Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 11.09.2023 N 1199-р "О внедрении модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме в Санкт-Петербурге"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 сентября 2023 г. в„– 1199-р

О ВНЕДРЕНИИ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В целях реализации пункта 15 Комплекса мер ("дорожной карты") по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2020 в„– 29-рп "О реализации мероприятия по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":
1. Утвердить Положение о внедрении модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме в Санкт-Петербурге.
2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся учреждения, реализующие программы дополнительного образования (далее - исполнительные органы власти), обеспечить внедрение модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (далее - модель).
3. Отделу воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию обеспечить информирование исполнительных органов власти о необходимости внедрения модели и размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Комитета по образованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Дополнительное образование и воспитательная работа".
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Васильеву Т.А.

Председатель Комитета
Н.Г.Путиловская





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета по образованию
от 11.09.2023 в„– 1199-р

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНЕДРЕНИИ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

1. Общие положения

1.1. Модель реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме в Санкт-Петербурге (далее - Модель) определяет основные содержательно-методические принципы и механизмы организации сетевого взаимодействия в системе образования Санкт-Петербурга на основе интеграции ресурсов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с организациями и учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности, а также предприятиями реального сектора экономики.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
ДОП - дополнительная общеобразовательная программа;
сетевая форма реализации дополнительной общеобразовательной программы - форма реализации дополнительной общеобразовательной программы, обеспечивающая возможность освоения обучающимся дополнительной общеобразовательной программы и(или) отдельных курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой, с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации дополнительной общеобразовательной программы и(или) отдельных курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой (в том числе различных вида, уровня и(или) направленности), с использованием сетевой формы реализации наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности, предусмотренной дополнительной общеобразовательной программой;
сетевая ДОП - ДОП, разработанная и реализуемая с использованием ресурсов нескольких организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов образовательной деятельности, предусмотренных ДОП;
сетевое взаимодействие - взаимодействие двух и более организаций по реализации сетевой ДОП, предоставляющих друг другу собственные ресурсы с целью повышения эффективности и качества образования;
базовая образовательная организация - организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принимается на обучение в соответствии со статьей 55 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая разрабатывает сетевую ДОП самостоятельно или совместно с другими организациями - участниками сетевого взаимодействия, несет ответственность за реализацию сетевой ДОП, осуществляет контроль за участием организаций-участников в реализации сетевой ДОП;
образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
организация-участник - организация, принимающая участие в реализации сетевой ДОП, которая реализует часть сетевой ДОП на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, уровню образования, по подвиду дополнительного образования и так далее, к которым относится соответствующая часть сетевой ДОП;
договор о сетевой форме реализации ДОП - документ, подписанный организациями-участниками, в котором указываются основные характеристики сетевой ДОП (в том числе вид, уровень и(или) направленность ДОП) (при реализации части ДОП указываются также характеристики отдельных курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных сетевой ДОП), а также объем ресурсов, используемых каждой организацией-участником, и распределение обязанностей между ними, срок действия договора о сетевой форме реализации ДОП.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определяемых действующим законодательством.
1.3. Перечень объединяемых ресурсов при сетевом взаимодействии:
кадровые ресурсы (высококвалифицированные педагогические работники, владеющие современными педагогическими технологиями, специалисты по методикам обучения в системе дополнительного образования детей разных направленностей, работники профильных учреждений, специалисты реального сектора экономики и пр.);
информационные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки, депозитарии мультимедийных продуктов и пр.);
материально-технические ресурсы (лабораторная база, специализированные помещения, учебно-производственное оборудование, инструменты, материалы, компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, спортивные залы и пр.);
учебно-методические ресурсы (ДОП, методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся), диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала, компьютерные обучающие и диагностирующие программы и пр.);
социальные ресурсы (партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики, "горизонтальные" связи в профессиональном педагогическом сообществе Санкт-Петербурга, связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и пр.).
1.4. Модель разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный проект "Успех каждого ребенка", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07.12.2018 в„– 3;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 в„– 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в„– 845, Министерства просвещения Российской Федерации в„– 369 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность";
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 в„– 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (далее - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России в„– 882/391);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 в„– 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2020 в„– 29-рп "О реализации мероприятия по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - распоряжение в„– 29-рп).

