Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2023 N 1047 "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2023 г. в„– 1047

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Санкт-Петербурга и повышения ее эффективности Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Утвердить Основные направления государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Корабельникова А.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 29.09.2023 в„– 1047

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

1. Итоги реализации государственной долговой политики
Санкт-Петербурга в 2022-2023 годах

Государственная долговая политика Санкт-Петербурга (далее - долговая политика Санкт-Петербурга) в 2022-2023 годах была направлена на сохранение высокого уровня долговой устойчивости, недопущение необоснованных заимствований, полное и своевременное исполнение обязательств по обслуживанию и погашению государственного долга Санкт-Петербурга.
По итогам 2022 года объем государственного долга Санкт-Петербурга составил 88,4 млрд руб., что соответствует 7,9 процента годового объема доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений.
За 2022 год государственный долг Санкт-Петербурга вырос на 3,4 млрд руб., что обусловлено привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурный бюджетный кредит) в объеме 9,7 млрд руб. и плановым погашением части номинальной стоимости государственных облигаций Санкт-Петербурга в размере 6,3 млрд руб.
Механизм инфраструктурных бюджетных кредитов используется для финансирования инвестиционных расходов в объекты транспортной, инженерной, дорожной и социальной инфраструктур регионов. С учетом того, что одним из критериев для отбора инфраструктурного проекта являлось превышение дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов субъекта Российской Федерации над суммой инфраструктурного бюджетного кредита и расходами на выплату процентов, погашение инфраструктурного бюджетного кредита и его обслуживание обеспечено за счет бюджетных эффектов от реализации таких проектов.
Предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов в 2022-2023 годах осуществляется на финансовое обеспечение реализации следующих инфраструктурных проектов:
проект "Подключение Западного скоростного диаметра к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с Витебским проспектом", сроки реализации проекта - 2020-2024 годы;
проект "Транспортная развязка автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" в районе Шкиперского протока", сроки реализации проекта - 2021-2024 годы;
проект "Приобретение подвижного состава: 169 трамвайных вагонов для Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Горэлектротранс" для обновления парка подвижного состава в рамках Программы развития городского электрического транспорта", сроки реализации проекта - 2022-2023 годы.
Объем привлечения инфраструктурного бюджетного кредита в 2023 году планируется в объеме 14,5 млрд руб.
Расходы на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в 2022 году составили 6,2 млрд руб. или 0,6 процента годового объема расходов бюджета Санкт-Петербурга без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций.
В целях контроля за проведением субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации ежегодно осуществляет оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, по результатам которой в 2022 году Санкт-Петербург отнесен к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Согласно предварительным оценкам исполнения бюджета Санкт-Петербурга в 2023 году и во взаимосвязи с наличием на начало 2023 года значительных остатков средств на счетах бюджета Санкт-Петербурга, в том числе размещенных в ликвидные активы, привлечение рыночных заимствований в 2023 году не планируется.
По состоянию на 01.08.2023 государственный долг Санкт-Петербурга составил 101,6 млрд руб. (10 процентов утвержденного годового объема доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений), увеличившись с начала 2023 года на 13,2 млрд руб.
Рост объема государственного долга Санкт-Петербурга обусловлен получением трех траншей инфраструктурного бюджетного кредита.
В общей сумме государственного долга Санкт-Петербурга на 01.08.2023 номинальная сумма долга по государственным облигациям Санкт-Петербурга составила 78,8 млрд руб. или 77,5 процента, сумма основного долга по инфраструктурному бюджетному кредиту - 22,8 млрд руб. или 22,5 процента.
Кроме того, в 2023 году планируется предоставление Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу двух траншей бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга, предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Доведенный лимит бюджетного кредита составляет 0,4 млрд руб.
В результате общий объем привлечения инфраструктурного бюджетного кредита и бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств Санкт-Петербурга в 2023 году планируется в объеме 14,9 млрд руб.
По оценкам, государственный долг Санкт-Петербурга по состоянию на 01.01.2024 составит 88,1 млрд руб. или 8,4 процента годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга.
С учетом предстоящего планового погашения части номинальной стоимости государственных облигаций Санкт-Петербурга по двум выпускам в размере 15,3 млрд руб. в структуре долга на 01.01.2024 доля обязательств по государственным облигациям Санкт-Петербурга продолжит сокращаться и составит 72,1 процента, доля обязательств по инфраструктурному бюджетному кредиту и бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга, предоставляемому в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, увеличится до 27,9 процента.
В 2022 и 2023 годах все показатели и индикаторы долговой устойчивости Санкт-Петербурга сохранялись в пределах безопасных зон.

