Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17.01.2023 по делу N 3а-58/2023 <О признании недействующими пункта 5821 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п, пункта 6798 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 141-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2023 г. по делу в„– 3а-58/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре А.В.,
с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РЕТРО" о признании недействующими пункта 5821 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", пункта 6798 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год",

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 29 декабря 2020 года издан приказ в„– 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 11 января 2021 года.
В пункт 5821 Перечня на 2021 год включен объект - здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>.
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 24 декабря 2021 года издан приказ в„– 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункт 6798 Перечня на 2022 год включен объект - здание с кадастровым номером в„– <...> расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>.
ООО "РЕТРО" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия пункт 5821 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", пункт 6798 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год". Требования обоснованы тем, что в указанные Перечни на 2021-2022 год включено нежилое здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу и иным собственникам нежилые помещения. Полагает, что здание не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не предусматривает размещение более 20% офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Включение здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца. Также административный истец ссылается, что ранее решением Санкт-Петербургского городского суда от 15 марта 2022 года по административному делу в„– 3а-23/2022 признан недействующим со дня принятия пункт 5334 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", принятый в отношении вышеназванного объекта. Указанным решением суда, вступившим в законную силу, установлено что, под размещение офисных объектов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания используется 19,91% общей площади здания, до настоящего времени каких-либо изменений в здании не произошло.
Представитель административного истца ООО "РЕТРО", представляющий также интересы заинтересованных лиц <...> действующий на основании доверенностей, в судебное заседание явился, административные исковые требования поддерживал. Суду пояснил, что в 2020 году обследование здания в 2020 году не производилось, объект был включен на основании акта обследования 2019 года.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, Б.А. в судебное заседание явилась, поддержала ранее представленные письменные возражения (л.д. 146-147), также пояснила суду, что здание было включено в Перечень на основании результатов обследования и визуального осмотра, поскольку было установлено, что более 20% используется для размещения офисов и торговых объектов. Кроме того, указала, что работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года в„– 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02 апреля 2020 года в„– 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года в„– 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 06 апреля 2020 года в„– 30-п "О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга" без проведения обследования в 2020 году некоторых объектов в целях определения вида их фактического использования. Здание включено в Перечень на 2021 год на основании результатов обследования, проведенного в предыдущий период - в 2019 году, в ходе которого также было установлено, что помещения площадью более 20% от площади всего Здания используются для размещения объекта общественного питания, офисных помещений, объектов общественного питания.
Представитель заинтересованного лица <...>, действующий на основании доверенности, А.К. в судебное заседание явился, полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых актов было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года в„– 128-п, размещен на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 29 декабря 2020 года, в виде электронной копии бумажного документа опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 11 января 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом и опубликованы в установленном порядке.
Согласно выписке из ЕГРН, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., <...> литера А, площадью 7843,6 кв. м, с кадастровым номером 78:32:0001627:1053, построено в 2010 году, имеет 6 этажей, в том числе подземных: 1, назначение: нежилое, имеет наименование: комплекс наземного вестибюля станции метро "Звенигородская", сведения, необходимые для заполнения раздела 2 (сведения о зарегистрированных правах), отсутствуют.
В Здании расположены вторичные объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 78:32:0001627:1165, 78:32:0001627:1166, 78:32:0001627:1167, 78:32:0001627:1168, 78:32:0001627:1169, 78:32:0001627:1170, 78:32:0001627:1171, 78:32:0001627:1172, 78:32:0001627:1173, 78:32:0001627:1174, 78:32:0001627:1175, 78:32:0001627:1176, 78:32:0001627:1177, 78:32:0001627:1178, 78:32:0001627:1179, 78:32:0001627:1180, 78:32:0001627:1181, 78:32:0001627:1182, 78:32:0001627:1249, 78:32:0001627:1250, 78:32:0001627:1251, 78:32:0001627:1252, 78:32:0001627:1253, 78:32:0001627:1254, 78:32:0001627:1255, 78:32:0001627:1256, 78:32:0001627:1257, 78:32:0001627:1258, 78:32:0001627:1259, 78:32:0001627:1260, 78:32:0001627:1261, 78:32:0001627:1262, 78:32:0001627:1263, 78:32:0001627:1264, 78:32:0001627:1265, 78:32:0001627:1266, имеющие назначение - нежилое помещение, сведения о виде разрешенного использования отсутствуют.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:32:0001627:1241, площадью 1938+/-15 кв. м, относящемся к категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения объектов транспорта, находящемся в собственности Санкт-Петербурга. (л.д. 90-96).
В отношении земельного участка зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ООО "РЕТРО", ООО "МОДЕРН", ООО "АГАТ", Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен".
Учитывая вид разрешенного использования земельного участка, отсутствие сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений в Здании в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), Здание по указанным основаниям в Перечень на 2021 год, Перечень на 2022 год включено быть не могло.
