Решение Ленинградского областного суда от 27.12.2022 по делу N 3а-187/2022 <О признании частично недействующими подпункта 1 таблицы 1 приложения 1, подпункта 1 таблицы приложения 3, подпункта 1 таблицы приложения 4 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2021 N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2022 г. по делу в„– 3а-187/2022

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павлова О.Н.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.о.,
при секретаре К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее также - АО "ЛОЭСК") о признании недействующим в части приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2021 года в„– 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год",

установил:

30.12.2021 Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее также - ЛенРТК) принят приказ в„– 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" (далее также - Приказ в„– 603-п, оспариваемый приказ).
В в„– п/п 1 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" к приложению 1 Приказа в„– 603-п установлена величина необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области для ПАО "Россети Ленэнерго" в размере 21 739 402,76 тыс. руб.;
в в„– п/п 1 таблицы "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" приложения 3 Приказа в„– 603-п установлена величина базового уровня подконтрольных расходов для ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год в размере 5 832,61 млн. руб.;
в в„– п/п 1 таблицы "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 4 Приказа в„– 603-п установлена величина необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь для ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год в размере 21 739 402,76 тыс. руб.
АО "ЛОЭСК" в административном исковом заявлении просит суд признать недействующим Приказ в„– 603-п в части установления для ПАО "Россети Ленэнерго":
величины НВВ без учета оплаты потерь в размере 21 739 402,76 тыс. руб., указанной в в„– п/п 1 таблицы 1 к приложению 1;
величины базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в размере 5 832,61 млн. руб., указанной в в„– п/п 1 таблицы приложения 3;
величины НВВ на 2022 год в размере 21 739 402,76 тыс. руб., указанной в в„– п/п 1 таблицы приложения 4,
а также обязать ЛенРТК принять новый нормативный правовой акта, заменяющий Приказ в„– 603-п в оспариваемой части.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что АО "ЛОЭСК" является субъектом розничного рынка электроэнергии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, цены (тарифы) на которые в соответствии п. 1 ст. 23 Закона об электроэнергетике подлежит государственному регулированию, а также выступает потребителем электрической энергии, как производственное предприятие. Оспариваемый Приказ в„– 603-п в части утверждения единых котловых тарифов, а также величины НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" затрагивает права и законные интересы АО "ЛОЭСК", как потребителя электрической энергии, так и территориальной сетевой организации Ленинградской области. Расчет единых (котловых) тарифов производится, в том числе исходя из размера НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", величина которой составляет более 75% от величины суммарной НВВ всех территориальных сетевых компаний региона. Нарушения при определении НВВ территориальной сетевой организации ПАО "Россети Ленэнерго" создают реальную угрозу нарушения прав и законных интересов территориальной сетевой организации АО "ЛОЭСК", действующей на том же рынке услуг по передаче, так как необоснованное завышение НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" приводит к тому, что ПАО "Россети Ленэнерго" оказывается в лучшем положении относительно других сетевых компаний, получающих плату за услуги из "общего котла" Ленинградской области, в который поступают средства от единого (котлового) тарифа на услуги по передаче. Кроме того, административный истец полагает, что ЛенРТК неверно определены величина НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год, используемая для расчета единых (котловых) тарифов, базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год, подконтрольные расходы на 2022 год, по следующим причинам. Величина расходов по статье "налог на прибыль" принята ЛенРТК в завышенном экономически необоснованном размере, что привело к нарушению пункта 7 Основ ценообразования и завышению расходов по статье на 475 496 тыс. руб. Величина НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", перераспределенной в целях сглаживания изменения тарифов, принята ЛенРТК в завышенном экономически необоснованном размере, что привело к завышению расходов по статье на 4 649 671,94 тыс. руб. Величина базового уровня подконтрольных расходов на период 2021-2025 гг. и подконтрольных расходов 2022 г., учитываемых при расчете НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 г., экономически необоснованная. Величина расходов по статье "проценты за пользование кредитом" ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год неправомерно учтена ЛенРТК в завышенном и экономически необоснованном размере в сумме 200 940 тыс. руб. Корректировка НВВ на 2022 год по инвестиционной программе является необоснованной в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
