Решение Ленинградского областного суда от 19.07.2023 по делу N 3а-98/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Ленинградской области от 25.12.2018 N 518 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2023 г. по делу в„– 3а-98/2023

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре Ч.
с участием прокурора Супрунова Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.Н.Р. о признании недействующим Постановление Правительства Ленинградской области от 25.12.2018 г. в„– 518 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области",

установил:

07.07.2014 года принят Законодательным собранием Ленинградской области и подписан Губернатором Ленинградской области областной закон Ленинградской области "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления" в„– 45-оз (далее также - Областной закон в„– 45-оз).
Областной закон в„– 45-оз принят на основании ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в целях перераспределения полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области.
12.12.2018 постановлением Правительства Ленинградской области в„– 518 утвержден Генеральный план муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее также - Генеральный план).
На Карте границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, являющейся составной частью Генерального плана, отображены границы поселка Ольшаники, который обозначен на карте цифрой "9".
А.Н.Р. обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит:
о признании недействующими пункты 1, 2, 4 части 1 статьи 1, подпункты "а", "б", "г", "и", "к" пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 года в„– 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления";
о признании полностью недействующим Постановление Правительства Ленинградской области от 25.12.2018 г. в„– 518 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области".
Требования административного иска мотивированы тем, что А.Н.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>. Вопреки федеральному законодательству с превышением полномочий были изменены границы населенного пункта, в который входит земельный участок административного истца. Земельный участок административного истца расположен в территориальной зоне ТСХ - 4, предназначенной для ведения садоводства. Часть 2 статьи 3 Областного закона в„– 45-оз противоречит градостроительному и земельному законодательству. Субъект Российской Федерации не вправе утверждать Генеральный план, устанавливать границы и определять функциональные зоны населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований.
Земельный участок с кадастровым номером А.Н.Р. образован путем деления земельного участка с кадастровым номером 47:01:1706001:1897, который входил в состав земельного участка с кадастровым номером 47:01:1706001:1111, принадлежащий на праве собственности ДНП "Пальмира". Земельные участки с кадастровыми номерами 47:01:1706001:1897 и 47:01:1706001:1111 расположены в зоне жилой застройки коллективными садоводами - ТЖ-4.
На карте градостроительного зонирования поселка Чернявское и поселка Ольшаники МО "Первомайское сельское поселение" земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границах населенного пункта Ольшаники относится к зоне ТЖ-4, предназначенный для коллективного садоводства. Однако в нарушение ст. ст. 31, 32, ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок административного истца без публичного обсуждения выведен из территориальной зоны ТЖ-4 коллективного садоводства и отнесен к зоне ТСХ-4 "зона для ведения садового хозяйства" (л.д. 2-11, 64-68, 131-136).
В дополнении к административному иску указывается, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:1706001:1111, из которого образован земельный участок с кадастровым номером <...>, находился в центре населенного пункта Ольшаники. В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО "Первомайское сельское поселение" от 10.12.2012 г. в„– 161, размещенной на сайте Федеральной государственной системы территориального планирования 30.09.2009 г., земельный участок административного истца находится в границах территории жилой зоны коллективными садоводами населенного пункта Ольшаники. При этом при утверждении генерального плана не использовались данные Федеральной государственной системы территориального планирования. Земельный участок административного истца оказался не в границах населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения.
Представитель административного ответчика Законодательного собрания Ленинградской области И. в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, полагая, что Областным законом в„– 45-оз не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца. Вопросы непосредственного установления, изменения границ населенных пунктов и состава земель населенных пунктов не относятся к сфере регулирования Областного закона в„– 45-оз (л.д. 83-89).
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Я. в письменном отзыве просит прекратить производство в части требований о признании недействующим Областного закона в„– 45-оз, отказать в удовлетворении административного иска в части требований об оспаривании Генерального плана. Указывается, что согласно Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером <...> в границы населенного пункта не входит, расположен в функциональной зоне, предназначенной для ведения садового и дачного хозяйства. Доказательства отнесения в соответствии с требованиями законодательства данного земельного участка к категории земель населенного пункта не представлены (л.д. 124-127).
В судебном заседании, А. и ее представитель Н. требования административного иска поддержали по доводам, изложенным в нем.
Представитель Законодательного собрания Ленинградской области И. полагал возможным прекратить производство по делу в части требований о признании недействующим Областного закона в„– 45-оз.
Представитель Правительства Ленинградской области, Губернатора Ленинградской области Я. поддержала правовую позицию, приведенную в отзыве.
Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заключение прокурора, приходит к следующим выводам.18.01.2019 постановление Правительства Ленинградской области от 12.12.2018 в„– 518 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
В соответствии с ч. 15 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что А. на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, площадью 2200 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Первомайское сельское поселение", <...>, о чем регистрирующим органом в ЕГРН 20.02.2015 года сделана запись регистрации (л.д. 40).
