Распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2023 N 860-рп "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Божией Матери Милующей"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 ноября 2023 г. в„– 860-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "ЦЕРКОВЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИЛУЮЩЕЙ"

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и пунктом 3.12 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 в„– 651, на основании историко-культурного исследования, выполненного АО "Группа компаний "ЕКС" (рег. КГИОП от 12.09.2023 в„– 01-24-2279/23-0-0):
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Божией Матери Милующей", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., дом 102, литера Ж, согласно приложению к распоряжению.
2. Признать утратившим силу распоряжение КГИОП от 04.12.2019 в„– 740-р "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Божией Матери Милующей".
3. Начальнику отдела государственного реестра объектов культурного наследия Управления государственного реестра объектов культурного наследия обеспечить размещение настоящего распоряжения в электронной форме в локальной компьютерной сети КГИОП и его официальное опубликование.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника Управления государственного реестра объектов культурного наследия.

Заместитель председателя КГИОП
Г.Р.Аганова





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению КГИОП
от 17.11.2023 в„– 860-рп

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИЛУЮЩЕЙ", РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ В.О., ДОМ 102, ЛИТЕРА Ж

в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Объемно-пространственное решение четырехстолпного крестово-купольного храма с тремя приделами, тремя крыльцами, притвором, двухъярусной колокольней над ним, полуциркульной двухъярусной апсидой и пониженным объемом ризницы, с двумя башенками-звонницами и башнеобразными дымоходами;
пространственно-планировочная композиция участка, включая местоположение здания, являющегося архитектурной доминантой магистрали Большого проспекта В.О.;
венчающий уплощенный купол на многогранном барабане на четверике, с примыкающими четырьмя пониженными полукуполами на граненых барабанах;
оформление края кровли главного купола объемными металлическими элементами (пояса алмазной грани и жемчужника);
конфигурация, габариты и высотные отметки крыш, включая крышу пониженного прямоугольного объема, полусферический купол апсиды, сферические купола колокольни и башенок-звонниц;
материал (металл), рисунок куполов (в шашку);
цоколь ограды - месторасположение (по границе участка вдоль Большого проспекта В.О.), материал (гранит);
закладные детали ограды - материал (чугун);
материал ограды (черный металл)
Рисунки не приводятся
2.
Конструктивная система
Наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
кирпичные своды:
главный купол на световом барабане;
четыре пилона, поддерживающие барабан главного купола на парусах;
конха и полукупола приделов, на подпружных арках;
своды притвора;
сводчатое перекрытие ризницы-галереи;
цилиндрический свод подвального этажа;
лестницы:
лестница на хоры - конструкция (полувинтовая, консольная), материал ступеней (известняк);
металлическое ограждение (прутья круглого и прямоугольного сечения, декорированные стилизованными муфтами и патерами), деревянный профилированный поручень;
лестницы в колокольне -
с хоров на колокольню (полувинтовая, консольная, материал ступеней (известняк, дерево), с металлическим ограждением из вертикальных стержней круглого сечения с перехватами в центре и металлическим поручнем);
из подклета до уровня хоров (полувинтовая, материал ступеней (известняк));
вентиляционные продухи и решетки
Рисунки не приводятся
3.
Объемно-планировочное решение
Объемно-планировочное решение

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов в неовизантийском стиле по проекту архитекторов Вас.А.Косякова и Д.К.Пруссака;
кресты на главном куполе, четырех угловых куполах и двух башнях-звонницах - месторасположение, габариты;
корона над колокольней - месторасположение, габариты, отделка (позолота);
отделка цоколя и оформление наличников окон подвального этажа красным гранитом;
отделка фасада гладкой штукатуркой, имитирующей квадровый руст;
колористическое решение фасада (по результатам натурных исследований);
лестницы трех крылец (притвора, северного и южного приделов) с каменными ступенями и тумбами красного гранита - материал и профиль ступеней;
три однотипных портала притвора, северного и южного приделов со щипцовым завершением, полуциркульной аркой входного проема, обрамленной широким лепным орнаментированным фризом и опирающейся на парные колонны;
массивные стволы колонн декорированы рельефом в виде вертикальных ломаных линий, материал колонн;
декор баз и стилизованных капителей - растительно-геометрический орнамент;
орнаментированные плетенкой и стилизованными растительными завитками рельефные терракотовые изображения греческого креста в щипцах порталов;
профилированные карнизы порталов с лепными фризами, декорированные порезкой в виде "бус" и стилизованными акантовыми завитками;
люнетное изображение - месторасположение (в поле стены, ограниченном полуциркульной аркой, над входным проемом портала притвора, северного и южного приделов);
порталы фланкированы крестообразными неглубокими нишами;
дверные проемы порталов с филенчатыми откосами;
Рисунки не приводятся


заполнение западного входа:
дубовая массивная дверь - филенчатая, двустворчатая, с нащельником круглого сечения с муфтами и металлическим порогом;
наружная лестница северного фасада с устоями красного гранита и каменными ступенями, дверной проем, ведущий в галерею-ризницу;
дверной проем в южном фасаде, ведущий в галерею-ризницу;
дверной проем в центральной части апсиды, ведущий в подвальный этаж - оформлен квадрами красного гранита и гранитным треугольным сандриком на гранитных кронштейнах;
оконные проемы, в том числе:
оконные проемы подвального этажа - прямоугольные, с наличниками красного гранита;
сдвоенные оконные проемы притвора, обрамленные красным гранитом, с межоконным простенком, украшенным гранитной колонкой;
сдвоенные и строенные оконные проемы первого яруса (основной прямоугольный объем) - прямоугольные, с полуциркульными завершениями, гранитными колонками в межоконных простенках и сложнопрофилированными дугообразными сандриками;