Административный ответчик ЛенРТК в письменных возражениях на административное исковое заявление указывает, что анализ экономической обоснованности принятых затрат по налогу на прибыль на 2022 год приведен в разделе 7.7. (стр. 60) экспертного заключения по определению НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год. Так, в экспертном заключении указано, что заявленная ПАО "Россети Ленэнерго" величина налога на прибыль в размере 1 223 301 тыс. руб. подтверждается обосновывающими документами: налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2020 год, с отметкой о ее принятии МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в„– 6, реестром платежных поручений по уплате налога на прибыль за 2020 год по состоянию на 18.03.2021 на сумму 3 828 394 585,00 руб., пояснительной запиской ПАО "Россети Ленэнерго" о распределении расходов по налогу на прибыль на Ленинградскую области по регулируемому виду деятельности "передача электрической энергии". ЛенРТК не согласен с доводом АО "ЛОЭСК" о том, что орган регулирования неправомерно включил в состав НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год положительную корректировку по статье "величина НВВ, перераспределенной в целях сглаживания изменения тарифов" в размере +2 324 580,57 тыс. руб., поскольку в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение периода, который не может быть более пяти лет, и в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены, при этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования. Начиная с 2018 года при определении НВВ "ПАО "Россети Ленэнерго" применялось "положительное" сглаживание в следующих размерах: в 2018 году - 189 209 тыс. руб., в 2019 году - 4 323 195 тыс. руб., в 2020 году - 884 189 тыс. руб., в 2021 году - 1 527 940 тыс. руб. На 2022 год величина сглаживания с учетом необходимости соблюдения принципа непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, установленных ФАС России, определена ЛенРТК в размере 2 324 580,57 тыс. руб. 11.02.2022 между ЛенРТК и ПАО "Россети Ленэнерго" в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" во исполнение протокола совещания помощника Президента Российской Федерации О.М. по вопросу исполнения пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 23.06.2015 в„– Пр-1235, от 23.12.2021 в„– А4-21619ом также заключено соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Относительно определения величины расходов ПАО "Россети Ленэнерго" по статье "проценты за пользование кредитом" ЛенРТК пояснил, что принял такие расходы на основании отчетности общества, содержащей данные раздельного учета, отраженной по форме 1.3 приложения в„– 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому правлению в электроэнергетике, утвержденному приказом Минэнерго России от 13.12.2011 в„– 585. По статье "корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы", ЛенРТК во исполнение решения ФАС России от 29.07.2022 в„– СП/72090/22 определена величина расходов, подлежащих включению в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", в размере 7 327 тыс. руб. (6 627 тыс. руб. с учетом ИПЦ на 2021 год (6,0%) и 2022 год (4,3%) и вынесено распоряжение в„– 187-р от 31.10.2022 об учете в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2023 год (на содержание сетей) неучтенных в 2022 году экономически обоснованных расходов, определенных в экспертном заключении от 14.10.2022 с учетом дополнений от 28.10.2022, корректировку в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы. В свою очередь, базовый уровень подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" пересмотрен административным ответчиком при тарифном регулировании на 2023 год, о чем свидетельствует приказ ЛенРТК от 29.11.2022 в„– 540-п.
ПАО "Россети Ленэнерго" в своих письменных объяснениях также указывает на несогласие с административными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что решениями ФАС России от 06.10.2021 в„– 01/84237/21, от 02.12.2021 в„– СП/102986/21 ЛенРТК признан неисполнившим решение ФАС России от 23.07.2021 в„– СП/61880/21, срок исполнения решения от 23.07.2021 продлен до 31.12.2021. Мотивом вынесения указанных решений явился (в том числе) неправомерный не учет ЛенРТК расходов на услуги по сертификации электрической энергии в базовом уровне подконтрольных расходов. Во исполнение указанных решений ЛенРТК при тарифном регулировании на 2022 год в базовом уровне подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" учтены расходы на сертификацию электрической энергии в размере 702 тыс. руб., базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год пересмотрен до 5 832,61 млн. руб., что полностью соответствует пункту 12 Основ ценообразования. При этом судебные акты по делу 3а-264/2021, на которые ссылается АО "ЛОЭСК" и которыми признан недействующим со дня принятия приказ ЛенРТК в„– 665-п от 30.12.2020, в том числе в части НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год, а также размер базового уровня подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго", вступили в силу 16.06.2022, то есть после издания оспариваемого приказа. В части доводов о величине расходов по статье "проценты за пользование кредитом" на 2022 год НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" указывает, что регулирование общества в первом долгосрочном периоде 2011-2020 гг. осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - RAB) в соответствии с Методическими указаниями в„– 228-э, согласно которому на реализацию инвестиционных программ привлекались заемные средства в соответствии с утвержденными Минэнерго России источниками финансирования на протяжении всего долгосрочного периода регулирования. Основная кредитная задолженность была сформирована в 2011-2020 гг. и обусловлена особенностями применения в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" метода доходности инвестированного