2. Основные факторы, определяющие характер и направления
долговой политики Санкт-Петербурга на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов

Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, являются:
сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита бюджета Санкт-Петербурга вследствие необходимости финансирования крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, охрану окружающей среды, развитие социальной сферы, во взаимосвязи с происходящей структурной трансформацией и модернизацией российской экономики;
повышенные инфляционные ожидания;
сохранение рисков возникновения дополнительных расходов бюджета Санкт-Петербурга в связи со сложившейся геополитической обстановкой и макроэкономической конъюнктурой;
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленной в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами;
необходимость поддержания высокой долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, реализуемой Министерством финансов Российской Федерации согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также комплексом мер по повышению качества организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации.

3. Цели и задачи долговой политики Санкт-Петербурга
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

3.1. Основными целями долговой политики Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:
обеспечение сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга при поддержании высокого уровня долговой устойчивости Санкт-Петербурга;
дальнейшее повышение эффективности осуществления государственных заимствований и управления государственным долгом Санкт-Петербурга.
3.2. Основными задачами долговой политики Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:
исполнение обязательств по обслуживанию и погашению государственного долга Санкт-Петербурга в срок и в полном объеме;
оптимизация структуры государственного долга Санкт-Петербурга в целях минимизации стоимости его обслуживания;
сохранение показателей и индикаторов долговой устойчивости Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в пределах безопасных зон;
обеспечение оперативного реагирования на изменения экономической ситуации при осуществлении государственных заимствований и управлении государственным долгом Санкт-Петербурга;
обеспечение условий для сохранения кредитных рейтингов Санкт-Петербурга по национальной шкале на наивысшем уровне.
3.3. Для достижения указанных целей и выполнения поставленных задач долговая политика Санкт-Петербурга в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов будет строиться исходя из соблюдения следующих принципов:
сохранение объема государственного долга Санкт-Петербурга на экономически безопасном уровне посредством контроля за объемом государственного долга Санкт-Петербурга и расходами на его обслуживание;
недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях и потребностей бюджета Санкт-Петербурга в привлечении заемных средств;
планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга в соответствии с направлениями бюджетной политики Санкт-Петербурга и с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований;
взаимодействие с кредитными рейтинговыми агентствами, обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении Санкт-Петербурга, проводимой бюджетной, экономической и долговой политике Санкт-Петербурга.

4. Инструменты реализации долговой политики Санкт-Петербурга
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

4.1. В 2024-2026 годах государственные заимствования Санкт-Петербурга планируется осуществлять исключительно в валюте Российской Федерации.
В предстоящем периоде долговая политика Санкт-Петербурга будет направлена на осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.
Вне зависимости от потребности в привлечении заемных средств в прогнозируемом периоде планируется привлечение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, одобренных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (в 2024 году - 6,2 млрд руб., в 2025 году - 1,8 млрд руб.).
Фактические объемы привлечения заемных средств по иным инструментам будут определяться исходя из потребностей бюджета Санкт-Петербурга на основании показателей кассового плана по бюджету Санкт-Петербурга и оценки исполнения бюджета Санкт-Петербурга, а также будут зависеть от конъюнктуры финансового рынка.
В случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей использования среднесрочных и(или) долгосрочных долговых инструментов, а также в случае потребности в краткосрочных ресурсах в течение соответствующего финансового года в качестве инструмента заимствования планируется использовать бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга, предоставляемые Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, и(или) кредиты кредитных организаций.
В качестве основного источника заемных средств рассматриваются рыночные заимствования, при этом наиболее ликвидным инструментом рыночных заимствований являются государственные облигации Санкт-Петербурга.
Основными преимуществами использования указанного инструмента являются:
рыночный механизм ценообразования;
привлечение и размещение государственных облигаций Санкт-Петербурга среди неограниченного круга инвесторов: банков, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний, иных юридических лиц, физических лиц, что обеспечивает высокую конкуренцию и снижение рисков эмитента (процентного риска и риска ликвидности);
возможность управления профилем государственного долга Санкт-Петербурга и использования государственных облигаций Санкт-Петербурга в рамках осуществления мероприятий по управлению государственным долгом Санкт-Петербурга и ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга.
В целях снижения объема государственного долга Санкт-Петербурга и(или) сокращения платежей по погашению и(или) обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга Комитет финансов Санкт-Петербурга в соответствии с подходами, рекомендованными Министерством финансов Российской Федерации, вправе:
принимать решения о размещении государственных облигаций Санкт-Петербурга одних выпусков в рамках операций обмена на государственные облигации Санкт-Петербурга иных выпусков;
осуществлять выкуп государственных облигаций Санкт-Петербурга исходя из рыночных цен государственных облигаций Санкт-Петербурга в объемах, определенных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В целом объемы и параметры государственных заимствований Санкт-Петербурга будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга была равномерной и не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
4.2. Государственные гарантии Санкт-Петербурга в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов.
С учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики и в связи с тем, что государственные гарантии являются достаточно рискованным и непрозрачным инструментом долговой политики, в том числе во взаимосвязи с влиянием объема обязательств по государственным гарантиям на параметры долговой устойчивости, расширение практики предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов не планируется.

