Решение Санкт-Петербургского городского суда от 12.05.2023 по делу N 3а-143/2023 <О признании недействующими пункта 3814 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п, пункта 4524 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 141-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2023 г. по делу в„– 3а-143/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре И.С.,
с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кожгалантерейное предприятие "Бебеля" о признании недействующими пункта 3814 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", пункта 4524 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год",

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 29 декабря 2020 года издан приказ в„– 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень 2021), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 11 января 2021 года.
В пункт 3814 Перечня 2021 включено здание с кадастровым номером 78:31:0001034:2025, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, дом 22, строение Б (далее по тексту - Объект, Здание).
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 24 декабря 2021 года издан приказ в„– 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень 2022), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункт 4524 Перечня 2022 также включено указанное выше Здание.
Общество с ограниченной ответственностью "Кожгалантерейное предприятие "Бебеля" (далее по тексту - ООО "Кожгалантерейное предприятие "Бебеля"), являясь собственником помещения кадастровый номер 78:31:0001034:2748 (помещения 2-Н, 8-Н, 11-Н, 12-Н, 15-Н, 16-Н, 21-Н), площадью 1500,8 кв. м. и помещения кадастровый номер 78:31:0001034:2753 (помещение 4-Н), площадью 36,3 кв. м., расположенных в указанном выше Здании, обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением с требованием о признании недействующими пункта 3814 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", пункта 4524 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что Здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку Здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем объектов перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в Здании отсутствуют помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривают размещение офисов, административного и коммерческого назначения, объектов оказания бытовых услуг. В 2020 и в 2021 году использовалось под офис только одно помещение в Здании, площадью 18,8 кв. м.
Представитель административного истца по доверенности К.А. в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика по доверенности Г.М. в судебное заседание явился, поддержал ранее представленные письменные возражения, также пояснил суду, что Здание было включено в Перечень на основании результатов обследования и визуального осмотра, поскольку было установлено, что более 20% используется для размещения офисов и торговых объектов. Работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года в„– 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02 апреля 2020 года в„– 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года в„– 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 06 апреля 2020 года в„– 30-п "О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга" без проведения обследования в 2020 году некоторых объектов в целях определения вида их фактического использования. В связи с чем, Здание было включено в Перечень 2021 на основании результатов обследования, проведенного в предыдущий период - в 2019 году.
Заинтересованные лица Г.О., ООО "Офис на Моисеенко", АО "Гута Банк", Д.Л., являющиеся собственниками помещений в Здании в заявленный период (привлечены судом к участию в деле), в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От АО "Гута Банк поступил отзыв на административное исковое заявление, где Общество полагало, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку содержащиеся в акте обследования сведения о фактическом использовании объекта недвижимости являются недостоверными, поскольку сделаны на основании визуального осмотра фасада здания, без обследования помещений, а сам акт не содержит указания на обстоятельства, препятствовавшие доступу проверяющих. Кроме того, являясь собственником помещения в Здании у АО "Гута Банк" отсутствовала и до сих пор отсутствует подключение к инженерным сетям по передаче электрической энергии, теплоснабжения, а также подключение к инженерным системам водоснабжения и водоотведения, холодного водоснабжения, заинтересованное лицо не может использовать свои помещения в целях извлечения прибыли и иных целях, что подтверждается Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 сентября 2022 года по делу в„– А56-81636/2021.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года в„– 128-п, размещенным на веб-странице Комитета 30 декабря 2020 года и на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" в разделе "Законодательство" 11 января 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п, который официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом и опубликованы в установленном порядке.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
На основании пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
По смыслу приведенных предписаний в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень 2021, Перечень 2022 подлежали включению такие административно-деловые центры, торговые центры которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что в юридически значимый период ООО "Кожгалантерейное предприятие "Бебеля" являлось собственником помещений с кадастровым номером 78:31:0001034:2748 и 78:31:0001034:2753, расположенных в Здании с кадастровым номером 78:31:0001034:2025, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, дом 22, строение Б.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0001034:19, площадью 2025 +/- 16 кв. м., из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости назначение Здания 78:31:0001034:2025, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, дом 22, строение Б, - нежилое, данные наименовании отсутствуют.