капитала. Погашение этой задолженности будет осуществляться до конца 2028 года, в связи с этим у ПАО "Россети Ленэнерго" ежегодно формируются обоснованные расходы на обслуживание заемных средств. В составе обосновывающих материалов ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год представлены полная история движения заемных средств, начиная с момента реформирования электроэнергетической отрасли (с 2005 года), с указанием причин и факторов, с разделением по субъектам РФ; кредитные договоры, фактические данные по начислению и уплате процентов по кредитам. По доводам административного иска о том, что корректировка НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы является необоснованной, ПАО "Россети Ленэнерго" сообщило, что данный вопрос рассмотрен ФАС России в рамках досудебного спора ПАО "Россети Ленэнерго" и ЛенРТК по НВВ 2022 года, по итогам которого ФАС России в решении от 29.07.2022 в„– СП/72090/22 подтвердила правомерность позиции ПАО "Россети Ленэнерго" и обязала ЛенРТК произвести расчет корректировки согласно требованиям законодательства.
Представители административного истца АО "ЛОЭСК" - Е.В. и Л.И., в судебное заседание явились, требования административного искового заявления поддержали.
Представитель административного ответчика ЛенРТК - Ш.Я., в судебное заседание явился, исковые требования не признал, поддержал доводы письменных возражений на административный иск.
Представители заинтересованного лица ПАО "Россети-Ленэнерго" Т.Ю. и Ц.Д. в судебное заседание явились, против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам, изложенным в письменных объяснениях.
Представитель заинтересованного лица ФАС России, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание 27.12.2022 не явился, ходатайствовал об обеспечения участия в суде посредством системы видео-конференц-связи, однако в его удовлетворении отказано в связи с отсутствием у судов по месту нахождения заинтересованного лица технической возможности.
Участвующий в деле прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Ленинградской областной прокуратуры Махмудов Э.Т.о. в своем заключении указал, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку при определении НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год ЛенРТК допущены нарушения положений Основ ценообразования, Правил регулирования, Методических указаний в„– 98-э, не исполнено решение ФАС России от 23.07.2021 в части пересмотра базового уровня подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" на период 2021-2022 г.г.
Суд, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, оценив показания свидетеля Е.С., принимая во внимание заключение прокурора, приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Исходя из положений ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и(или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является ЛенРТК, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 в„– 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (п. 2.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
Судом установлено, что АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" являются территориальными сетевыми организациями, осуществляющими услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Ленинградской области.
Оспариваемые положения Приказа в„– 603-п определяют размер НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год.
ПАО "Россети Ленэнерго" является "котлодержателем" на территории Ленинградской области, получает денежные средства от гарантирующих поставщиков, действующих на территории Ленинградской области и сбытовых компаний на основании единых (котловых) тарифов и производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов.
НВВ каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
Котловой метод формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии предусматривает расчет ставок тарифов на каждом уровне напряжения на основе суммы необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 в„– 20-э/2 (далее - Методические указания в„– 20-э/2).
Суммарная НВВ всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей. Данная ставка входит в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используется при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний в„– 20-э/2).
Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии и непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок.
В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ административный истец, являясь субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и полагая, что этим актом нарушаются права АО "ЛОЭСК", вправе оспорить Приказ в„– 603-п в части утвержденного размера НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" и рассчитанных с его учетом тарифов, поскольку исходя из рассчитанного с учетом НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" тарифа производит оплату сверхнормативных потерь при оказании услуг по передаче электрической энергии.
Как видно из материалов дела, 29.04.2021 в ЛенРТК поступило заявление ПАО "Россети Ленэнерго" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ПАО "Россети Ленэнерго" на территории Ленинградской области на 2022 год, которое в последующем скорректировано заявлением от 08.11.2021, с обосновывающими документами.
Дополнительно ПАО "Россети Ленэнерго" также направлены письма от 09.11.2021, 18.11.2021, 03.12.2021, 08.12.2021, 17.12.2021.
Письмом ЛенРТК от 25.05.2021 в„– КТ-3-2137/2021 ПАО Россети Ленэнерго" уведомлено об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год и назначении уполномоченного по делу.
