Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 01.09.2023 N 39 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии Ленинградской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"



КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 1 сентября 2023 г. в„– 39

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОМИССИИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года в„– 233/552, с целью организации проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Ленинградской области приказываю:

1. Утвердить Положение об апелляционной комиссии Ленинградской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель комитета
В.И.Реброва





УТВЕРЖДЕНО
приказом комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от 01.09.2023 в„– 39
(приложение)

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОМИССИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Положение об апелляционной комиссии Ленинградской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - апелляционная комиссия, Положение об апелляционной комиссии) разработано в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) от 4 апреля 2023 года в„– 233/552 (далее - ГИА, Порядок).
Настоящим Положением об апелляционной комиссии определяются функции, структура апелляционной комиссии, полномочия, функции, права, обязанности и ответственность членов апелляционной комиссии, а также порядок организации работы апелляционной комиссии, прием и рассмотрение апелляций о нарушении Порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами (далее вместе - апелляции) участников экзаменов.

1. Общие положения

1.1. Апелляционная комиссия создается комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет) в соответствии с пунктом 32 Порядка и осуществляет прием и рассмотрение апелляций участников экзамена по вопросам нарушения Порядка, а также о несогласии с выставленными баллами (далее вместе - апелляции) <1>.
--------------------------------
<1> Создание иных конфликтных комиссий по пересмотру решений конфликтной комиссии субъектов Российской Федерации Порядком проведения ГИА не предусмотрено.

1.2. Апелляционная комиссия прекращает свою деятельность с момента создания Комитетом апелляционной комиссии для рассмотрения апелляций участников экзамена в Ленинградской области в следующем году.
1.3. Апелляционная комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, Рособрнадзора, методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, нормативными правовыми документами Комитета, в том числе настоящим Положением об апелляционной комиссии.
1.4. В целях информирования граждан в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Ленинградской области, на официальном сайте Комитета, образовательных организаций или специализированных сайтах не позднее чем за месяц до начала экзаменов публикуется информация о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций <2>.
--------------------------------
<2> Необходимо своевременно информировать о сроках подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами и ее рассмотрении с учетом фактических сроков получения результатов экзаменов в Ленинградской области, утверждения их ГЭК и официальным днем объявления результатов по соответствующим учебным предметам.

1.5. Информационное и организационно-технологическое обеспечение работы апелляционной комиссии осуществляет региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ).
1.6. Ответственные сотрудники РЦОИ вносят в Региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС), следующие сведения об апелляциях в установленные сроки:
а) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) участников экзаменов; реквизиты документов, удостоверяющих личность участников экзаменов; предмет поданных апелляций: о нарушении Порядка и(или) о несогласии с выставленными баллами - в течение одного рабочего дня со дня поступления апелляций в апелляционную комиссию;
б) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) экспертов предметных комиссий по соответствующим учебным предметам, привлекаемых к установлению правильности оценивания экзаменационных работ участника экзаменов, - не позднее пяти рабочих дней с момента поступления апелляции в апелляционную комиссию;
в) о решениях по результатам рассмотрения апелляций о нарушении Порядка (удовлетворение апелляций или отклонение апелляций) - не позднее трех рабочих дней с момента поступления апелляций в апелляционной комиссии; о решениях по результатам рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (удовлетворение апелляций или отклонение апелляций) - не позднее пяти рабочих дней с момента поступления апелляций в апелляционную комиссию.
1.7. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и(или) проведении соответствующего экзамена, либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника экзамена.
1.8. Апелляционная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) по учебным предметам, а также по вопросам, связанным:
с оцениванием результатов выполнения заданий КИМ с кратким ответом;
с нарушением участником экзаменов требований Порядка;
с неправильным заполнением бланков и дополнительных бланков.
1.9. Апелляционная комиссия не рассматривает записи в черновиках и на КИМ в качестве материалов апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.10. При рассмотрении апелляции по желанию могут участвовать участники экзаменов, подавшие апелляции (при предъявлении документов, удостоверяющих личность), и(или) родители (законные представители) участников экзаменов, не достигших возраста 18 лет (при предъявлении документов, удостоверяющих личность), или уполномоченные родителями (законными представителями) участников экзаменов, не достигших возраста 18 лет, или участниками экзаменов, достигшими возраста 18 лет, лица (при предъявлении документов, удостоверяющих личность, и доверенности).
1.11. При рассмотрении апелляции также могут присутствовать:
члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
аккредитованные общественные наблюдатели;
должностные лица Рособрнадзора, иные лица, определенные Рособрнадзором, а также должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования - по решению соответствующих органов;
сурдопереводчик, тифлопереводчик, ассистент для участника экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при необходимости);
эксперт предметной комиссии по соответствующему учебному предмету, ранее не проверявший в текущем году экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию, для разъяснения вопросов правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ (при необходимости).
1.12. Участника экзамена, подавшего апелляцию, и(или) родителей (законных представителей) участников экзаменов, не достигших возраста 18 лет (при предъявлении документов, удостоверяющих личность), или уполномоченных родителей (законных представителей) участников экзаменов, не достигших возраста 18 лет, или участниками экзаменов, достигшими возраста 18 лет, лица (в случае их присутствия при рассмотрении апелляции) приглашают по графику, сформированному ответственным секретарем апелляционной комиссии и согласованному председателем апелляционной комиссии, в соответствии с журналом регистрации апелляций, а также с учетом удаленности места проживания участника экзамена от места заседания апелляционной комиссии. О времени и месте рассмотрения апелляций апелляционная комиссия информирует участников экзамена, подавших апелляцию, не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляции.14. Апелляционная комиссия информирует участников экзаменов и(или) их родителей (законных представителей) и государственную экзаменационную комиссию (далее - ГЭК) о принятых решениях не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующих решений.
15. Информирование участника экзамена, подавшего апелляцию, о результатах пересчета баллов, выставленных за выполнение экзаменационной работы, по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами и утвержденных председателем ГЭК осуществляется в соответствии с процедурой и сроками, установленными пунктом 110 Порядка.

