Постановление Избирательной комиссии Ленинградской области от 29.06.2023 N 19/119 "О Типовом регламенте территориальной избирательной комиссии Ленинградской области"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2023 г. в„– 19/119

О ТИПОВОМ РЕГЛАМЕНТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

На основании подпункта "ж" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года в„– 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 9 части 3 статьи 7 областного закона от 15 мая 2013 года в„– 26-оз "О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области" (далее - областной закон) Избирательная комиссия Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить Типовой регламент территориальной избирательной комиссии Ленинградской области согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Направить настоящее постановление в территориальные избирательные комиссии Ленинградской области для использования в работе.
3. Территориальным избирательным комиссиям Ленинградской области в соответствии со статьей 18 областного закона утвердить регламент соответствующей территориальной избирательной комиссии в срок до 1 сентября 2023 года.
4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовать в сетевом издании "Бюллетень Избирательной комиссии Ленинградской области".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретаря Избирательной комиссии Ленинградской области С.А.Паршикова.

Председатель
Избирательной комиссии
Ленинградской области
М.Е.Лебединский

Секретарь
Избирательной комиссии
Ленинградской области
С.А.Паршиков





УТВЕРЖДЕН
решением (постановлением)
территориальной
избирательной комиссии
______________________ района
(городского округа)
от __.__.20__ г. в„– _____

РЕГЛАМЕНТ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
________________ РАЙОНА (ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент определяет порядок и правила работы территориальной избирательной комиссии (далее - территориальная комиссия), действующей на территории _______________ муниципального района (городского округа).
Территориальная комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает на территории ________________ муниципального района (городского округа) реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовку и проведение выборов и референдумов соответствующего уровня, голосования по отзыву иных лиц, голосования по изменению границ и преобразованию, оказание методической и организационно-технической помощи окружным и участковым избирательным комиссиям, а также решает иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года в„– 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, областным законом от 15 мая 2013 года в„– 26-оз "О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области" (далее - областной закон), иными областными законами.
Сокращенное наименование территориальной комиссии ____________ (например: ТИК Бокситогорского района).
1.2. В своей деятельности территориальная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Ленинградской области, постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Избирательной комиссии Ленинградской области, настоящим Регламентом, иными нормативными правовыми актами.
1.3. Территориальная комиссия является коллегиальным государственным органом Ленинградской области, действует на постоянной основе и не является юридическим лицом.
1.4. Количественный состав территориальной комиссии определяется Избирательной комиссией Ленинградской области. Избирательная комиссия Ленинградской области назначает членов комиссии с правом решающего голоса в соответствии со статьей 26 Федерального закона и 12 областного закона.
Срок полномочий комиссии составляет пять лет.
Деятельность территориальной комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию, инициативы членов территориальной комиссии.
Территориальная комиссия самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями органов исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений.
1.5. Решения территориальной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти органов Ленинградской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, участковых комиссий. Решения и иные акты территориальной комиссии не подлежат государственной регистрации.
Решения территориальной комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию) в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.
Для публикаций решений и информационных сообщений территориальной комиссии печатным органом является газета "_________________".
1.6. Место нахождения территориальной комиссии - ______________________. (Ленинградская область, район, улица, дом).
Официальным сайтом территориальной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт территориальной комиссии) является сайт с электронным адресом: (например) 001.iklenobl.ru, адрес электронной почты территориальной комиссии: __________________.
1.7. Заседания территориальной комиссии проводятся по месту ее постоянного нахождения. Территориальная комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.
1.8. Территориальная комиссия имеет печать со своим наименованием и штампы, необходимые для обеспечения деятельности территориальной комиссии.

