Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 17.03.2023 N 2-п "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области в период весеннего паводка 2023 года"



ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2023 г. в„– 2-п

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ПЕРИОД ВЕСЕННЕГО ПАВОДКА 2023 ГОДА

Я, Главный государственный санитарный врач по Ленинградской области Ольга Александровна Историк, проанализировав ситуацию в период предстоящего весеннего паводка, отмечаю:
Ежегодно при прохождении весеннего паводка отмечается ухудшение качества воды в источниках водоснабжения, что негативно отражается на качестве питьевой воды, подаваемой населению Ленинградской области.
Значительное влияние на качество поверхностных вод оказывает сброс недостаточно очищенных сточных вод. Наибольшую антропогенную нагрузку в области по-прежнему испытывают река Нева, река Волхов, река Луга.
Остается неудовлетворительным состояние водоемов, используемых для питьевого водоснабжения (водоемы I категории), где доля неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям в 2022 году составила - 48,2% (в 2021 году - 43,29%).
В 2022 году по санитарно-химическим показателям 100% неудовлетворительных проб воды регистрировались в Волховском и Тихвинском районах. Выше среднеобластного показателя удельный вес неудовлетворительных проб воды зарегистрирован в Бокситогорском - 96,0%, Киришском - 84,6%, Выборгском - 78,3%, Лодейнопольском - 62,5%, Кингисеппском - 58,3% районах.
По микробиологическим показателям удельный вес неудовлетворительных проб воды водоемов I категории в 2022 году составил - 18,6% (в 2021 году - 46,0%).
Стабильно высокий удельный вес неудовлетворительных проб воды водоемов I категории (выше среднеобластного показателя) по микробиологическим показателям регистрируется в Киришском (100%), Лодейнопольском (52,0%), Волховском (49,5%), Выборгском (28,6%), Тихвинском (25,0%), Кингисеппском (23,1%) районах.
Существующие водоочистные сооружения на территории. Выборгского, Приозерского, Кингисеппского, Тихвинского районов не всегда способны своевременно отреагировать на ухудшение качества воды в весенний период. Основная причина этому - техническое несовершенство, большой процент износа водоочистных сооружений.
Несмотря на принимаемые меры в последние годы удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды из распределительной сети по санитарно-химическим показателям остается на высоком уровне. В 2022 году он составил 15,89% (в 2021 - 14,79%) при среднероссийском показателе 12,52%. Выше среднеобластного данный показатель в Тосненском районе - 39,22%, Приозерском - 35,74%, Тихвинском. - 34,56%, Лодейнопольском - 30,05%, Бокситогорском - 25,59%, Волховском - 25,45%, Выборгском - 24,87%, Киришском - 22,77%, Подпорожском - 21,34%.
Доля нестандартных проб питьевой воды по микробиологическим показателям в 2022 году составила 3,19% (в 2021 году - 2,99%), при среднероссийском показателе 2,42%. Превышение среднеобластного показателя в 2022 году установлено в Приозерском районе - 11,16%, Выборгском - 10,66%, Гатчинском - 7,84%, Бокситогорском - 3,62%.
В целях предотвращения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в период прохождения паводка, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения, связанных с ухудшением качества питьевой воды, руководствуясь статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания", санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.13597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 в„– 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", постановляю:

1. Рекомендовать Правительству Ленинградской области предусмотреть выделение дополнительных финансовых средств для проведения комплекса противоэпидемических мероприятий на затопленных территориях.
2. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области:
2.1. Обеспечить учет и составить реестр объектов, являющихся в случае их подтопления потенциальными источниками загрязнения окружающей среды. Провести расчет количества дезинфицирующих средств, необходимого для дезинфекции территорий, источников хозяйственно-бытового водоснабжения, объектов биологического загрязнения, попадающих в возможную зону подтопления. Определить перечень специализированных организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии, планируемых к привлечению для проведения дезинфекционной обработки объектов и территории.
Реестр объектов, информацию о расчетно-необходимом запасе дезинфицирующих средств, сведения о планируемых к привлечению организаций дезинфекционного профиля, представить в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в соответствующих районах в срок до 31 марта 2023 года.