2. Состав и структура апелляционной комиссии

2.1. Состав апелляционной комиссии формируется из представителей Комитета, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных организаций и объединений.
Комитет определяет и представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуру председателя апелляционной комиссии.
2.2. В состав апелляционной комиссии не включаются члены ГЭК и предметных комиссий.
2.3. Апелляционная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии, членов комиссии, имеющих равное право голоса.
В отсутствие председателя апелляционной комиссии по объективным причинам его полномочия выполняет заместитель председателя апелляционной комиссии. При отсутствии секретаря апелляционной комиссии его полномочия выполняет другой член апелляционной комиссии по решению председателя апелляционной комиссии или его заместителя.
2.4. Персональный состав апелляционной комиссии утверждается распорядительным актом Комитета.
2.5. Апелляционная комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний и правомочна осуществлять свои задачи и принимать соответствующие решения, если на заседании апелляционной комиссии присутствует не менее 1/3 от общего числа ее членов.
2.6. Общее руководство, координацию деятельности апелляционной комиссии, распределение обязанностей между заместителем председателя комиссии, членами комиссии и контроль за работой апелляционной комиссия осуществляет ее председатель. В отсутствие председателя апелляционной комиссии по объективным причинам его обязанности исполняет заместитель председателя апелляционной комиссии. Председатель и заместитель председателя апелляционной комиссии несут персональную ответственность за принятые решения в рамках работы апелляционной комиссии.
Делопроизводство апелляционной комиссии осуществляет ответственный секретарь апелляционной комиссии. Члены апелляционной комиссии участвуют в заседаниях апелляционной комиссии и выполняют возложенные на них функции.

3. Функции апелляционной комиссии

3.1. Апелляционная комиссия в рамках проведения ГИА выполняет следующие функции:
принимает в письменной форме и рассматривает апелляции участников экзаменов;
по представлению председателя предметной комиссии по соответствующему учебному предмету привлекает <3> к рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами эксперта предметной комиссии по соответствующему учебному предмету для установления правильности оценивания ответов на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутые ответы участника экзамена, подавшего указанную апелляцию;
--------------------------------
<3> За исключением рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами по учебным предметам "Математика (базовый уровень)" и "Информатика".

принимает по результатам рассмотрения апелляции решение об удовлетворении или отклонении апелляций участников экзаменов;
информирует участников экзаменов и(или) их родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятых решениях не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующих решений;
информирует ГЭК о возможном техническом сбое при проведении единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по учебному предмету "Информатика" по результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными по указанному учебному предмету для проведения ГЭК соответствующей работы.
Протоколы апелляционной комиссии о рассмотрении апелляции участника экзамена передаются в РЦОИ в течение одного календарного дня для внесения соответствующей информации в РИС.
3.2. В целях выполнения своих функций апелляционная комиссия:
запрашивает в РЦОИ (при проведении экзаменов за пределами территории Российской Федерации - в уполномоченной организации) изображения бланков и дополнительных бланков (при наличии), файлы, содержащие ответы участника экзамена на задания КИМ, в том числе файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участника экзамена (при наличии), копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией, КИМ, выполнявшийся участником экзамена, подавшим указанную апелляцию;
проводит проверку качества распознавания информации, внесенной в бланки и дополнительные бланки (при наличии), протоколы проверки экзаменационной работы, путем сверки распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в бланки и дополнительные бланки (при наличии), протоколы проверки экзаменационной работы в целях выявления технических ошибок (неверная обработка бланков и дополнительных бланков и(или) протоколов проверки экзаменационной работы);
устанавливает правильность оценивания развернутых ответов (в том числе устных ответов) участника экзамена, подавшего указанную апелляцию. Для этого к рассмотрению апелляции привлекается эксперт предметной комиссии по соответствующему учебному предмету, не проверявший ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию.
Привлеченный эксперт предметной комиссии по соответствующему учебному предмету устанавливает правильность оценивания развернутых ответов (в том числе устных ответов) участника экзамена, подавшего указанную апелляцию, и дает письменное заключение о правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных ответов) или о необходимости изменения первичных баллов за выполнение заданий с развернутым ответом (в том числе устных ответов) с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, содержанию которого соответствует выставляемый им первичный балл (далее - заключение).
В случае если привлеченный эксперт предметной комиссии не дает однозначного ответа о правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных ответов) участника экзамена, подавшего указанную апелляцию, апелляционная комиссия обращается в Комиссию по разработке КИМ по соответствующему учебному предмету с запросом о разъяснениях по критериям оценивания. В запросе в обязательном порядке формулируются вопросы, возникшие при формировании заключения. Комиссия по разработке КИМ организует рассмотрение запроса и предоставляет в апелляционную комиссию соответствующие разъяснения.

4. Организация работы

4.1. Апелляционная комиссия осуществляет свою деятельность в местах, определенных Комитетом. Места для работы апелляционной комиссии оборудуют средствами видеонаблюдения. Видеозапись (аудиозапись) в местах работы апелляционной комиссии ведется в период заседаний апелляционной комиссии.
4.2. Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов апелляционной комиссии. При голосовании каждый член апелляционной комиссии имеет один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя апелляционной комиссии. Голосование осуществляется открыто. В случае присутствия на заседании апелляционной комиссии при рассмотрении апелляций участников экзаменов и(или) их родителей (законных представителей) или лиц по доверенности голосование осуществляется после того, как указанные лица покинут помещение, в котором проводится заседание апелляционной комиссии.
4.3. Принятые на заседании апелляционной комиссии решения оформляются протоколом заседания апелляционной комиссии. В протоколе апелляционной комиссии фиксируются все рассматриваемые на заседании комиссии вопросы и предложения, иная информация, а также отражается ход проведения заседания апелляционной комиссии.
4.4. Отчетными документами по основным видам работ апелляционной комиссии являются:
апелляции участников экзаменов;
журнал регистрации апелляций;
протоколы заседаний апелляционной комиссии;
протоколы рассмотрения апелляций по результатам ЕГЭ (форма 2-АП с приложениями 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3; 2-АП-4; 2-АП-5, 2-АП-К), а также протоколы рассмотрения апелляции о нарушении Порядка (форма ППЭ-03);
материалы о результатах служебного расследования о нарушении Порядка;
заключение эксперта предметной комиссии, привлекаемого к работе апелляционной комиссии по представлению председателя предметной комиссии, о правильности оценивания результатов выполнения заданий развернутым ответом и(или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом;
письменные заявления участников экзаменов об отзыве апелляции.
Отчетные документы апелляционной комиссии хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, в РЦОИ.