2. Организация деятельности территориальной
избирательной комиссии

2.1. Территориальная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.
Заседание территориальной комиссии является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса. Дату проведения первого заседания территориальной комиссией определяет Избирательная комиссия Ленинградской области.
2.2. Председатель территориальной комиссии назначается на должность из числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности Избирательной комиссией Ленинградской области.
2.3. Заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются на первом заседании территориальной комиссии из числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования.
2.4. В день первого заседания территориальной комиссии нового состава полномочия территориальной комиссии прежнего состава прекращаются.
2.5. Первое заседание территориальной комиссии открывает председатель территориальной комиссии.
2.6. На первом организационном заседании территориальной комиссии:
- председатель территориальной комиссии представляет членов территориальной комиссии с правом решающего голоса;
- члены территориальной комиссии с правом решающего голоса открытым голосованием поручают одному из членов территориальной комиссии ведение протокола первого заседания территориальной комиссии до избрания секретаря территориальной комиссии, о чем делается запись в протоколе заседания территориальной комиссии;
- проводятся выборы заместителя председателя и секретаря территориальной комиссии тайным голосованием.
2.7. В список для тайного голосования на должность заместителя председателя территориальной комиссии вносятся кандидатуры, предложенные председателем территориальной комиссии, а также фамилии иных кандидатур, выдвинутых членами территориальной комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. В список для тайного голосования могут быть также включены лица, выдвинувшие свои кандидатуры в порядке самовыдвижения.
По каждой кандидатуре, баллотирующейся на должность заместителя председателя территориальной комиссии, проводится обсуждение.
Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия в составе 3 членов территориальной комиссии с правом решающего голоса открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов территориальной комиссии. Из числа членов счетной комиссии избирается председатель и секретарь счетной комиссии.
Территориальная комиссия по предложению председателя счетной комиссии открытым голосованием утверждает форму и текст бюллетеня для тайного голосования по выборам заместителя председателя территориальной комиссии, количество бюллетеней для тайного голосования. Если на должность заместителя председателя территориальной комиссии выдвинуто два и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов помещаются в бюллетене для тайного голосования в алфавитном порядке. Счетная комиссия изготавливает бюллетени для тайного голосования в необходимом количестве, после чего каждому члену территориальной комиссии председатель счетной комиссии выдает под роспись бюллетень для тайного голосования, подписанный двумя членами счетной комиссии и заверенный печатью территориальной комиссии.
Заполняя бюллетень для тайного голосования, член территориальной комиссии ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчества того кандидата, за которого он голосует, либо в квадратах "ЗА" или "ПРОТИВ", после чего опускает заполненный бюллетень для тайного голосования в предварительно опечатанный ящик для голосования.
После того как проголосовали все присутствующие на заседании члены территориальной комиссии, председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов территориальной комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени для тайного голосования.
Счетная комиссия в присутствии членов территориальной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней для тайного голосования. Бюллетени для тайного голосования, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней для тайного голосования и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на соответствующую должность, либо поданных по позициям "ЗА" и "ПРОТИВ".
Счетная комиссия по итогам подсчета голосов составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
- наименование должности, на которую производится избрание;
- дата, время и место проведения голосования;
- фамилия, имя, отчество кандидата (кандидатов), внесенных в бюллетень для тайного голосования;
- число изготовленных бюллетеней для тайного голосования;
- число выданных бюллетеней для тайного голосования;
- число погашенных бюллетеней для тайного голосования;
- число бюллетеней для тайного голосования, обнаруженных в ящике для голосования;
- число действительных бюллетеней для тайного голосования;
- число недействительных бюллетеней для тайного голосования;
- число голосов, поданных за кандидата (каждого из кандидатов, если в бюллетень для тайного голосования включено два и более кандидатов), либо по позициям "ЗА" и "ПРОТИВ".
Избранным на должность заместителя председателя территориальной комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.