2.2. Своевременно разработать мероприятия по обеспечению готовности территорий муниципальных образований к паводковому периоду, обратив особое внимание на состояние объектов водоснабжения и канализования, ливневой канализации и дренажных систем, полигонов бытовых отходов, скотомогильников, складов ядохимикатов, пестицидов, горюче-смазочных материалов и нефтебаз, расположенных в зоне возможного подтопления, в соответствии с конкретными условиями.
2.3. Обеспечить на подтопляемых территориях, в случае их подтопления, проведение работ по дезинфекции территории, дезинфекции колодцев питьевой воды, в том числе частных колодцев, с учетом необходимости проведения этих работ силами специализированных организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии. Обеспечить наличие запаса дезинфицирующих средств, достаточного для полноценного проведения дезинфекционных работ.
2.4. Обеспечить готовность пунктов временного размещения людей в случае необходимости их эвакуации при затоплении населенных пунктов. В местах возможного размещения людей предусмотреть организацию подвоза питьевой воды и продуктов. Размещение людей организовать с соблюдением противоэпидемических мероприятий.
2.5. Включить в состав оперативных штабов и эвакуационных комиссий начальников территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области соответствующих районов.
2.6. Взять под особый контроль обеспечение водоочистных и канализационных сооружений достаточным количеством реагентов и обеззараживающими средствами с учетом расхода реагентов в сутки.
2.7. Проработать альтернативные варианты обеспечения населения наиболее подверженных подтоплению территорий питьевой водой, расфасованной в емкости, автомашинами и питьевыми цистернами; провести расчет возможной потребности населения в привозной воде.
2.8. Осуществлять систематическое обеззараживание воды децентрализованных источников водоснабжения (каптажей, общественных колодцев и колонок) в сельских населенных пунктах.
2.9. Обязать хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории района, провести очистку территорий, гаражных кооперативов от мусора, очистку и дезинфекцию выгребных ям, емкостей-накопителей стоков неканализованных жилых и общественных зданий, ликвидировать стихийные свалки. Обеспечить контроль выполнения указанных мероприятий.
2.10. Поддерживать готовность объектов по обеспечению жизнедеятельности населения на подтопленных и затопленных территориях (в первую очередь - водоснабжение, питание, медицинская помощь).
2.11. Усилить контроль за функционированием объектов жизнеобеспечения в период прохождения весеннего паводка.
2.12. Организовать публикации серии печатных материалов в районных средствах массовой информации о правилах проведения дезинфекции источников децентрализованного водоснабжения, наличии средств дезинфекции в магазинах, о мерах профилактики инфекционных заболеваний.
3. Рекомендовать ГУП "Леноблводоканал", ОАО "Кингисеппский водоканал", ООО "Северо-Запад Инжиниринг", ООО "Сертоловские коммунальные системы", АО "Водно-Коммунальное хозяйство", АО "Ленинградские областные коммунальные системы", АО "Инженерно энергетический комплекс", МУКИ "Свердловские коммунальные системы", ООО "Флагман", ООО "ВОДОКАНАЛ", МУП "Водоканал", АО "ВИК", ООО "Водоканал Отрадненского городского поселения", ООО "ЭкоСервис", АО "Коммунальные системы Гатчинского района", МУП Водоканал" г. Гатчина, ООО "Акваресурс", ООО "Инфраструктура Плюс", и иным юридическим и физическим лицам, осуществляющим содержание и эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения населения (владельцам и арендаторам водопроводов), водоочистных сооружений и канализационных очистных сооружений:
3.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки питьевой воды, технологии очистки сточных вод.
3.2. Принять меры по обеспечению водоочистных сооружений и канализационных очистных сооружений достаточным количеством реагентов и обеззараживающих средств, исходя из суточного расходования, не менее чем на 10 дней работы; специальной техникой (течеискатели, бульдозеры, экскаваторы и др.), материалами (трубами, отводами различных диаметров, и др.) с целью бесперебойной работы предприятий, как в нормальном режиме, так и в чрезвычайных ситуациях.
3.3. Осуществлять силами аккредитованных лабораторий производственный контроль за качеством питьевой воды после водоподготовки и в разводящей сети, за качеством очистки сточных вод с учетом паводковой ситуации (ежедневно в период паводка) с предоставлением информации в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.
3.4. Провести силами аккредитованных лабораторий в течение марта-апреля 2023 года еженедельные исследования питьевой воды из источников питьевого водоснабжения и после водоподготовки, перед подачей в распределительную сеть, на наличие возбудителей вирусной этиологии (норовирусы, ротавирусы, астровирусы, гепатит A).
