Решение Санкт-Петербургского городского суда от 27.02.2023 по делу N 3а-62/2023 <О признании недействующим пункта 3 приложения к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 261-р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-62/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Я.Т.
с участием прокурора Шкарлет О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Г.Н. о признании недействующим в части нормативно-правового акта,

установил:

14 апреля 2017 года Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга принято распоряжение в„– 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга", пунктом 1 которого утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга согласно приложению (далее - Распоряжение в„– 30р).
В указанное распоряжение внесены изменения распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 261-р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 в„– 30-р" (далее - Распоряжение в„– 261-р, оспариваемый нормативный правовой акт), которым указанное приложение изложено в новой редакции согласно приложению к оспариваемому нормативному акту.
Пунктом 3 приложения к Распоряжению в„– 261-р нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга установлены для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров исходя из расчетной единицы 1 кв. м. общей площади в размерах 0,018 м. куб. и 2,074 кг. в месяц, в год такой норматив определен в размерах 0,219 м. куб. и 35,685 кг.
Согласно примечанию 3 Приложения к Распоряжению в„– 261-р нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные пунктами 1 - 12, применяются для объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, встроенных в многоквартирные дома.
Пунктом 2 Распоряжения в„– 261-р установлено, что указанный акт вступает в силу со дня его официального опубликования; указанный нормативный правовой акт опубликован 25.12.2019 на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга по адресу: http://www.gov.spb.ru.
Индивидуальный предприниматель Г.Н. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжения в„– 261-р в части установления нормативов для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров (пункт 3 Приложения), ссылаясь на то, что в рамках арбитражного судопроизводства к ней предъявлены требования о взыскании платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов, установленных оспариваемым актом, выставляются счета на оплату услуги с применением установленных оспариваемым нормативным правовым актом нормативов, которые административный истец полагает экономически необоснованными.
Представители административного истца М.М., М.С. в суд явились, поддержали заявленные требования, указывая, что применение в отношении административного истца оспариваемых нормативов накопления отходов приводит к необоснованному увеличению платы за обращение с ТКО, административным ответчиком не представлены достоверные доказательства осуществления фактических замеров объемов накопления твердых бытовых отходов, а также относимости объектов, в отношении которых были осуществлены эти замеры к категории объектов "промтоварные магазины", площади этих объектов, обеспечения исключения смешивания отходов объектов различных категорий при проведении замеров.
Представители административного ответчика Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) Х.Я., В.А. возражали против удовлетворения исковых требований, полагая, что оспариваемый акт принят в соответствии с предоставленными полномочиями и с соблюдением установленной процедуры. Представители пояснили, что в целях перехода на новую систему обращения с отходами в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 в„– 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 176-ФЗ), которым в состав коммунальных услуг была включена услуга по обращению с ТКО, распоряжением Комитета в„– 30-р были утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга. В 2018 году Комитетом был проведен мониторинг величин нормативов накопления ТКО в регионах Российской Федерации, по результатам которого были выявлены существенные отклонения величин нормативов накопления ТКО в Санкт-Петербурге по некоторым категориям потребителей услуги от средних величин нормативов накопления ТКО по Российской Федерации, в связи с чем в целях соблюдения действующего законодательства Комитетом была возобновлена работа по уточнению фактических объемов накопления ТКО и актуализация величин нормативов накопления ТКО по соответствующим категориям объектов. В рамках деятельности созданной Межведомственной рабочей группы по координации вопросов, связанных с актуализацией величин нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга, были осуществлены фактические замеры объемов накопления ТКО, в том числе торговых учреждений. Рабочей комиссией был определен перечень объектов для проведения замеров объемов накопления ТКО, однако фактически замеры по объему и массе образования ТКО на объектах "магазины промышленных товаров, магазины хозяйственных товаров" осуществлялись в соответствии с согласованным впоследствии адресным перечнем, предложенным перевозчиками ООО "Созвездие", АО "Автопарк в„– 1 Спецтранс", непосредственно осуществлявшими сбор и транспортировку ТКО в рамках проводимых замеров, поскольку в отношении иных объектов у перевозчиков отсутствовали договоры на вывоз мусора; замеры проводились в четыре этапа, каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов, полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта были суммированы Комитетом по дням недели, норматив определен исходя из данных о массе и объеме отходов, информация о расчетных единицах была представлена администрациями районов Санкт-Петербурга; при этом оспариваемым нормативным правовым актом величины нормативов накопления ТКО по категории объектов "магазины промышленных товаров, магазины хозяйственных товаров" снижены на 86% в показателях объема и на 85% в показателях массы по сравнению с нормативами, установленными распоряжением в„– 30-р.