В случае если на должность заместителя председателя территориальной комиссии было выдвинуто две и более кандидатуры и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводятся следующие процедуры:
1) если в первом туре было выдвинуто две кандидатуры, то второй тур голосования проводится по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов;
2) при выдвижении в первом туре более двух кандидатур второй тур голосования проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов;
3) если за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, следующие по порядку в бюллетене два или более кандидатов получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатурой, получившей наибольшее число голосов, включаются в бюллетень второго тура голосования.
Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура избрания повторяется в полном объеме.
Избрание заместителя председателя территориальной комиссии оформляется решением территориальной комиссии. Протоколы счетной комиссии, бюллетени для голосования по избранию заместителя председателя территориальной комиссии опечатываются в конверты и хранятся в делах территориальной комиссии вместе с протоколом заседания.
2.8. Избрание секретаря территориальной комиссии проводится в порядке, установленном пунктом 2.7 настоящего Регламента.
2.9. Копии решений об избрании заместителя председателя и секретаря территориальной комиссии незамедлительно направляются в Избирательную комиссию Ленинградской области.
2.10. Председатель территориальной комиссии:
2.10.1. Организует работу территориальной комиссии;
2.10.2. Формирует проекты повесток заседаний территориальной комиссии;
2.10.3. Созывает заседания территориальной комиссии по мере необходимости и председательствует на них. Также заседание проводится по требованию не менее 1/3 членов территориальной комиссии с правом решающего голоса;
2.10.4. Подписывает решения комиссии и протоколы заседаний комиссии, а также договоры, соглашения и иные документы от имени территориальной комиссии;
2.10.5. Является распорядителем финансовых средств, выделяемых территориальной комиссии из федерального бюджета, областного бюджета Ленинградской области и местного бюджета;
2.10.6. Действует без доверенности от имени территориальной комиссии;
2.10.7. Представляет территориальную комиссию во взаимоотношениях с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной комиссией Ленинградской области, органами государственной власти, судами, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления на территории муниципального района (городского округа), избирательными комиссиями, комиссиями референдума, политическими партиями, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, средствами массовой информации, гражданами;
2.10.8. Координирует работу ГАС "Выборы", взаимодействует с Избирательной комиссией Ленинградской области по данному направлению работы;
2.10.9. Организует выполнение мероприятий по повышению правовой культуры организаторов и участников выборов, представляет территориальную комиссию по данному вопросу во взаимоотношениях с иными организациями и лицами. Осуществляет обучение кадров окружных избирательных комиссий, территориальной комиссии, участковых комиссий, комиссий референдума, резерва составов участковых избирательных комиссий, а также представителей других категорий участников избирательного (референдумного) процесса (политических партий, СМИ, наблюдателей);
2.10.10. Взаимодействует с главой местной администрации муниципального района (муниципального, городского округа) по вопросам регистрации (учета) избирателей, участников референдума, образованию избирательных участков, участков референдума, составлению списков избирателей, участников референдума;
2.10.11. Организует перспективное и текущее планирование деятельности территориальной комиссии, контролирует ход выполнения планов работы;
2.10.12. Осуществляет контроль за реализацией решений территориальной комиссии;
2.10.13. Выдает доверенности членам территориальной комиссии, иным лицам по представлению территориальной комиссии в судах при рассмотрении исков, заявлений, жалоб, одной из сторон в которых является территориальная комиссия;
2.10.14. Обеспечивает доведение решений и иных документов территориальной комиссии до сведения избирателей, кандидатов, членов территориальной комиссии, участковых избирательных комиссий, а также направляет информацию в средства массовой информации;
2.10.15. Обеспечивает условия труда членов территориальной комиссии, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты;
2.10.16. Несет ответственность за сохранность, обработку, передачу в архив и уничтожение избирательной документации, документации референдума;
2.10.17. В пределах своей компетенции дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам территориальной комиссии;
2.10.18. Осуществляет доведение информации о деятельности территориальной комиссии до всеобщего сведения, в том числе с использованием информационно-коммуникационной сети "Интернет";
2.10.19. Осуществляет контроль за рассмотрением писем и обращений, поступивших в территориальную комиссию;
2.10.20. Координирует работу по вопросам взаимодействия с политическими партиями, иными общественными объединениями;