5. Порядок подачи, отзыва апелляций участниками экзаменов
и сроки рассмотрения апелляций

5.1. Апелляционная комиссия принимает в письменной форме апелляции участников экзаменов.
5.2. Апелляцию о нарушении Порядка участник экзаменов подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая пункт проведения экзамена (далее - ППЭ).
Данная апелляция составляется в письменной форме в двух экземплярах: один передается в апелляционную комиссию, другой, с пометкой члена ГЭК о принятии ее на рассмотрение в апелляционной комиссии, остается у участника экзаменов (форма ППЭ-02). Член ГЭК, принявший апелляцию, в тот же день направляет ее в апелляционную комиссию.
Апелляционная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении Порядка в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в апелляционную комиссию.
5.3. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена по соответствующему учебному предмету.
5.4. Данная апелляция составляется в письменной форме в двух экземплярах: один передается в апелляционную комиссию, другой (с пометкой ответственного лица о принятии ее на рассмотрение в апелляционную комиссию) остается у участника экзамена (форма 1-АП и(или) форма 1-АП-КЕГЭ).
Участники ГИА или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательную организацию, которой они были допущены в установленном порядке к ГИА.
Участники ЕГЭ на основании документов, удостоверяющих личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, а также в иные места, определенные Комитетом.
Руководитель организации, принявший апелляцию, передает ее в апелляционную комиссию в течение одного рабочего дня после ее получения.
По решению ГЭК подача и(или) рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными баллами могут быть организованы с использованием информационно-коммуникационных технологий при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в том числе в области защиты персональных данных. Порядок подачи и(или) рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами с использованием информационно-коммуникационных технологий определяется ГЭК совместно с апелляционной комиссией.
Апелляционная комиссия рассматривает апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в апелляционную комиссию.
5.5. Протоколы рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников экзаменов (форма 2-АП и приложения к ней при наличии), включая протоколы рассмотрения отклоненных апелляций, в течение одного календарного дня передаются в РЦОИ для внесения соответствующей информации в РИС.
5.6. Внесенная в РИС информация о результатах рассмотрения апелляции, включая информацию об отклоненных апелляциях, в течение двух календарных дней направляется РЦОИ в уполномоченную Рособрнадзором организацию. Уполномоченная Рособрнадзором организация проводит пересчет результатов ЕГЭ по удовлетворенным апелляциям в соответствии с поступившей из РЦОИ информацией о результатах рассмотрения апелляций и не позднее чем через пять рабочих дней с момента получения указанной информации передает измененные по итогам пересчета результаты ЕГЭ в РЦОИ. РЦОИ в течение одного календарного дня представляет измененные по итогам пересчета результаты ЕГЭ для дальнейшего утверждения ГЭК.
5.7. Участники экзаменов вправе отозвать апелляцию:
о нарушении Порядка - в день ее подачи;
о несогласии с выставленными баллами - в течение одного рабочего дня, следующего за днем подачи указанной апелляции, но не позднее дня заседания апелляционной комиссии.
Для этого участник экзаменов направляет в апелляционную комиссию заявление об отзыве поданной им апелляции. Участники ГИА подают соответствующее заявление в письменной форме в образовательные организации, в которых они были допущены в установленном порядке к ГИА. Участники ЕГЭ подают заявления в апелляционную комиссию или в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования Ленинградской области.
Руководитель организации, принявший заявление об отзыве апелляции, передает ее в апелляционную комиссию в течение одного рабочего дня после его получения.
Отзыв апелляции фиксируется в журнале регистрации апелляций.
В случае отсутствия указанного заявления и неявки участника экзаменов на заседание апелляционной комиссии, на котором рассматривается апелляция, апелляционная комиссия рассматривает его апелляцию в установленном порядке.

6. Рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными
баллами по результатам федеральной
и региональной перепроверок

6.1. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по поручению Рособрнадзора предметные комиссии, создаваемые Рособрнадзором, проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ, выполненных участниками экзамена на территории Российской Федерации или за ее пределами.
6.2. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению Комитета или ГЭК предметной комиссии субъекта Российской Федерации проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ, выполненных участниками экзамена на территории субъекта Российской Федерации.
6.3. Участники экзаменов, результаты которых были изменены и утверждены ГЭК по итогам перепроверки регионального и(или) федерального уровня, вправе подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в сроки, установленные Порядком, а именно - в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету по итогам перепроверки.
6.4. Процедура подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам федеральной и региональной перепроверок, а также отзыва указанной апелляции проводится в порядке, представленном в разделе 5 настоящего Порядка.

7. Рассмотрение апелляции о нарушении Порядка

7.1. После получения апелляции членом ГЭК в ППЭ в день проведения экзамена организуется проверка изложенных в апелляции сведений при участии:
организаторов, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен участник экзамена;
технических специалистов и ассистентов;
экзаменаторов-собеседников;
общественных наблюдателей;
сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка;
медицинских работников.
7.2. Результаты проверки изложенных в апелляции сведений оформляются членом ГЭК в форме заключения в протоколе рассмотрения апелляции (форма ППЭ-03).
7.3. Член ГЭК передает формы ППЭ-02 и ППЭ-03 в апелляционную комиссию в тот же день с соблюдением законодательства о защите персональных данных.
7.4. После поступления апелляции в апелляционную комиссию ответственный секретарь комиссии регистрирует ее в журнале регистрации апелляций, формирует график рассмотрения указанной апелляции с обязательным указанием даты, места и времени ее рассмотрения и согласовывает указанный график с председателем апелляционной комиссии, после чего информирует участника экзамена и(или) его родителей (законных представителей) о дате, времени и месте рассмотрения апелляции.
7.5. При рассмотрении апелляции о нарушении Порядка проведения ГИА апелляционная комиссия знакомится с заключением о результатах проверки изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:
об удовлетворении апелляции;
об отклонении апелляции.
При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого участником экзаменов была подана указанная апелляция, аннулируется и участнику экзамена предоставляется повторно сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в резервные сроки соответствующего периода проведения экзаменов или по решению председателя ГЭК в иной день, предусмотренный едиными расписаниями ЕГЭ, ГВЭ.
При отклонении апелляции результат участника экзамена не изменяется и остается действующим.
7.6. После рассмотрения апелляции о нарушении Порядка проведения ГИА ответственный секретарь апелляционной комиссии передает протокол заседания апелляционной комиссии в ГЭК для принятия соответствующего решения, а также руководителю РЦОИ для внесения в РИС (срок внесения в РИС - не позднее двух календарных дней с момента принятия решения апелляционной комиссией):
апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА (форма ППЭ-02);
протокол рассмотрения данной апелляции, содержащий заключение по результатам проверки изложенных в ней сведений, и решение апелляционной комиссии (форма ППЭ-03).
7.7. В случаях, требующих уточнений, уполномоченная Рособрнадзором организация направляет соответствующий программный запрос о предоставлении документов или сведений в РЦОИ. В этом случае апелляционная комиссия передает запрашиваемые документы в РЦОИ для предоставления их в уполномоченную Рособрнадзором организацию посредством внесения информации в РИС.
7.8. В случае удовлетворения апелляции о нарушении Порядка и принятии соответствующего решения ГЭК результат участника экзамена аннулируется в РИС, участник экзамена допускается к повторной его сдаче по соответствующему учебному предмету по решению ГЭК.
При отклонении апелляции результат участника экзамена не изменяется и остается действующим, повторный допуск к сдаче указанного экзамена не допускается.

