Решение Санкт-Петербургского городского суда от 21.03.2023 по делу N 3а-76/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим листа 93 Приложения N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2023 г. по делу в„– 3а-76/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре А.
с участием прокурора Шкарлет О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Прайм Риалти" о признании недействующим листа 93 Приложения 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в действующей редакции в части отнесения земельного участка площадью 990 кв. м, с кадастровым номером: 78:07:0003287:6, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А, на карте границ территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений) к территориальной зоне ТР2 - зоне рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры,

установил:

Правительством Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года принято постановление в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее по тексту - Постановление в„– 524, оспариваемый нормативный правовой акт), которым утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Постановление в„– 524 опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 29 июня 2016 года и вступило в силу в соответствии с его пунктом 2 на следующий день после официального опубликования, то есть 30 июня 2016 года, за исключением пункта 1.8.10 раздела 1 приложения в„– 3 к Постановлению в„– 524, вступающего в силу в иные сроки.
Указанным постановлением на листе 93 Приложения 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" земельный участок площадью 990 кв. м, с кадастровым номером 78:07:0003287:6, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А, на карте градостроительного зонирования, границ территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений) отнесен к территориальной зоне ТР2 - зоне рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 04 июля 2017 года в„– 550, от 28 июня 2018 года в„– 526, от 23 июля 2019 года в„– 464, от 17 февраля 2020 года в„– 82, от 26 февраля 2021 года в„– 85, от 17 мая 2021 года в„– 293, от 1 октября 2021 года в„– 750, от 13 декабря 2021 года в„– 971 вносились изменения в Постановление в„– 524, не меняющие ранее установленного территориального зонирования в части указанного выше земельного участка.
Акционерное общество "Прайм Риалти" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, окончательно уточнив административные исковые требования просило признать недействующим лист 93 Приложения 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в действующей редакции в части отнесения земельного участка площадью 990 кв. м с кадастровым номером 78:07:0003287:6 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А, на карте границ территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений) к территориальной зоне ТР2 - зоне рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры.
В обоснование требований административный истец указал, что в соответствии со свидетельством о праве собственности от 27 марта 2007 года и выпиской из ЕГРН АО "Прайм Риалти" является собственником земельного участка площадью 990 кв. м, с кадастровым номером 78:07:0003287:6, с расположенным на нем зданием - "павильон-кафе" площадью 240 кв. м, с кадастровым номером 78:3287:0:11, находящихся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 13 декабря 2010 года в„– 4001 утвержден градостроительный план указанного земельного участка в„– RU78163000-8320.
Территориальная зона названного земельного участка в соответствии с вышеуказанным градостроительным планом указана как ТР0-2 (зона спортивных сооружений с включением объектов инженерной инфраструктуры).
В соответствии со статьей 47 действовавшего на момент выдачи градостроительного плана земельного участка Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года в„– 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" целью выделения зоны ТР0-2 является сохранение и развитие территорий, предназначенных для занятий физической культурой и спортом.
В числе основных видов разрешенного использования в градостроительном регламенте было указано: для размещения крытых спортивных комплексов (физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, бассейнов и т.п. объектов) без трибун для зрителей.
На основании указанного градостроительного плана АО "Прайм Риалти" выполнило весь комплекс инженерных изысканий, получило технические условия для подключения к инженерным сетям, разработало проектную документацию в полном объеме на реконструкцию существующего здания павильона-кафе под спортивный клуб, получило положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации.
Постановлением в„– 524 была изменена территориальная зона, в которой расположен земельный участок административного истца.
Вместо территориальной зоны ТР0-2 (зона спортивных сооружений с включением объектов инженерной инфраструктуры) участок стал относиться к территориальной зоне ТР2 (зоне рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры).
В результате установления на указанном земельном участке такого градостроительного зонирования участок, находящийся в частной собственности, без его изъятия для государственных или муниципальных нужд фактически стал относиться к территориям общего пользования, поскольку полномочия собственника участка на нем реализованы быть объективно не могут, что нарушает права и законные интересы административного истца и подтверждается уведомлением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 05 ноября 2019 года в„– 07-05-15071/19-0-1, которым было отказано административному истцу в выдаче разрешения на строительство, в том числе по мотивам несоответствия проекта градостроительным регламентам.