2.10.21. Координирует работу по информационному наполнению и функционированию сайта территориальной комиссии;
2.10.22. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Регламентом.
Председатель территориальной комиссии единолично исполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции руководителя территориальной комиссии как государственного органа.
Председатель территориальной комиссии несет ответственность за сохранность имущества территориальной комиссии, ее документов, средств связи и электронных коммуникаций, предоставленных, хранящихся либо используемых территориальной комиссией в целях реализации своих полномочий.
2.11. Заместитель председателя территориальной комиссии:
2.11.1. Выполняет поручения председателя территориальной комиссии;
2.11.2. Осуществляет полномочия председателя территориальной комиссии в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей;
2.11.3. Осуществляет руководство деятельностью контрольно-ревизионной службы территориальной комиссии;
2.11.4. Осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей в территориальной комиссии.
2.12. Секретарь территориальной комиссии:
2.12.1. Исполняет обязанности председателя в случае отсутствия председателя и заместителя председателя территориальной комиссии;
2.12.2. Обеспечивает подготовку заседаний территориальной комиссии, а также вносимых на ее рассмотрение проектов решений территориальной комиссии. Информирует членов территориальной комиссии и иных лиц о заседании территориальной комиссии;
2.12.3. Обеспечивает доведение решений и иных материалов территориальной комиссии, а также информации о деятельности территориальной комиссии до сведения ее членов, нижестоящих избирательных комиссий;
2.12.4. Обеспечивает ведение протоколов заседаний территориальной комиссии и несет ответственность за их достоверность;
2.12.5. Подписывает протокол заседания территориальной комиссии и постановления (решения) к нему;
2.12.6. Выполняет поручения председателя или заместителя председателя территориальной комиссии;
2.12.7. Исполняет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Регламентом;
2.13. Члены территориальной комиссии с правом решающего голоса вправе:
2.13.1. Принимать участие в подготовке заседаний территориальной комиссии и ее работе;
2.13.2. Вносить предложения в повестку дня заседания территориальной комиссии, выступать на заседаниях территориальной комиссии, требовать проведения голосования по внесенным предложениям;
2.13.3. Задавать вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
2.13.4. Знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, включая списки, составленные в электронном виде, сведения об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
Копии запрашиваемых документов должны быть выданы члену территориальной комиссии на основании устного или письменного заявления, как правило, не позднее чем через сутки со дня обращения члена территориальной комиссии с указанным заявлением.
2.14. Член территориальной комиссии с правом решающего голоса обязан:
2.14.1. Присутствовать на всех заседаниях территориальной комиссии. Отсутствие без уважительной причины на десяти заседаниях территориальной комиссии в течение одного календарного года, а в период выборов, референдумов - на трех заседаниях территориальной комиссии подряд является основанием для обращения в суд с заявлением о признании члена территориальной комиссии с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности (подпункт "д" пункта 8 статьи 29 Федерального закона в„– 67-ФЗ);
2.14.2. Заблаговременно информировать председателя территориальной комиссии или секретаря территориальной комиссии о невозможности присутствовать на заседании территориальной комиссии по уважительным причинам, представлять доказательства уважительности причины отсутствия на заседании территориальной комиссии по требованию председателя территориальной комиссии;
2.14.3. Выполнять поручения территориальной комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами территориальной комиссии. Неисполнение членом территориальной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов, референдума двух и более поручений территориальной комиссии без уважительной причины является основанием для обращения в суд с заявлением о признании члена территориальной комиссии с правом решающего голоса систематически не исполняющим свои обязанности;
2.14.4. Своевременно информировать об изменениях контактной информации о себе;
2.14.5. Незамедлительно информировать территориальную комиссию о появлении оснований, влекущих в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращение полномочий члена территориальной комиссии.
2.15. Член территориальной комиссии с правом решающего голоса немедленно освобождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 29 Федерального закона.
2.16. Члены территориальной комиссии с правом решающего голоса организуют работу на основании планов территориальной комиссии.
2.17. Члены территориальной комиссии с правом решающего голоса несут ответственность за соблюдение установленного законом порядка обработки персональных данных в территориальной комиссии.