8. Рассмотрение апелляции о несогласии
с выставленными баллами <4>

--------------------------------
<4> За исключением рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по учебному предмету "Информатика".

8.1. После поступления апелляции в апелляционную комиссию ответственный секретарь комиссии регистрирует ее в журнале регистрации апелляций, формирует график рассмотрения апелляций с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовывает указанный график с председателем апелляционной комиссии, после чего информирует участника экзамена и(или) его родителей (законных представителей) о дате, времени и месте рассмотрения апелляции.
8.2. Для организации рассмотрения апелляции участника ЕГЭ ответственный секретарь апелляционной комиссии передает сведения об апелляции в РЦОИ и получает из РЦОИ апелляционный комплект документов, который содержит:
а) протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 2-АП) с приложениями для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения апелляции (форма 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3);
б) распечатанные изображения бланка регистрации, бланка регистрации устной части, бланка ответов в„– 1 и бланков ответов в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;
в) распечатанные результаты распознавания бланков регистрации, бланка регистрации устной части, бланков ответов в„– 1 и в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;
г) электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам (при наличии).
Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:
критерии оценивания развернутых и(или) устных ответов; вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена (ЕГЭ); перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом;
уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам ГИА (форма У-33).
В случае если работа участника экзамена была направлена на межрегиональную перекрестную проверку, в составе апелляционного комплекта отсутствуют протоколы проверки развернутых ответов и протоколы оценивания устных ответов. Информация о результатах оценивания развернутых ответов участника экзамена размещена в приложениях (формы 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3, 2-АП-4) к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП).
8.3. Для организации рассмотрения апелляции участника ГВЭ ответственный секретарь апелляционной комиссии передает сведения о данной апелляции в РЦОИ и получает от него апелляционный комплект документов, который содержит изображения экзаменационной работы участника ГВЭ; протоколы устных ответов участника экзамена и электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участника экзамена, сдававшего ГВЭ в устной форме; копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссии (при наличии); критерии оценивания, а также КИМ, выполнявшиеся участником ГВЭ, подавшим апелляцию; уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам ГИА (форма У-33).
8.4. Ответственный секретарь апелляционной комиссии передает полученные апелляционные комплекты документов председателю апелляционной комиссии.
В день получения апелляционных комплектов документов председатель апелляционной комиссии с целью установления правильности оценивания экзаменационной работы заблаговременно, до заседания комиссии, передает указанные комплекты председателю предметной комиссии.
8.5. Председатель предметной комиссии организует работу экспертов предметной комиссии по установлению правильности оценивания выполнения заданий с развернутым письменным и(или) устным ответом и(или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и(или) устным ответом.
К работе апелляционной комиссии (по согласованию с председателем предметной комиссии) привлекается эксперт (член предметной комиссии) по соответствующему учебному предмету, которому в текущем году присвоен статус ведущего эксперта предметной комиссии или старшего эксперта предметной комиссии, имеющий опыт первой, второй и третьей проверок в текущем году, но не являющийся экспертом, проверявшим экзаменационную работу участника экзамена ранее. К работе апелляционной комиссии в качестве эксперта может быть привлечен председатель предметной комиссии при условии, что он не является одним из экспертов, проверявшим развернутые ответы участника экзамена ранее.
Все работы, проводимые с целью установления правильности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом или необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом, проводятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к условиям работы предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников экзаменов.
8.6. Привлеченный эксперт предметной комиссии устанавливает правильность оценивания экзаменационной работы и дает письменное заключение о правильности оценивания развернутых ответов экзаменационной работы участника экзамена или о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, требованиям которого соответствует выставляемый им балл. Письменное заключение о правильности оценивания развернутых ответов экзаменационной работы участника экзамена оформляется в соответствующих приложениях к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП).
8.7. В случае если привлеченный эксперт предметной комиссии не дает однозначного ответа о правильности оценивания экзаменационной работы участника экзамена, апелляционная комиссия обращается в Комиссию по разработке КИМ ГИА с запросом (согласованным с председателем предметной комиссии) о предоставлении разъяснений по критериям оценивания. В запросе в обязательном порядке формулируются вопросы, возникшие при формировании заключения о правильности оценивания экзаменационной работы участника экзамена. Комиссия по разработке КИМ ГИА организует рассмотрение запроса по соответствующему учебному предмету и предоставляет в апелляционную комиссию подготовленные Комиссией по разработке КИМ ГИА разъяснения.
8.8. После проведения экспертом предметной комиссии соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы председатель предметной комиссии в тот же день передает председателю апелляционной комиссии апелляционные комплекты документов и заключения эксперта предметной комиссии о правильности оценивания развернутых ответов экзаменационной работы участника экзамена или о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом.
8.9. Председатель апелляционной комиссии после получения названных выше документов организует работу по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами.
8.10. Время, рекомендуемое на рассмотрение одной апелляции (включая разъяснения эксперта предметной комиссии по оцениванию развернутых ответов), - не более 25 минут (при необходимости по решению апелляционной комиссии установленное время может быть увеличено).
8.11. Участнику экзамена и(или) его родителям (законным представителям) в случае его (их) участия в рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ предъявляются (но не выдаются, в том числе в электронном виде/в виде фото-, видео-, аудиозаписей, содержащих информацию из предъявляемых документов):