ЛенРТК проведена экспертиза предложения ПАО "Россети Ленэнерго", результаты которой отражены в экспертном заключении.
29.12.2021 на заседании правления ЛенРТК рассмотрен вопрос об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год.
30.12.2021 Приказ в„– 603-п подписан председателем ЛенРТК и опубликован на официальных интернет-порталах https://tarif.lenreg.ru и http://www.lenobl.ru 30.12.2021.
Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя на соответствие Приказ в„– 603-п, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что обоснование размера НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" приведено в экспертном заключении по определению НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", относимой на деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Ленинградской области, на 2021 год (далее - экспертное заключение ПАО "Россети Ленэнерго") и в протоколе заседания правления ЛенРТК от 29.12.2021.
Согласно п. 23 Правил регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: 1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней; 2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; 3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; 4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; 5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; 6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; 7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и(или) их предельных уровней; 8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В п. 28 Правил регулирования указано, что основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Из экспертного заключения следует, что ПАО "Россети Ленэнерго" предлагало при установлении тарифов учесть НВВ на 2022 год в размере 50 680 188 тыс. руб. (подконтрольные расходы 6 145 506 тыс. руб., неподконтрольные расходы 20 508 361 тыс. руб., корректировка НВВ 7 332 793 тыс. руб., величина сглаживания 16 693 528 тыс. руб.).
ЛенРТК учел НВВ в размере 21 739 402,76 тыс. руб. (подконтрольные расходы 6 052 973 тыс. руб., неподконтрольные расходы в размере 12 170 128 тыс. руб., корректировка НВВ 1 191 723 тыс. руб., величина сглаживания 2 324 580,57 тыс. руб.).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний).
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки (пункт 4 Методических указаний).
В пункте 7.7. экспертного заключения ЛенРТК указано, что ПАО "Россети Ленэнерго" в тарифной заявке 2022 года величина налога на прибыль определена в размере 1 223 301 тыс. руб., том числе 933 237 тыс. руб. от деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и 290 064 тыс. руб. от деятельности по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям. В качестве обосновывающих документов представлены: пояснительная записка по распределению налога на прибыль по Ленинградской области на 2022 год, налоговая декларация по налогу на прибыль за 2020 год, реестр платежных поручений по уплате налога на прибыль на 2020 год.
По итогам рассмотрения обосновывающих документов ЛенРТК приняты заявленные расходы по налогу на прибыль в размере 1 223 301 тыс. руб.
В соответствии с формулой 2 пункта 11 Методических указаний налог на прибыль относится к неподконтрольным расходам и определяется методом экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
При этом одним из основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) является учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002 в„– 114н.
Согласно пункту 22 Положения способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. Однако исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования регулирующий орган при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налогов на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации.
Из пункта 3.23.11. Положения по учетной политике ПАО "Ленэнерго" следует, что текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Общество использует способ определения величины текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
В соответствии с данными бухгалтерского учета и налоговыми декларациями фактический текущий налог на прибыль ПАО "Россети Ленэнерго" за 2020 год составил 3 468 432 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет 618 037 тыс. руб., в бюджет Санкт-Петербурга 1 810 590 тыс. руб. (70,3% доли), в бюджет Ленинградской области 1 039 805 тыс. руб. (29,7% доли).
Названная доля прибыли определена административным истцом в соответствии с учетной политикой по п. 2 ст. 288 НК РФ как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения.
Обстоятельства ведения организацией раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности подтверждаются представленными в тарифное дело материалами, включая Положение по учетной политике.
С учетом изложенного, ЛенРТК обоснованно приняты расходы по налогу на прибыль в размере 1 223 301 тыс. руб.
Приходя к данному выводу, суд критически оценивает доводы АО "ЛОЭСК" о неправомерном завышении расходов по налогу на прибыль в составе НВВ на 2022 году на сумму 475 496 тыс. руб. (1 223 301 тыс. руб. - 747 805 тыс. руб.) на основании показателей формы 1.3 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго России от 13.12.2011 в„– 585, поскольку указанные в этой таблице показатели учтены ЛенРТК в составе иной статьи расходов при расчете корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям (с учетом расходов на услуги ССО) (пункт 5.2. экспертного заключения ЛенРТК).
