Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 28.06.2023 N 391 "Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации М.В.Мишустину"



28 июня 2023 года N 391

------------------------------------------------------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.В.МИШУСТИНУ

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:

1. Принять Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации М.В.Мишустину (далее - Обращение) согласно приложению.
2. Направить Обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
А.Н.Бельский
Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
28 июня 2023 года
в„– 391





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
"Об Обращении
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
к Председателю Правительства
Российской Федерации
М.В.Мишустину"
от 28.06.2023 в„– 391

Уважаемый Михаил Владимирович!

Согласно части третьей статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе. Таким образом, дети иностранных граждан имеют равные с детьми граждан Российской Федерации права на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования за счет средств бюджета Российской Федерации.
Основной нормативный правовой акт, который регулирует правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, - Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон). Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 2 Закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и(или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает 3 возможных статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации:
временно пребывающий (срок временного пребывания не может превышать 90 суток);
временно проживающий, имеющий разрешение на временное проживание;
иностранный гражданин, имеющий вид на жительство.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Так, временно пребывающий иностранный гражданин может уведомить органы миграционного учета о временном пребывании на территории Российской Федерации и направить заявление в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также посредством Почты России.
Как следует из обращений граждан, поступающих депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в настоящее время сложилась практика, когда на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания с печатью почтового отделения Почты России, приложенного в качестве документа, подтверждающего законность пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина, иностранные граждане подают документы на зачисление детей в образовательные учреждения и получают дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование на общедоступной и бесплатной основе. Также временно пребывающий иностранный гражданин по истечении предельного срока пребывания (90 суток) может и не продлевать его, тем не менее иностранный гражданин будет продолжать обучение в образовательном учреждении, так как механизма отчисления таких детей нет.
Большинство семей, прибывающих в наш город из стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), являются многодетными, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года в„– 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" дает право на прием таких детей в дошкольные учреждения в первоочередном порядке.
Таким образом, дети из семей иностранных граждан, прибывающих из стран СНГ, имеют преимущественное право на поступление в детские дошкольные учреждения перед гражданами Российской Федерации, которые имеют одного или двух детей. Наличие преимущества у иностранных граждан перед гражданами Российской Федерации приводит к ограничению доступа детей, имеющих гражданство Российской Федерации к образовательным услугам, лишает их родителей возможности трудоустройства на полный рабочий день в связи с необходимостью осуществления ухода за детьми.
В настоящее время нехватка мест в школах и детских садах является острой социальной проблемой практически в каждом крупном городе Российской Федерации, что подтверждается многочисленными обращениями граждан по данному вопросу.
Точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации.
В связи с изложенным, учитывая, что иностранные граждане пользуются не только равными правами, но и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга просят Вас дать поручения профильным министерствам о проработке правил и положений, устанавливающих, что право на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе возникает у иностранных граждан, законно находящихся в Российской Федерации, в случае если родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся являются застрахованными лицами в Российской Федерации (иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).


------------------------------------------------------------------