Распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 20.02.2023 N 133-рп "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Монастырь Воскресенский Новодевичий"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 февраля 2023 г. в„– 133-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"МОНАСТЫРЬ ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ"

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и пунктом 3.12 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 в„– 651, на основании выводов историко-культурного исследования, выполненного Акционерным Обществом "Ренессанс-Реставрация" (рег. от 20.12.2022 в„– 01-24-3118/22-0-0):
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Монастырь Воскресенский Новодевичий", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 100, литеры А, Г, О, П, Р, С, Я, Московский проспект, дом 100, корпус 2, согласно приложению к распоряжению.
2. Распоряжение КГИОП от 27.05.2021 в„– 19-рп "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Монастырь Воскресенский Новодевичий" признать утратившим силу.
3. Начальнику отдела государственного реестра объектов культурного наследия обеспечить размещение распоряжения в электронной форме в локальной компьютерной сети КГИОП и его официальное опубликование.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на начальника Управления государственного реестра объектов культурного наследия.

Заместитель председателя КГИОП
Г.Р.Аганова





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению КГИОП
от 20.02.2023 в„– 133-рп

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"МОНАСТЫРЬ ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ", РАСПОЛОЖЕННОГО
ПО АДРЕСУ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ,
ДОМ 100, ЛИТЕРЫ А, Г, О, П, Р, С, Я, МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ,
ДОМ 100, КОРПУС 2

в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное и планировочное решение территории
Историческая планировочная структура ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря, включая:
собор Воскресенский (I);
корпус северный с церковью Трех Святителей Вселенских (II);
корпус южный с церковью Афонской Божией Матери (III);
дом для приходящих богомольцев (IV);
больницу (V);
хозяйственные постройки (три) (VI);
церковь Казанскую (VII);
историческое местоположение (у западной границы участка, по центральной оси собора), габариты, архитектурно-художественное решение (осуществленное в 1890-е гг.) входных ворот с надвратной Исидоровской колокольней: трехъярусной, на четверике основания с воротным проемом, с прямоугольными ризалитами по сторонам, увенчанной луковичной главкой с крестом;
архитектурно-художественное решение колокольни (осуществленное в 1890-е гг.), по материалам исторической фотофиксации на основе проекта 1891 года архитекторов, Л.Н.Бенуа и В.П.Цейдлера (нижний ярус - церковь Исидора Пелусиота; два верхних яруса звона; декор - стилизованные машикули, городчатые и аркатурные пояса, пояса килевидных кокошников);
исторический материал капитальных стен колокольни - полнотелый глиняный кирпич;
Новодевичье кладбище с воротами, могилами, надгробиями;
историческое местоположение на конец XIX в.;
объемно-пространственное и архитектурное решения фасадов;
Рисунки не приводятся


сохранившиеся элементы конструкций фундаментов церкви во имя Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (1855-56 гг., по проекту арх. Э.И.Жибера) (на плане слева);
историческое местоположение на конец XIX в.;
объемно-пространственное и архитектурное решения фасадов церкви-усыпальницы во имя Святого Илии Пророка (1884 г., по проекту арх. Л.Н.Бенуа) (на плане справа)

I. Собор Воскресенский, 1848-1861 гг., арх. Ефимов Н.Е.
Московский пр., 100, литера А
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение здания пятиглавого четырехстолпного храма с высоким цоколем, прямоугольного в плане, с пятью нефами, разделенными рядами пилонов, с ризалитом западного и апсидой восточного фасадов и с нижним храмом - центрального сооружения развернутой вдоль Московского проспекта П-образной композиции, включающей боковые корпуса (северный и южный - см. в„– 2 и 3);
исторические форма и габариты крыши, включая позолоченные луковичные чешуйчатые купола <*> с золочеными крестами - материал окрытия (металл), высотные отметки
--------------------------------
<*> Воссозданы в 2000-е гг.
Рисунки не приводятся
2.
Конструктивная система
исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
исторические междуэтажные перекрытия, включая:
центральный барабан на четырех столбах с подпружными арками;
сводчатые перекрытия второго этажа - крестовые (в центральной части), коробовые (в боковых частях);
Рисунки не приводятся


полуциркульные своды, в том числе с распалубками;
конха, ниши с конховым завершением;
сводчатые помещения нижнего храма с пилонами;
конфигурация и габариты сводов;
исторические отметки междуэтажных перекрытий;
кирпичные столбы - оштукатуренные, окрашенные масляной краской;
хоры над боковыми нефами - конструкция;
историческая лестница на хоры с известняковыми ступенями, историческое металлическое ограждение;
переходы в боковые корпуса - конструкция

3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Н.Е.Ефимова в характере русско-византийского стиля;
материал и характер фасадной поверхности - окрашенная штукатурка;
цоколь - облицован путиловским известняком;
ризалит с высоким парадным крыльцом на три схода <*>, облицованным путиловским известняком;
--------------------------------
<*> В 2013 г. один сход был переделан в пандус.