Судом установлено, что указанное здание с кадастровым номером 78:32:0001627:1053, в котором административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения: 95-Н кадастровый в„– <...>, площадью 225,5 кв. м.; 1/2 в праве общей долевой собственности на помещение 26-Н кадастровый в„– <...>, площадью 324,6 кв. м.; 1/2 в праве общей долевой собственности на помещение 21-Н, 22-Н, 23-Н, 24-Н, 25-Н кадастровый N..., площадью 182,8 кв. м.; 1/2 в праве общей долевой собственности на помещение 20-Н кадастровый в„– <...>, площадью 191,6 кв. м.; 83-Н, 84-Н, 85-Н, 86-Н, 87-Н кадастровый в„– <...>, площадью 182,7 кв. м.; 94-Н, 71-Н, 72-Н, 73-Н, 74-Н, 75-Н кадастровый в„– <...>, площадью 180,3 кв. м.; 65-Н, 66-Н, 67-Н, 68-Н, 69-Н, 70-Н, 78-Н, 81-Н, 88-Н, 89-Н, 90-Н, 91-Н, 92-Н, 93-Н, кадастровый в„– <...>, площадью 431,5 кв. м.; 76-Н, 77-Н, 79-Н, 80-Н, 82-Н кадастровый в„– <...>, площадью 192,4; 1/2 в праве общей долевой собственности на помещение 16-Н, 17-Н, 18-Н, 19-Н кадастровый в„– <...>, площадью 362,8 кв. м.; 1/2 в праве общей долевой собственности на помещение 14-Н, 15-Н кадастровый в„– <...>, площадью 176,2 кв. м.; 12-Н кадастровый в„– <...>, площадью 22,5 кв. м.; 4-Н кадастровый в„– <...>, площадью 51,4 кв. м.; 3-Н кадастровый в„– <...>, площадью 5,9 кв. м.; включено в Перечень на 2021 год и Перечень на 2022 год в связи с установлением в ходе его обследования фактического использования более 20% площади объекта под цели, перечисленные в пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1-1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в отношении, в том числе таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2).
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), определены в пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно, в частности, фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
В подтверждение правомерности включения спорного Здания в Перечень на 2021 год административным ответчиком представлен акт обследования здания в„– 2606-ВФИ/Ю/2019 от 28 июня 2019 года, согласно которому более 20% площади Здания используется для размещения офисов, делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, объект также используется для размещения вестибюля станции метро "Звенигородская" (л.д. 170-173).
Вместе с тем, следует учитывать, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, Комитет формирует список и размещает его на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в списке (пункт 5), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6); информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В силу пунктов 3.1 и 3.2 утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года в„– 7-р Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования Объектов; мероприятия по определению вида фактического использования Объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02 апреля 2018 года в„– 7-р, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, с отражением результатов такого обследования в акте; на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формирует список Объектов, в отношении которых необходимо провести мероприятия по определению вида фактического использования (далее - Список объектов), с целью их включения в Перечень; в срок, указанный в пункте 2.1 настоящего Порядка, Информационно-аналитический отдел размещает Список объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Управления контроля использования имущества начинают проведение обследований не ранее, чем через пять дней с даты размещения Списка объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обследования проводятся на основании приказа Комитета о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; проведение обследований осуществляется Комитетом ежегодно в срок до 30 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов обследований, проведенных в соответствии с настоящим Порядком.
Из приведенных положений следует, что обследование фактического использования объектов недвижимости должно быть осуществлено в год, предшествующий налоговому периоду, на который определяется соответствующий перечень, вместе с тем, такого обследования в отношении спорного Здания в 2020 году с целью включения их в Перечень на 2021 год осуществлено не было, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость включения Здания в Перечень на 2021 год по результатам проведенного в 2019 году обследования была связана с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не допускается возможность использования для целей налогообложения сведений о виде фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в иной год, чем предшествующий очередному налоговому периоду, в связи с чем, акт обследования помещения от 28 июня 2019 года в„– 2606-ВФИ/Ю/2019 не может быть принят судом в качестве доказательства обоснованности включения нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, в Перечень 2021 года.
Кроме того, указанный акт обследования получил судебную оценку при рассмотрении административного дела в„– 3а-23/2022 по административному исковому заявлению ООО "РЕТРО" об оспаривании пункта 5334 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 года", решением Санкт-Петербургского городского суда по указанному делу от 15 марта 2022 года, установлено, что в нем не содержатся необходимые сведения, достоверно подтверждающие то, что более 20 процентов площади здания фактически используется для размещения офисных помещений, делового и административного назначения, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а прилагаемые к акту материалы фотофиксации не имеют привязки к конкретным помещениям в здании, не отображают их фактическое использование в указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях, сведения о площади здания и помещений, используемой в указанных целях в актах также отсутствуют.
