Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22.06.2023 по делу N 3а-165/2023 <О признании недействующими пунктов 750, 752, 753 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 141-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2023 г. по делу в„– 3а-165/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре А.,
с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "Компонент" об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 24 декабря 2021 года издан приказ в„– 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В Перечень включены следующие объекты недвижимого имущества:
- в пункт 753 - объект недвижимого имущества с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> (далее - Здание);
- в пункт 750 - объект недвижимого имущества с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> (далее - Помещение 11Н);
- в пункт 752 - объект недвижимого имущества с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> (далее - Помещение 5Н), (далее - Объекты).
Акционерное общество "Компонент" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими указанные пункты Перечня, ссылаясь на то, что Помещения, расположенные в Здании, принадлежат административному истцу на праве собственности, не обладают признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", также как и Здание; включение указанных объектов в Перечень влечет за собой обязанность оплаты административным истцом налога на имущество организаций в повышенном размере.
Представитель административного истца в суд явился, поддержал заявленные требования, полагал, что административным ответчиком не доказано количественное соотношение размещения объектов торговли, общественного питания, офисов к общей площади Здания более 20%, представив расчет использования площадей объектов недвижимости (л.д. 67 т. 2), в соответствии с которым общая площадь офисных, торговых помещений и помещений общественного питания в Здании равна 2115,12 кв. м., что составляет 6,5% от общей площади здания 32583,7 кв. м. Пояснил, что часть помещений, ранее использовавшихся под торговые объекты, в рассматриваемый период пустовало, часть использовалась под склады, размещение кабинетов сотрудников и торгово-выставочную деятельность без денежных расчетов, помещение кафе ООО "Бестужев" передано ООО "Чеслав" под размещение производственной столовой с минимальной ставкой арендной платы без извлечения административным истцом коммерческой прибыли. Размещенные на фасаде Здания вывески и поэтажные указатели расположения объектов внутри Здания не соответствовали действительному размещению объектов на момент проверки как утратившие актуальность в связи со сменой арендаторов. Представитель также оспаривал расположение отображенных на представленных административным ответчиком фотографиях объектов общественного питания в спорных Объектах.
Представитель административного ответчика поддержал представленные письменные возражения на заявленные требования (л.д. 170-173 т. 1), согласно которым по результатам обследования помещений в Здании 24.08.21 года установлено использование более 20% Здания для размещения объектов общественного питания, торговых объектов, офисов; использование помещения 5Н для размещения торговых объектов, использование более 20% помещения 11Н для размещения офисов.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Подпунктом 1 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении, в том числе, следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На основании пункта 2 статьи 1-1 этого же Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика 28.12.2021 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке до начала соответствующего налогового периода.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечень, не представлено.
Как следует из представленных сторонами документов и сведений Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, на котором расположено Здание, имеет вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов; Здание площадью <...> кв. м, имеет назначение - "нежилое", наименование - "административно-производственный корпус (корпус 1, 2, 3, 4 пристройка к корпусу 4)"; Помещение 1Н площадью <...> кв. м, Помещение 11Н площадью <...> кв. м, Помещение 12Н площадью <...> кв. м, и Помещение 5Н площадью <...> кв. м, а также остальные помещения в Здании, принадлежащие административному истцу на праве собственности, имеют назначение и наименование "нежилое помещение" (л.д. 65-98 т. 1, л.д. 32-39 т. 2), то есть по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, наименованию и назначению помещений в Здании, отнести Здание и Помещения к объектам, подлежащим включению в Перечень, оснований не имеется.
В обоснование правомерности включения Объектов в Перечень административный ответчик представил:
- акт обследования Здания от 24 августа 2021 года в„– 3197-ВФИ/2021 с фототаблицей к нему, согласно которому более 20 процентов Здания используется для размещения офисов, делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания. В раздел "Дополнительная информация" акта внесены сведения о том, что часть Объекта используется для размещения производства и складов площадью <...> кв. м., что составляет 69,3% от общей площади Объекта; часть Объекта используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания (ТЦ "Бестужевский") площадью <...> кв. м., что составляет 30,7% от общей площади Объекта согласно приложенному к акту расчету и копий поэтажных планов Здания;
- акт обследования Помещения 11Н от 24 августа 2021 года в„– 3199-ВФИ/С/2021 с фототаблицей к нему, согласно которому более 20 процентов Помещения используется для размещения офисов, делового и административного назначения. В разделе "Дополнительная информация" акта содержится указание на то, что часть Объекта используется под размещение производства и склада площадью <...> кв. м., что составляет 63,1% от общей площади Объекта; часть Объекта используется под размещение офисов площадью <...> кв. м., что составляет 36,9% от общей площади Объекта;
- акт обследования Помещения 5Н от 24 августа 2021 года в„– 3203-ВФИ/С/2021 с фототаблицей к нему, согласно которому более 20 процентов Помещения используется для размещения торговых объектов - магазинов (л.д. 14-51 т. 1).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, Комитет формирует список и размещает его на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в списке (пункт 5), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6); информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В силу пунктов 3.1 и 3.2 утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года в„– 7-р Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования Объектов; мероприятия по определению вида фактического использования Объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 в„– 7-р, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, с отражением результатов такого обследования в акте; на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формирует список Объектов, в отношении которых необходимо провести мероприятия по определению вида фактического использования (далее - Список объектов), с целью их включения в Перечень; в срок, указанный в пункте 2.1 настоящего Порядка, Информационно-аналитический отдел размещает Список объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Управления контроля использования имущества начинают проведение обследований не ранее, чем через пять дней с даты размещения Списка объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обследования проводятся на основании приказа Комитета о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; проведение обследований осуществляется Комитетом ежегодно в срок до 30 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов обследований, проведенных в соответствии с настоящим Порядком.