портал в виде килевидной перспективной арки, с фланкирующими полуколоннами с перехватами, дверным проемом с полуциркульным завершением и фрамугой;
выступающий объем входа в нижний храм, решенный как часовня, с треугольным фронтоном, барабаном и купольным завершением;
высокие оконные проемы с полуциркульным завершением и их декоративное оформление: полуколонны с раскрепованными треугольными сандриками и капителями с растительным орнаментом;
исторический материал оконных заполнений (дерево), рисунок расстекловки;
апсида полуциркульная в плане;
горизонтальные членения межэтажными тягами, карнизом;
вертикальные членения парными полуколоннами на пьедесталах, лопатками;
филенчатый фриз с прямоугольными выступами с крестообразными филенками над осями двухчастного окна притвора и четырехчастных окон северных и южных хор;
Рисунки не приводятся


граненые в плане барабаны с аркатурными поясами и стилизованными закомарами, луковичными куполами (воссозданы);
декор аттиковой стенки - треугольные и ромбовидные филенки с орнаментом и стилизованными крестами, стилизованные закомары с "раковинами", ромбы над пятами закомар с "сиянием"

5.
Декоративно-художественное оформление интерьеров
Историческое художественное решение интерьера собора по эскизу художника А.А.Колчина (1871 г.), включая:
полихромную живопись <*> в куполе, в алтаре (Деисус), в простенках между окнами светового барабана (апостолы) и на парусах (евангелисты) - техника (масло по штукатурке);
--------------------------------
<*> Стены и своды были расписаны заново во время ремонта 1914-1916 гг.

лепной орнаментальный пояс в нижнем ярусе барабана с опирающимися на него пилястрами с лепными капителями в виде завитков, уплощенными нишами между ними;
профилированные тяги по ребрам крестовых сводов, в обрамлении арочных проемов;
пилоны со скошенными углами, декорированные филенками, с орнаментальными капителями;
профилированный карниз под хорами;
фланкирующие колонки с гирьками и капителями из завитков, профилированный архивольт четырехчастного окна на хорах;
фрагменты орнаментальной полихромной живописи на сводах в нижнем храме (придел св. Григория Нисского)
Рисунки не приводятся
II. Корпус северный с церковью Трех Святителей Вселенских,
1848-1855 гг., арх. Ефимов Н.Е., 1860-1870-е гг., арх. Сычев Н.А.
Московский пр., 100, литера А
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение примыкающего к Воскресенскому собору двухэтажного здания северного келейного корпуса, с ризалитом и апсидой встроенной в него церкви Трех Святителей Вселенских;
высота различных частей объема, включая крышу;
исторические конфигурация и габариты крыш;
шатер колокольни и главки с луковичным завершением над объемом церкви Трех Святителей Вселенских (воссозданы в 2000-е гг.)
Рисунок не приводится
2.
Конструктивная система
Исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
исторические междуэтажные перекрытия, в том числе:
сводчатые перекрытия подвальных помещений;
ниши с конховым завершением;
конфигурация и габариты сводов;
исторические отметки междуэтажных перекрытий;
исторические лестницы с металлическим ограждением;
винтовая металлическая лестница на хорах с круглой площадкой на фигурных кронштейнах, рисунок ограждения
Рисунки не приводятся
3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов по проектам архитекторов Н.Е.Ефимова и Н.А.Сычева в характере русско-византийского стиля;
материал и характер отделки фасадов - окрашенная штукатурка (исторический колер);
исторические оконные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные с полуциркульным завершением), декоративное оформление (фланкирующие полуколонны, профилированные сандрики с импостами, архивольты, филенки в подоконном пространстве);
исторические дверные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные с полуциркульным завершением), декоративное оформление;
исторический материал и характер расстекловки оконных заполнений;
исторический материал дверных заполнений;
ризалит западного фасада с крыльцом на три схода, дверным порталом с полуциркульным завершением, разорванным фронтоном, парными окнами с полуциркульным завершением в арочных нишах, завершенный воссозданным шатром церкви Трех Святителей Вселенских, с главкой и крестом;
вертикальные членения пилястрами, полуколоннами;
горизонтальные членения междуэтажными тягами;
полуциркульная в плане апсида церкви Трех Святителей Вселенских (восточный фасад);
оформление оконных проемов архивольтами;
Рисунки не приводятся