Из раздела 12 экспертного заключения ЛенРТК следует, что ПАО "Россети Ленэнерго" величина НВВ, перераспределенной в целях сглаживания изменения тарифов, заявлена в размере 16 693 528 тыс. руб. (со знаком плюс).
Начиная с 2018 года при определении НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" применялось положительное "сглаживание", том числе:
в 2018 году - 189 209 тыс. руб.,
в 2019 году - 4 323 195 тыс. руб.,
в 2020 году - 884 189 тыс. руб.,
в 2021 году - 1 527 940 тыс. руб.
На 2022 год ЛенРТК величина сглаживания с учетом необходимости соблюдения принципа непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, установленных ФАС России, и во исполнение пункта 5 перечня поручений Президента РФ по итогам совещания "О механизмах регулирования деятельности и финансового оздоровления ОАО "Ленэнерго" от 23.05.2015 в„– Пр-1235, определена в размере 2 324 580,57 тыс. руб.
11.02.2022 между ЛенРТК и ПАО "Россети Ленэнерго" заключено соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого ЛенРТК обязалось исполнить пункт 5 перечня поручений Президента РФ от 23.05.2015 в„– Пр-1235 и обеспечить возврат сглаживания в срок и на условиях, установленных регуляторным соглашением в соответствии с графиком. При этом регуляторным соглашением предусмотрено, что величина изменения НВВ, производимого в целях сглаживания роста тарифов за период с 2011 по 2020 годы (включительно) с учетом возврата мерами тарифного регулирования части недополученных доходов, рассчитана в соответствии с пунктами 39, 40 Методических указаний в Приложении в„– 1 к регуляторному соглашению и определена в размере 2 324 580,57 тыс. руб.
В соответствии со статьей 6 Закона об электроэнергетике одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 г., осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Согласно требованиям пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования. В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более пяти лет.
Из положений пункта 33 Основ ценообразования следует, что регулируемые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала устанавливаются на основе необходимой валовой выручки, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования.
При установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) регулирующие органы в целях сглаживания их роста могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. В этом случае перераспределяемые величины необходимой валовой выручки включаются в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом нормы доходности инвестированного капитала согласно методическим указаниям, представленным в пункте 32 Основ ценообразования. При корректировке цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов величина перераспределения необходимой валовой выручки включается в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом фактического финансирования инвестиционных программ в порядке, установленном методическими указаниями, представленными в пункте 32 Основ ценообразования. В каждом году долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка, рассчитанная с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения на весь долгосрочный период регулирования, более чем на 12% по согласованию с Федеральной антимонопольной службой (пункт 37 Основ ценообразования, пункты 39, 40 Методических указаний).
Вместе с тем, исходя из системного толкования указанных положений пункта 7, а также пунктов 33, 37 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия "период регулирования" как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение периода, который не может быть более пяти лет, в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены. При этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что у ПАО "Россети Ленэнерго" есть право на учет в составе НВВ величины накопленного сглаживания, обоснованно учтенная ЛенРТК в составе НВВ величина в размере 2 324 580,57 тыс. руб. рассчитана с учетом недопущения превышения предельного роста тарифов.
Согласно разделу 13 экспертного заключения ЛенРТК во исполнение решения ФАС России от 02.12.2021 в„– СП/102986/21 ЛенРТК пересмотрен базовый уровень подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год до величины в размере 5 832,61 млн. руб., в которую включены ранее ошибочно неучтенные в базовом уровне подконтрольных расходов НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год расходы на услуги по сертификации электрической энергии в размере 702 тыс. руб.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе на основании такого долгосрочного параметра регулирования, как базовый уровень подконтрольных расходов.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и(или) 38 данного документа.
Пунктом 38 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесен базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
Уровень экономически обоснованных подконтрольных расходов на базовый (первый) год регулирования - 2021 год, определен приказом ЛенРТК в„– 665-п от 30.12.2020 в размере 5 665,02 млн. руб.
Приказом ЛенРТК от 31.08.2021 в„– 98-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года в„– 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" размер базового уровня подконтрольных расходов с величины "5 665,02 млн. руб." заменен на "5 831,90 млн. руб.".
