Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2023 по делу N 3а-116/2023 <О признании недействующим пункта 1502 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2022 N 158-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2023 г. по делу в„– 3а-116/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Я.,
с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Лента" об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2022 года издан приказ в„– 158-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень Приказа в„– 158-п), который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2022 года.
В пункт 1502 Перечня Приказа в„– 158-п в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> (далее - Здание, Объект).
Общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - Общество) обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании вышеуказанного нормативного правового акта в части включения в Перечень принадлежащего ему на праве собственности Здания, ссылаясь на то, что оно не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку Здание в целях делового, административного, коммерческого назначения и бытового обслуживания не используется; в аренду третьим лицам передано не было; с момента приобретения в декабре 2016 года и до настоящего времени не эксплуатируется, деятельность не ведется, Здание законсервировано. Одновременно просил взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в свою пользу понесенные им при подаче иска в суд расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности с полным объемом прав, в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласился, поддержав письменные возражения ответчика на иск, согласно которым Здание включено в Перечень на 2023 год, согласно предоставленным в 2022 году Росреестром сведений, по расположению на земельном участке с видом разрешенного использования "деловое управление, обслуживание автотранспорта, общественное питание", а также наименованию Объекта - "Многофункциональный автомобильный бизнес-центр с автоклубом, автосалоном и сервисным обслуживанием", предполагающего размещение торгового объекта, что явилось достаточным основанием для признания его объектом, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, и включения его в проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год соответственно, размещенный на официальном сайте Комитета, а в дальнейшем в оспариваемый нормативный правовой акт.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
В силу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов имущества организаций, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, и нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Как следует из материалов дела оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке до начала соответствующего налогового периода.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
По смыслу приведенных предписаний в Перечень как административно-деловой центр или торговый центр подлежат включению такие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, судом установлено, что Здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Из материалов дела следует, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости административному истцу с 06.12.2016 г. на праве собственности принадлежит Здание площадью 5162 кв. м., с кадастровым номером <...>, имеющее наименование "многофункциональный автомобильный центр с автоклубом, автосалоном и сервисным обслуживанием", расположенное по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером <...>, право собственности на который зарегистрировано на административного истца 19.04.2019 г. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - "деловое управление, хранение автотранспорта, благоустройство территории"; относительно назначения Здания в ЕГРН сведения отсутствуют; входящие в состав Здания помещения, состоящие на самостоятельном кадастровом учете, имеют назначение "нежилое помещение", сведения о наименовании и виде разрешенного использования - отсутствуют (л.д. 9-35, 103-116).
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, Здание включено в Перечень на 2023 год по наименованию Здания в Едином государственном реестре недвижимости и виду разрешенного использования земельного участка в соответствии со сведениями, предоставленными Росреестром в 2022 году.
В подтверждение обоснованности включения Объекта в Перечень на 2023 год административным ответчиком предоставлены сведения Росреестра, поступившие в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (л.д. 75), согласно которым Здание, категории "Нежилое здание", наименованием "многофункциональный автомобильный бизнес-центр с автоклубом, автосалоном сервисным обслуживанием, расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> с видом разрешенного использования - "деловое управление, обслуживание автотранспорта, общественное питание". Соответствующий список объектов недвижимости, предполагаемых к включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, на основании информации о виде разрешенного использования земельных участков, назначении или наименовании объектов недвижимости было сформирован по состоянию на 16.09.2022 года и размещен на сайте Комитета (л.д. 70 об.).
Однако, вопреки доводам административного ответчика, наименование Здания федеральным налоговым законодательством как условие определения объекта в целях статьи 378.2 НК РФ не предусмотрено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на 02.11.2022 года видом разрешенного использования указанного земельного участка является "деловое управление, хранение автотранспорта, благоустройство территории" (л.д. 22).
Как следует из сообщения филиала Публично-кадастровой компании "Роскадастр" по Санкт-Петербургу в„– 04855 от 04.05.2023 в Едином государственном реестре недвижимости содержится информация об изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...> с "деловое управление, обслуживание автотранспорта, общественное питание" на "деловое управление, хранение автотранспорта, благоустройство территории" по заявлению о государственном кадастровом учете и(или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами от 31.10.2022 в„– MFC-0575/2022-525899-1 (л.д. 132).
Таким образом, из представленных суду документов следует, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не предполагал возможность размещения объектов общественного питания, а вид разрешенного использования земельного участка "деловое управление, хранение автотранспорта" не предусматривает однозначно размещения на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов, то есть по указанным характеристикам Здание не может быть отнесено к объектам, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, сведений о таком назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений в Здании в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) не имеется, то Здание может быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
То обстоятельство, что мероприятия по обследованию Здания с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечень не осуществлялись, административным ответчиком не оспаривается.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов помещений в Здании в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов бытового обслуживания административным ответчиком суду не представлено.
При этом, согласно пояснений представителя административного истца Здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в аренду третьим лицам не передано и фактически каким-либо образом не эксплуатируется.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие Здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения Объекта в Перечень, не представлено, что является основанием для удовлетворения иска и признания недействующим пункта 1506 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 в„– 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка административного ответчика на то, что административный истец не обращался в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с возражениями на проекты Перечней, не может быть принята во внимание, поскольку такое обращение не является обязательным условием для предъявления административного иска о признании нормативного правового акта недействующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО "Лента" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1502 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 в„– 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу ООО "Лента" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------