3. Порядок проведения заседаний территориальной комиссии

3.1. Территориальная комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию. Территориальная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым территориальной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
3.2. Исключительно на заседаниях территориальной комиссии решаются вопросы:
3.2.1. Избрания на должность и освобождения от должности заместителя председателя и секретаря территориальной комиссии, внесение предложений по кандидатурам на указанные должности;
3.2.2. Формирования составов участковых избирательных комиссий, назначения на должность либо освобождения от должности председателей участковых избирательных комиссий;
3.2.3. Регистрации кандидатов;
3.2.4. Финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдумов;
3.2.5. Установления итогов голосования и результатов выборов и референдума на соответствующей территории;
3.2.6. Об обращении территориальной комиссии в суд с заявлениями и исками;
3.2.7. О проведении повторного голосования или повторных выборов;
3.2.8. Отмены решений участковых избирательных комиссий;
3.2.9. Утверждения планов работы территориальной комиссии;
3.2.10. Распределения обязанностей между членами территориальной комиссии;
3.2.11. Принятия Регламента территориальной комиссии, внесения в него изменений и дополнений;
3.2.12. Утверждения положения о Контрольно-ревизионной службе при территориальной комиссии и ее состава, внесения в них изменений и дополнений;
3.2.13. Об обращении в суд с заявлением о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, о признании члена территориальной комиссии систематически не исполняющим свои обязанности;
3.2.14. Иные вопросы, предусмотренные федеральными законами и областными законами.
3.3. Заседания территориальной комиссии проводятся открыто и гласно. В ходе заседаний территориальной комиссии может производиться фотосъемка, аудио- и(или) видеозапись. О намерении вести фотосъемку, аудио- и(или) видеозапись территориальная комиссия уведомляется до начала заседания территориальной комиссии.
3.4. Заседания территориальной комиссии созываются по инициативе председателя территориальной комиссии или по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.
3.5. О заседании территориальной комиссии члены территориальной комиссии извещаются председателем или секретарем территориальной комиссии, как правило, не позднее чем в день, предшествующий дню заседания, в письменной или электронной форме либо по телефону с занесением информации в журнал "телефонограмм и СМС сообщений". В период проведения выборов, референдума извещение членов территориальной комиссии о заседании территориальной комиссии может осуществляться не позднее чем за четыре часа до времени начала заседания территориальной комиссии. По письменной просьбе члена территориальной комиссии может быть установлен иной порядок его извещения о заседаниях территориальной комиссии. В указанные сроки анонс предстоящего заседания территориальной комиссии размещается на сайте территориальной комиссии.
3.6. Председательствующий на заседании территориальной комиссии:
3.6.1. Ведет заседание территориальной комиссии;
3.6.2. Организует обсуждение вопросов повестки дня заседания территориальной комиссии, ставит ее на голосование;
3.6.3. Предоставляет слово для выступления членам территориальной комиссии и приглашенным лицам в порядке поступления заявок;
3.6.4. Ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов территориальной комиссии;
3.6.5. Организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
3.6.6. Обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента членами территориальной комиссии и приглашенными лицами.
3.7. На заседании территориальной комиссии ведется протокол. Протокол составляется на основании записей, произведенных во время заседания. Запись хода заседания, сбор материалов и подготовка текста протокола возлагаются на секретаря территориальной комиссии (в случае его отсутствия - на иного члена территориальной комиссии). Текст протокола должен быть подготовлен в течение трех дней со дня заседания.
Протокол заседания территориальной комиссии оформляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству территориальной комиссии.
3.8. Протокол комиссии об итогах голосования на территории и результатах выборов подписывается всеми членами комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими на заседании комиссии.
3.9. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом ее работы.
Продолжительность докладов, содокладов, заключительного слова, иных выступлений на заседаниях комиссии устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать:
- для доклада - 10 минут;
- для содоклада - 5 минут;
- для заключительного слова - 3 минуты;
- для выступления в прениях - 3 минуты;
- для дачи справок, оглашения информации, заявлений и обращений - 2 минуты;
- для повторного выступления - до 2 минут.
Решением территориальной комиссии для выступления может предоставляться дополнительное время.
Каждый член территориальной комиссии, а также приглашенные на заседание комиссии могут выступить в прениях по каждому вопросу не более двух раз.
3.10. Выступающий на заседании комиссии не должен употреблять в речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к насильственным действиям, использовать ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае злоупотребления свободой слова, содержащего явные признаки нарушения требований федерального закона, выступающий может быть лишен слова без предупреждения. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
3.11. Никто не вправе выступать на заседании комиссии без разрешения председательствующего.
3.12. Для предварительной подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение комиссии, могут создаваться рабочие группы из числа членов территориальной комиссии, специалистов и экспертов. Итоги работы рабочих групп оформляются соответствующими документами (справками, заключениями и т.д.).