Следовательно, А. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым Генеральным планом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются ее права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятия оспариваемого Генерального плана и порядок его принятия, суд исходит из того, что областным законом Ленинградской области от 07.07.2014 в„– 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" с 01.01.2015 к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесено утверждение генеральных планов поселений и внесение в них изменений.
Порядок рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 16.03.2015 в„– 68 (далее - Порядок рассмотрения).
Согласно п. 4.2 Порядка рассмотрения, изменения в документ территориального планирования муниципального образования утверждаются постановлением Правительства Ленинградской области.
Исходя из положений ст. 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что 21.08.2009 г. администрацией МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области принято постановление в„– 136 "О подготовке проекта генерального плана МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области".
Постановлением главы МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 25.10.2017 г. в„– 44 назначены публичные слушания по проекту Генерального плана.
Протоколы проведения публичных слушаний в населенных пунктах - Решетниково, Ленинское, Майнило, Симагино, Ильичево, Огоньки, Горки, Озерки, Кировское, Краснознаменка, Чернявское, Ольшаники, Подгорное, Чайка, Первомайское, подтверждают проведение публичных слушаний в вышеуказанных населенных пунктах.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Выборг" 08.12.2017 г.
Вопросы, связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 в„– 174-оз "О правовых актах Ленинградской области".
Согласно ст. 8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 в„– 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" (в редакции, действующей на момент утверждения Генерального плана) правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru).
Приведенные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 15.02.2022 г. по делу в„– 3а-38/2022 по административному иску Некоммерческой организации фонд отдыха и здоровья "РЕЛАКС" об оспаривании Генерального плана.
Следовательно, Генеральный план принят административным ответчиком в пределах своих полномочий и в установленной форме, с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части Генерального плана нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (п. 1 ст. 2 ГрК РФ), предусматривает необходимость соблюдения принципов правовой определенности режима использования земельных участков и объектов капитального строительства и обоснованности принимаемых решений в области территориального планирования.
Генеральный план поселения или городского округа относится к документам территориального планирования поселения или городского округа, в котором определяются границы функциональных зон и их функциональное назначение, и который утверждается на срок не менее чем двадцать лет (п. 5 ст. 1, ч. 11 ст. 9, п. 2 и 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 11 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Исходя из положений ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Генеральным планом установлены границы 15 населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования "Первомайское сельское поселение", в том числе поселка Ольшаники.
Земельный участок с кадастровым номером <...> расположен вне границ населенного пункта п. Ольшаники, находится в функциональной зоне, предназначенной для ведения садового и дачного хозяйства, что согласуется с категорией и разрешенным использованием данного земельного участка.
Таким образом, положения Генерального плана не препятствуют административному истцу использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - "для ведения дачного хозяйства".
В разделе 3.4 Материалов по обоснованию проекта генерального плана содержатся предложения по изменению границ населенных пунктов и иных категорий, в которых указано, что исключаемые земельные участки из границ земель населенных пунктов в Первомайском сельском поселении отсутствуют.
Из таблицы 3.4.3. Материалов по обоснованию проекта генерального плана "Перечень земельных участков МО "Первомайское сельское поселение", которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, из земель иных категорий" следует, что в границы населенных пунктов в составе муниципального образования земельный участок с кадастровым номером <...> не включался. Сведений об исключение каких-либо земельных участков из границ населенного пункта п. Ольшаники в таблице не имеется (административное дело в„– 3а-38/2022 л.д. 169 т. 1).
Генеральным планом каких-либо решений об исключении земельного участка с кадастровым номером <...> из границ населенного пункта п. Ольшаники не принималось. Земельный участок никогда не входил в границы д. Ольшаники и до настоящего времени в границы указанного населенного пункта не включен.
Учитывая изложенное, доводы административного истца о том, что земельный участок находится в границах населенного пункта, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и толковании норм материального права.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено, что Генеральный план, оспариваемый в том числе в части нахождения земельного участка с кадастровым номером <...> вне границ населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения и вне зоны жилой застройки территориальной зоны для коллективного садоводства ТЖ-4, соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушаются, административному истцу в удовлетворении административного иска следует отказать.
Производство по административному делу по административным исковым требованиям А. о признании недействующими положений Областного закона в„– 45-оз, Постановления Правительства Ленинградской области от 25.12.2018 г. в„– 518 в части иной территории МО "Первомайское сельское поселение", не связанной с земельным участком с кадастровым номером <...>, подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований А. о признании недействующим Постановление Правительства Ленинградской области от 25.12.2018 г. в„– 518 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", в части нахождения земельного участка с кадастровым номером <...> вне границ населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения и вне зоны жилой застройки территориальной зоны для коллективного садоводства ТЖ-4, отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
С.А.Астапенко

Решение в окончательной форме изготовлено 01.08.2023 года.


------------------------------------------------------------------