На момент принятия Приказа в„– 603-п размер подконтрольных расходов, установленный для ПАО "Россети Ленэнерго" приказом ЛенРТК в„– 665-п от 30.12.2020 в редакции приказа в„– 98-п от 31.08.2021, являлся действующим, поскольку решение Ленинградского областного суда от 04.10.2021 и дополнительное решение суда от 14.03.2022 по административному делу в„– 3а-264/2021, которыми Приказ в„– 665-п от 30.12.2020 в редакции приказа в„– 98-п от 31.08.2021 признан в соответствующей части недействующим, вступили в законную силу только 16.06.2022 (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.06.2022 по делам Nв„– 66а-465/2022, 66а-509/2022).
В силу требований части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 в„– 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из части 2 статьи 64 КАС РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего административного дела вышеназванные решение и дополнительное решение суда по административному делу в„– 3а-264/2021 вступили в законную силу, в связи с чем установленные судебными актами обстоятельства необоснованности расчетов ЛенРТК базового уровня подконтрольных расходов имеют в данном случае преюдициальное значение.
Таким образом, принимая во внимание, что при определении оспариваемой величины базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в Приказе в„– 603-п ЛенРТК учтены статьи расходов, подлежащие в настоящее время пересмотру органом тарифного регулирования, суд приходит к выводу, что расходы по вышеуказанной статье затрат приняты ЛенРТК в экономически необоснованном размере и подлежат пересчету.
Как видно из пункта 7.9. экспертного заключения ЛенРТК, ПАО "Россети Ленэнерго" заявлены расходы на оплату процентов за пользование кредитом в размере 1 352 067 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 в„– 98-э, неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе, расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в„– 1178.
Согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования в„– 1178 к экономически обоснованным расходам организации относятся, в том числе расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
По результатам рассмотрения документов по данной статье расходов эксперты ЛенРТК пришли к выводу о том, что представленные документы не подтверждают целевой характер привлеченных заемных средств, отсутствуют бухгалтерские документы по расчетам кассовых разрывов, подтверждающие величину кредитных средств, необходимых для пополнения оборотных средств организации и документы по движению денежных потоков и кредитов.
Пунктом 10 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго России от 13.12.2011 в„– 585, установлено, что отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности и субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
С учетом накопленной величины кредитного портфеля ПАО "Россети Ленэнерго" за период регулирования методом доходности инвестированного капитала и наличием фактических затрат за 2020 год, эксперты ЛенРТК учли в качестве экономически обоснованных расходы на обслуживание заемных средств в 2022 году в соответствии с положением пункта 5 Основ ценообразования в размере 200 940 тыс. руб., в соответствии с представленными обосновывающими материалами и показателями формы 1.3 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго России от 13.12.2011 в„– 585.
При этом ЛенРТК указано на то, что аналогичный метод оценки статьи "проценты за пользованием кредитом" применен ФАС России в своем решении от 23.07.2021 в„– СП/61880/21 по изменению НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год.
Действительно, пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
По смыслу подпункта 8 пункта 17, подпункта 4 пункта 23, абзаца 1 пункта 24 Правил государственного регулирования представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, расчеты расходов с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета) анализируются экспертами регулирующего органа на предмет экономической обоснованности. Непредоставление расчетов с обосновывающими документами влечет за собой рассмотрение регулирующим органом вопроса об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих цен (тарифов).
Согласно п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Следовательно, в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
Между тем, ЛенРТК в нарушение положений пункта 31 Основ ценообразования анализ отчетных данных по соответствующему показателю формы 1.3. на сумму 200 940 тыс. руб., представленному ПАО "Россети Ленэнерго", не приведен.
Обстоятельства неосуществления проверки предоставленных отчетных данных подтвердил допрошенный в судебном заседании 08.12.2022 в качестве свидетеля заместитель начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии Е.С.
При таких обстоятельствах, в отсутствие экспертной оценки и расчета учтенных расходов по статье "проценты за пользование кредитом", суд приходит к выводу о том, что сумма корректировки НВВ в указанной части определена ЛенРТК в экономически необоснованном размере.
Из материалов тарифного дела следует, что ПАО "Россети Ленэнерго" заявлено о признании экономически обоснованной величины корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере 910 817 тыс. руб.
В пункте 5.3. экспертного заключения ЛенРТК указано, что корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, составила 0,00 тыс. руб., поскольку в соответствии с разъяснениями ФАС России от 20.04.2018 в„– ИА/28440/18 "О разъяснении норм действующего законодательства" действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.
Суд считает изложенную позицию ЛенРТК несостоятельной в силу следующего.