4. Порядок голосования на заседаниях
территориальной комиссии

4.1. Решения территориальной комиссии принимаются на заседаниях территориальной комиссии, как правило, путем открытого голосования. Результаты голосования по всем вопросам оглашаются председательствующим и вносятся в протокол заседания территориальной комиссии.
4.2. При голосовании член территориальной комиссии с правом решающего голоса имеет один голос и голосует лично. Член территориальной комиссии, не согласный с принятым решением, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе заседания территориальной комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено.
Если в соответствии с законом указанное решение подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение территориальной комиссии.
4.3. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных законодательством.
Для проведения тайного голосования и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемых территориальной комиссией, которая избирает из своего состава председателя счетной комиссии и организует проведение тайного голосования. Форма и текст, а также тираж бюллетеней для голосования утверждается территориальной комиссией по предложению счетной комиссии.
Каждому члену территориальной комиссии с правом решающего голоса выдается один бюллетень для тайного голосования по каждому вопросу, вынесенному на голосование.
Счетная комиссия обеспечивает тайну голосования. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами.
По докладу счетной комиссии члены территориальной комиссии с правом решающего голоса принимают открытым голосованием решение об утверждении результатов тайного голосования.
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.

5. Порядок принятия решений территориальной комиссией
и оформления документов, принятых на заседании
территориальной комиссии

5.1. Территориальная комиссия принимает решения по вопросам, отнесенным к ее ведению федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Ленинградской области, постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, постановлениями Избирательной комиссии Ленинградской области, а также настоящим Регламентом.
Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности заместителя председателя и секретаря территориальной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации или об отказе в регистрации кандидатов, об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума, несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения о назначении и об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению). При этом решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.
Решения территориальной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. При этом в случае равного числа голосов "за" или "против" голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
5.2. При подготовке заседания территориальной комиссии председатель территориальной комиссии формирует проект повестки дня, в соответствии с которым секретарь территориальной комиссии либо иной (иные) член (члены) территориальной комиссии с правом решающего подготавливает проекты решений.
До начала заседания секретарем территориальной комиссии проводится регистрация членов территориальной комиссии в журнале посещений заседаний территориальной комиссии, результаты которой оглашаются председательствующим перед открытием заседания.
Предложения по проекту повестки дня заседания территориальной комиссии могут вноситься членами территориальной комиссии с правом решающего голоса, а также членами вышестоящей избирательной комиссии, присутствующими на заседании территориальной комиссии. Предложение о включении в проект повестки дня заседания территориальной комиссии персонального вопроса или вопроса о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания территориальной комиссии передается вместе с проектом решения не позднее чем за 24 часа до заседания территориальной комиссии председателю территориальной комиссии, заместителю председателя и секретарю территориальной комиссии.
Для включения вопроса в повестку дня заседания территориальной комиссии непосредственно на заседании территориальной комиссии необходимо не менее половины голосов членов территориальной комиссии с правом решающего голоса, присутствующих на заседании. Территориальная комиссия приступает к рассмотрению такого вопроса повестки дня, если члены территориальной комиссии получили проект решения по данному вопросу. Обязанность по подготовке такого проекта решения и изготовлению необходимого количества копий для членов территориальной комиссии возлагается на инициатора внесения такого вопроса в повестку дня заседания территориальной комиссии.
Член территориальной комиссии вправе поставить на голосование вопрос о перерыве в заседании территориальной комиссии для ознакомления с материалами и проектом решения по вопросу, внесенному в повестку дня заседания территориальной комиссии непосредственно на заседании территориальной комиссии. Указанный перерыв не может быть более одного часа.
При рассмотрении вопросов повестки дня, проектов решений территориальная комиссия заслушивает доклад (информацию) члена территориальной комиссии, содоклады и проводит обсуждение.
Проекты решений территориальной комиссии направляются членам территориальной комиссии по указанным ими электронным адресам или иным образом не позднее чем в день, предшествующий заседанию территориальной комиссии. В период проведения выборов, референдума указанный срок может быть сокращен в случаях и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В исключительных случаях проекты решений территориальной комиссии должны быть представлены членам территориальной комиссии не позднее чем за один час до начала заседания территориальной комиссии.
5.3. При рассмотрении проекта решения территориальная комиссия вправе:
5.3.1. Принять его либо отклонить его обсуждение или отложить и направить на доработку членам территориальной комиссии, готовившим данный проект, а также привлечь к участию в его доработке других членов территориальной комиссии;
5.3.2. Принять его за основу, направить на доработку и повторное рассмотрение.
При повторном рассмотрении в проект решения вносятся поправки, поступившие после его первоначального рассмотрения.
5.4. Проект решения, принятый территориальной комиссией за основу, обсуждается и принимается (либо отклоняется) в дальнейшем либо в целом, либо по пунктам или частям.
На голосование ставятся поправки, внесенные только членами территориальной комиссии (в устной или письменной форме). После обсуждения и голосования поправок при отсутствии возражений членов территориальной комиссии проект решения может быть поставлен на голосование в целом.
Предложенные поправки и результаты голосования по ним отражаются в протоколе заседания территориальной комиссии.
5.5. Решения территориальной комиссии принимаются в форме решений и подписываются председателем и секретарем территориальной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
5.6. Принятые территориальной комиссией решения регистрируются в журнале регистрации решений, в котором предусматриваются: порядковый номер, дата принятия решения, регистрационный номер, содержание решения и номер дела хранения.
5.7. Срок изготовления документов, принятых на заседании территориальной комиссии, включая протокол заседания территориальной комиссии и решения территориальной комиссии, не должен превышать тех рабочих дней.
5.8. Решения территориальной комиссии, в соответствии с законодательством о выборах и референдумах подлежащие обязательному опубликованию, публикуются в печатных средствах массовой информации и(или) в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