а) распечатанные изображения бланка регистрации, бланка ответов в„– 1, бланков ответов в„– 2 (при наличии), дополнительных бланков ответов в„– 2 (при наличии), протоколов проверки развернутых ответов (при наличии), протоколов проверки устных ответов (при наличии);
б) распечатанные результаты распознавания бланка регистрации, бланков ответов в„– 1, бланков ответов в„– 2 (при наличии), дополнительных бланков ответов в„– 2 (при наличии), протокола проверки развернутых ответов (при наличии), протокола проверки устных ответов (при наличии);
в) электронный носитель, содержащий файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участника ЕГЭ по иностранным языкам (при наличии);
г) КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
д) заключение эксперта предметной комиссии о правильности оценивания экзаменационной работы участника экзамена или о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым и(или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл.
Участник экзамена должен удостовериться, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файл с цифровой аудиозаписью его устного ответа, после чего он письменно в соответствующем поле протокола рассмотрения апелляции (форма 2-АП) подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы (заполнявшихся им бланков ЕГЭ), файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа.
8.12. Апелляционная комиссия проводит проверку качества распознавания информации путем сверки информации с изображений бланков участника экзамена и с листов распознавания, выявляя наличие технических ошибок. Под технической ошибкой понимаются ситуации неверной обработки экзаменационных бланков и(или) протоколов проверки развернутых ответов при сканировании, распознавании текста, верификации.
8.13. Апелляционная комиссия заполняет соответствующим образом подраздел "Информация листов распознавания соответствует информации, внесенной в бланки" протокола рассмотрения апелляции (форма 2-АП) и соответствующее приложение к протоколу, в которое вносит все изменения, принятые решением апелляционной комиссии.
8.14. Апелляционная комиссия не вправе применять изменения к ответам на задания с кратким ответом в случае, когда при записи ответа участник экзамена применял форму записи краткого ответа (в том числе символы), противоречащую указанию к заданию КИМ, а также Правилам заполнения бланков ЕГЭ.
8.15. Привлеченный эксперт предметной комиссии во время рассмотрения апелляции в присутствии участника экзамена и(или) его родителей (законных представителей) или представителя по доверенности дает им соответствующие разъяснения (при необходимости) по вопросам правильности оценивания выполнения участником экзамена развернутых ответов. Время, рекомендуемое для разъяснения по оцениванию развернутых ответов одному участнику экзамена, - не более 20 минут (при необходимости по решению апелляционной комиссии установленное время может быть увеличено).
8.16. Апелляционная комиссия, в случае принятия решения на основании заключения привлеченного эксперта предметной комиссии об изменении баллов за выполнение задания с развернутым ответом, заполняет соответствующее приложение к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП с приложениями), в которое вносит все изменения, принятые решением апелляционной комиссии.
8.17. По результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает решение:
об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отсутствие технических ошибок и(или) ошибок оценивания экзаменационной работы);
об удовлетворении апелляции и перерасчете баллов (наличие технических ошибок и(или) ошибок оценивания экзаменационной работы).
При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.
В отдельных случаях при удовлетворении апелляции вследствие выявления технических ошибок балл может остаться неизменным.
8.18. Свое решение по результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия фиксирует в протоколе рассмотрения апелляции (форма 2-АП).
8.19. Апелляционная комиссия оформляет и выдает участнику экзамена уведомление о результатах рассмотрения апелляции (по форме У-33) с указанием всех изменений, которые были приняты апелляционной комиссией по результатам рассмотрения апелляции и внесены в протокол рассмотрения апелляции и его приложения (в случае удовлетворения апелляции).
8.20. Участник экзамена (в случае присутствия на заседании апелляционной комиссии) подтверждает подписью в приложениях 2-АП-2, 2-АП-3 протокола рассмотрения апелляции (форма 2-АП) и в уведомлении о результатах рассмотрения апелляции, что данные об изменениях, внесенные в эти два документа, совпадают.
8.21. Протоколы рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников экзаменов (формы 2-АП и приложения к ним - при наличии), включая протоколы рассмотрения отклоненных апелляций, в течение одного календарного дня передаются в РЦОИ для внесения соответствующей информации в РИС. РЦОИ вносит информацию в РИС о решениях по результатам рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (удовлетворение апелляций или отклонение апелляций) - не позднее 5 рабочих дней с момента поступления апелляций в апелляционные комиссии.
8.22. Внесенная в РИС информация о результатах рассмотрения апелляции, включая информацию об отклоненных апелляциях, в течение двух календарных дней направляется РЦОИ в уполномоченную Рособрнадзором организацию. Уполномоченная Рособрнадзором организация проводит пересчет результатов ЕГЭ по удовлетворенным апелляциям в соответствии с поступившей из РЦОИ информацией о результатах рассмотрения апелляций и не позднее чем через пять рабочих дней с момента получения указанной информации передает измененные по итогам пересчета результаты ЕГЭ в РЦОИ.
8.23. После изменения в РИС информации о результатах ЕГЭ участника экзамена, апелляция которого была удовлетворена, РЦОИ в течение одного календарного дня предоставляет измененные по итогам пересчета результаты ЕГЭ для дальнейшего утверждения ГЭК10.
8.24. При проведении пересчета результатов ЕГЭ по удовлетворенным апелляциям в соответствии с протоколами апелляционной комиссии уполномоченная Рособрнадзором организация вправе запрашивать у РЦОИ:
копии документов, оформленных в процессе рассмотрения апелляции (форма 2-АП с приложениями);
копии бланков ЕГЭ участника экзамена (при необходимости).
8.25. В случае обнаружения несоответствий изображений бланков ЕГЭ (информации, внесенной в оригинал бланка, и результатов распознавания этой информации) и(или) необоснованного изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом участника экзамена уполномоченная Рособрнадзором организация сообщает об установленном факте в Рособрнадзор и приостанавливает пересчет результатов экзаменов по итогам рассмотрения апелляции до получения указаний Рособрнадзора.
Рособрнадзор направляет на рассмотрение в ГЭК информацию о выявленных несоответствиях и(или) о необоснованном изменении баллов участника ЕГЭ.
По предоставленным фактам ГЭК назначает служебное расследование. Дальнейшее рассмотрение апелляции возможно только по утвержденным результатам служебного расследования с обязательным уведомлением о результатах расследования Рособрнадзора и уполномоченной Рособрнадзором организации.