В состав указанного Здания входят поставленные на самостоятельный кадастровый учет помещения с кадастровыми номерами 78:31:0001034:2739 (обозначение на поэтажном плане 1-Н, 13-Н, 20-Н), 78:31:0001034:2740 (обозначение на поэтажном плане 10-Н), 78:31:0001034:2741 (обозначение на поэтажном плане 11-Н), 78:31:0001034:2742 (обозначение на поэтажном плане 12-Н), 78:31:0001034:2743 (обозначение на поэтажном плане 13-Н), 78:31:0001034:2744 (обозначение на поэтажном плане 14-Н), 78:31:0001034:2745 (обозначение на поэтажном плане 15-Н), 78:31:0001034:2746 (обозначение на поэтажном плане 16-Н), 78:31:0001034:2747 (обозначение на поэтажном плане 1ЛК), 78:31:0001034:2748 (обозначение на поэтажном плане 2-Н, 8-Н, 11-Н, 12-Н, 15-Н, 16-Н, 21-Н), 78:31:0001034:2749 (обозначение на поэтажном плане 20-Н), 78:31:0001034:2750 (обозначение на поэтажном плане 21-Н), 78:31:0001034:2751 (обозначение на поэтажном плане 12ЛК), 78:31:0001034:2752 (обозначение на поэтажном плане 3-Н, 9-Н, 10-Н), 78:31:0001034:2753 (обозначение на поэтажном плане 4-Н), 78:31:0001034:2754 (обозначение на поэтажном плане 5-Н, 14-Н), 78:31:0001034:2755 (обозначение на поэтажном плане 8-Н), 78:31:0001034:2756 (обозначение на поэтажном плане 9-Н).
Указанные помещения имеют назначение - нежилые, сведений о наименовании и виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости не содержится.
Из учетной технической документации, представленной ПИБ Центральное Департамента кадастровой деятельности ГУП "ГУИОН" по запросу суда, а именно из технического паспорта усматривается, что Здание с кадастровым номером 78:31:0001034:2025, имеет назначение прочее.
Из экспликации помещений следует, что в Здании расположены помещения относящиеся к категории "учрежденческие" - 535,5 кв. м., "производственные" - 2094,9 кв. м., "прочие" - 412,2 кв. м., "лестничные клетки" - 79,5 кв. м., с назначением "лестница", "комната", "темная комната", "подсобное помещение, "теплоцентр", "насосная", "кабинет", "коридор", "кладовая", "цех", "умывальная", "туалет", "кабинет", "тамбур".
В данном случае из имеющейся в технической документации экспликации не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорных Зданий предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При этом, наименование помещений "кабинет", не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры в силу того, что понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Документы технического учета не отражают наличие в данных помещениях таких обязательных признаков, установленных налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковок. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилого здания к объектам налогообложения - административно-деловым центрам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
В связи с указанным, данные обстоятельства, исключали отнесение Здания к объектам, подлежащим включению в Перечень, без исследования вопроса о фактическом использовании Здания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года в„– 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований) в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, Объект недвижимости - Здание, включен административным ответчиком в Перечень 2021 по его фактическому использованию для размещения офисов, делового и административного назначения на основании акта обследования Здания от 19 июня 2019 года в„– 0736-ВФИ/Ц/2019, согласно которому более 20% площади Здания используется под размещение офисов, делового и административного назначения, в Перечень 2022 также по его фактическому использованию для размещения офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания на основании акта обследования Здания от 21 июля 2021 года в„– 07-10/3687, согласно которому более 20% площади Здания используется под размещение офисов, объектов делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания.
Оценивая акт обследования Здания от 19 июня 2019 года в„– 0736-ВФИ/Ц/2019 как основание для включения Здания в Перечень 2021 следует, учесть, что из положений пункта 4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 в„– 7-р следует, что обследование фактического использования объектов недвижимости должно быть осуществлено в год, предшествующий налоговому периоду, на который определяется соответствующий перечень.
Вместе с тем, такого обследования в отношении спорного Здания в 2020 году с целью включения его в Перечень на 2021 год осуществлено не было, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость включения нежилого помещения в Перечень на 2021 год по результатам проведенного в 2019 году обследования была связана с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не допускается возможность использования для целей налогообложения сведений о виде фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в иной год, чем предшествующий очередному налоговому периоду, в связи с чем, акт обследования помещения от 19 июня 2019 года в„– 0736-ВФИ/Ц/2019 не может являться допустимым доказательством обоснованности включения Здания в Перечень 2021 года.
