Решение Ленинградского областного суда от 05.06.2023 по делу N 3а-89/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 106 Перечня зданий и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 N 846>



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2023 г. по делу в„– 3а-89/2023

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.
с участием прокурора Спировой К.В.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующими в части постановления Правительства Ленинградской области в„– 846 от 21 декабря 2020 года "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год",

установил:

21.12.2020 Правительством Ленинградской области вынесено постановление в„– 846 (далее также - Постановление в„– 846) "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее также - Перечень).
Постановление в„– 846 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 23.12.2020 и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24.12.2020.
Пунктом 106 в Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером <...> (далее также - нежилое здание), расположенное по адресу: <...>.
П., являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером <...>, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 106 Перечня, определенного Постановлением в„– 846. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что вышеназванное нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данного объекта недвижимости в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административный истец и представитель административного истца - адвокат Д., в судебное заседание явились, требования административного искового заявления поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Я. в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление, в котором указала, что спорное здание расположено на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <...>, имеющим категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание кафе. Вид разрешенного использования земельного участка не носит смешанный характер, не обладает признаками множественности его использования, с определенностью свидетельствует о его предназначении именно для размещения торгового комплекса, в соответствии с критериями, установленными положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ). Кроме того, согласно экспликации к поэтажному плану здания кафе не менее 20% от общей площади помещений здания предназначены для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, что в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом).
Представитель заинтересованного лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее также - Леноблкомимущество, Комитет) А. в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений на административное исковое заявление, в которых указала, что объект недвижимости с кадастровым номером <...> включен в Перечень на основании вида разрешенного использования принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка, на котором указанный объект недвижимости расположен. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в случае, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, установление вида фактического использование указанного здания не требуется. Если земельный участок, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, находится в частной собственности, собственник не лишен законной возможности инициировать изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой, с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, приходит к следующему.
По правилам административного судопроизводства, исходя из положений ч. 8 ст. 213 КАС РФ, применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Правительства Ленинградской области на принятие оспариваемых нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых Правительства Ленинградской области вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подп. 2 ст. 15, п. 1 ст. 399 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ (в редакции, действовавшей при принятии оспариваемого постановления) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного кодекса.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Из п. 1, подп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ (в редакции, действующей при принятии оспариваемого Перечня) следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Областным законом Ленинградской области от 29.10.2015 в„– 102-оз "О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что с 1 января 2016 года на территории Ленинградской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением совета депутатов муниципального образования Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 20.11.2019 в„– 22 "Об установлении налога на территории Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области налога на имущество физических лиц" (в редакции, действующей при принятии Постановление в„– 846) установлена ставка налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, включенного в перечень в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в размере 2 процентов.
Согласно подп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законом Ленинградской области от 27.10.1994 в„– 6-оз "Устав Ленинградской области" (далее также - Устав Ленинградской области) определено, что Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области (статья 35).
Согласно статье 39 Устава Ленинградской области нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской и вступают в силу с даты их официального опубликования, если иной срок не установлен в этих правовых актах или Уставом Ленинградской области.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден оспариваемым постановлением Правительства Ленинградской области в„– 846 от 21.12.2020, которое размещено на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 23.12.2020 и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24.12.2020, то есть оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, официально опубликован до начала соответствующего налогового периода.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
Материалами дела установлено, что П. принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: Ленинградская область, <...>, в пределах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером <...>, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание кафе.
При таких обстоятельствах, суд считает, что П. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются и могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
В силу положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Каждый из указанных критериев является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Основаниями для включения в Перечень нежилого здания послужили сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о нахождении объекта недвижимости на земельном участке с видом разрешенного использования: под здание кафе, а также результаты, проведенного в 2018 году обследования здания, содержащиеся в акте в„– 4218, согласно которому не менее 20 процентов общей площади (250 кв. м) нежилого здания используется в целях размещения ресторана "Белые ночи" и магазина-ателье "Ткани".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 02.05.2023 нежилое здание с кадастровым номером <...> расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего П. на праве собственности с 29.01.2014. Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: под здание кафе.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка является однозначным, и из буквального прочтения следует, что он предусматривает размещение исключительно объекта общественного питания, что в силу положений подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ предусматривает возможность включения такого объекта в Перечень на 2021 год.
Вместе с тем приходя к данному выводу, суд учитывает следующее.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 в„– 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия (пункт 26 ГОСТ 31985-2013).
Согласно техническому паспорту спорного нежилого здания, а именно: двухэтажного здания с подвалом и мансардой, составленного по состоянию на 19.06.2009, общая площадь помещений, используемых под кафе составляет 1 040,3 кв. м, что соответствует 100% площади этого объекта.
Допустимых и достоверных доказательств того, что в юридически значимый период вносились какие-либо изменения в документы технического учета (инвентаризации) об объекте недвижимости с кадастровым номером <...> не имеется.
Доводы П. о том, что административный ответчик при включении нежилого здания в Перечень не учел его фактическое использование и нарушил порядок установления вида фактического использования объекта при его обследовании в 2018 году подлежат отклонению, поскольку вышеприведенные нормативные предписания не устанавливают для административного ответчика обязанности по проведению такого обследования при наличии иных оснований для включения объектов в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Кроме того, административный истец, как собственник земельного участка, на котором расположено спорное здание не был лишен и не лишен в настоящий момент законной возможности инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела и на основании представленных в материалы дела доказательств, суд, принимая во внимание, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в официальном печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

П. в удовлетворении административного искового заявления - отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.

Судья
О.Н.Павлова

В окончательной форме решение изготовлено 16 июня 2023 года.


------------------------------------------------------------------