Решением ФАС России от 29.07.2022 в„– СП/72090/22 по результатам рассмотрения разногласий между ПАО "Россети Ленэнерго" и ЛенРТК по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетике на 2022 год ЛенРТК предписано в срок до 01.10.2022 произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении на основании каких документов принималось решение, в том числе по статье "корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, а также в срок до 01.10.2022 пересмотреть НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", индивидуальные и единые (котловые) тарифы на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, в том числе по указанной статье, с учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на 2022 год. При этом экономически обоснованные расходы, невключенные в НВВ 2022 года, подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.
При принятии вышеназванного решения ФАС России руководствовалась позицией, изложенной в своем письме от 18.05.2022 в„– МШ/48200/22 "О корректировке необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций", из которого следует, что порядок расчета и включения в НВВ корректировки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, определен пунктом 11 Методики в„– 98-э и пунктом 42 Методики в„– 228-э.
Указанная ежегодная корректировка НВВ осуществляется с учетом планового и фактического объема финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС.
Фактический объем финансирования инвестиционной программы может отличаться от планового, предусмотренного в утвержденной (скорректированной) инвестиционной программе на начало очередного года в течение долгосрочного периода регулирования, в том числе в связи с технологическим присоединением новых потребителей, досрочным вводом электросетевых объектов, работами по аварийным ситуациям и режимными ограничениями со стороны Системного оператора.
В случае непревышения фактических расходов на реализацию инвестиционного проекта над общей стоимостью инвестиционного проекта в составе утвержденной (скорректированной) инвестиционной программы, отклонение фактических расходов на реализацию инвестиционной программы в связи с изменением фактических сроков реализации инвестиционных проектов может быть признано экономически обоснованным.
При определении объема фактического финансирования инвестиционной программы допускается возможность отклонения годового объема финансирования по отдельным инвестиционным проектам как в положительную, так и отрицательную сторону от его планового значения в рамках утвержденной (скорректированной) долгосрочной инвестиционной программы по основаниям, изложенным в предыдущем абзаце настоящего письма.
При этом фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не должны превышать объем финансовых потребностей, определенных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования.
При расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования (год), необходимо учитывать экономически обоснованный фактический объем финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с источниками финансирования инвестиционной программы, подтвержденный отчетом о реализации инвестиционной программы.
31.10.2022 во исполнение решения от 29.07.2022 в„– СП/72090/22 ЛенРТК в соответствии с распоряжением в„– 187-р пересмотрена величина корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы и определена в размере 6 627 тыс. руб., что подтверждается представленными в материалы дела экспертным заключением ЛенРТК от 14.10.2022 и дополнением с нему от 28.10.2022. При этом величина расходов, подлежащих включению в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" составила 7 327 тыс. руб. с учетом применения индексов потребительских цен согласно формуле (3) Методических указаний в„– 98-э.
Пересмотренная величина соответствующей корректировки согласно распоряжению от 31.10.2022 в„– 187-р подлежит учету в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2023 год.
Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу, что величина корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, установлена в оспариваемом Приказе в„– 603-п в экономически необоснованном размере.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Таким образом, поскольку Приказ в„– 603-п в оспариваемой части требованиям нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, не соответствует, имеются основания для удовлетворения административных исковых требований АО "ЛОЭСК".
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25.12.2018 в„– 50, учитывая, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия и признание его недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, приходит к выводу о признании недействующим Приказа в„– 603-п со дня его принятия.
Согласно п. 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.
Как указано в п. 33(1) Правил регулирования, в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части. Указанное решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее в текущем периоде регулирования решение, признанное недействующим полностью или в части, вступает в силу со дня отмены решения, признанного недействующим полностью или в части.
Поскольку обязанность ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ в„– 603-п, признанной судом недействующим, вытекает из требований законодательства о тарифном регулировании, то оснований для вынесения судебного решения в этой части не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2021 года в„– 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" в части:
в„– п/п 1 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" к приложению 1 в части указания величины необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области для публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" в размере 21 739 402,76 тыс. руб.;
в„– п/п 1 таблицы "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" приложения 3 в части указания величины базового уровня подконтрольных расходов для публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на 2021 год в размере 5 832,61 млн. руб.;
в„– п/п 1 таблицы "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 4 в части указания величины необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь для публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на 2022 год в размере 21 739 402,76 тыс. руб.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.

Судья
О.Н.Павлова

В окончательной форме решение изготовлено 26 января 2023 года.


------------------------------------------------------------------