8.1. Рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными
баллами по учебному предмету "Информатика" (КЕГЭ)

8.1.1. После поступления апелляции в апелляционную комиссию ответственный секретарь апелляционной комиссии регистрирует ее в журнале регистрации апелляций, формирует график рассмотрения апелляций с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовывает указанный график с председателем апелляционной комиссии, после чего информирует участника экзамена и(или) его родителей (законных представителей) о дате, времени и месте рассмотрения апелляции (не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляции), передает в РЦОИ сведения о каждой зарегистрированной апелляции в РЦОИ.
8.1.2. КИМ, включая файлы, прилагаемые к заданиям, участников КЕГЭ текущего года, подавших апелляцию по КЕГЭ, по запросу РЦОИ будут направляться в организацию, уполномоченную Рособрнадзором, в РЦОИ по защищенному каналу связи в течение одного дня после запроса РЦОИ.
8.1.3. Для организации рассмотрения апелляции участника КЕГЭ ответственный секретарь апелляционной комиссии передает сведения об апелляции в РЦОИ и получает из РЦОИ апелляционный комплект документов, который содержит:
а) протокол рассмотрения апелляции по результатам ЕГЭ (форма 2-АП) с приложениями 2-АП-К "Протокол ответов участника КЕГЭ", 2-АП-4 "Краткий протокол оценивания ответов до рассмотрения апелляции", 2-АП-5 "Описание фактов, свидетельствующих о возможном техническом сбое при проведении КЕГЭ";
б) изображение бланка регистрации и результаты распознавания бланка регистрации;
в) КИМ, выполнявшийся участником экзамена КЕГЭ, включая файлы, прилагаемые к заданиям в электронном виде.
8.1.4. Участнику экзамена и(или) его родителям (законным представителям) в случае его (их) участия в рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами КЕГЭ предъявляются материалы, указанные в пункте 3 данного раздела.
8.1.5. Участник экзамена приглашается к рабочему месту, оборудованному компьютером, за которым участнику экзамена демонстрируются распечатанные изображения бланка регистрации и бланка его распознавания, а также Протокол ответов участника КЕГЭ (форма 2-АП-К) (в электронном виде). Участник экзамена совместно с секретарем и(или) членом апелляционной комиссии также проверяют совпадение контрольной суммы, внесенной в бланк регистрации и указанной в форме 2-АП-К.
После того как участник экзамена убедится в том, что контрольная сумма на распечатанном изображении бланка регистрации и Протоколе ответов участника КЕГЭ совпадают, участник подтверждает этот факт подписью в соответствующей графе "Предъявленные мне апелляционные материалы являются моими" в протоколе рассмотрения апелляции (форма 2-АП).
8.1.6. Участнику экзамена демонстрируется выполнявшийся им вариант КИМ КЕГЭ, включая файлы, прилагаемые к заданиям.
8.1.7. По результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает решение:
а) об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отсутствие технических ошибок);
б) об удовлетворении апелляции (признание необходимости передачи в ГЭК информации о возможном техническом сбое при проведении КЕГЭ).
8.1.8. В случаях возможного технического сбоя апелляционная комиссия признает необходимость передачи в ГЭК11 информации о возможном техническом сбое (апелляция удовлетворена) и уведомляет об этом РЦОИ.
В этом случае в форме 2-АП:
в разделе "Решение апелляционной комиссии" указывается "Признать необходимость передачи в ГЭК информации о возможном техническом сбое при проведении КЕГЭ (апелляция удовлетворена)". Далее ставится подпись председателя и членов апелляционной комиссии, дата рассмотрения апелляции;
в разделе "Информация о результатах рассмотрения апелляции направлена" заполняется информация о дате передачи информации из апелляционной комиссии в РЦОИ. Запись заверяется подписью.
Ситуация описывается в приложении 2-АП-5 "Описание фактов, свидетельствующих о возможном техническом сбое при проведении КЕГЭ".
Также в этом приложении отмечается, что материалы передаются в ГЭК с указанием даты передачи.
8.1.9. В случае отсутствия технических ошибок необходимо в форме 2-АП заполнить поле "Признать отсутствие технических ошибок и ошибок оценивания (апелляция отклонена)" раздела "Решение апелляционной комиссии". Далее ставится подпись председателя и членов апелляционной комиссии, дата рассмотрения апелляции.
В разделе "Информация о результатах рассмотрения апелляции" специалисты РЦОИ заполняют поля о дате передачи информации из апелляционной комиссии в РЦОИ и из РЦОИ в уполномоченную Рособрнадзором организацию. Записи заверяются подписями исполнителей.
8.1.10. Апелляционная комиссия оформляет и выдает участнику экзамена уведомление о результатах рассмотрения апелляции.

