Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.11.2023 N 50 "Об утверждении Положения о предметных комиссиях Ленинградской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"



КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 20 ноября 2023 г. в„– 50

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года в„– 232/551, приказываю:

1. Утвердить Положение о предметных комиссиях Ленинградской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Исполняющий обязанности
председателя комитета
И.А.Голубев





УТВЕРЖДЕНО
приказом комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от 20.11.2023 в„– 50
(приложение)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Положение о предметных комиссиях Ленинградской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - предметные комиссии, Положение) разработано в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года в„– 232/551 (далее - Порядок проведения ГИА).
Настоящее Положение определяет цели, порядок формирования и структуру предметных комиссий, их полномочия и функции, права, обязанности членов предметных комиссий, порядок работы предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА).

1. Общие положения

1.1. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет) создает предметные комиссии и организует их деятельность.
1.2. Предметные комиссии осуществляют проверку и оценивание развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ), государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) на задания контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), а также анализ предоставленных участниками ГИА ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом и уточнение, в том числе дополнение перечня кратких ответов, которые должны быть засчитаны верными.
1.3. Предметные комиссии создаются по следующим учебным предметам: русский язык, математика, физика, химия, информатика, биология, история, география, обществознание, литература, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский).
1.4. Предметные комиссии прекращают свою деятельность с момента утверждения составов предметных комиссий в следующем году.
1.5. Предметные комиссии в своей деятельности руководствуются:
Порядком проведения ГИА;
нормативными правовыми актами, методическими, инструктивными документами Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" (далее - ФЦТ) по вопросам организации и проведения ГИА;
нормативными правовыми актами и методическими, инструктивными документами Ленинградской области по вопросам организации и проведения ГИА в Ленинградской области;
настоящим Положением.
1.6. Комитет формирует и утверждает график работы предметных комиссий в соответствии со сроками обработки и проверки экзаменационных работ, установленных Порядком проведения ГИА.
1.7. Организационное и технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий, в том числе обработка и организация проверки экзаменационных работ участников ГИА, осуществляется государственным бюджетным учреждением Ленинградской области "Информационный центр оценки качества образования" (далее - региональный центр обработки информации, РЦОИ).
1.8. Информация о результатах проверки экзаменационных работ участников ГИА вносится РЦОИ в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС ГИА).

2. Состав и структура предметной комиссии

2.1. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее - эксперты):
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и(или) профессиональных стандартах;
наличие опыта педагогической работы в соответствующей предметной области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (в том числе письменных, устных, практических и лабораторных) по соответствующему учебному предмету, полученного в течение последних трех лет.
2.2. Комитет определяет и представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей предметных комиссий.
2.3. Комитет представляет в Рособрнадзор по запросу кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором для проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации.
2.4. Комитет до начала проведения ГИА утверждает персональные составы предметных комиссий по представлению председателей предметных комиссий, согласованных Рособрнадзором.
В состав предметных комиссий по каждому учебному предмету входят председатель предметной комиссии, заместитель/заместители председателя предметной комиссии и члены предметной комиссии (эксперты).
Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется с учетом отсутствия у экспертов, предполагаемых для включения в состав предметной комиссии по соответствующему учебному предмету, конфликта интересов.
Численный состав предметных комиссий определяется исходя из количества участников, сдающих ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, с учетом сроков проверки экзаменационных работ участников ГИА.
2.5. По решению Комитета в составе предметных комиссий по русскому языку, математике, обществознанию создаются территориальные предметные подкомиссии по русскому языку, математике, обществознанию, осуществляющие полномочия предметных комиссий на территории муниципальных районов, городского округа Ленинградской области (далее - территориальные предметные подкомиссии).
В состав каждой из территориальных предметных подкомиссий входят председатель территориальной предметной подкомиссии, заместитель председателя территориальной предметной подкомиссии, члены территориальной предметной подкомиссии (эксперты).

3. Функции председателя, заместителя председателя и членов
предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии

3.1. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
Кандидатуры председателей предметных комиссий согласовываются Рособрнадзором.
3.2. Председатель предметной комиссии по соответствующему учебному предмету:
представляет в Комитет предложения по персональному составу предметной комиссии;
определяет и представляет в Комитет кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором для проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации;
по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы предметной комиссии;
осуществляет консультирование экспертов по вопросам проверки и оценивания ответов (в том числе устных ответов) на задания КИМ участников ГИА;
осуществляет консультирование председателей территориальных предметных подкомиссий по вопросам организации работы территориальных предметных подкомиссий, по вопросам проверки и оценивания ответов на задания КИМ участников ГИА;
взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем апелляционной комиссии Ленинградской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - апелляционная комиссия), комиссией по разработке КИМ;
организует и участвует в работе по анализу предоставленных участниками ГИА ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом по уточнению, в том числе дополнению перечня кратких ответов, которые должны быть засчитаны верными;
представляет председателю государственной экзаменационной комиссии Ленинградской области по проведению ГИА (далее - ГЭК) информацию о случаях, выявленных при проверке ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка проведения ГИА.
3.3. Председатель территориальной предметной подкомиссии по соответствующему учебному предмету:
осуществляет общее руководство и координацию деятельности территориальной предметной подкомиссии по соответствующему учебному предмету;
формирует график работы территориальной предметной подкомиссии в рамках сроков проверки, утвержденных Комитетом;
осуществляет консультирование экспертов территориальной предметной подкомиссии по вопросам проверки и оценивания ответов на задания КИМ участников ГИА;
представляет председателю предметной комиссии по соответствующему учебному предмету информацию о случаях, выявленных при проверке ответов участников ГИА, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка проведения ГИА.
3.4. В случае отсутствия председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии обязанности председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии возлагаются на заместителя председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии.
3.5. Эксперты предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии проводят проверку экзаменационных работ участников ГИА в соответствии с установленными требованиями и планом проверки, оформляют результаты оценивания ответов участников ГИА в протоколах проверки, устанавливают правильность оценивания экзаменационных работ и заполняют экспертное заключение о правильности оценивания экзаменационных работ в случае привлечения к работе в апелляционной комиссии.

4. Порядок проверки развернутых ответов участников ГИА

4.1. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
проверку и оценивание предметными комиссиями развернутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором;
анализ предоставленных участниками ГИА ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом и уточнение, в том числе дополнение, перечня кратких ответов, которые должны быть засчитаны верными.
4.2. Экзаменационные работы проходят следующие виды проверок:
проверку двумя экспертами (далее - первая и вторая проверки);
проверку третьим экспертом (далее - третья проверка);
проверку в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных) участников ГИА, подавших апелляции о несогласии с выставленными баллами.
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развернутый ответ на задания КИМ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки, который после заполнения передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.
В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
Третий эксперт назначается по согласованию с председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
Третьему эксперту предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
В рамках проверки экзаменационных работ предметными комиссиями РЦОИ формирует и предоставляет в предметную комиссию по соответствующему учебному предмету информацию об ответах, предоставленных участниками ГИА, на каждое задание КИМ с кратким ответом, а также КИМ, выполнявшиеся участниками ГИА. На основании анализа полученной информации предметная комиссия по соответствующему учебному предмету уточняет, в том числе дополняет, перечень кратких ответов, которые должны быть засчитаны верными, и направляет указанный перечень в РЦОИ.
4.3. При проверке устных ответов участников ГИА на задания КИМ предметные комиссии обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов и специализированными программными средствами для их прослушивания.
4.4. Обработка и проверка экзаменационных работ должны завершиться в следующие сроки:
по экзаменам, проведенным в основной период проведения ГИА, - не позднее десяти календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды проведения ГИА, в резервные сроки каждого из периодов проведения ГИА, - не позднее пяти календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
4.5. Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ РЦОИ направляет в ФЦТ результаты обработки и проверки экзаменационных работ.
4.6. Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания КИМ) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания.