3.5. Обеспечить соблюдение режимных мероприятий в зонах строгого режима (1 пояс зон санитарной охраны) источников питьевого водоснабжения.
3.6. Обеспечить своевременное выявление и устранение аварийных ситуаций на водопроводных сетях, последующую их дезинфекцию и проведение лабораторного контроля качества, а также своевременное устранение аварийных ситуаций на канализационных сетях.
3.7. Обеспечить немедленную передачу информации в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области об аварийных ситуациях на системах водоснабжения, отключениях подачи питьевой воды.
3.8. Организовать в марте-апреле 2023 года проведение вакцинации лиц, занятых в сфере коммунального благоустройства (работники, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также предприятий по санитарной очистке населенных мест, сбору, транспортировке и утилизации бытовых отходов), против вирусного гепатита A, ранее не привитых и не болевших.
4. Рекомендовать руководителю Управления ветеринарии Ленинградской области провести оценку ветеринарно-санитарного состояния и биологической опасности имеющихся на территории области скотомогильников и биотермических ям, внести предложения в органы местного самоуправления по их обустройству, в первую очередь размещенных на подтапливаемых территориях.
5. Рекомендовать комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области разработать комплекс мероприятий по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в части обеспечения населения качественной питьевой водой и предотвращения загрязнения водных объектов, в том числе по подготовке очистных сооружений водопроводов и систем канализации к работе в период прохождения весеннего паводка, созданию необходимого запаса реагентов и дезинфицирующих средств.
6. Рекомендовать комитету по здравоохранению Ленинградской области:
6.1. Обеспечить запас препаратов, необходимых для иммунизации категорий граждан, подлежащих профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 06.12.2021 в„– 1122н) (далее - Национальный календарь профилактических прививок), против вирусного гепатита A, брюшного тифа и шигеллезов, и фагирования населения по эпидемическим показаниям, для территорий возможного подтопления.
6.3. Обеспечить готовность нештатных формирований для оказания практической и методической помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
7. Рекомендовать главным врачам лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Ленинградской области:
7.1. Обеспечить наличие резервного запаса дезинфекционных средств и лекарственных препаратов не менее чем на 10 дней работы;
7.2. Утвердить схемы обеспечения питьевой водой ЛПУ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с целью водообеспечения лечебно-профилактических учреждений;
7.3. Провести семинары с медицинскими работниками по клинике, диагностике и организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах кишечных инфекций, в том числе брюшного тифа, вирусного гепатита A;
7.4. Определить численность подлежащих прививкам по эпидемическим показаниям контингентов (обслуживаемого ЛПУ на данной территории, для оперативной вакцинации по решению СПЭК, в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям);
7.5. Организовать проведение вакцинации против гепатита A лиц, ранее непривитых, из числа медицинского персонала инфекционных больниц и отделений, сотрудников бактериологических лабораторий;
7.6. Обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений к вакцинации против гепатита A работников сферы обслуживания населения, предприятий пищевой промышленности, а также лиц, обслуживающих водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети;
7.7. Провести оценку готовности медицинских организаций по подготовке к приему больных, наличию средств диагностики, лечения и профилактики, в том числе созданию запаса вакцин по эпидемическим показаниям, препаратов экстренной профилактики (бактериофагов, иммуноглобулинов, химиопрепаратов), а также средств неспецифической профилактики.
7.8. Активизировать разъяснительную работу среди населения о санитарно-эпидемиологической обстановке в населенных местах в период весеннего паводка и о мерах профилактики инфекционных заболеваний, в т.ч. по вопросам употребления воды в кипяченом виде или бутилированной.
8. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области:
8.1. Актуализировать планы противоэпидемических (профилактических) мероприятий на паводковый и послепаводковый периоды (далее - План). Копии планов, согласованных с главами администрации соответствующих муниципальных районов Ленинградской области, направить в Управление в срок - до 23.03.2023.
8.2. Принять участие в работе оперативных штабов и эвакуационных комиссий при администрациях муниципальных районов по координации проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасного прохождения весеннего половодья и паводков на административных территориях.