9. Правила для участников рассмотрения апелляций

9.1. Правила для председателя апелляционной комиссии.
Председатель апелляционной комиссии:
организует работу апелляционной комиссии в соответствии с Порядком и сроками рассмотрения апелляций;
организует информирование ГЭК о результатах рассмотрения апелляций.
Обеспечивает оформление отчетных документов:
апелляции участников экзаменов;
журнал регистрации апелляций;
протоколы заседаний апелляционной комиссии;
протоколы рассмотрения апелляций по результатам ЕГЭ (форма 2-АП с приложениями 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3; 2-АП-4; 2-АП-5, 2-АП-К), а также протоколы рассмотрения апелляции о нарушении Порядка (форма ППЭ-03);
материалы о результатах служебного расследования о нарушении Порядка;
заключение эксперта предметной комиссии, привлекаемого к работе апелляционной комиссии, о правильности оценивания результатов выполнения заданий с развернутым ответом и(или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом;
письменные заявления участников экзаменов об отзыве апелляции.
При рассмотрении апелляции о нарушении Порядка председатель апелляционной комиссии должен:
получить у ответственного секретаря апелляционной комиссии апелляцию (форма ППЭ-02) и протокол рассмотрения апелляции о нарушении Порядка с заключением о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции (форма ППЭ-03);
согласовать график рассмотрения указанной апелляции (дата, время и место рассмотрения апелляций), сформированный ответственным секретарем апелляционной комиссии, и организовать работу апелляционной комиссии.
Совместно с членами апелляционной комиссии рассмотреть поданную апелляцию и заключение о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции (форма ППЭ-03), вынести решение:
об отклонении в случае, если изложенные в ней факты не подтвердились;
об удовлетворении в случае, если изложенные в ней факты подтвердились.
Решение апелляционной комиссии оформляется в форме ППЭ-03 в графе "Решение апелляционной комиссии субъекта Российской Федерации".
При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами председатель апелляционной комиссии должен:
получить у ответственного секретаря апелляционной комиссии комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ, а в случае рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ по учебному предмету "Информатика" (КЕГЭ) - материалы, перечисленные в пункте 8.1.3 настоящего Порядка;
получить у ответственного секретаря апелляционной комиссии комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ГВЭ, содержащий материалы, перечисленные в пункте 8 настоящего Порядка;
передать указанные комплекты председателю предметной комиссии <5>, который организует работу эксперта предметной комиссии по установлению правильности оценивания выполнения заданий с развернутыми ответами или о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутыми ответами, в день получения комплектов апелляционных документов с целью установления правильности оценивания экзаменационной работы заблаговременно, до заседания апелляционной комиссии;
--------------------------------
<5> За исключением рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по учебному предмету "Информатика".

согласовать график рассмотрения апелляций (дата, время и место рассмотрения апелляций), сформированный ответственным секретарем апелляционной комиссии, и организовать работу апелляционной комиссии по рассмотрению апелляций;
получить от председателя предметной комиссии комплекты апелляционных документов и заключение эксперта предметной комиссии после проведения экспертом соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;
рассмотреть совместно с членами апелляционной комиссии апелляцию в присутствии участника экзамена, и(или) его родителей (законных представителей), или представителя по доверенности, или в их отсутствие.
В присутствии участника экзамена и(или) его родителей (законных представителей):
в случае рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ по учебному предмету "Информатика" (КЕГЭ) предъявить участнику экзамена и(или) его родителям (законным представителям) распечатанный апелляционный комплект, содержащий формы 2-АП, 2-АП-К, 2-АП-4, 2-АП-5; распечатанные изображения бланка регистрации и результаты распознавания бланка регистрации; КИМ, выполнявшийся участником экзамена, включая файлы, прилагаемые к заданиям, в электронном виде;
в случае рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ по другим учебным предметам предъявить участнику экзамена и(или) его родителям (законным представителям) распечатанные изображения бланка регистрации, бланка ответов в„– 1, бланков ответов в„– 2 (при наличии), дополнительных бланков ответов в„– 2 (при наличии), протокол проверки развернутых ответов (при наличии), протокол проверки устных ответов (при наличии), а также распечатанные результаты распознавания указанных бланков и протокола проверки развернутых ответов (при наличии), протокола проверки устных ответов (при наличии), электронный носитель, содержащий файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участника ЕГЭ по иностранным языкам (при наличии), изображения экзаменационной работы ГВЭ, протоколы устных ответов обучающегося, сдававшего ГВЭ в устной форме, заключение эксперта ПК, привлекаемого к работе апелляционной комиссии, о правильности оценивания результатов выполнения заданий с развернутым ответом или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом;
участник экзамена должен подтвердить, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файл с цифровой аудиозаписью его устного ответа, протоколы его устного ответа, в случае если экзамен сдавался в форме ГВЭ в устной форме. Данный факт должен быть отражен в соответствующих полях протокола рассмотрения апелляции и уведомления о результатах рассмотрения апелляции вместе с датой рассмотрения и подписью участника экзамена <6>;
--------------------------------
<6> В случае отказа апеллянта подтвердить принадлежность ему представленных материалов, председатель апелляционной комиссии составляет акт в произвольной форме о факте и причинах отказа и направляет его в ГЭК для принятия решения.