аттиковая стенка, завершенная рядом декоративных кокошников и карнизом из дентикул;
оформление трех многогранных барабанов филенками;
акцентировка центрального барабана двойным рядом кокошников;
купола луковичной формы с яблоками и крестами;
горизонтальное членение междуэтажными тягами;
фриз с триглифами;
венчающий карниз

5.
Декоративно-художественное оформление интерьеров
Историческое художественное решение интерьера церкви по эскизу художника Г.И.Яковлева, включая:
расчищенные фрагменты полихромной живописи (масло по штукатурке)
Рисунок не приводится
III. Корпус южный с церковью Афонской Божией Матери,
1848-1855 гг., арх. Ефимов Н.Е., 1860-1870-е гг., арх. Сычев Н.А.
Московский пр., 100, литера А
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение примыкающего к Воскресенскому собору двухэтажного здания южного келейного корпуса, с ризалитом и апсидой встроенной в него церкви Афонской Божией Матери;
высота различных частей объема, включая крышу;
исторические конфигурация и габариты крыш;
шатер колокольни и главки с луковичным завершением над объемом церкви Афонской Божией матери (воссозданы в 2000-е гг.)
Рисунок не приводится
2.
Конструктивная система
Исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
исторические междуэтажные перекрытия, в том числе:
сводчатые перекрытия подвальных помещений;
хоры - конструкция (своды, подпружные арки и колонны);
конфигурация и габариты сводов;
исторические отметки междуэтажных перекрытий;
парадная лестница в ризалите западного фасада - конструкция, габариты, материал, рисунок ограждения;
лестница на хоры и колокольню: конструкция, местоположение, габариты, материал (металл), рисунок ограждения;
винтовая металлическая лестница на хорах с круглой площадкой на фигурных кронштейнах, рисунок ограждения
Рисунки не приводятся
3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов по проектам архитекторов Н.Е.Ефимова и Н.А.Сычева в характере русско-византийского стиля;
материал и характер отделки фасадов - окрашенная штукатурка (исторический колер);
облицовка цоколя путиловским известняком;
местоположение и габариты исторических оконных и дверных проемов;
исторический материал и рисунок расстекловки оконных заполнений;
исторический материал дверных заполнений;
ризалит лицевого (западного) фасада с крыльцом на три схода, дверным порталом с полуциркульным завершением, разорванным ступенчатым фронтоном, парными окнами с полуциркульным завершением в арочных нишах, медальоном, завершенный шатром церкви Афонской Божией Матери;
ризалит бокового фасада на уровне первого этажа, на пилонах, с завершением в виде фронтона с медальоном, карнизом с модульонами, оконными проемами с полуциркульным завершением, декорированными архивольтами с импостами и фланкирующими оконные проемы каннелированными пилястрами;
ризалит бокового фасада на уровне первого этажа с завершением в виде фронтона с медальоном, карнизом с модульонами, оконными проемами в наличниках с филенками в подоконном пространстве;
Рисунки не приводятся


оконные проемы с полуциркульным и прямым завершением и их декоративное оформление - фланкирующие полуколонны с перехватами на стилизованных кронштейнах, профилированные килевидные сандрики с импостами, архивольты, наличники, филенки в подоконном пространстве;
дверные проемы с полуциркульным завершением, фланкированные полуколоннами, с архивольтом, разорванным фронтоном;
вертикальные членения пилястрами (в том числе филенчатыми), полуколоннами, рустованными лопатками;
горизонтальные членения межэтажными тягами;
фриз с триглифами и метопами;
венчающий карниз с модульонами;
дворовые фасады:
цоколь путиловской скобы;
апсиды полуциркульные в плане с шатровым завершением;
раскреповки;
вертикальные членения пилястрами, рустованными лопатками;
горизонтальные членения межэтажными тягами;
фриз с триглифами и метопами;
венчающий карниз с модульонами