Представитель заинтересованного лица ООО ЖКС "Город Ломоносов" (далее - Общество) в судебное заседание не явился, представил письменную позицию по делу, указывая на то, что оспариваемый акт применялся заинтересованным лицом для расчета объемов ТКО при осуществлении деятельности, связанной с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем представитель полагал возможным при удовлетворении заявленных требований признать акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители заинтересованных лица Комитета по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербурга Ш.Г. и АО "Невский экологический оператор" Л.Р. в суд явились, полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению по доводам, указанным административным ответчиком.
Исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд считает исковые требования обоснованными в связи со следующим.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон в„– 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Абзацем 15 статьи 6 Федерального закона в„– 89-ФЗ установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона в„– 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).Органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами, которому на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта были переданы полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, являлся Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, действующий на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 в„– 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга" в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 в„– 127 (п. 3.8-25 Положение о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга); указанное полномочие передано с 22.12.2021 года Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2021 в„– 1-27 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 в„– 1346, от 29.06.2010 в„– 836, от 09.03.2017 в„– 127".
Как следует из протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 324 оспариваемый нормативный правовой акт принят большинством голосов членов правления Комитета на заседании правления Комитета по результатам рассмотрения заключения экспертной группы Комитета, подписан председателем Комитета и опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 25.12.2019 года.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной процедурой принятия решений по вопросам, отнесенным к полномочиям Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, установленной в пунктах 4.7 - 4.10 Положения "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга", утвержденного постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 в„– 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга", опубликован в порядке, установленном пунктом 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 в„– 865.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.10 Федерального закона в„– 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 24.10 указанного Федерального закона порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года в„– 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов), которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении, в том числе, категорий объектов, на которых образуются отходы (подпункт "в").
Этим же актом установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом, определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов определено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов, которые предусматривают, что на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории, в случае отсутствия на выбранных участках необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8 Правил), при проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10); замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11); полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12).
В соответствии с пунктом 13 Правил определения нормативов норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (среднесуточный норматив, среднемесячный норматив, годовой норматив).
В соответствии с пунктом 14 Правил определения нормативов расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
В силу пунктов 15, 16 Правил определения нормативов при расчете среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, учитывается количество расчетных единиц объекта каждой категории.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц, и среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц, определяется путем деления соответствующего годового норматива на 12 (пункты 21, 22 Правил определения нормативов).
Из материалов дела усматривается, приказом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.02.2019 в„– 27 была создана Межведомственная рабочая группа по координации вопросов, связанных с актуализацией величин нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга, приказом Комитета от 13.12.2019 в„– 294 назначена Экспертная группа по определению нормативов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга (т. 1 л.д. 81-83).
Согласно протоколу заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 324 оспариваемый нормативный правовой акт принят на основании предложений, содержащихся в Заключении экспертной группы Комитета по определению нормативов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга (далее - Заключение экспертной группы) (т. 1 л.д. 72-177).
Как следует из Заключения экспертной группы и пояснений представителя административного ответчика при определении нормативов накопления ТКО был определен адресный перечень объектов для проведения замеров объемов накопления ТКО; фактические замеры объемов накопления ТКО на объектах категории "магазины промышленных товаров, магазины хозяйственных товаров" осуществлялись на иных объектах: Гипермаркете "Метрика" (Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, 53), ООО "Нано-Спорт" (Санкт-Петербург, Кузнецовская ул., 48), ООО "Электро-сервис СПб" (Санкт-Петербург, Ленинский пр., 114), ООО "Фортуна" (Санкт-Петербург, Средний пр., ВО, 75), магазин Watson (Санкт-Петербург, Кадетская линия ВО, 25), что обусловлено, согласно пояснениям административного ответчика, отсутствием договоров на вывоз мусора с изначально определенными для проведения замеров организациями: замеры были осуществлены в 4 этапа в следующие периоды: с 13.05.2029 по 19.05.2019, с 22.07.2019 по 28.07.2019, с 07.10.2019 по 13.10.2019, с 02.12.2019 по 08.12.2019, при определении нормативов накопления ТКО принимались в расчет результаты фактических замеров объемов накопления ТКО и информация о площади помещений, представленная администрациями районов.
