Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18.01.2023 по делу N 3а-66/2023 <О признании недействующим пункта 3912 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2023 г. по делу в„– 3а-66/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре А.В.,
с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.П. о признании недействующим пункта 3912 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год",

установил:

29 декабря 2020 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан приказ в„– 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (приложение к приказу, далее также - Перечень на 2021 год), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 30 декабря 2020 года.
В пункт 3912 Перечня на 2021 год включен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...>.
Г.П. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня принятия пункт 3912 Перечня на 2021 год, ссылаясь на то, что принадлежащее ей на праве собственности Помещение включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, мероприятий по обследования нежилого помещения административным ответчиком не осуществлялось.
Административный истец Г.П. в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности и ордера, адвокат В.А. в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, представила письменные пояснения, где указала, что обследование принадлежащего административному истцу помещения в 2020 году не производилось, объект был включен на основании акта обследования 2019 года, в представленном к акту фотоматериале отражена только часть помещения, площадью 157,3 кв. м., используемая под организацию кафе и составляющая менее 20% от общей площади нежилого помещения. Никакая иная деятельность не осуществлялась, поскольку административный истец стал собственником нежилого помещения на праве наследования <...>, а предыдущий собственник умер <...>.
Представитель административного ответчика по доверенности Г.М. в судебном заседании поддержал письменные возражения на заявленные требования (л.д. 59-64), согласно которым работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года в„– 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02 апреля 2020 года в„– 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года в„– 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 06 апреля 2020 года в„– 30-п "О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга" без проведения обследования в 2020 году некоторых объектов в целях определения вида их фактического использования. Объекты были включены в Перечень на основании результатов обследования, проведенного в предыдущий период - в 2019 году, в ходе которого было установлено, что часть нежилого помещения площадью более 20% от площади всего Объекта используются для размещения объекта общественного питания.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административные исковые требования, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (подпункт 2 статьи 15, абзац второй пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество физических лиц введен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года в„– 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге".
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
К объектам налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе жилой дом, жилое помещение, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 названного кодекса в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и его действия, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года в„– 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от вида объектов налогообложения. Согласно подпункту "г" пункта 6 этой статьи налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет в 2021 году 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения, что превышает размер ставок, установленных для иных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика 30 декабря 2020 года, официально опубликован 11 января 2021 года, то есть оспариваемый акт принят уполномоченным государственным органом, опубликован до начала налогового периода.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях данной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что Г.П. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <...> общей площадью 1039,1 кв. м., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию умершего <...> Г.Г. (л.д. 18).
Право собственности на указанное нежилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 16 июня 2021 года (л.д. 19-36).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером <...> с назначением и наименованием - нежилое помещение, входит в состав здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 9244,7 кв. м., назначение - многоквартирный дом (л.д. 104-207).
Указанное выше здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 3707 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения жилого дома (жилых домов).
Вид разрешенного использования земельного участка, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о назначении и наименовании как здания, так и принадлежащего административному истцу помещения, не позволяют сделать вывод о размещении объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, помещение по указанному основанию в Перечень на 2021 год включено быть не могло.
Из объяснений административного ответчика и материалов дела следует, что принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества включен в Перечень на основании его фактического использования.
В подтверждение правомерности включения в Перечень на 2021 год нежилого помещения <...> с кадастровым номером <...> административный ответчик представил акт обследования помещения от <...> <...> согласно которому на обследуемом Объекте расположен объект общественного питания (кафе "Чайный дом") с фактическим использованием более 20% от общей площади Объекта (л.д. 79-84).
Вместе с тем, следует учитывать, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, Комитет формирует список и размещает его на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в списке (пункт 5), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6); информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В силу пунктов 3.1 и 3.2 утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года в„– 7-р Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования Объектов; мероприятия по определению вида фактического использования Объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 в„– 7-р, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, с отражением результатов такого обследования в акте; на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формирует список Объектов, в отношении которых необходимо провести мероприятия по определению вида фактического использования (далее - Список объектов), с целью их включения в Перечень; в срок, указанный в пункте 2.1 настоящего Порядка, Информационно-аналитический отдел размещает Список объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Управления контроля использования имущества начинают проведение обследований не ранее, чем через пять дней с даты размещения Списка объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обследования проводятся на основании приказа Комитета о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; проведение обследований осуществляется Комитетом ежегодно в срок до 30 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов обследований, проведенных в соответствии с настоящим Порядком.
Из приведенных положений следует, что обследование фактического использования объектов недвижимости должно быть осуществлено в год, предшествующий налоговому периоду, на который определяется соответствующий перечень, вместе с тем, такого обследования в отношении спорного Объекта в 2020 году с целью включения их в Перечень на 2021 год осуществлено не было, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость включения нежилого помещения в Перечень на 2021 год по результатам проведенного в 2019 году обследования была связана с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не допускается возможность использования для целей налогообложения сведений о виде фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в иной год, чем предшествующий очередному налоговому периоду, в связи с чем, акт обследования помещения от 04 июня 2019 года в„– 1233-ВФИ/Ц/2019 не может быть принят судом в качестве доказательства обоснованности включения нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, в Перечень 2021 года.
Кроме того, как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером <...>, площадью 1039,1 кв. м., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...> состоит из четырех этажей, подвала и мансарды.
Вместе с тем, представленный к акту обследования помещения от <...> <...> фотоматериал, отражает лишь часть нежилого помещения, расположенного на первом этаже и используемого под кафе, фасад здания, входную группа с вывеской кафе "Чайный дом", входную группу в подвальное помещение.
Как следует, из договора аренды от <...>, заключенного между Г.Г. (предшествующим собственником) и ООО <...> арендатору была предоставлена часть нежилого помещения с кадастровым номером <...>, общей площадью 157,3 кв. м. под организацию предприятия общественного питания и организацию кальянного клуба (л.д. 212-216). Право обременения арендой зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Соглашением, удостоверенным на бланке нотариуса <...> от <...>, вышеназванный договор аренды расторгнут (л.д. 217-219).
Из договора аренды от <...>, заключенного между Г.Г. и ООО <...> следует, для целей организации предприятия общественного питания и кальянного клуба на условиях аренду арендатору была передана часть нежилого помещения площадью 157,3 кв. м. (л.д. 37-41). Право аренды по выше названному договору зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается соответствующей выпиской.
Таким образом, площадь нежилого помещения, сдаваемая в аренду под размещение торгового объекта в том числе и на момент обследования в 2019 году, в процентном соотношении составляет 15,13% от общей площади помещения (157,3x100:1039,1).
Такое процентное соотношение не отвечает критериям, установленным пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания нежилого помещения фактически используемым в целях размещения объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Объект (помещение) на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, обладал признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 - 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Г.П. - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 3912 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.С.Чистякова


------------------------------------------------------------------