5.
Декоративно-художественное оформление интерьеров
художественное решение интерьера церкви по эскизу художника А.А.Колчина (1871 г.), включая:
реставрированную живопись на стенах и сводах храма;
глухое орнаментированное ограждение хоров
Рисунки не приводятся
IV. Дом для приходящих богомольцев, 1895 г.
Московский пр., 100, литера Я
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение одноэтажного здания на высоком цоколе;
историческое решение вальмовой крыши - исторические конфигурация, высотные отметки; историческое решение и габариты дымовых труб
Рисунки не приводятся
2.
Конструктивная система
Исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные)

3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Материал и характер фасадной поверхности - окрашенная штукатурка;
местоположение и габариты исторических оконных и дверных проемов, исторический материал и рисунок оконных и дверных заполнений;
историческое оформление фасадов, в том числе:
узкая профилированная тяга между цокольным и первым этажом;
наличники;
широкий карниз простого профиля;
широкие лопатки (исторически рустованные)
Рисунки не приводятся
V. Больница, 1900-1906 гг., арх. Андреев Л.П.
Московский пр., 100, литера П
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение двухэтажного здания на высоком цоколе, с основным Т-образным в плане объемом и с двумя лестничными объемами на северном и западном фасадах (одна лестница на второй этаж, другая - с выходом на чердак);
крыша со слуховыми окнами - исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки
Рисунки не приводятся
2.
Конструктивная система
Исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
исторические отметки междуэтажных перекрытий;
исторические лестницы и лестничные клетки

3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Л.П.Андреева;
материал и характер фасадной поверхности - окрашенная штукатурка;
оформление цоколя из известняка филенками со штукатуркой "под шубу";
прямоугольный руст (первый этаж);
гладкая штукатурка (второй этаж);
историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные) оконных и дверных проемов;
исторический материал (дерево) и рисунок оконных и дверных заполнений;
оформление окон (исключая окна лестницы, обращенной на север) простыми рамочными наличниками, украшенными замковым камнем и заглубленными филенками;
междуэтажная профилированная тяга
Рисунки не приводятся
VI. Хозяйственные постройки (три), 1868 г., 1869 гг., арх. Сычев Н.А.
Московский пр., 100, литеры Р, Г, О
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
Московский пр., 100, литера Р
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение двухэтажного здания <*> с основным Г-образным в плане объемом;
--------------------------------
<*> С восточной и северной сторон здание искажено поздними пристройками.

крыша с дымовыми трубами и слуховыми окнами - исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки
Рисунки не приводятся
2.
Конструктивная система
Исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
исторические отметки междуэтажных перекрытий;
исторические лестницы и лестничные клетки

3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Н.А.Сычева;
материал и характер фасадов - гладкая штукатурка (южный фасад), лицевой кирпич (северный фасад);
оконные проемы - историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные с лучковыми перемычками), рисунок и материал заполнений (дерево);
дверные проемы - историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), рисунок и материал заполнений;
пристройка - центральный проем с полуциркульным завершением;
раскреповка на западном фасаде;
треугольный фронтон на торцевом южном фасаде с известняковыми карнизными плитами;
венчающий профилированный карниз по периметру всего здания;
материал и рисунок металлического козырька
Рисунки не приводятся
Московский пр., 100, литера Г
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение здания с основным Г-образным в плане объемом;
крыша с дымовыми трубами и слуховыми окнами - исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки
Рисунки не приводятся
2.
Конструктивная система
Исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные)

3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Н.А.Сычева;
материал и характер фасадной поверхности - окрашенная штукатурка;
историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), рисунок и материал заполнений (дерево) дверных и оконных проемов;
широкий профилированный карниз по периметру всего здания
Рисунок не приводится
Московский пр., 100, литера О
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение одноэтажного здания на цоколе, с основным прямоугольным в плане объемом;
крыша с дымовыми трубами и слуховыми окнами - исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки
Рисунки не приводятся
2.
Конструктивная система
Исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные)