2. Цель и задачи внедрения Модели

2.1. Цель внедрения Модели - повышение качества и доступности дополнительного образования детей для обучающихся через создание единого образовательного пространства для выполнения заказа общества на формирование успешной личности.
2.2. Задачи, решаемые в процессе внедрения Модели:
объединение образовательных ресурсов образовательных организаций, реализующих сетевые ДОП, для создания общего программно-методического пространства для реализации ДОП;
анализ наиболее типичных и значимых потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) к содержанию и формам реализации ДОП;
определение основных содержательно-тематических направлений для разработки и реализации сетевых ДОП;
обеспечение создания и распространения методических материалов, необходимых для оказания помощи в разработке и реализации сетевых ДОП, описание и тиражирование актуальных практик по реализации сетевых ДОП;
внедрение и совершенствование образовательных методик и технологий, в том числе электронного и дистанционного обучения;
мотивирование обучающихся к участию в социальных практиках через сетевое взаимодействие;
расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
обеспечение повышения квалификации специалистов сферы дополнительного образования детей, базовой профессиональной переподготовки работников и специалистов, не имеющих педагогического образования;
расширение возможностей для профессионального диалога педагогических работников, принимающих участие в разработке и реализации сетевых ДОП.

3. Механизмы внедрения Модели

3.1. Внедрение Модели в Санкт-Петербурге осуществляется путем реализации сетевых ДОП образовательными организациями, реализующими ДОП, в организационных формах и моделях сетевого взаимодействия.
3.2. Организационные формы сетевого взаимодействия:
"горизонтальная" форма предусматривает взаимодействие образовательных организаций одного типа и ведомственной принадлежности;
"вертикальная" форма предполагает взаимодействие образовательных организаций различных типов одной ведомственной принадлежности;
"смешанная" форма основана на взаимодействии образовательных организаций и организаций, не осуществляющих образовательную деятельность, различных типов и ведомственной принадлежности, в том числе предприятий реального сектора экономики, общественных организаций и других заинтересованных юридических лиц, обладающих ресурсами для реализации сетевых ДОП (далее - иные организации).
3.3. Модели реализации сетевых ДОП:
модель совместной реализации образовательной программы;
модель использования ресурсов образовательных и иных организаций.
3.4. Образовательная деятельность по сетевой ДОП осуществляется посредством взаимодействия между организациями-участниками в соответствии с договором о сетевой форме реализации ДОП.
3.5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при реализации сетевой ДОП и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ определены приказом Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России в„– 882/391.
3.6. Организационно-методическое сопровождение внедрения и реализации Модели осуществляют:
Региональный модельный центр дополнительного образования детей государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" (далее - РМЦ);
районные опорные центры дополнительного образования детей, осуществляющие свою деятельность на базе образовательных организаций, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга (далее - РОЦ), созданные в администрациях районов Санкт-Петербурга на основании распоряжения в„– 29-рп.
3.6.1. РМЦ:
оказывает организационную, методическую и экспертно-консультационную поддержку реализации Модели;
проводит мониторит сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с показателями оценки эффективности и реализации Модели, указанными в разделе 5 настоящего Положения (далее - Показатели);
выявляет и распространяет лучшие практики реализации сетевых ДОП различных направленностей.
3.6.2. РОЦ:
оказывают организационную, методическую и экспертно-консультационную поддержку образовательным организациям, реализующим сетевые ДОП, подведомственным администрациям районов Санкт-Петербурга;
проводят мониторинг реализации дополнительных общеобразовательных программ в районе Санкт-Петербурга в соответствии с Показателями и с учетом информации, полученной по итогам мониторинга от образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
направляют информацию по итогам мониторинга реализации сетевых ДОП в РМЦ.
3.7. К методическому и консультационному сопровождению внедрения Модели могут привлекаться специалисты образовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками Санкт-Петербурга (ресурсные центры дополнительного образования) по направлению "Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в реализации программ и инновационных проектов в сфере дополнительного образования".
3.8. Сетевая ДОП утверждается базовой образовательной организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником в соответствии с пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России в„– 882/391.3.13. Сетевое взаимодействие сопровождается организационными документами, разрабатываемыми организациями-участниками сетевого взаимодействия:
договор о сетевой форме реализации ДОП;
договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, определяющие правила отношений организаций-участников;
планы, проекты, программы, определяющие содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия;
должностные инструкции педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, осуществляющих реализацию сетевой ДОП (далее - работники).
3.14. Разработка и реализация сетевой ДОП образовательной организацией обеспечивается при необходимости внесением соответствующих изменений в локальные акты образовательной организации, регламентирующие в том числе:
правила приема обучающихся на обучение по сетевой ДОП;
порядок текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
порядок отчисления и восстановления обучающихся для продолжения освоения сетевой ДОП;
порядок и основания перевода обучающихся;
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимся, его родителем (законным представителем);
обучение обучающихся по индивидуальному учебному плану;
порядок зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимся сетевой ДОП или ее части в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по сетевой ДОП;
порядок пользования организациями-участниками материально-технической базой, используемой для реализации сетевой ДОП,
а также в иные локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность по реализации ДОП.
3.15. Распределение ответственности между участниками сетевого взаимодействия при реализации сетевой ДОП.
Базовая организация несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса по сетевой ДОП и контроль за ее реализацией.
Организации-участники сетевого взаимодействия несут ответственность за реализацию отдельной части сетевой ДОП (курс, модуль, раздел) и соблюдение сроков, предусмотренных календарным учебным графиком реализации сетевой ДОП.
Направление обучающихся, принятых на обучение по сетевой ДОП в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в другие организации для освоения части сетевой ДОП осуществляется с их согласия и согласия их родителей (законных представителей).
Организации-участники, реализующие в рамках сетевого взаимодействия отдельные части сетевой ДОП, обеспечивают текущий учет и документирование результатов освоения обучающимися соответствующих курсов, модулей, разделов, видов познавательной, творческой и иных видов деятельности.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении курсов, модулей, разделов, видов познавательной, творческой и иных видов деятельности в других организациях засчитываются базовой организацией, в которую обучающийся был принят на обучение по соответствующей сетевой ДОП.
3.16. Внедрение Модели на уровне базовой организации обеспечивает:
изучение образовательных потребностей обучающихся и запросов их родителей (законных представителей);
анализ необходимых для реализации сетевой ДОП целей и задач ресурсов, что является основанием для определения потенциальных организаций-участников и направлений интеграции с ними;
изучение целевых ориентиров, направлений деятельности, оценку внутренних ресурсов, определение общности целей и стратегий развития потенциальных организаций-участников;
разработку нормативных документов и мониторинга результативности сетевого взаимодействия;
создание комплекса условий сетевого взаимодействия:
организационные условия: создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия организаций-участников, совместное планирование и согласование действий, коммуникационная доступность организаций-участников при реализации сетевых ДОП;
научно-методические условия: разработка сетевых ДОП, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов; разработка и распространение методических рекомендаций и лучших практик в сфере сетевого взаимодействия;
финансовые условия: обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг;
материально-технические условия: использование возможностей организаций-участников для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;
кадровые условия: наличие работников с уровнем профессиональной подготовки, соответствующей требованиям сетевой ДОП;
информационные условия: наличие скоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предоставление информации на официальных сайтах организаций-участников в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, взаимодействие со средствами массовой информации, издание печатной продукции, создание банка научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах;
мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации сетевых ДОП.

