетен высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации";
пункт 2 после слова "представляет" дополнить словами "высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации";
б) часть 12 изложить в следующей редакции:
"12. В случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет лицо, назначаемое высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. На временно исполняющего обязанности главы местной администрации распространяются обязанности, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации для главы местной администрации в целях противодействия коррупции.";
3) в статье 74:
а) в части 1:
пункт 2 после слов "нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов," дополнить словами "в том числе на реализацию государственных программ Российской Федерации и(или) субъекта Российской Федерации,";
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) неудовлетворительной оценки его деятельности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.";
б) в части 2:
после слов "главы местной администрации" дополнить словами "в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи";
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи, не может быть менее двух месяцев со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации в соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и не может превышать шести месяцев со дня вынесения предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации.".

Статья 2

Внести в статью 25 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, в„– 52, ст. 8973) изменение, изложив пункт 12 в следующей редакции:
"12) осуществляет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, оценку деятельности главы муниципального образования, главы местной администрации и по результатам такой оценки вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей;".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 25
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере регулирования деятельности глав местных администраций, глав муниципальных образований Российской Федерации.
1. Частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) определено, что органы местного самоуправления и органы государственной власти <...> осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Также частью 1.1 статьи 131 Конституции РФ органам государственной власти предоставлено право участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
В развитие указанной нормы Конституции РФ данное полномочие органов государственной власти закреплено в пунктах 12 и 13 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 414-ФЗ).
Пункт 12 статьи 25 Федерального закона в„– 414-ФЗ определил право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и(или) законами субъекта Российской Федерации.
В продолжение этого пунктом 13 статьи 25 Федерального закона в„– 414-ФЗ установлено право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации, если они в месячный срок со дня вынесения данным лицам предупреждения, объявления выговора не приняли в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения предупреждения, объявления выговора.
Однако до настоящего времени механизм реализации указанных полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не определен.
Изменения, вносимые законопроектом в пункт 12 статьи 25 Федерального закона в„– 414-ФЗ, а также в статьи 36, 37, пункт 3 частей 1 и 2 статьи 74 Федерального закона от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ), направлены на ликвидацию данного пробела в правовом регулировании.
2. Согласно части 12 статьи 37 Федерального закона в„– 131-ФЗ, в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.
Таким образом, для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в настоящее время требуется одновременное наличие двух обязательных условий: факт выявленного несоблюдения запретов, ограничений, неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством в области противодействия коррупции, либо нарушения условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, и вступившее в силу решение суда о досрочном прекращении полномочий.
Как следствие, реализация судебной процедуры досрочного прекращения полномочий главы местной администрации может быть затянута на неопределенно долгий срок, вплоть до истечения срока полномочий, указанного в контракте главы местной администрации. При этом назначение исполняющего обязанности главы местной администрации фактически осуществляется из числа бывших подчиненных главы местной администрации, полномочия которого досрочно прекращены, что может привести к ситуации, когда глава местной администрации и после прекращения своих полномочий сможет оказывать влияние на работу местной администрации.
Во избежание подобных ситуаций законопроектом предлагается наделить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации полномочием по назначению временно исполняющего обязанности главы местной администрации, чьи полномочия досрочно прекращены по основаниям, указанным в части 12 статьи 37 Федерального закона в„– 131-ФЗ. Также законопроект предлагает установить, что на назначаемое временно исполняющим обязанности главы местной администрации лицо будут распространяться обязанности, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации для главы местной администрации в целях противодействия коррупции.
3. Пунктом 2 части 1 статьи 74 Федерального закона в„– 131-ФЗ установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в том числе в случае нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В связи с тем, что условия предоставления межбюджетных трансфертов в большинстве случаев устанавливаются в рамках реализации государственных программ субъекта Российской Федерации, в том числе реализуемых в рамках участия субъекта Российской Федерации в государственных программах Российской Федерации, а их доля в доходной части бюджета муниципального образования часто превышает собственные доходы муниципальных образований, законопроектом предлагается конкретизировать норму пункта 2 части 1 статьи 74 Федерального закона в„– 131-ФЗ, установив, что глава муниципального образования или глава местной администрации, допустивший нецелевое использование межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальному образованию на реализацию государственных программ Российской Федерации и(или) субъекта Российской Федерации, несет ответственность перед государством в лице высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Предлагаемая к принятию норма позволит обеспечить реализацию принципа правовой определенности при применении пункта 2 части 1 статьи 74 Федерального закона в„– 131-ФЗ, раскрыв наиболее частый случай предоставления межбюджетных трансфертов местному бюджету, за несоблюдение условий предоставления которого глава муниципального образования или глава местной администрации несет ответственность перед государством в виде отрешения от должности.





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
и статью 25 Федерального закона
"Об общих принципах организации
публичной власти в субъектах
Российской Федерации"

ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.

Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области
С.Бебенин





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
и статью 25 Федеральные закона
"Об общих принципах организации
публичной власти в субъектах
Российской Федерации"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 25
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области
С.Бебенин


------------------------------------------------------------------