5. Анализ и оценка рисков для бюджета Санкт-Петербурга,
возникающих в процессе управления государственным долгом
Санкт-Петербурга

Планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет осуществляться с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга.
Оценка рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга, в частности риска дефолта (неисполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме), проводится посредством определения предельных объемов заимствований Санкт-Петербурга и стресс-тестирования финансовых потоков по государственному долгу Санкт-Петербурга.
При определении предельных объемов заимствований Санкт-Петербурга осуществляется оценка максимальной долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга, при которой Санкт-Петербург будет исполнять расходные и долговые обязательства Санкт-Петербурга в установленные сроки и в полном объеме.
В целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Санкт-Петербурга, а также оптимизации структуры государственного долга Санкт-Петербурга за счет комбинирования инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований для равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга проводится анализ долговых обязательств и выявление пиков платежей.
Стресс-тестирование финансовых потоков по государственному долгу Санкт-Петербурга позволяет оценить влияние на бюджет Санкт-Петербурга изменений социально-экономических условий и выявить сценарии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, при реализации которых осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга и исполнение обязательств по государственному долгу Санкт-Петербурга будет обременительно для бюджета Санкт-Петербурга.
Для оценки рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга используется набор следующих критериев по государственному долгу Санкт-Петербурга и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга, позволяющих определять экономически безопасный уровень государственного долга Санкт-Петербурга и платежей по нему при их планировании и осуществлять контроль рисков при исполнении программ государственных заимствований Санкт-Петербурга:
показатель "Предельный объем государственных заимствований Санкт-Петербурга", устанавливаемый в программе государственных внутренних заимствований Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период, не должен превышать общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга и объемов погашения долговых обязательств, утвержденных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и на плановый период;
показатель "Объем государственного долга Санкт-Петербурга к общему объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений" не может принимать значения, превышающие уровень в 50 процентов;
показатель "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга, возникшего на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направленных на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" не может принимать значения, превышающие уровень в 13 процентов;
показатель "Доля расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в общем объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)" не может принимать значения, превышающие уровень в 5 процентов.
В целях ограничения соответствующих рисков в связи с ростом объема долгосрочных обязательств бюджета Санкт-Петербурга перед инвесторами по договорам государственно-частного партнерства и концессионным соглашениям к вышеуказанному перечню критериев по государственному долгу Санкт-Петербурга и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга, используемых при планировании государственных заимствований и при исполнении программ государственных заимствований Санкт-Петербурга, также отнесен показатель "Объем расходов бюджета Санкт-Петербурга на выплаты по обязательствам, возникающим в рамках государственно-частного партнерства и по концессионным соглашениям, к общему объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений", который не может принимать значение, превышающее уровень в 20 процентов.

6. Взаимодействие с кредитными рейтинговыми агентствами

Санкт-Петербургу присвоен наивысший уровень кредитоспособности по национальной шкале кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) (далее - АКРА), соответствующий уровню кредитного рейтинга Российской Федерации.
Находящиеся в обращении четыре выпуска государственных облигаций Санкт-Петербурга имеют кредитные рейтинги АКРА на уровне кредитного рейтинга Санкт-Петербурга.
Текущие кредитные рейтинги Санкт-Петербурга отражают максимальный уровень кредитоспособности для Российской Федерации, свидетельствующий о способности Санкт-Петербурга исполнять обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Санкт-Петербурга в срок и в полном объеме при полном отсутствии уязвимости к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в Российской Федерации. Высокий уровень кредитоспособности Санкт-Петербурга соответствует низкой долговой нагрузке бюджета Санкт-Петербурга и его высокой долговой емкости, обеспечен устойчивыми операционными показателями бюджета Санкт-Петербурга и высоким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности Санкт-Петербурга вследствие диверсифицированной экономики Санкт-Петербурга.
В 2024-2026 годах Санкт-Петербург планирует продолжить сотрудничество с АКРА и заключить контракт с акционерным обществом "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".
Наличие у государственных облигаций Санкт-Петербурга кредитных рейтингов по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации двух кредитных рейтинговых агентств установленного уровня, а также включение указанных облигаций в котировальный список первого уровня публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" является условием:
использования государственных облигаций Санкт-Петербурга в качестве обеспечения по договорам репо в рамках операций Федерального казначейства по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и едином казначейском счете в части покупки (продажи) ценных бумаг на организованных торгах по договорам репо;
использования государственных облигаций Санкт-Петербурга в качестве обеспечения по кредитным операциям и операциям репо Центрального банка Российской Федерации с кредитными организациями на аукционной основе в рамках основного механизма предоставления ликвидности.
Таким образом, использование государственных облигаций Санкт-Петербурга в операциях, проводимых Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством, позволит повысить спрос на покупку указанных облигаций при их размещении, что окажет позитивное влияние на стоимость заимствований.


------------------------------------------------------------------