Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.03.2023 по делу N 3а-53/2023 <О признании недействующими пункта 3297 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2018 N 216-п, пункта 1404 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п, пункта 1467 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2023 г. по делу в„– 3а-53/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре А.
с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щ. о признании недействующими в части нормативных правовых актов,

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 26 декабря 2018 года издан приказ в„– 216-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень Приказа в„– 216-п), который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2018 года.
В пункт 3297 Перечня Приказа в„– 216-п в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> (далее - Помещение, Объект).
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 23 декабря 2019 года издан приказ в„– 166-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень Приказа в„– 166-п), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 24 декабря 2019 года.
В пункт 1404 Перечня Приказа в„– 166-п в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также включен вышеуказанный Объект.
Комитетом 29 декабря 2020 года издан приказ в„– 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень Приказа в„– 128-П), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 11 января 2021 года.
В пункт 1467 Перечня Приказа в„– 128-П в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также включено вышеуказанное Помещение.
Щ. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, которым просил признать недействующими вышеуказанные пункты с момента принятия нормативных правовых актов, ссылаясь на то, что Помещение, общей площадью <...> кв. м., в праве собственности на которое он владеет долями в размере <...>, не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку приобретено и фактически используется собственниками как встроенно-пристроенная гараж/автомобильная стоянка; обследование Помещения в 2018-2020 годах не проводилось, а на представленных административным ответчикам фототаблицах к актам обследования объекта недвижимости изображены иные помещения, расположенные в другом здании.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании поддержала письменные возражения административного ответчика на заявленные требования (л.д. 212-218 т. 1), согласно которым Помещение включено в Перечни на 2019, 2020 год по результатам фактических обследований, в ходе которых установлено, что более 20% общей площади Объекта используется в целях размещения офисов, о чем составлены акт обследования в„– 268-ВФИ/С/2018 от 28.04.2018 г, в„– 399-АФИ/С/2019 от 19.04.2019. Работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года в„– 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02 апреля 2020 года в„– 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 в„– 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 06.04.2020 в„– 30-п "О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга" без проведения обследования в 2020 году некоторых объектов в целях определения вида их фактического использования. В отсутствие возражений со стороны административного истца Объект включен в Перечень на 2021 год на основании акта обследования помещения, проведенного в 2019 году.
Заинтересованные лица МИ ФНС России в„– 21 по Санкт-Петербургу, ЗАО "Содружество", , , , о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, заявлений, ходатайств, мнения по иску не представили.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 НК РФ). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 названного кодекса в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и его действия, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 в„– 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц установлены в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2020 году - в размере 1,25 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2021 году - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2022 году - в размере 1,75 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 6 статьи 3). При этом согласно пункту 8 статьи 3 этого же Закона Санкт-Петербурга ставки налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения установлены в размере 1,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2022 году, в предыдущие налоговые периоды - 0,1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год утвержден оспариваемым приказом Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 26 декабря 2018 года в„– 216-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2018 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 166-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 24 декабря 2019 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика 30.12.2020 года, на сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе официального опубликования нормативных правовых актов 11.01.2021 года.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом и опубликованы в установленном порядке до начала соответствующих налоговых периодов.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно, если здание:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение указанных объектов, в том числе, предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац второй подпункта 2) или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2 статьи 1-1).
По смыслу приведенных предписаний в соответствующий перечень подлежит включению объект недвижимости, который отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности с <...> принадлежит <...> доли, а с <...> - <...> доли в праве долевой собственности на Объект - помещение 1-Н с кадастровым номером в„– <...> площадью <...> кв. м., Объект учтен в Едином государственном реестре недвижимости с назначением и наименованием - "нежилое помещение", расположен на цокольном этаже здания - <...>, имеющего назначение "нежилое" площадью 14039,6 кв. м., наименованием "административное здание со встроенно-пристроенной заглубленной автостоянкой", находящегося на земельном участке с кадастровым номером в„– <...> с видом разрешенного использования - "для размещения административно-управленческих и общественных объектов" (т. 2 л.д. 132-205), предоставленного в аренду по договору в„– 17/ЗД-06392 от 20.01.2012 г. аренды земельного участка с множественностью лиц со стороны арендатора (т. 1 л.д. 90-110), что исключает однозначное отнесение Помещения к объектам, отвечающим установленным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации признакам.
Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование Помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не предусматривает размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом то обстоятельство, что договором арены земельного участка с множественностью лиц со стороны арендатора <...> земельный участок по адресу: <...> передан для использования по офис (т. 1 л.д. 90-96) само по себе не может являться основанием для отнесения Помещения к объектам, подлежащим включению в Перечень, поскольку установленный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение офисов.
Согласно пояснениям представителя Комитета Помещение включено в Перечни в связи с установлением фактического использования его для размещения офисов, делового и административного назначения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года в„– 7-р установлен Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 3.1 и 3.2 которого формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов; мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 1.2 Порядка проведения обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 в„– 7-р (далее - Порядок проведения обследования), вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета; результаты обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения по установленной форме (пункты 3.4 и 3.5 данного Порядка).
В соответствии с Порядком проведения обследований в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела, Комитетом для определения вида фактического использования Помещения в 2018 и 2019 годах произведены обследования, о чем составлены соответствующие акты от 28.04.2018 в„– 268-ВФИ/С/2018 и в„– 399-ВФИ/С/2019 от 19.04.2019 (т. 1 л.д. 219-224, 237-242), согласно которым более двадцати процентов площади обследованного объекта - помещения 1-Н в <...>, общей площадью <.. > кв. м., используется для размещения офисов, делового и административного назначения.