3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Н.А.Сычева;
материал и характер фасадной поверхности - окрашенная штукатурка;
историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), рисунок и материал (дерево) заполнений оконных и дверных проемов;
широкий профилированный карниз по периметру всего здания
Рисунок не приводится
VII. Церковь Казанская, 1907-1914 гг., арх. Косяков Вас.А.
Московский пр., 100, литера С
в„– п/п
Видовая принадлежность предмета охраны
Предмет охраны
Фотофиксация
1
2
3
4
1.
Объемно-пространственное решение
Историческое объемно-пространственное решение прямоугольного в плане, пятиглавого восьмистолпного храма с тремя полуциркульными апсидами (одноэтажными боковыми и двухэтажной центральной), с восьмигранным основным объемом, окруженным обходной галереей, с центральным куполом на широком барабане и четырьмя угловыми пониженными куполами в одной плоскости с фасадами;
купола - историческая форма (полусферические), габариты, материал окрытия (черепица), высотные отметки
Рисунки не приводятся
2.
Конструктивная система
Исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
сводчатые железобетонные перекрытия, в том числе:
центральный купольный свод и световой барабан;
цилиндрические своды обходной галереи вокруг основного объема;
крестовые своды угловых ниш южного придела;
бочарные своды над хорами;
своды подвальных помещений под алтарями;
сводчатые перекрытия подвала-усыпальницы с центральной и боковыми частями с опорными столбами;
хоры - конструкция (своды, подпружные арки и колонны);
историческая лестница на хоры - габариты, конфигурация (винтовая), материал ступеней (мрамор), материал (металл) и рисунок лестничного ограждения (листья папоротника, спирали, круги с вписанными двойными ромбами);
историческая лестница на галерею светового барабана центрального купола - габариты, конфигурация (винтовая), материал ступеней и ограждения (металл), рисунок ограждения (листья папоротника, спирали, круги с вписанными крестами);
ограждения трех световых проемов в перекрытии второго яруса (в объемах малых куполов) - габариты, форма (восьмигранник), материал (металл);
рисунок ограждения - листья папоротника, спирали, круги с вписанными двойными ромбами
Рисунки не приводятся
3.
Объемно-планировочное решение
Историческое объемно-планировочное решение

4.
Архитектурно-художественное решение фасадов
Архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Вас.А.Косякова в неовизантийском стиле, при предположительном участии художника-мозаиста В.А.Фролова и художника-керамиста П.К.Ваулина;
материал и характер фасадной поверхности - облицовка фасадов с полуциркульным завершением фасадным кирпичом светло-серого цвета (франкфуртским); керамические декоративные детали бежевого оттенка (без глазури), литые декоративные детали из бетона (окрашены), майолика, мозаика;
цоколь облицован серым гранитом;
гранитные крыльца - местоположение (западный, северный и южный фасады), конфигурация (одномаршевая лестница с тумбами по обеим сторонам);
исторические дверные и оконные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (полукруглые, прямоугольные с полуциркульным завершением);
заполнение дверных проемов - наружные деревянные двери с чеканными накладками желтого металла;
заполнение оконных проемов - материал, расстекловка (мелкие квадраты), фурнитура (двенадцать латунных шпингалетов в заполнениях оконных проемов в боковых апсидах нижнего яруса);
оформление трех дверных проемов (северного, южного и западного) перспективными порталами, фланкированными сдвоенными полуколоннами и пилонами, облицованными гранитом;
Рисунки не приводятся


бетонные окрашенные (имитирующие резьбу по камню) капители пилонов декорированы побегами аканта и винограда, в центре - стилизованным замковым камнем с орлом в круглой нише;
литые бетонные окрашенные (имитирующие резьбу по камню) капители сдвоенных полуколонн каждого портала декорированы символами четырех евангелистов, а также побегами винограда и аканта;
декорированный бетонный окрашенный архивольт портала;
карниз из дентикул и жемчужника, переплетенного лентами;
в широкой части - растительный орнамент: акант, виноградные гроздья, поддерживающие круглые щиты с крестами, спирали (в заполнениях фон - мозаика);
внутренняя часть в виде двойного валика с орнаментами из прямой и ромбовидной решетки;
высокий фронтон с трехчастным окном - местоположение (над порталами), конфигурация (полуциркульный), декор (дентикулы карниза, наличник фасадного кирпича, профилированные полуколонки с керамическими капителями растительного орнамента);
симметричные композиции из мозаики и окрашенного бетона (имитирующего резьбу по камню) под окнами по обеим сторонам порталов - мозаичный греческий крест в круге и рельефы с акантовыми листьями с крестами в ромбах в центре;
оформление угловых оконных проемов первого яруса симметричными рельефами в виде креста с двумя птицами по сторонам в обрамлении листьев аканта (окрашенный бетон, имитирующий резьбу по камню);