Исследуя представленные административным ответчиком доказательства, суд отмечает отсутствие в актах обследования от 24 августа 2021 года конкретных признаков, позволяющих идентифицировать изображенные на приложенных к актам фотографиях помещения как офисы, торговые объекты и объекты общественного питания площадью <...> кв. м, или 30,70% от общей площади Здания и Помещений, как на то указано административным ответчиком. Приложенные к акту обследования Здания в„– 3197-ВФИ/С/2021 копии поэтажных планов Здания (л.д. 31-37 т. 1) не содержат ссылок на нумерацию частей помещений, схематически изображенных на поэтажных планах, используемых для размещения в них офисов, объектов общественного питания и торговли, что не позволяет суду установить фактическое использование таких помещений.
Приложенные к акту обследования Здания фотографии в„– в„– 1, 2 отображают общий вид фасада Здания, при этом само по себе размещение на его фасаде вывески "БЦ "Бестужевский" не подтверждает фактическое использование более 20 процентов площади Здания для размещения офисов, объектов общественного питания и торговли; фотографии в„– в„– 3, 4, 5, 6 отображают помещения производственного и складского назначения; фотография в„– 11 отображает коридор с вывеской "торговый центр", однако сведений о расположении этого коридора в Здании с целью возможности оценки площади торгового центра в акте не имеется. В отношении изображенных на фотографиях в„– 7, 8 помещений с расположенными в них столами, осветительными приборами и оргтехникой на них, не представляется возможным установить их площадь. Факт расположения в Здании объектов торговли, объектов общественного питания подтверждается фотографиями Nв„– 9, 10, 12, 14, 16 (л.д. 22-29 т. 1, л.д. 23-30 т. 2), однако достоверных сведений о площади таких помещений не имеется.
Приложенная к акту обследования Здания распечатка главной страницы сайта ТЦ "Бестужевский" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - tk-best.ru (л.д. 38-39 т. 1) с поэтажными схемами расположения объектов торгового центра не содержит актуализации размещенной на сайте информации, позволяющей отнести представленную информацию к рассматриваемому периоду. Кроме того, соотнесение этих схем с приложенными к акту поэтажными планами, не позволяет придти к выводу о том, то все помещения, отраженные на поэтажных планах 1 и 2 этажа, используются для размещения офисов, объектов общественного питания и торговли, поскольку часть помещений на этих схемах не содержит указания о размещенных в них объектах; размещение объекта общественного питания "Mybox", отображенное на фотографии в„– 15, не соотносится с отметкой о его нахождении на указанной схеме. Следует также учитывать, что занятые ветеринарной клиникой помещения не могут быть отнесены к категории объектов, указанных в статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации, при том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года в„– 2496-р, которым определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, осуществление ветеринарных услуг не отнесено к бытовым услугам.
Приложенные к актам обследования Помещений от 24.08.2021 г. фотографии также отображают общий вид фасада Здания, внутренних коридоров с расположенными в них помещениями, часть из которых визуализируются как производственного и складского назначения (фотографии 5, 6, 7 помещений 11Н); фотографии Nв„– 3, 4, 5, 6, 7 помещения 5Н - как объекты торговли, фотография в„– 4 Помещения в„– 11Н - как объекта с офисной техникой. Вместе с тем, указанные фотографии и приложенные к актам иные документы не позволяют сделать вывод о фактическом использовании более 20 процентов площади Помещений для целей, установленных в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих утверждение административного истца об использовании менее 20% площади Здания и Помещений под указанные цели административным ответчиком не представлено. Не опровергнуто административным ответчиком утверждение административного истца об использовании части помещений Объектов под объекты торгово-выставочной деятельности, не сопряженной непосредственно с передачей товаров и расчетами по ним, отвечающие признакам торгового объекта, установленным статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Таким образом, суд не может признать предоставленные административным ответчиком акты обследования Здания и Помещений от 24.08.2021 г. достоверным доказательством того, что Объекты отвечают условиям, позволяющим включить их в Перечень, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов площади Здания, 20 процентов площади помещений 11Н и 5Н в целях размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания; иных доказательств, отвечающих критериям достоверности и достаточности, указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено при том, что в силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, что является основанием для признания оспариваемых положений недействующими.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление АО "Компонент" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 750, 752, 753 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------