Таким образом, имеются основания для признания недействующим пункта 5821 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
В подтверждение правомерности включения спорного Здания в Перечень на 2022 год административным ответчиком представлен акт обследования здания в„– 08-09-4402/2021 от 24 августа 2021 года, согласно которому более 20% площади Здания используется для размещения офисов, делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания. В дополнительной информации в акте обследования указано, что объект представляет собой бизнес-центр "Звенигородский" и вестибюль станции метро "Звенигородская", в помещениях 8-Н, 9-Н, 10-Н, 11-Н Здания, общая площадь которых составляет 5052,4 кв. м. на втором этаже расположены торговые объекты ("Табачная лавка", "Ifix" и другие), салон красоты "BlackBerri", кафе "Теремок", на третьем этаже расположен бар-ресторан "Doski", на четвертом и пятом этажах расположены офисы различных коммерческих организаций.
К указанному акту приложены фотографии в количестве 16 штук, копии поэтажных планов, расчет.
Согласно расчета площади нежилых помещений, используемых под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, являющегося приложением к акту обследования, под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, используется 64,4% от общей площади Здания. А именно помещение 8-Н, площадью 1238 кв. м. фактически используется под размещение объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, помещение 9-Н, площадью 1379,4 кв. м. под размещение объектов общественного питания, помещение 10-Н и 11-Н, площадью 1222,6 кв. м. и 1212,4 кв. м. соответственно, под размещение офисов (л.д. 167).
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).
Таким образом, бремя доказывания законности оспариваемого акта лежит на административном ответчике.
Исходя из приведенных выше положений федерального и регионального законодательства вид фактического использования объектов недвижимого имущества на территории Санкт-Петербурга должен устанавливаться в Порядке, утвержденном Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02 апреля 2018 года в„– 7-р, регламентирующим, какими документами должны быть подтверждены результаты обследования таких объектов.
Пунктами 3.3 и 3.7 названного Порядка прямо предусмотрено, что в ходе обследования должна осуществляться фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а к акту обследования должны прилагаться документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования.
В акте обследования в„– 08-09-4402/2021 от 24 августа 2021 года и приложенном к нему расчете, указаны помещения 8-Н, 9-Н, 10-Н, 11-Н, фактическое использование под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания которых было установлено в ходе обследования Здания.
Вместе с тем, как следует из представленных административным истцом выписок Единого государственного реестра недвижимости на нежилые помещения, и установлено вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 15 марта 2022 года по административному делу в„– 3а-23/2022 решения, в феврале 2019 года помещения 8-Н, 9-Н, 10-Н, 11-Н были сняты с кадастрового учета с постановкой на самостоятельный кадастровый учет вновь образованных объектов - нежилых помещений с кадастровым номером 78:32:0001627:1261 (95-Н), с кадастровым номером 78:32:0001627:1262 (83-Н, 84-Н, 85-Н, 86-Н, 87-Н), с кадастровым номером 78:32:0001627:1260 (94-Н, 71-Н, 72-Н, 73-Н, 74-Н, 75-Н), с кадастровым номером 78:32:0001627:1259 (65-Н, 66-Н, 67-Н, 68-Н, 69-Н, 70-Н, 78-Н, 81-Н, 88-Н, 89-Н, 90-Н, 91-Н, 92-Н, 93-Н), с кадастровым номером 78:32:0001627:1263 (76-Н, 77-Н, 79-Н, 80-Н, 82-Н) (л.д. 25-43, 44-89).
Фототаблица, представленная к акту обследования от 24 августа 2021 года, не содержит ссылок, позволяющих установить, какие именно помещения и их части отображены на фотографиях, а потому не позволяет рассматривать представленные административным ответчиком фотоматериалы и расчет в качестве достоверных доказательств фактического вида использования здания с кадастровым номером 78:32:0001627:1053.
Кроме того, фотографии в„– 1, в„– 9 в„– 14, в„– 15 с изображением фасада здания, части вестибюля станции метрополитена с турникетами не являются информативными.
Действительно, фотографии в„– 2, в„– 3, в„– 4, в„– 6, в„– 7, в„– 8, в„– 10, в„– 12, в„– 13 подтверждают размещение в Здании объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов, наличие которых не оспаривалось административным истцом, однако не позволяют определить площадь объектов и часть соответствующего нежилого помещения поставленного на кадастровый учет в 2019 году и не опровергают расчета административного истца о площади помещений используемых под указанные объекты.
Фотографии в„– 9, в„– 11, в„– 16 изображены пустующие части нежилых помещений Здания, которые не отображают их фактическое использование в указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.
Таким образом, представленный административным ответчиком акт обследования с приложением, не может быть признан надлежащим доказательством, поскольку не необходимые сведения, достоверно подтверждающие то, что более 20 процентов площади зданий и помещения фактически используется для размещения офисных помещений, делового и административного назначения, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов.
Иных доказательств достоверно подтверждающих, что применительно к требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации спорный объект недвижимости на момент утверждения и действия Перечня на 2022 год был предназначен для использования и(или) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу также о наличии оснований для признания недействующим пункта 6798 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением административного иска, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы, взыскав с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 - 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "РЕТРО" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 5821 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 6798 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РЕТРО" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.С.Чистякова

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2023 года.


------------------------------------------------------------------