Также административный истец указал, что на дату принятия оспариваемого акта указанный земельный участок находился и до настоящего времени находится в частной собственности, что исключало его отнесение к зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования. Обоснование установления в отношении спорного земельного участка территориальной зоны ТР2 отсутствует. Данный земельный участок не входит и никогда не входил в Перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, установленных Законом Санкт-Петербурга от 08 октября 2007 года в„– 430-85 (с последующими изменениями и дополнениями) "О зеленых насаждениях общего пользования" (далее - Закон Санкт-Петербурга в„– 430-85), также не может быть отнесен к зеленым насаждениям ограниченного пользования в силу положений статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года в„– 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге". Согласно Закону Санкт-Петербурга в„– 430-85 территории зеленых насаждений общего пользования являются территориями общего пользования и могут включать земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга; земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена; земельные участки, переданные в собственность внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Приморский парк Победы между Гребным кан., Рюхиной ул. и р. М. Невкой отнесен к территориям зеленых насаждений общего пользования городского значения (пункт 926 Перечня, утвержденного в Законе Санкт-Петербурга в„– 430-85, в„– 13095, схема расположения ЗНОП в„– 13-6). В соответствии с указанной схемой земельный участок административного истца исключен из территории зеленых насаждений общего пользования. Данные сведения подтверждаются также данными РГИС. При изменении функциональной зоны территории нарушены принципы градостроительного законодательства, а также не учтено фактически сложившееся землепользование. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года, вступившим в законную силу 21 июля 2021 года, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу лист 22 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года в„– 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в действующей редакции в части отнесения земельного участка площадью 990 кв. м с кадастровым номером 78:07:0003287:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А, к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения). Таким образом, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга в части отнесения земельного участка площадью 990 кв. м с кадастровым номером 78:07:0003287:6 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А, к территориальной зоне ТР2 не соответствуют статьям 2, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 9 июля 2020 года административные исковые требования АО "Прайм Риалти" о признании недействующим листа 22 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года в„– 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в действующей редакции в части отнесения земельного участка площадью 990 кв. м с кадастровым номером: 78:07:0003287:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литер А, к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения) выделены в отдельное производство.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 29 марта 2022 года административные исковые требования АО "Прайм Риалти" были удовлетворены; судом постановлено признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу лист 93 Приложения 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в действующей редакции в части отнесения земельного участка площадью 990 кв. м, с кадастровым номером 78:07:0003287:6, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А, на карте градостроительного зонирования - границ территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений) к территориальной зоне ТР2 - зоне рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры. Указанным решением на Правительство Санкт-Петербурга возложена обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Вступившим в законную силу, определением Санкт-Петербургского городского суда от 06 декабря 2022 года удовлетворено заявление Правительства Санкт-Петербурга о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам, решение суда от 29 марта 2022 года отменено по новым обстоятельствам, производство по административному делу возобновлено.
Представитель административного истца АО "Прайм Риалти" по доверенности И. в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала. В своих объяснениях указала, что при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта административным ответчиком были нарушены положения статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые обязывают учитывать существующие и возможные условия использования земельного участка. В отношении земельного участка истца на котором расположено строение был установлен вид разрешенного использования - для размещения объектов торговли, и отнеся его к зоне ТР2, административный ответчик создал ситуацию когда собственник не может осуществить застройку земельного участка или реконструировать существующее здание.
Представитель административных ответчиков по доверенности Д. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на соблюдение уполномоченным органом порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, его соответствие требованиям правовых норм, имеющих большую юридическую силу; поддержала ранее представленные представителем административного ответчика письменные возражения на административный иск (том 2 л.д. 130-133, 146-149), пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца, который не лишен возможности реконструировать размещенное на земельном участке нежилое здание с наименованием "общественное питание", поскольку градостроительным регламентом зоны ТР2 предусмотрен вид условно разрешенного использования земельного участка - "общественное питание (код 4.6).
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного иска не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно представленным административным истцом в материалы дела правоустанавливающим документам, на момент разрешения судом настоящего спора, АО "Прайм Риалти" с 2007 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:07:0003287:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, дом 3, лит. А, и расположенного на нем нежилого здания (наименование общественное питание) с кадастровым номером 78:07:0003287:3015.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что территориальное зонирование в отношении вышеназванного земельного участка затрагивает интересы административного истца, являющего субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия Правительства Санкт-Петербурга на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции и т.д. (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В свою очередь частью 2 статьи 63 названного Кодекса предусмотрено, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса (в том числе утверждение правил землепользования и застройки), осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга. Правила землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга (часть 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом особенностей осуществлении градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года в„– 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", устанавливающим разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с положениями статьи 3 указанного Закона, отнесено, среди прочего, принятие решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга и внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года в„– 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пункт 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года в„– 100).
Следовательно, Правительство Санкт-Петербурга было компетентно утвердить Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, установив в них территориальные зоны, и внести в них изменения.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта включала в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку и принятие главой муниципального образования об их проведении (части 10, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Особенности осуществления указанной процедуры в Санкт-Петербурге установлены статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года в„– 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", которая на дату принятия Постановления в„– 524 предусматривала, в том числе, проведение публичных слушаний по проекту, порядок организации и проведения которых в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года в„– 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (прежнее наименование - Закон Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года в„– 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге").
Постановление от 21 июня 2016 года в„– 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" принято уполномоченным органом государственной власти - Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с установленной процедурой, по форме и виду соответствует акту, который вправе принять Правительство Санкт-Петербурга, опубликовано в соответствии с установленным порядком, что установлено вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2019 года по делу в„– 3а-11/2019, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и по соответствующим основаниям не оспаривается.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 года в„– 85 внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года в„– 524, в частности пунктом 1.2 Приложение 2 "Карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга. Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий строений, сооружений)" к указанному постановлению изложено в новой редакции согласно приложению 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 года в„– 85.
Постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru) 26 февраля 2021 года, то есть в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года в„– 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
Изменения в Постановление в„– 524, внесенные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 декабря 2021 года в„– 971, приняты в порядке применения положений частей 3.1, 3.2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации по требованию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, изложенному в письме от 16 ноября 2021 года в„– МН-21/АГ-2863, в целях обеспечения размещения объекта федерального значения в области высшего образования "Инновационный научно-технический центр, г. Санкт-Петербург", предусмотренного схемой территориального планирования Российской Федерации в области высшего образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 года в„– 247-р, опубликованы на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru) 22 декабря 2021 года.
Вышеуказанные постановления Правительства Санкт-Петербурга, а также постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04 июля 2017 года в„– 550, от 28 июня 2018 года в„– 526, от 23 июля 2019 года в„– 464, от 17 февраля 2020 года в„– 82, от 17 мая 2021 года в„– 293, от 1 октября 2021 года в„– 750, которыми также были внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года в„– 524, не изменили территориальное зонирование спорной территории.
Оценивая доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно частям 1, 3 статьи 9, пункту 2 части 1 статьи 18 названного кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов, местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Генеральный план Санкт-Петербурга в силу части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом территориального планирования субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из совокупности положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Земельный участок с кадастровым номером земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, литера А, кадастровый номер 78:07:0003287:6 был приобретен административным истцом у ООО "Сенат", которое являлось собственником данного земельного участка с 23 сентября 2004 года на основании договора купли-продажи.
Действовавшими ранее Правилами, утвержденными Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. в„– 29-10 (утратил силу в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2016 г. в„– 439-79) территория, включающая земельный участок с кадастровым номером 78:07:0003287:6, входила в границы территориальной зоны ТР0-2 - зоны рекреационного назначения спортивных сооружений с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно Генеральному плану, утвержденному Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 в„– 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", земельный участок с кадастровым номером 78:07:0003287:6 расположен в функциональной зоне Р2 - зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения. В дальнейшем границы функциональной зоны Р2 были изменены, в результате чего часть земельного участка ориентировочной площадью 18,5 кв. м, оказалась находящейся в границах функциональной зоны Р0, большая часть земельного участка осталась в границах функциональной зоны Р2.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2022 года решение по Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года по административному делу в„– 3а-16/2021, которым удовлетворены административные исковые требования АО "Прайм Риалти" и признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда лист 22 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 в„– 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в действующей редакции в части отнесения земельного участка площадью 990 кв. м с кадастровым номером 78:07:0003287:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А, к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения), отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований АО "Прайм Риалти" (л.д. 153-159 том 4).
Таким образом, в отношении территории включающей земельный участок с кадастровым номером 78:07:0003287:6, границы территориальной зоны ТР2 установлены Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными Постановлением в„– 524 с учетом границы функциональной зоны Р2, установленной Генеральным планом, что соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопреки утверждению административного истца, учет сложившейся планировки территории и существующего землепользования, не является единственным обстоятельством, требующим учета при подготовке Правил землепользования и застройки. К иному обстоятельству также относится учет функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом городского округа, поскольку в соответствии с частью 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в соответствии с генеральным планом.
Доводы административного истца о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав собственника земельного участка, поскольку АО "Прайм Риалти" ограничено в производстве реконструкции существующего нежилого здания (павильон-кафе) и(или) в строительстве нового с назначением спортивный клуб и использовании земельного участка по его целевому назначению, не могут быть приняты во внимание.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.
Отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне ТР2 не исключает использование земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из карты градостроительного зонирования, земельный участок истца расположен в территориальной зоне ТР2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры), которая предполагает следующие условно разрешенные виды использования в том числе: общественное питание (код 4.6), обеспечение занятий спортом в помещениях (код 5.1.2), обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий (код 5.1.1), площадки для занятий спортом (5.1.3).
В классификаторах видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. в„– П/0412 и приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. в„– 540, приведено описание указанных видов разрешенного использования, и из чего следует что в границах территориальной зоны ТР2 возможно размещение как зданий и сооружений для занятий спортом, так и размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Таким образом, оспариваемым Постановлением истец не ограничен в праве на реконструкцию, находящегося на рассматриваемом земельном участке существующего здания и строительство нового с соблюдением градостроительного регламента.
При этом, нахождение участка в частной собственности не является препятствием для установление территориальной зоны ТР2.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленной ему компетенции с соблюдением порядка принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых Акционерного общества "Прайм Риалти" о признании недействующим листа 93 Приложения 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в действующей редакции в части отнесения земельного участка площадью 990 кв. м, с кадастровым номером: 78:07:0003287:6, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, д. 3, Литера А, на карте границ территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений) к территориальной зоне ТР2 - зоне рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры - отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.С.Чистякова


------------------------------------------------------------------