8.3. Во взаимодействии с органами местного самоуправления определить перечень эпидемиологически значимых объектов (водопроводный очистные сооружения, канализационные очистные сооружения, склады ядохимикатов, скотомогильники, навозохранилища и др.), находящихся в зоне возможного подтопления паводковыми водами. Направить в адрес глав администраций муниципальных образований и юридических лиц, объекты которых включены в перечень, предложения по обеспечению противоэпидемического режима в период прохождения весеннего паводка.
8.4. Обеспечить контроль полноты и своевременности выполнения главами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области мероприятий, указанных в пунктах 2.1 - 2.12 настоящего Постановления.
8.5. В составе оперативных штабов провести оценку готовности медицинских организаций к приему больных, наличию средств диагностики, лечения и профилактики, в том числе созданию запаса вакцин по эпидемическим показаниям, препаратов экстренной профилактики (бактериофагов, иммуноглобулинов, химиопрепаратов), а также средств неспецифической профилактики.
8.6. Обеспечить контроль готовности лечебно-профилактических учреждений к проведению вакцинации против гепатита A контингента, определенного пунктами 6.1, 7.5 и 7.6 настоящего Постановления.
8.7. Провести оценку готовности медицинских организаций к приему больных, наличию средств диагностики, лечения и профилактики, в том числе созданию запаса вакцин по эпидемическим показаниям, препаратов экстренной профилактики (бактериофагов, иммуноглобулинов, химиопрепаратов), а также средств неспецифической профилактики.
8.8. Провести оценку готовности пунктов временного размещения к приему эвакуированных лиц, с соблюдением требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе противоэпидемических мероприятий.
8.9. При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, обратить особое внимание на состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей, соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки, режима обеззараживания воды перед поступлением в сети, наличие запасов реагентов и обеззараживающих средств.
8.10. Обеспечить организацию системы наблюдений и сбора оперативной информации за качеством водопроводной воды подаваемой населению из поверхностных водоисточников Бокситогорского, Всеволожского, Волосовского, Волховского, Выборгского, Ломоносовского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского, Приозерского, Сланцевского, Тихвинского районов, а также из незащищенных подземных источников Гатчинского района, по данным производственного контроля на поднадзорных территориях.
8.11. О чрезвычайных ситуациях (затоплении территории, авариях, отключениях питьевой воды более 24 часов и др.) и мерах по предотвращению неблагоприятных последствий незамедлительно информировать руководителя Управления лично. Донесение направлять в Управление в срок - не позднее 4 часов с момента получения информации о чрезвычайной ситуации.
8.12. Совместно с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области" обеспечить проведение оперативного анализа заболеваемости острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом A и санитарного фона на территориях, расположенных в зоне возможного подтопления, с целью оценки, прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки на территориях риска и своевременного принятия комплекса адекватных профилактических и противоэпидемических мероприятий.
8.13. Информировать население через средства массовой информации о санитарно-эпидемиологической обстановке в населенных местах в период весеннего паводка.
8.14. Довести текст настоящего Постановления до сведения заинтересованных лиц.
8.15. Представить итоговую информацию об исполнении данного Постановления в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области в срок до 07.04.2022.
9. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург и Ленинградской области":
9.1. Обеспечить готовность специализированных формирований к проведению отбора проб и проведению лабораторных исследований воды, грунта и т.п. и готовность лабораторной базы к индикации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней в том числе - во внерабочее время.
9.2. Обеспечить проведение оперативного анализа заболеваемости острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом A и санитарного фона на территориях, расположенных в зоне возможного подтопления, с предоставлением результатов в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
9.3. Обеспечить участие специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области" в мероприятиях, предусмотренных пунктами 8.4 - 8.7 и 8.11 настоящего Постановления.
9.4. Провести анализ результатов мониторинга качества питьевой воды в населенных пунктах, расположенных в зоне возможного подтопления, в том числе - по результатам лабораторных исследований, выполненных лабораториями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области" в рамках проведения хозяйствующими субъектами производственного контроля, с предоставлением результатов в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
9.5. Обеспечить в марте-апреле 2023 года проведение мониторинга средств массовой информации на предмет выявления сведений о возникновении аварийных ситуаций, связанных с водоснабжением и канализованием населенных пунктов. О выявленных аварийных ситуациях незамедлительно информировать Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Максима Александровича Черного.

Главный государственный
санитарный врач
по Ленинградской области
О.А.Историк


------------------------------------------------------------------