В соответствии со статьей 62 частью 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Оценивая представленные административным ответчиком доказательства, суд принимает во внимание, что согласно актам выполнения работ по определению массы и объема ТКО на объектах, в мае 2019 года замеры осуществлялись только на 2 объектах (гипермаркет "Метрика" и ООО "Электро-сервис"), в июле 2019 - на всех пяти принятых для расчета норматива объектах, в октябре и декабре - только в ООО "Электро-сервис", что противоречит требованиям пункта 8 Правил определения нормативов, доказательств отсутствия на территории Санкт-Петербурга необходимого количества объектов с целью проведения замеров в каждый сезон не менее чем на 3 объектах административным ответчиком не представлено.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года в„– 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации). В соответствии с пунктом 2 Методических рекомендаций они не содержат положений обязательного характера, однако их неприменение возлагает на орган, утвердивший соответствующие нормативы, обязанность представить доказательства обоснованности установленных нормативов.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций на выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к Методическим рекомендациям, и предполагает указание расчетных единиц в зависимости от категории объекта и их количества.
Паспорта объектов общественного назначения в отношении рассматриваемых объектов, или иные доказательства, позволяющие установить соответствие использованных административным ответчиком для расчета нормативов накопления ТКО сведений о площади объектов, суду не представлены, что не позволяет суду проверить обоснованность расчетов оспариваемых нормативов.
Оценивая достоверность использованной административным ответчиком при принятии оспариваемого нормативного правового акта информации, отраженной в актах выполнения работ по определению массы и объема ТКО на контейнерной площадке объекта, суд принимает во внимание, что в актах, касающихся гипермаркета "Метрика", отсутствует указание на наименование организации, выбранной как объект для осуществления фактических замеров объемов накопления ТКО, имеется только наименование магазина (т. 1 л.д. 147, 148 об.), при этом, согласно представленной административным истцом информации, в период проведения замеров объемов накопления ТКО гипермаркет "Метрика" не осуществлял деятельность на вышеуказанном объекте (т. 1 л.д. 220), а как следует из представленного административным истцом решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу в„– А56-136002/2019 указанный объект в названный период находился в собственности иного лица, чем указано административным ответчиком в представленных им распечатках, актуальных на период рассмотрения дела в суде (т. 1 л.д. 227-231, 181-186), в акте проведенных замеров за лето 2019 года в отношении указанного объекта отсутствуют сведения, идентифицирующие ответственное лицо организации, дата проставления подписи этого лица - отсутствует.
При таких обстоятельствах суд не может признать акты замеров ТКО по указанному объекту достоверными доказательствами сведений об объемах накопления ТКО в магазинах промышленных товаров, использованных при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, и последующего вычитания массы пустого контейнера.
Из представленных актов замеров при отсутствии данных взвешивания контейнеров не представляется возможным установить способ определения массы отходов ООО "Электро-сервис СПб" за 21-25 мая и июль 2019 года, и, соответственно удостовериться в правильности ее определения, при том, что при расчете массы отходов за 20.05.2019 года допущена очевидная арифметическая ошибка (т. 1 л.д. 111 об., 118).
Таким образом, экономическая обоснованность оспариваемых значений нормативов допустимыми достоверными доказательствами административным ответчиком не подтверждена, что свидетельствует о произвольности осуществленного правового регулирования и нарушении этим прав административного истца и является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.Принимая во внимание, что Распоряжение в„– 3-р в оспариваемой части принято с нарушением Правил определения нормативов, является экономически не обоснованным, признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Г.Н. о признании недействующим в части нормативно-правового акта, - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 3 Приложения к Распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.12.2019 в„– 261-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 в„– 30-р".
Обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Администрации Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------