Письмо Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 04.08.2023 N 04-16-16523/23-0-1 <О размере налоговой ставки, применяемой при исчислении земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего общего образования">



Вопрос: об отнесении земельного участка с видом разрешенного использования "дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования" к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) в целях применении пониженной налоговой ставки по земельному налогу, установленной Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2012 в„– 617-105 "О земельном налоге".

Ответ:

КОМИТЕТ ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПИСЬМО
от 4 августа 2023 г. в„– 04-16-16523/23-0-1

Комитет финансов Санкт-Петербурга рассмотрел обращение по вопросу применения статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 в„– 617-105 "О земельном налоге" (далее - Закон Санкт-Петербурга в„– 617-105) и сообщает следующее.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
В отношении земельных участков, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки по налогу не могут превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так, согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 в„– 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 в„– 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 в„– ВАС-10062/10.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ, устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории "Сириус") определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
На территории Санкт-Петербурга земельный налог и налоговые ставки установлены Законом Санкт-Петербурга в„– 617-105. В частности, статьей 2 Закона Санкт-Петербурга в„– 617-105 в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), установлена налоговая ставка в размере 0,05 процента от их кадастровой стоимости. В отношении прочих земельных участков, отдельно не упомянутых в Законе Санкт-Петербурга в„– 617-105, применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая, что для земельных участков с видом разрешенного использования "дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования" отдельная налоговая ставка земельного налога не предусмотрена, при исчислении земельного налога в отношении таких земельных участков следует применять налоговую ставку в размере 1,5 процента.

Заместитель председателя
Комитета финансов
Л.А.Фалалеева


------------------------------------------------------------------