<Письмо> Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 03.02.2023 N 03-17-27/23-0-0 "О направлении методических рекомендаций"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПИСЬМО
от 3 февраля 2023 г. в„– 03-17-27/23-0-0

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Комитет по образованию в соответствии с пунктом 6.2 Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся в Санкт-Петербурге и плана-графика мероприятий по развитию системы оценки качества подготовки обучающихся в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением Комитета по образованию от 24.05.2022 в„– 1011-р, направляет для использования в работе методические рекомендации по обеспечению объективности внутренней системы оценки качества образования общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга.

Заместитель председателя Комитета
М.Ю.Пучков





ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму
Комитета по образованию
от 03.02.2023 в„– 03-17-27/23-0-0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Введение

В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции, правам, обязанностям и ответственности общеобразовательных организаций относится проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО).
ВСОКО - это совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности общеобразовательных организаций.
Поскольку ВСОКО разрабатывается и регламентируется самой общеобразовательной организацией, учредитель не устанавливает требования к структуре, формам деятельности, критериям и показателям для каждой общеобразовательной организации.
Вместе с тем учредитель обязан обеспечивать концептуальное единство, объективность и достоверность получаемой в ходе функционирования ВСОКО информации, контролировать принятие и исполнение управленческих решений в общеобразовательной организации по результатам функционирования ВСОКО.
Также при проведении оценки механизмов управления качеством образования на уровне субъектов Российской Федерации одним из главных показателей является объективность оценки качества подготовки обучающихся, который тесно связан с рядом других, например, сбалансированностью системы оценки.
При проведении оценки механизмов управления качеством образования на уровне администраций районов Санкт-Петербурга этот показатель трансформируется в "принятие районных мер в рамках реализации регионального управленческого цикла", то есть оценивается "содействие региону" в проведении деятельности в соответствии с региональными целями и задачами.

1. Общие положения

Целью настоящих методических рекомендаций является согласование региональных и районных подходов к пониманию позиции мониторинга "объективность ВСОКО" и тех мер, которые могут быть приняты на районном уровне.
Указанные ниже предложения не являются как исчерпывающими, так и инвариантными. Систему мер разрабатывает каждый район Санкт-Петербурга в соответствии со своими особенностями и на основании результатов предыдущего цикла управленческой деятельности.
Более того, в зависимости от результатов, полученных в ходе предыдущего управленческого цикла, и специфики района работа может вестись по более узкому набору критериев и показателей. Выбор конкретных индикаторов находится полностью в компетенции районов Санкт-Петербурга.
Обращаем внимание и на то, что некоторые из предлагаемых критериев и показателей уже используются регионом и районами Санкт-Петербурга при реализации процедур Санкт-Петербургской системы оценки качества образования (далее - СПб РСОКО) и прочно вошли в практику работы.

2. Критерии объективности ВСОКО

2.1. Первая группа критериев может быть связана с документарным обеспечением ВСОКО:

Возможные критерии
Возможные показатели
1. Отражение в документах, связанных с ВСОКО (Положение о ВСОКО, план реализации ВСОКО, документы по мониторингу, внутришкольному контролю, контрольным работам и так далее), направлений деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур
Наличие документов, подтверждающих объективность проведения оценочных процедур.
Наличие мероприятий по обеспечению объективности оценочных процедур
2. Содержательное единство документов общеобразовательной организации, устанавливающих задачи, критерии и процедуры оценки качества, систему мониторинга и анализ результатов (Программа развития - Образовательная программа - Положение о ВСОКО и план реализации ВСОКО - Отчет о результатах самообследования)
Наличие согласованного подхода при разработке указанных документов к обеспечению объективности оценочных процедур
3. Сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся (обеспечение отсутствия перегрузки обучающихся оценочными процедурами)
Наличие единого графика проведения оценочных процедур, разработанного и утвержденного в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Минпросвещения России, график).
Осуществление административного контроля за выполнением графика

2.2. Вторая группа критериев может быть связана с обеспечением объективности через систему подготовки педагогическим коллективом оценочных процедур и оценочных средств:

Возможные критерии
Возможные показатели
1. Содержательное единство всех компонентов системы оценивания результатов обучающихся
Наличие оформленной системы оценивания результатов обучающихся.
Осуществление контроля за выполнением согласованных требований.
Наличие анализа результатов контроля
2. Соответствие фонда оценочных средств (далее - ФОС) в общеобразовательных организациях действующим федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС общего образования) в части направленности на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 в„– 03-49 "О направлении методических рекомендаций")
Полнота соответствия действующим ФГОС общего образования (по уровням образования, по учебным предметам и классам и тому подобное).
Наличие контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), формированных в ФОС, на критериальной основе
3. Обеспечение каждого обучающегося объективной независимой оценкой по всем учебным предметам учебного плана на каждом уровне общего образования
Участие общеобразовательных организаций в федеральных и региональных оценочных процедурах
4. Обеспечение каждого учителя результатами независимой оценки качества подготовки обучающихся
Участие общеобразовательных организаций при проведении федеральных и региональных оценочных процедур во взаимопроверках.
Наличие анализа результатов взаимопроверок.
Наличие системы самоконтроля объективности оценивания
5. Соответствие результатов внешней и внутренней оценки качества образования
Наличие системы анализа соответствия результатов внешней и внутренней оценки качества образования