5. Организация работы предметных комиссий/территориальных
предметных подкомиссий

5.1. Предметные комиссии осуществляют:
первую, вторую и третью проверку и оценивание развернутых ответов участников ГИА в форме ОГЭ по физике, химии, информатике, биологии, истории, географии, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский);
первую, вторую и третью проверку и оценивание развернутых ответов участников ГИА в форме ГВЭ по всем учебным предметам;
третью проверку и оценивание развернутых ответов участников ГИА в форме ОГЭ по русскому языку, математике, обществознанию.
5.2. Территориальные предметные подкомиссии осуществляют:
первую, вторую проверку и оценивание развернутых ответов участников ГИА в форме ОГЭ по русскому языку, математике и обществознанию.
5.3. Предметные комиссии осуществляют свою деятельность в местах, утвержденных Комитетом.
Территориальные предметные подкомиссии осуществляют свою деятельность в местах, утвержденных органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
Помещения для работы территориальных предметных подкомиссий определяют органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Предметные комиссии/территориальные предметные подкомиссии работают в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и распространение информации ограниченного доступа.
5.4. Лицам, проводящим проверку, запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из помещений экзаменационные материалы, критерии оценивания, протоколы проверки, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах. По завершении проверки использованные экспертами указанные материалы (за исключением протоколов проверки) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
В случае установления факта нарушения экспертом указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях, в том числе в рекламных целях, Комитет принимает решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии/территориальных предметных подкомиссий.
5.5. В местах работы предметных комиссий/территориальных предметных подкомиссий могут присутствовать:
члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
аккредитованные общественные наблюдатели;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица Комитета, - по решению Комитета.
5.6. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала ГИА председатель предметной комиссии:
согласует с руководителем РЦОИ график работы предметной комиссии по соответствующему учебному предмету;
передает руководителю РЦОИ списочный состав предметных комиссий/территориальных предметных подкомиссий с информацией о праве эксперта на третью проверку или перепроверку экзаменационных работ и проверку апелляционных работ.
5.7. РЦОИ обеспечивает предметные комиссии/территориальные предметные подкомиссии критериями оценивания развернутых ответов, обезличенными копиями работ участников ГИА.
5.8. Для подготовки работы предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии председатель предметной комиссии проводит инструктаж по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА.
5.9. Председатель предметной комиссии получает в РЦОИ и выдает экспертам предметной комиссии сформированные для каждого эксперта рабочие комплекты для оценивания развернутых ответов участников ГИА, которые содержат:
обезличенные бланки работ с изображениями письменных развернутых ответов участников ГИА (далее - бланк работы);
протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА (далее - протокол);
файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов по иностранным языкам и специализированными программными средствами для их прослушивания;
файлы с практическими работами участников ОГЭ по информатике и соответствующим программным обеспечением для их проверки;
файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов на задания ГВЭ.
5.10. Председатель территориальной предметной подкомиссии получает в РЦОИ и выдает экспертам территориальной предметной подкомиссии сформированные для каждого эксперта рабочие комплекты для оценивания развернутых ответов участников ГИА, которые содержат бланки работ и протоколы проверки.
5.11. Перед началом работы предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии ее председатель:
получает у руководителя РЦОИ и выдает экспертам предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии критерии оценивания развернутых ответов;
проводит с экспертами предметной комиссии инструктаж по организации работы предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии;
назначает лицо, обеспечивающее в предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов;
при необходимости назначает из числа экспертов консультантов, к которым могут обращаться эксперты предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА.
5.12. Распределение работ участников ГИА между экспертами, расчет баллов по каждому заданию с развернутым ответом работы ГИА, определение необходимости проверки работы ГИА третьим экспертом осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
5.13. Эксперты проводят проверку экзаменационных работ ГИА и выставляют баллы в соответствующие поля протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов и согласованных подходов к оцениванию развернутых ответов.
В случае затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт может получить консультацию у председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии или консультирующего эксперта.
5.14. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный протокол и бланки работ рабочего комплекта председатель предметной комиссии передает в РЦОИ для дальнейшей обработки и выявления работ, требующих третьей проверки.
5.15. На протяжении периода работы предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии председатель соответствующей комиссии и(или) его заместитель фиксирует номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании, с целью дальнейшей передачи информации в ФИПИ для анализа и совершенствования работы комиссии.
5.16. В случае выявления экспертом предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником ГИА Порядка проведения ГИА (наличие части экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы на бланках ГИА, решение заданий разных вариантов), он уведомляет об обнаруженном факте председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии.
Совместно с председателем предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии (при необходимости с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов.
Председатель предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.
Эксперт, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
5.17. В случае невозможности экспертом оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт уведомляет об этом председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии.
Совместно с председателем предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу.
Данная работа не оценивается, эксперт оставляет соответствующие поля протокола пустыми.
5.18. Во время работы предметной комиссии руководитель РЦОИ (или уполномоченное им лицо) предоставляет председателю предметной комиссии статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов:
о количестве проверенных экзаменационных работ;
о количестве экзаменационных работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки;
о количестве экзаменационных работ, назначенных на третью проверку;
другую информацию, позволяющую определить качество работы предметной комиссии и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами.
5.19. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, если все экзаменационные работы проверены экспертами необходимое число раз, а результаты оценивания из протоколов проанализированы в программном обеспечении РЦОИ.
5.20. По завершении работы каждый эксперт предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии сдает председателю предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии все материалы, включая полученные критерии оценивания развернутых ответов.
Председатель предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии сдает все материалы по работе предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии уполномоченному лицу РЦОИ.


------------------------------------------------------------------