Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 30.10.2023 N 3023-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 25.12.2012 N 307-р"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 октября 2023 г. в„– 3023-р

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 25.12.2012 в„– 307-Р

1. Внести в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 25.12.2012 в„– 307-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 в„– 1249 "О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации" следующие изменения:
1.1. Приложение в„– 1 к распоряжению изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
1.2. Пункт 2 распоряжения изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Тугова Д.Б.".
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Тугова Д.Б.

Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
Е.Н.Фидрикова





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 30.10.2023 в„– 3023-р

ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Общие положения

1.1. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки), не является образовательной программой, деятельность по реализации программы не относится к предмету регулирования законодательства об образовании. Программа подготовки включает минимальные требования к формированию Программы подготовки органами опеки и попечительства и(или) организациями, осуществляющими подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители), определяет структуру, тематический план, форму проведения подготовки, общую трудоемкость, а также итоговую аттестацию кандидатов в приемные родители. Программа подготовки осуществляется бесплатно на русском языке в очной форме. Прохождение Программы подготовки является обязательным для всех граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
Подготовка нижеперечисленных категорий граждан может осуществляться по их заявлению и(или) по обращению органов опеки и попечительства:
близких родственников ребенка (родственники по прямой восходящей линии (бабушки, дедушки), полнородные и неполнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры);
лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено по их вине;
лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
отчима, мачехи ребенка, подавших заявление о его усыновлении (удочерении).
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Организация подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства.

2. Цели и задачи подготовки кандидатов в приемные родители

2.1. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в целях оказания психологической и правовой помощи этим лицам, а также для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.
2.2. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются:
2.2.1. Подготовка граждан к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и исследование гражданами их воспитательных компетенций, родительских навыков и ресурсов семьи для воспитания и содержания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, а также образования и развития.
2.2.2. Помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью.
2.2.3. Ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей.
2.2.4. Профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей, и снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей.

3. Содержание Программы подготовки кандидатов
в приемные родители

3.1. Содержание Программы подготовки кандидатов в приемные родители состоит из тематического плана, наименования и содержания разделов (тем) Программы подготовки. Общая трудоемкость Программы подготовки должна составлять не менее 63 и не более 80 академических часов, из них не менее 70% академических часов практических занятий.
3.2. Тематический план Программы подготовки содержит разделы обязательные к изучению, но может быть дополнен иными разделами (темами) на усмотрение органов опеки и попечительства и(или) организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, с учетом принципов клиентоцентричности. Последовательность изучения разделов Программы подготовки может быть адаптирована и изменена с учетом потребностей кандидатов в приемные родители.

в„– п/п
Наименование раздела
Всего часов
Лекции
Тренинги
Индивидуальное консультирование
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
7
1
3
3
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
9
1,5
6,5
1
3
Этапы развития ребенка
2
1
1
-
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
1
3
-
5
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
4
1
3
-
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
6
1
3
2
7
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
8
1,5
6,5
-
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
4
1
3
-
9
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
1
1
-
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
7
1
6
-
11
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
2
2
-
-
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
2
-
2
-
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговая аттестация
6
-
-
6

Итого
63
13
38
12

3.3. Содержание разделов Программы подготовки:
3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Раздел 1 Программы подготовки включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка):
3.3.1.1. Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители.
3.3.1.2. Задачи подготовки, в том числе по следующим темам:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3.3.1.3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
3.3.1.4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
3.3.1.5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3.3.2. Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
Раздел 2 Программы подготовки включает следующие темы:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Раздел 3 Программы подготовки включает следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Раздел 4 Программы подготовки включает следующие темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорция развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
3.3.5. Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Раздел 5 Программы подготовки включает следующие темы:
потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятие "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
3.3.6. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.
Раздел 6 Программы подготовки включает следующие темы:
особенности ожиданий приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
3.3.7. Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.
Раздел 7 Программы подготовки включает следующие темы:
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
3.3.8. Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Раздел 8 Программы подготовки включает следующие темы:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.
3.3.9. Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Раздел 9 Программы подготовки включает следующие темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
3.3.10. Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Раздел 10 Программы подготовки включает следующие темы:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
3.3.11. Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Раздел 11 Программы подготовки включает следующие темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека или попечительство; формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем;
порядок предоставления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном или попечителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок предоставления опекунами или попечителями, приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки или попечительства - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов или попечителей, а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
3.3.12. Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Раздел 12 Программы подготовки включает следующие темы:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
3.3.13. Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговая аттестация.
Раздел 13 Программы подготовки включает следующие темы:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
итоговая аттестация кандидатов в приемные родители;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

4. Требования к уровню подготовки кандидатов
в приемные родители

4.1. Организации, осуществляющие подготовку кандидатов в приемные родители, самостоятельно определяют методы оценки уровня успешности освоения Программы подготовки.
4.2. Итоговая аттестация включает в себя оценку следующих знаний:
о формах устройства ребенка на воспитание в семью, возможностях и формах сотрудничества с организациями, действующими в сфере опеки и попечительства;
о перечне документов необходимых для представления в органы опеки и попечительства для получения заключения о возможности быть кандидатом в усыновители, опекуны (попечители) и отчетной документации опекуна (попечителя);
о правах и обязанностях лиц, принявших ребенка в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, в том числе о возможностях осуществления контакта ребенка с его кровными родителями и родственниками, с обеспечением безопасности для ребенка;
о последствиях разрыва ребенка с кровной семьей и влияния прошлого опыта на психофизическое развитие и поведение ребенка;
о воспитательских компетенциях, необходимых для воспитания в своей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей, о ресурсах и рисках приемного родителя относительно потребностей конкретного ребенка (детей);
о санитарно-гигиенических правилах и нормах воспитания детей в семье;
о возрастных закономерностях и особенностях психосексуального развития ребенка, методах и приемах полового воспитания в семье;
об особенностях протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о способах формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.
В случае успешного прохождения итоговой аттестации кандидатам в приемные родители выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 в„– 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
В случае пропуска более 30% от общего количества занятий кандидат в приемные родители получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия в составе другой группы в той же организации, осуществляющей подготовку лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Кандидатам в приемные родители, которые по результатам прохождения итоговой аттестации не освоили Программу подготовки, выдается уведомление, содержащее информацию о разделах Программы подготовки, не усвоенных гражданином, и рекомендации гражданину для оценки своих ресурсов и родительских компетенций (далее - Уведомление). В дальнейшем после выполнения рекомендаций кандидат в приемные родители может повторно пройти итоговую аттестацию. Форма Уведомления разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей подготовку кандидатов в приемные родители.


------------------------------------------------------------------