Решение Санкт-Петербургского городского суда от 21.06.2023 по делу N 3а-170/2023 <О признании недействующим распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2020 N 510-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга" в части абзацев 4 и 6 пункта 2.6.1.2 Административного регламента>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. по делу в„– 3а-170/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре А.
с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф. об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2020 в„– 510-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга" утвержден указанный в наименовании Административный регламент (далее - Распоряжение, оспариваемый нормативный правовой акт, Административный регламент).
Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 28.05.2020.
Пунктом 2.6.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем. В подпункте 2.6.1.1 определен такой перечень для принятия решения о включении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в список.
Пунктом 2.6.1.2 Административного регламента установлено, что для принятия решения о включении в список лиц старше 23 лет заявителем в дополнение к документам, указанным в пункте 2.6.1.1 настоящего Административного регламента, представляются, в том числе:
документы, подтверждающие наличие основания для включения в список (для лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они имели право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим после 01.01.2013):
решение суда, вступившее в законную силу, об установлении факта о наличии оснований для включения в список в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим после 1 января 2013 года (абзац 4);
документы, подтверждающие наличие основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (для лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2013):
решение суда, вступившее в законную силу, об установлении факта о наличии оснований для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действовавшим до 01.01.2013 (абзац 6).
В указанный нормативный правовой акт внесены изменения распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 23.11.2022 в„– 1120-р, опубликованным в этот же день на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, которые не затронули положения пп. 2.6.1.2 Административного регламента.
Ф. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующими абзацев 4 и 6 подпункта 2.6.1.2 Административного регламента, ссылаясь на противоречие их положениям статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 7 Правил формирования списка детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 в„– 397, пункту 2 Положения о порядке принятия решения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 в„– 596 "О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга", Исчерпывающему перечню документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являющемуся приложением к указанному постановлению правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 в„– 596.
В обоснование своей позиции административный истец указал, что является лицом, которое относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 23 лет; им было подано заявление в Администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга о предоставлении государственной услуги по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Административному истцу отказано во включении в указанный список на основании распоряжения Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 21.12.2022 в„– 6029-р, о чем он получил уведомление от 22.12.2022 года с указанием на то, что им не представлены документы, указанные в оспариваемых положениях.
Представитель административного истца в суд явился, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика в судебном заседании поддержала возражения на административный иск, пояснила, что пунктом 17 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 в„– 397 установлено, что уполномоченный орган включает граждан в список лиц, указанных в пункте 3 Правил, на основании заявления о включении в указанный список или копии вступившего в законную силу решения суда о защите их жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В письме Минпросвещения России от 23.06.2020 в„– ДГ-812/07 "О направлении разъяснений" даны разъяснения о том, что по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями до достижении несовершеннолетними 14 лет, однако возможны иные случаи, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившими к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями, не были поданы соответствующие заявления, в этих случаях гражданам, достигшим возраста 23 лет, за защитой своих жилищных прав целесообразно обратиться в судебные органы. В этой связи административный ответчик полагает, что оспариваемые нормы основаны на приведенных положениях федерального законодательства, исключение этих норм Распоряжения нарушит права лиц, относящихся к рассматриваемой категории, прибывших в Санкт-Петербург из иных субъектов Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие, ранее поддержала заявленные требования.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы, регулирующие жилищные отношения.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2); органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6).
В силу пункта 2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9); орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон в„– 210-ФЗ) (часть 1 статьи 1).
По смыслу пункта 1 статьи 2 данного федерального закона под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона в„– 210-ФЗ).
В соответствии со статьей 44 Устава Санкт-Петербурга к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга относится управление и распоряжение собственностью Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 в„– 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" жилые помещения для детей-сирот предоставляются уполномоченным органом по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (далее - дети-сироты), а также гражданам, указанным в пункте 9 статьи 8 Федерального закона, в порядке очередности исходя из даты их включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (далее - список).
Положением о Жилищном комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 в„– 175 "О Жилищном комитете" к полномочиям Жилищного комитета отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Санкт-Петербурга (пункт 3.2.6.-1), издание правовых актов в пределах своей компетенции (пункт 3.1.18).
Распоряжение внесено в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и официально опубликовано на сайте Администрации Санкт-Петербурга 28.05.2020 года.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован в порядке, установленном пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года в„– 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга", пунктом 2.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 в„– 865 "О порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".
Оценивая доводы административного истца относительно противоречия Распоряжения актами, имеющими большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что как указано выше согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон в„– 159-ФЗ), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона в„– 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года в„– 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка).
В силу пункта 3 Правил формирования списка, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно пункту 4 Правил формирования списка, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
В пункте 7 Правил формирования списка перечислены документы, которые прилагаются к заявлению о включении в список, а также указано, что исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 в„– 596 утвержден исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Исчерпывающий перечень) и Положение о порядке принятия решения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее - Положение о порядке принятия решения).
Пунктом 2 Положения о порядке принятия решения установлено, что Администрации районов Санкт-Петербурга (далее - администрации районов) по месту жительства детей-сирот принимают решения о включении детей-сирот в список на основании: заявлений о включении в список лиц, указанных в пунктах 4 и 5 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 в„– 397; документов, предусмотренных Исчерпывающим перечнем документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденным настоящим постановлением). Документы, указанные в Исчерпывающем перечне, представляются лицами, указанными в абзаце втором настоящего пункта (далее - заявители), за исключением документов, находящихся в распоряжении администрации района и(или) запрашиваемых администрацией района самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Из приведенных положений следует, что ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 года в„– 397, ни постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 в„– 596 не допускается возложение на заявителя обязанности по предоставлению в качестве документов, подтверждающих наличие основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (для лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2013) и документов, подтверждающих наличие основания для включения в список (для лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они имели право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим после 01.01.2013) решения суда об установлении факта о наличии оснований для включения в список в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые положения противоречат приведенным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы указанной категории граждан.
Следует учитывать, что согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Вместе с тем, оснований полагать, что для неопределенного круга лиц указанные в оспариваемом нормативном правовом акте факты могут быть установлены только путем судебной процедуры, не имеется.
Кроме того, фактически введенное оспариваемой нормой требование подменяет установленный Правилами формирования списка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 г. в„– 397 административный порядок включения в список лиц, которые достигли возраста 23 лет, судебной процедурой установления факта о наличии оснований для включения в список, что противоречит положениям статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой судоустройство, гражданское и процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации; перечень документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список, в дополнение к перечисленным в пункте 7 Правил формирования списка и определяемые законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, не может быть принят с нарушением компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и носить обременительный характер для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, ограничивающий включение в список и препятствующий реализации их права на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Ссылки административного ответчика на положения пункта 17 Правил формирования списка основаны на ошибочном толковании положений указанного нормативного правового акта, не предусматривающего обязанность заявителя предоставления решения суда об установлении вышеуказанного факта как условие включения в список лиц, относящихся к рассматриваемой категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что поскольку нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, что не оспаривалось представителем административного истца, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспариваемые положения подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, в связи с чем заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Ф. об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2020 в„– 510-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга" в части абзацев 4 и 6 пункта 2.6.1.2 Административного регламента.
Возложить на Жилищный комитет Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------