6. Обеспечение деятельности территориальной
избирательной комиссии

6.1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие территориальной комиссии в реализации ее полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставляют необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивают охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставляют на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
6.2. Территориальная комиссия вправе создавать для обеспечения своей деятельности рабочие группы (по информационным спорам, по рассмотрению жалоб и заявлений и иным вопросам информационного обеспечения выборов и иные группы), положения о которых утверждаются территориальной комиссией.
6.3. Информационное обеспечение процессов подготовки и проведения выборов и референдума, деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, осуществляет системный администратор КСА ГАС "Выборы" территориальной комиссии.

7. Осуществление территориальной комиссией контроля
за соблюдением избирательных прав граждан

7.1. В соответствии с действующим законодательством о выборах и референдумах, Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", иными федеральными законами и законами Ленинградской области территориальная комиссия рассматривает жалобы (заявления) и обращения граждан на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а также членов этих комиссий, нарушающих избирательные права граждан, и принимает по ним мотивированные решения.
Поступившие в ходе выборов или референдума жалобы (заявления) рассматриваются членами территориальной комиссии с правом решающего голоса или создаваемой по решению территориальной комиссии рабочей группой и в случае необходимости вносятся на рассмотрение территориальной комиссии. Рассмотрение жалоб (заявлений), а также проведение дополнительных проверок осуществляется в установленные федеральным законодательством о выборах и референдуме сроки.
Решение территориальной комиссии по существу жалобы принимается большинством голосов от числа присутствующих членов территориальной комиссии.
7.2. Территориальная комиссия осуществляет проверку деятельности участковых комиссий по вопросам, входящим в компетенцию территориальной комиссии, а также при рассмотрении жалоб на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, нарушающих избирательные права, право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
По решению территориальной комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться члены территориальной комиссии, члены нижестоящих избирательных комиссий, соответствующие специалисты.
Комиссия обязана, проверив обращение, в котором обжалуются решение, действия (бездействие) нижестоящей комиссии, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения указанной комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
- отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Территориальная комиссия также вправе в связи с выявленными фактами нарушений законодательства о выборах и референдумах направить соответствующие материалы для проведения проверки и принятия необходимых решений в правоохранительные органы или обратиться в суд.
7.3. В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, а также для обобщения практики проведения выборов и референдума территориальная комиссия вправе запрашивать необходимую информацию от участковых комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по всем вопросам, связанным с реализацией законодательства о выборах и референдуме.
Формы соответствующих документов и порядок их предоставления утверждаются на заседании территориальной комиссии.

8. Заключительные положения

8.1. Регламент территориальной комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.
8.2. Предложения об изменении и дополнении Регламента территориальной комиссии рассматриваются на заседании территориальной комиссии в первоочередном порядке.
8.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Регламентом, разрешаются территориальной комиссией в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами, нормативными правовыми актами Ленинградской области и вышестоящих избирательных комиссий.
8.4. Регламент территориальной комиссии, а также изменения и дополнения к нему, внесенные на основании решения территориальной комиссии, вступают в силу со дня утверждения.


------------------------------------------------------------------