Оценивая представленные административным ответчиком акты обследования от 28.04.2018 в„– 268-ВФИ/С/2018 и в„– 399-ВФИ/С/2019 от 19.04.2019, суд, полагает обоснованными доводы административного истца о несоответствии отображенных на фототаблицах помещений местоположению, виду, назначению, планировке, использованию Объекта, расположенного в <...> что свидетельствует о том, что фактически при обследовании 28 апреля 2018 года и 19 апреля 2019 года представителями Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга осматривалось и фиксировалось иное помещение.
При этом суд учитывает, что согласно выписке на Помещение из ЕГРН, Объект находится на цокольном этаже (т. 1 л.д. 9), как следует из ведомости помещений и их площадей Филиала ГУП ГУИОН ПИБ Приморского района по состоянию на 2009 года на цокольном этаже здания расположен гараж (т. 3 л.д. 26-27).
Согласно технического плана Помещения, подготовленного 05.07.2022 г. кадастровым инженером, в результате кадастровых работ (натуральных обмеров) с целью устранения реестровой ошибки установлено, что нежилое помещение, кадастровый в„– <...> (помещение 1-Н), представляет собой гараж/автомобильную стоянку, расположенную в цокольном этаже площадью 1734,65 кв. м, и на эксплуатируемой кровле гаража в уровне 1-го этажа здания по адресу: <...> площадью <...> кв. м., т.е., фактически здание имеет подземную автостоянку и открытую автостоянку на краже подземной стоянки (встроенно-пристроенная автостоянка), проектом административного здания со встроенно-пристроенной заглубленной автостоянкой по указанному адресу предусмотрена подземная стоянка и открытые автостоянки, в том числе, на крыше подземной автостоянки (т. 3 л.д. 1-25).
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 21.06.2018 по делу в„– <...>, вступившим в законную силу 24.07.2018 г, за <...> признано право собственности на <...> долей нежилого помещения в„– 1-Н (гараж/автомобильной стоянки) общей площадью 2804,0 кв. м., расположенного в цокольном этаже нежилого здания по адресу: <...> кадастровый в„– <...>, в том числе - стояночные места для автомашин под условными номерами: 4, 5, 6, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 38, 41 (т. 3 л.д. 37-42).
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <...> по делу в„– <...>, вступившим в законную силу 10.08.2018 г., за <...> признано право собственности на <...> долей нежилого помещения в„– 1-Н (гараж/автомобильной стоянки) общей площадью <...> кв. м., расположенного в цокольном этаже нежилого здания по адресу: <...>, кадастровый в„– <...>, с правом пользования стояночными местами для автомобилей под условными номерами: 12, 13, 14, 15, 43, 44 (т. 1 л.д. 59-63).
Из Акта в„– 09-13-3261/2022 от 05 июля 2022 года обследования Объекта специалистами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга усматривается, что Помещение используется под паркинг (т. 2 л.д. 239-242).
Таким образом, Помещение, включенное в оспариваемые Перечни на 2019-2021 года, является помещением гаража/автомобильной стоянки, в составе которой расположены стояночные места для автомашин (помещение паркинга), тогда как на представленных к актам обследования от 28.04.2018 в„– 268-ВФИ/С/2018 и в„– 399-ВФИ/С/2019 от 19.04.2019 фотографиях отображены помещения холлов, кабинетов с рабочими местами, оборудованными офисной техникой, что не позволяет суду признать указанные акты относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами того, Объект отвечает условиям, позволяющим включить его в Перечень на соответствующий год, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов площади Помещения в целях размещения в нем офисов.
Иных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено при том, что в силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств, подтверждающих безусловное и обоснованное определение Здания, в котором находится Помещение, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), в рамках настоящего дела суду не представлено, в связи с чем оснований полагать обоснованным включение Помещения в качестве самостоятельного объекта в оспариваемые Перечни как помещения в таком центре, не имеется.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 в„– 7-р, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, с отражением результатов такого обследования в акте; на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формирует список Объектов, в отношении которых необходимо провести мероприятия по определению вида фактического использования (далее - Список объектов), с целью их включения в Перечень; в срок, указанный в пункте 2.1 настоящего Порядка, Информационно-аналитический отдел размещает Список объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Управления контроля использования имущества начинают проведение обследований не ранее, чем через пять дней с даты размещения Списка объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обследования проводятся на основании приказа Комитета о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; проведение обследований осуществляется Комитетом ежегодно в срок до 30 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов обследований, проведенных в соответствии с настоящим Порядком.
Из приведенных положений следует, что обследование фактического использования объектов недвижимости должно быть осуществлено в год, предшествующий налоговому периоду, на который определяется соответствующий перечень, вместе с тем, такого обследования в отношении Объекта в 2020 году с целью включения его в Перечень на 2021 год осуществлено не было.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость включения Помещения в Перечень на 2021 год по результатам проведенного в 2019 году обследования была связана с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не допускается возможность использования для целей налогообложения сведений о виде фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в иной год, чем предшествующий очередному налоговому периоду.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Объект на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов обладал признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые положения подлежат признанию недействующими.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативные правовые акты недействующими в оспариваемых частях со дня принятия.
руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Щ. об оспаривании нормативных правовых актов в части - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- пункт 3297 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 года в„– 216-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год",
- пункт 1404 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год",
- пункт 1467 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год",
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------