оформление карниза первого яруса дентикулами (профилированные терракотовые изразцы);
углы здания украшены рельефами в виде павлина на листе аканта, клюющего виноградную гроздь (окрашенный бетон, мозаичный фон);
обрамление окон второго яруса выполненными из неокрашенной керамики наличниками с тройным круглым профилем и полуколоннами с капителями растительного орнамента и с херувимами;
многогранные малые барабаны с полуциркульными архивольтами, майоликовыми орнаментами с мозаичными вставками по углам, дентикулами карниза из профилированных терракотовых изразцов и капителями с листьями аканта;
многогранный барабан центрального купола с полуциркульными архивольтами, полихромными междуоконными майоликовыми панно с рисунком геометрического орнамента и тонкими полуколонками, облицованными бело-синими поливными изразцами и увенчанными капителями, украшенными листьями аканта;
оформление периметра центрального барабана карнизом растительного орнамента с шарообразными элементами (профилированные терракотовые изразцы);
оформление окон наличниками с тройным круглым профилем (профилированные терракотовые изразцы);
широкий карниз с валиком, округлыми кронштейнами и изогнутым профилем;



декор одноярусных боковых апсид, включая:
окна, оформленные наличниками с одинарным круглым профилем, подоконниками с кронштейнами и прямоугольными нишами (профилированные терракотовые изразцы);
пояс из профилированных терракотовых изразцов одинарного валика (в верхней части стены, над окнами) и двойного валика (в прямой части), кладкой ребром, со свесами;
симметричные рельефные композиции между окон, в виде листьев аканта (окрашенный бетон);
декоративный пояс из двойного валика, кладка ребром (по периметру апсид в верхней части);
широкий карниз с прямыми кронштейнами (профилированные терракотовые изразцы);
декор двухъярусной центральной апсиды, в том числе:
окна, оформленные наличниками с одинарным круглым профилем, подоконниками с кронштейнами и прямоугольными нишами (профилированные терракотовые изразцы);
облицовка прямоугольного дверного проема гранитом;
оформление портала рельефным десюдепортом симметричной композиции - павлины, виноградная чаша и листья аканта (окрашенный бетон);
декоративный архивольт с рельефными листьями аканта и круглыми щитами с крестами (окрашенный бетон);
декоративный пояс из двойного валика, кладка ребром (по периметру апсиды в верхней части);



широкий карниз с прямыми кронштейнами (профилированные терракотовые изразцы);
оформление окон верхнего яруса центральной апсиды наличниками с одинарным круглым профилем, полуколонками с капителями растительного орнамента и базами с тройным валиком (профилированные терракотовые изразцы);
широкий карниз с валиком, округлыми кронштейнами и изогнутым профилем;
оформление граней апсиды декоративными свесами в виде полуколонок с капителями растительного орнамента и гирек с резным валиком и листьями аканта (профилированные терракотовые изразцы);
украшение широкого фриза над окнами симметричными полихромными рельефными майоликами с золочением - композиции из листьев папоротника, крестов с монограммами имени Христа (Хи и Ро, Альфа и Омега), пятиконечных звезд и растительных побегов на фоне волнообразных полос

5.
Декоративно-художественное оформление интерьеров
Историческое художественное оформление интерьера церкви по проекту художника Ф.Р.Райляна (1912-1913 гг.), включая:
полихромную (реставрированную) живопись на стенах и сводах храма;
гипсовые орнаментированные карнизы в большом барабане и под хорами;
ограждения хоров с плоскостным орнаментированным декором из бетона;
отделку первого яруса стен и железобетонных колонн в обходной галерее и на хорах искусственным мрамором;
литые капители колонн (окрашенный гипс, с золочением);
декоративное золочение по штукатурной основе, месторасположение: южная арка правого клироса - композиция "Св. Борис";
западная распалубка юго-восточного барабана южного придела;
северная арка восточного свода южного придела - композиция "Св. Евгений";
южная распалубка восточного свода южного придела - композиция "Богоматерь Умиление";
северо-западная распалубка северо-западного барабана северного придела;
орнамент свода северо-западных хоров северного придела; западный свод южного коридора обходной галереи хоров; южная арка в южной части восточного коридора обходной галереи хоров;
полы на хорах - материал (мрамор), цветовое решение (черно-белое), рисунок (звезды), техника исполнения (мозаика)
Рисунки не приводятся


------------------------------------------------------------------