Оценивая акт обследования Здания от 21 июля 2021 года в„– 07-10/3687, как доказательство обоснованности включения в Перечень 2022, суд полагает следующее.
Как следует из содержания указанного Акта, допуск на объект обеспечен, в дополнительной информации содержится запись, что объект используется для размещения офисных помещений, объектов бытового обслуживания (фото на документы), что составляет более 20% от общей площади Здания, часть Объекта не используется.
Оценивая представленный административным ответчиком акт обследования Здания, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований конкретные признаки, свидетельствующие об использовании помещений под офисы, под размещение помещений административного и делового назначения, объектов бытового обслуживания площадью более 20 процентов от общей площади Здания, в акте не отражены; отсутствует расчет процентного отношения суммы площадей, используемых в целях размещения помещений делового, административного или коммерческого назначения, бытового обслуживания к общей площади здания; приложенные к актам фотографии не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Так к акту обследования Здания от 21 июля 2021 года в„– 07-10/3687, представлены 12 фотографий.
На фотографиях в„– 1, в„– 2, в„– 5, в„– 6, в„– 9 отображен фасад здания, при этом фасад Здания на фотографии в„– 9 с явными признаками необходимости проведения ремонта, указанные фотографии не являются информативными и не могут свидетельствовать о фактическом использовании помещений в Здании.
На фотографии в„– 3 изображена оконная группа с объявлением "фото на документы копии скан распечатка офис в„– 6". В материалы дела представлен договор субаренды в„– 29/18/-Б от 01 сентября 2018 года, заключенный между ООО "Управляющая компания "Центр" и ИП М.В., в соответствии с которым помещение площадью 18,8 кв. м. - офис в„– 6, расположенное в помещении 1-Н, 13-Н, согласно выделенных границ в поэтажном плане, являющимся приложением к договору, передается в аренду для использование под офис. В процентном соотношении к общей площади здания площадь указанного помещения будет составлять 0,6%. Такое процентное соотношение не отвечает критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3, подпунктом 3 пункта 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания здания фактически используемым в целях делового, административного, коммерческого назначения и(или) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Объявление, изображенное на фотографии в„– 4, также не является информативным для вывода о фактическом использовании помещений в Здании и их площади.
На фотографиях в„– 7, в„– 8, в„– 10, в„– 11, в„– 12 изображены пустующие помещения, которые не позволяют суду прийти к выводу об осуществлении в этом здании деятельности по оказанию бытовых услуг или использовании под офисы при отсутствии соответствующих признаков такой деятельности в помещениях здания.
Таким образом, в нарушение пунктов 3.3 и 3.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в фототаблице административного ответчика отсутствуют фотографии помещений в Здании фиксирующих фактическое их использование.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Здание на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, обладало признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые их положения подлежат признанию недействующими, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими в части со дня принятия.
В силу положений части 2 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Размеры государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, установлены в статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
При подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов государственная пошлина организацией уплачивается в размере 4500 рублей (абзац третий подпункта 6 пункта 1 названной статьи).
Из анализа приведенной правовой нормы следует, что при подаче административного иска об оспаривании нормативного правового акта на размер государственной пошлины не влияет то обстоятельство, оспаривается ли данный акт полностью или частично.
Вместе с тем, ее размер зависит от того, содержит ли административный иск требование об оспаривании одного нормативного правового акта либо в нем объединено несколько самостоятельных, в том числе взаимосвязанных, требований об оспаривании различных нормативных правовых актов.
При этом во втором случае государственная пошлина подлежит уплате за каждое требование, то есть ее размер рассчитывается исходя из количества оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов.
Из материалов дела следует, что административным истцом в рамках настоящего дела заявлено два самостоятельных требования о признании частично недействующими двух различных нормативных правовых актов, а именно приказов в„– 128-п, в„– 141-п.
При подаче настоящего административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 9000 рублей, что подтверждается платежными поручениями в„– 207 от 27 февраля 2023 года, в„– 277 от 16 марта 2023 года.
С учетом изложенного и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 - 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Кожгалантерейное предприятие "Бебеля" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 3814 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 4524 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Кожгалантерейное предприятие "Бебеля" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.С.Чистякова


------------------------------------------------------------------