2.3. Третья группа критериев может быть связана с вовлеченностью учителей общеобразовательных организаций в работу по обеспечению объективности результатов:

Возможные критерии
Возможные показатели
1. Работа методических объединений общеобразовательных организаций по обеспечению объективности оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования
Наличие в плане работы методических объединений общеобразовательных организаций мероприятий по подготовке КИМ для внутренней оценки, проведению и анализу результатов внешних и внутренних оценочных процедур.
Наличие системы независимой проверки в общеобразовательной организации результатов внутренних оценочных процедур.
Результаты учителей общеобразовательных организаций в процедурах оценки предметных и методических компетенций учителей, в том числе в части компетенций по оценке качества.
Наличие системы адресной помощи (в том числе повышения квалификации) по направлению оценки качества
2. Формирование педагогических экспертных сообществ, сообществ наставников и тьюторов по направлениям, связанным с объективностью оценки качества образования
Участие учителей общеобразовательных организаций в педагогических экспертных сообществах, сообществ наставников и тьюторов по направлениям, связанным с объективностью оценки качества образования

3. Мониторинг объективности ВСОКО

Отдел образования администрации района Санкт-Петербурга совместно с районным информационно-методическим центром определяет, прежде всего, этапы (сроки) формирования объективных ВСОКО в общеобразовательных организациях и на каждом этапе формулирует, при каких условиях согласно критериям объективности, выработанным в районе, ВСОКО в той или иной общеобразовательной организации можно считать в определенной степени объективной. Длительность этапа может быть существенно разной в зависимости от контекстных условий в районе Санкт-Петербурга и общеобразовательной организации.
При этом мониторинг объективности ВСОКО не обязательно должен проводиться в жестко регламентированные сроки.
Мониторинг объективности ВСОКО может проводиться постоянно и координироваться с другими мониторингами, исследованиями, проверочными процедурами.
Разработанные в районе Санкт-Петербурга документы (порядки проведения мониторингов, оценочных процедур, комплексных исследований и тому подобное) могут и должны в соответствии со своей направленностью включать различные элементы (критерии, показатели) мониторинга объективности ВСОКО.
Рекомендуется в каждом районе Санкт-Петербурга подготовить своего рода "экран" объективности ВСОКО на базе электронных форм (например, Яндекс-таблиц), в котором в режиме реального времени отражались бы результаты каждой общеобразовательной организацией по всем показателям, выбранным районом Санкт-Петербурга на проходящий этап.
По мере проведения мониторингов, оценочных процедур, комплексных исследований соответствующие результаты могут вноситься ответственным сотрудником (или ответственными сотрудниками) по каждой общеобразовательной организации, участвовавшей в той или иной процедуре.
"Экран" объективности ВСОКО должен быть доступен для руководителей общеобразовательных организаций (без возможности редактирования) с тем, чтобы понимать ситуацию с объективностью в своей общеобразовательной организации и понимать, к кому из коллег можно обратиться для консультации по тому или иному направлению.

4. Учет работы районов Санкт-Петербурга

Для Комитета по образованию при оценке деятельности районов Санкт-Петербурга по обеспечению объективности внутренней системы оценки качества образования общеобразовательных организаций основными критериями могут быть:
1. Отражение направления деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур в документах на уровне районов Санкт-Петербурга в соответствии с региональным комплексом мер.
2. Наличие системы анализа результатов деятельности общеобразовательных организаций с признаками необъективности результатов оценочных процедур.
3. Учет результатов деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур при оценке эффективности работы руководителей общеобразовательных организаций.
4. Наличие системы мониторинга объективности ВСОКО (критериев и показателей) и доля общеобразовательных организаций, участвующих в мониторинге.
5. Отражение направления деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур в тематике районных совещаний с руководителями общеобразовательных организаций, планах и отчетах работы методических служб.
6. Обеспечение адресной помощи учителям общеобразовательным организациям, расположенным на территории района Санкт-Петербурга, в совершенствовании оценочных средств, наличие материалов, способствующих развитию объективной системы оценки.
7. Развитие педагогических экспертных сообществ, участвующих в организации и проведении объективных оценочных процедур.
8. Повышение квалификации в области оценочной (включая критериальное оценивание) и аналитической деятельности.


------------------------------------------------------------------