Приказ комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 20.12.2023 N 01-03/23-267 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на 2024 год"



КОМИТЕТ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 20 декабря 2023 г. в„– 01-03/23-267

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ
ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОСТОЯНИЕМ МУЗЕЙНОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2024 ГОД

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 в„– 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на 2024 год (далее - программа профилактики) согласно приложению.
2. Начальникам структурных подразделений комитета, ответственных за выполнение мероприятий программы профилактики, обеспечить их выполнение в установленные сроки.
3. Сектору осуществления надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия разместить программу профилактики в течение 5 дней со дня ее утверждения на официальном сайте, в Едином реестре видов контроля и в информационной системе Министерства экономического развития Российской Федерации https://monitoring.ar.gov.ru/.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Заместитель Председателя
Правительства Ленинградской области -
председатель комитета
В.О.Цой





ПРИЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕНА
приказом
комитета по сохранению
культурного наследия
Ленинградской области
от 20.12.2023 в„– 01-03/23-267

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОСТОЯНИЕМ
МУЗЕЙНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2024 ГОД

Раздел 1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВИДА
КОНТРОЛЯ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) ОРГАНА,
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

В соответствии со статьей 12.2 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 в„– 54-ФЗ (далее также - Федеральный закон в„– 54-ФЗ), Положением о комитете по сохранению культурного наследия Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 24.12.2020 в„– 850, комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области (далее - Комитет) является органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации (далее также - региональный государственный музейный контроль (надзор)).
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на 2024 год (далее - Программа профилактики) разработана во исполнение статьи 44 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ и Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 в„– 990.
В соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 30.09.2021 в„– 629, предметом регионального государственного музейного контроля (надзора) является соблюдение государственными музеями, находящимися в ведении Ленинградской области, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, обязательных требований к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций.
Объектами регионального государственного музейного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по обеспечению:
а) физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
б) проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций реставрационных работ лицами, прошедшими в Министерстве культуры Российской Федерации аттестацию на право их проведения;
в) безопасности музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций;
г) учета музейных предметов и музейных коллекций, ведения и сохранности учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
По состоянию на 01.10.2023 Комитет осуществляет региональный государственный музейный контроль (надзор) в отношении 6 государственных музеев - юридических лиц:
1. Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Музейное агентство";
2. Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Выборгский объединенный музей-заповедник";
3. Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Музейно-мемориальный комплекс "Дорога жизни";
4. Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Выставочный центр "Эрмитаж-Выборг";
5. Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник";
6. Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Парк Монрепо".
К нормативным правовым актам, содержащим обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного музейного контроля (надзора), целесообразно отнести 7 документов.
Федеральные законы
1. Федеральный закон от 26.05.1996 в„– 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Указанный Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 в„– 960 "Об утверждении Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям" (документ, содержащий текст нормативного правового акта: "Положение о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям").
Приказы Министерства культуры Российской Федерации
1. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 в„– 827 "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" (документ, содержащий текст нормативного правового акта: "Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций").
Единые правила определяют порядок организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций для музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и иные фонды, а также определяют:
- перечень фондов, в которые входят музейные предметы, иные предметы и документы, образующие собрание музея;
- порядок обеспечения учета музейных предметов, ведения и сохранности учетной документации, связанной с музейными предметами, включая порядок первичной регистрации музейных предметов в книге поступлений основного фонда музея, ее форму, состав и порядок внесения в нее сведений;
- порядок обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, проведения реставрационных работ;
- порядок обеспечения безопасности музейных предметов, включающий наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов.
2. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15.01.2019 в„– 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации" (документ, содержащий текст нормативного правового акта: "Положение о Музейном фонде Российской Федерации").
Положение о Музейном фонде Российской Федерации определяет:
- порядок проведения экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также порядок организации Министерством культуры Российской Федерации проведения экспертизы бесхозяйственно содержимых собственниками музейных предметов;
- порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда Российской Федерации;
- порядок передачи при ликвидации государственных и муниципальных музеев, иных государственных и муниципальных организаций музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в указанных музеях и организациях на праве оперативного управления и(или) безвозмездного пользования, в другие государственные и муниципальные музеи и иные государственные и муниципальные организации, осуществляющие хранение музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
- порядок организации доступа граждан к музейным предметам.
3. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.12.2017 в„– 2012 "Об утверждении Положения о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации" (документ, содержащий текст нормативного правового акта: "Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации").
Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации устанавливает порядок формирования и ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, в том числе определяет:
- состав сведений и порядок их внесения в реестр музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации;
- состав сведений и порядок их внесения в реестр музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
- состав сведений и порядок их внесения в реестр сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации.
4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 29.04.2020 в„– 492 "Об утверждении формы договора о передаче музеям и другим организациям в безвозмездное пользование музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности и включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. в„– 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
5. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 10.06.2022 в„– 964 "Об утверждении форм договоров о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям".
Рассмотренные нормативные правовые акты - федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Минкультуры России содержат все обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации.
Нарушения контролируемыми лицами обязательных требований может стать причиной порчи, разрушения, утраты музейных предметов и музейных коллекций (от предметов декоративно-прикладного искусства и ювелирного до оружия и предметов археологии) - неотъемлемой части культурного наследия народов Российской Федерации, исторической памяти многонациональной страны. Таким образом, важность тщательного и безусловного соблюдения музеями данных требований, а также необходимость осуществления органами государственной власти соответствующего контроля не вызывает сомнения.
В период с октября 2022 г. по сентябрь 2023 г. Комитет не проводил плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных музеев Ленинградской области, подведомственных Комитету. Особое внимание в этот период было уделено профилактическим мероприятиям.
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований реализуются Комитетом путем:
1. Обеспечения размещения на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
2. Осуществления информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований.
3. Проведения семинаров и конференций.
4. Обеспечения регулярного обобщения практики осуществления регионального государственного музейного контроля (надзора) и размещения на официальном сайте комитета в сети "Интернет" соответствующих обобщений.
5. Выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
6. Проведения профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.
В ходе профилактических визитов контролируемые лица были проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к обеспечению физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций (требования к размещению музейных предметов, оснащению различных групп музейных предметов, созданию и поддержанию определенного уровня температурно-влажностного, светового и санитарно-гигиенического режимов в зданиях и помещениях музея с учетом рекомендуемой классификацией предметов искусства в зависимости от их чувствительности к относительной влажности воздуха (RH), выполнению мероприятий по защите предметов от биоповреждений, обеспечению безопасности при воздействии шума на музейные предметы, регламентации доступа к музейным предметам, требования к крышам и водостокам музейного здания, к влажности в подвальных помещениях музея, требования к обеспечению регулярной качественной уборки помещений и их осмотров). Особое внимание было уделено анализу обязательных требований, которые предъявляются к хранению произведений живописи.
В 2024 г. Комитет планирует продолжить проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы о безусловном выполнении музеями обязательных требований, предъявляемых к обеспечению:
- физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
- проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций реставрационных работ лицами, прошедшими в Министерстве культуры Российской Федерации аттестацию на право их проведения;
- безопасности музейных предметов и музейных коллекций.
В результате реализации Программы профилактики ожидается повышение уровня информированности контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение их правовой грамотности, формирование ответственного отношения к сохранению музейных предметов и музейных коллекций, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Профилактическая работа в Комитете представляет собой системно организованную деятельность по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
- предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
- предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
- повышение прозрачности деятельности Комитета при осуществлении регионального государственного музейного контроля (надзора).
Для достижения поставленных целей Программы профилактики необходимо решение следующих задач:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области регионального государственного музейного контроля (надзора), в том числе путем разъяснения контролируемым лицам обязательных требований;
- мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;
- проведение профилактических мероприятий;
- повышение квалификации сотрудников Комитета, уполномоченных на осуществление регионального государственного музейного контроля (надзора).

Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
СРОКИ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

в„– п/п
Наименование профилактического мероприятия
Срок выполнения мероприятия
Ответственный за исполнение
1
2
3
4
1.
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований
В течение 15 дней с момента принятия нормативных правовых актов, программ, перечней, руководств и иных сведений или внесения в них изменений
Отдел музейного дела и делопроизводства
Сектор осуществления надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия
2.
Обобщение правоприменительной практики
Срок подготовки доклада и размещение на официальном интернет-сайте Комитета - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным
Отдел музейного дела и делопроизводства
Сектор осуществления надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия
3.
Объявление предостережения
Не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Отдел музейного дела и делопроизводства
4.
Консультирование:
- по телефону;
- посредством видео-конференц-связи;
- на личном приеме;
- в письменной форме;
- в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) наличие и(или) содержание обязательных требований;
2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) порядок выполнения обязательных требований
Ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 14:00 до 17:00
Отдел музейного дела и делопроизводства
Сектор осуществления надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия
5.
Профилактический визит. Проводится должностным лицом Комитета в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности подконтрольного субъекта
Не реже 1 раза в 2 недели
Отдел музейного дела и делопроизводства
6.
Обязательный профилактический визит в отношении лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере музейного дела, комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций
В течение одного года с момента начала деятельности
Отдел музейного дела и делопроизводства

Раздел 4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ В 2024 Г.

в„– п/п
Наименование показателя
Величина
1.
Проведение предусмотренных профилактических мероприятий в соответствии со сроками (периодичностью) их проведения
100%
2.
Отношение количества проведенных профилактических мероприятий без нарушений требований Федерального закона от 31 июля 2021 г. в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к общему количеству проведенных профилактических мероприятий
100%
3.
Количество проведенных профилактических мероприятий
не менее 24


------------------------------------------------------------------