оконные проемы боковых фасадов притвора с наружными профилированными подоконными досками, декорированными по нижнему краю сухариками;
оконные проемы галереи-ризницы, оформленные архивольтами, профилированным венчающим карнизом с сухариками, межоконные простенки украшены терракотовыми орнаментальными греческими крестами, вписанными в круг в квадратном поле растительного орнамента;
оконные решетки - местоположение (подвального этажа, притвора, первого яруса, галереи-ризницы), материал (металл, ковка), тип рисунка (с вертикальными прутьями);
оконные проемы второго яруса (барабан колокольни и барабаны четырех полукуполов), оформленные рустованными архивольтами и лепным поясом в виде стилизованных пальметт и сухариков;
оконные проемы апсиды и башенок-звонниц с профилированными архивольтами и импостами;
оконные проемы барабана главного купола, декорированные архивольтами, орнаментальными поясами из пальметт и сухариков, сдвоенными колонками, украшенными кубическими капителями с пальметтами;
оконные заполнения - материал (дерево), рисунок расстекловки;
профиль карнизов, декор фризов, в том числе:
отдельные маленькие карнизы с окрытием, акцентирующие углы основного нижнего объема и объема притвора;
подоконная профилированная тяга апсиды;
профилированный карниз основного нижнего объема храма и нижнего объема колокольни, фриз, декорированный плетенкой, бусами, растительным орнаментом (стилизованные листья аканта) и круглыми выпуклыми медальонами с изображением греческого креста;
профилированные карнизы оснований барабанов куполов и полукуполов с фризами растительного орнамента с включением греческих крестов, вписанных в круг;
карниз четверика главного купола с широким лепным фризом с поясом стилизованных пальметт, сухариков, плетенки, греческих крестов, вписанных в восьмиугольники;
карниз восьмерика главного купола с широким лепным фризом из иоников и пальметт;
оформление оснований полукуполов и угловых объемов под ними "поребриком" из оштукатуренного выпущенного кирпича;
решение углов четверика главного купола в виде отдельных объемов с окрытием, профилированным карнизом и фризом с орнаментом бегунец

5.
Декоративно-художественное оформление интерьеров
Монументальная масляная полихромная живопись (по штукатурке) в основном объеме храма, на сводах, в арках, на столбах и пилястрах <*>;
--------------------------------
<*> Живопись в большей части утрачена.

рисунок сохранившихся элементов живописи выполнен в неовизантийском стиле с использованием орнаментальных мотивов (в частности - византийский цветок (в центре), пальметты, по краям - плетенка с византийскими крестами внутри);
цветовое решение - полихромное (белый, красный, синий, охра, зеленый) с элементами золочения;
лепная отделка интерьера;
оформление барабана главного купола аркатурно-колончатым поясом;
оформление аркатурным поясом алтарной апсиды;
декор полукуполов - аркатурные пояса;
оформление основания барабана, раскреповок, парусов и стены над хорами фризом с поясом растительного орнамента, плетенки и сухариков;
отделка откосов окон в верхнем объеме колокольни штукатурным квадровым рустом;
оформление балкона хоров - лепной пояс растительно-геометрического орнамента с опорой на кронштейны (орнамент - лист аканта), в основании - лепной фриз (орнамент - пальметты);
кубические орнаментированные капители колонн, декор кронштейнов, поддерживающих хоры (на момент осмотра зашиты);
оформление пилонов пилястрами с орнаментированными капителями, подчеркнутыми лепным поясом растительно-геометрического орнамента;
материал облицовки основания пилонов (гранит);
кубическая капитель полуколонны в южном приделе;
оформление пилона в южном приделе лепным поясом растительного орнамента;
Рисунки не приводятся


заполнение дверных проемов, включая:
тамбур западного входа с потолком, оформленным деревянными филенчатыми панелями;
внутреннее заполнение тамбура полусветлыми деревянными четырехстворчатыми дверями, с остекленной верхней частью и декорированной филенками, вставками алмазной грани, стилизованным поясом бус и профилированной полочкой глухой нижней частью;
полуторораспашные филенчатые деревянные двери двух вестибюльных проемов, ведущих в боковые помещения;
декор дубовой тонированной полусветлой двустворчатой двери из притвора в храм - филенки, резные пояса и крестоцветы в нижней глухой части, нащельник с резным геометрическим орнаментом в виде перевитого жгута и остекленная верхняя часть (стекло в профилированной обвязке, орнаментированной плетенкой, верхняя часть со скругленными углами, украшенными объемными резными розетками);
двери южного придела, аналогичные дверям притвора;
ограждение солеи - конфигурация, габариты, оформление (декорирование прорезными восьмиконечными звездами, с тумбами и цоколем, оформленными неглубокими профилированными нишами <*>, материал (белый мрамор);
--------------------------------
<*> Частично утрачено.

облицовка ступеней амвона белым мрамором



------------------------------------------------------------------