4. Планируемые результаты внедрения Модели

4.1. Внедрение в Санкт-Петербурге Модели направлено на обеспечение следующих результатов:
увеличение охвата детей дополнительным образованием;
увеличение количества сетевых ДОП, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, ориентированных на обучающихся с различными образовательными потребностями и возможностями;
обеспечение высокого качества ДОП и обновление содержания ДОП за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества ДОП;
создание условий и формирование компетенций обучающихся для использования ресурсов неформального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
формирование эффективных механизмов государственно-общественного и межведомственного управления дополнительным образованием детей;
реализация моделей адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
создание благоприятных условий для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
создание комплексной инфраструктуры современного детства, удовлетворяющей общественные потребности в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

5. Показатели эффективности внедрения Модели

N
Наименование показателя
Единица измерения
1.
Количество мероприятий для специалистов дополнительного образования по вопросам внедрения модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме
единиц
2.
Охват специалистов дополнительного образования мероприятиями по вопросам внедрения модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме
человек
3.
Количество дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме
единиц

Прирост численности дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме
процентов
4.
Охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами, реализуемыми в сетевой форме
человек
5.
Прирост численности организаций-участников сетевого взаимодействия из числа научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе негосударственного сектора экономики
процентов


------------------------------------------------------------------