зафиксировать в протоколе и в приложении к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП, приложение 2-АП-1) соответствующие корректировки в случае выявления апелляционной комиссией или РЦОИ ошибок в распознавании символов в бланке ответов в„– 1;
рассмотреть претензии участника экзамена совместно с экспертом предметной комиссии в случае возникновения у участника экзамена претензий к оцениванию развернутых ответов;
зафиксировать в протоколе и в приложении к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП, приложения 2-АП-2, 2-АП-3) соответствующие изменения в случае обнаружения апелляционной комиссией факта, что развернутые ответы проверены и оценены не в соответствии с установленными требованиями;
при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ по учебному предмету "Информатика" (КЕГЭ) руководствоваться разделом 8.1 настоящего Порядка.
Также председатель апелляционной комиссии должен:
утвердить решение апелляционной комиссии;
удостоверить своей подписью протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 2-АП) и приложения к протоколу (форма 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3) и организовать передачу протокола рассмотрения апелляции с приложениями в РЦОИ (если приложения заполнялись) для внесения сведений о результатах рассмотрения апелляции в РИС и передаче их электронного изображения в ФИС;
удостоверить своей подписью протокол рассмотрения апелляции, приложение к протоколу о несогласии с выставленными баллами в случае апелляции о несогласии с выставленными баллами ГВЭ.
9.2. Правила для членов апелляционной комиссии.
При рассмотрении апелляции о нарушении Порядка члены апелляционной комиссии должны:
получить у ответственного секретаря апелляционной комиссии информацию о дате и времени рассмотрения апелляции;
прийти на заседание апелляционной комиссии в назначенное время;
получить у ответственного секретаря апелляционной комиссии апелляцию о нарушении Порядка (форма ППЭ-02) и протокол рассмотрения апелляции о нарушении Порядка с заключением комиссии о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции (форма ППЭ-03);
рассмотреть поданную апелляцию и определить соответствие изложенных в апелляции фактов и реальной ситуации в ППЭ.
Вынести свое решение:
об отклонении апелляции, если обстоятельства, изложенные в апелляции, признаны несущественными или не имеющими место;
об удовлетворении апелляции, если факты, изложенные в апелляции, оказали существенное влияние на результаты ГИА.
Члены апелляционной комиссии подписывают протокол рассмотрения апелляции о нарушении Порядка в графе "Решение апелляционной комиссии субъекта Российской Федерации" (форма ППЭ-03).
При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами члены апелляционной комиссии должны:
получить у ответственного секретаря апелляционной комиссии информацию о дате и времени рассмотрения апелляции;
прийти на заседание апелляционной комиссии в назначенное время;
получить у ответственного секретаря апелляционной комиссии комплект апелляционных документов, содержащий материалы, перечисленные в пунктах 8.2, 8.3 настоящего Положения, заключение эксперта предметной комиссии, а в случае рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ по учебному предмету "Информатика" (КЕГЭ) - материалы, перечисленные в пункте 8.1.3 настоящего Положения;
рассмотреть представленный комплект апелляционных документов и заключение эксперта предметной комиссии;
подтвердить соответствующие корректировки в случае обнаружения ошибок в распознавании символов в бланках ответов в„– 1;
принять соответствующие изменения в случае обнаружения факта проверки и оценивания развернутых ответов не в соответствии с установленными требованиями (на основании заключений экспертов предметной комиссии о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом);
вынести решение (об отклонении апелляции или об ее удовлетворении).
При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ по учебному предмету "Информатика" (КЕГЭ) руководствоваться разделом 8.1 настоящего Положения.
Члены апелляционной комиссии подписывают протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами и приложения к нему.
9.3. Правила для ответственного секретаря апелляционной комиссии.
Ответственный секретарь апелляционной комиссии должен:
При подаче апелляции о нарушении Порядка:
принять от члена ГЭК апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА (форма ППЭ-02) и протокол рассмотрения апелляции о нарушении Порядка с заключением комиссии о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции (форма ППЭ-03);
отметить поступление апелляции в журнале регистрации апелляций;
поставить регистрационный номер в соответствующих полях форм ППЭ-02 и ППЭ-03;
сформировать график рассмотрения апелляций с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовать указанный график с председателем апелляционной комиссии;
проинформировать участника экзаменов, подавшего апелляцию, о месте и времени ее рассмотрения не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения;
передать формы ППЭ-02 и ППЭ-03 председателю апелляционной комиссии.
При подаче апелляции о несогласии с выставленными баллами, если апелляция подается непосредственно в апелляционную комиссию:
предоставить участнику экзаменов в двух экземплярах форму апелляции о несогласии с выставленными баллами (формы 1-АП, 1-АП-КЕГЭ) и оказать помощь участнику экзаменов при ее заполнении;
отметить поступление апелляции в журнале регистрации и поставить в соответствующих полях формы (1-АП, 1-АП-КЕГЭ) регистрационный номер;
передать один экземпляр формы (1-АП, 1-АП-КЕГЭ) с пометкой о принятии участнику экзаменов, другой экземпляр указанной формы оставить в апелляционной комиссии.
При подаче апелляции о несогласии с выставленными баллами, если апелляция подается в образовательную организацию, в которой участник экзаменов был допущен в установленном порядке к ГИА и ознакомлен с результатами ГИА, либо в организацию, определенную Комитетом в качестве места подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами для участников ЕГЭ:
принять апелляцию от руководителя организации (формы 1-АП, 1-АП-КЕГЭ). Передача форм 1-АП, 1-АП-КЕГЭ по цифровым каналам связи осуществляется только при обеспечении соответствующей защиты персональных данных и информационной безопасности;
отметить поступление апелляции в журнале регистрации и поставить в соответствующем поле форм 1-АП, 1-АП-КЕГЭ регистрационный номер;
сформировать график рассмотрения апелляций с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовать указанный график с председателем апелляционной комиссии;
проинформировать участников экзаменов, подавших апелляции, о месте и времени их рассмотрения не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения;
оставить формы 1-АП, 1-АП-КЕГЭ в апелляционной комиссии.
При отзыве апелляции о несогласии с выставленными баллами участником экзаменов, если заявление об ее отзыве подается непосредственно в апелляционную комиссию:
принять у участника экзаменов письменное заявление об отзыве поданной апелляции, при этом данное заявление составляется в 2 экземплярах: один экземпляр остается у участника экзаменов, второй экземпляр направляется в апелляционную комиссию;
зафиксировать отзыв в журнале регистрации апелляций;
сообщить о поступившем заявлении председателю апелляционной комиссии;
внести соответствующие корректировки в график рассмотрения апелляций.
При отзыве апелляции о несогласии с выставленными баллами, если заявление об ее отзыве подается в образовательную организацию, в которой участник экзаменов был допущен в установленном порядке к ГИА:
принять от руководителя организации заявление участника экзаменов об отзыве поданной апелляции;
зафиксировать отзыв в журнале регистрации апелляций;
сообщить о поступившем заявлении председателю апелляционной комиссии;
внести соответствующие корректировки в график рассмотрения апелляций.
Для организации рассмотрения апелляции о нарушении Порядка:
сообщить членам апелляционной комиссии о времени рассмотрения апелляции;
подготовить и передать председателю, членам апелляционной комиссии копии форм ППЭ-02 и ППЭ-03;
присутствовать во время рассмотрения апелляции;
оформить решение апелляционной комиссии в протоколе рассмотрения апелляции о нарушении Порядка (форма ППЭ-03) в графе "Решение апелляционной комиссии субъекта Российской Федерации";
передать формы ППЭ-03 в ГЭК и РЦОИ.
Для организации рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами:
в случае апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ передать формы 1-АП, 1-АП-КЕГЭ руководителю РЦОИ для подготовки апелляционного комплекта в РЦОИ;
принять от руководителя РЦОИ комплект апелляционных документов, содержащий материалы, перечисленные в пунктах 8.1.2, 8.1.3 настоящего Положения, и передать указанные материалы председателю апелляционной комиссии;
в случае апелляции о несогласии с выставленными баллами ГВЭ передать форму 1-АП для подготовки комплекта апелляционных документов в РЦОИ (в том числе для внесения сведений в РИС);
принять из вышеуказанной организации комплект апелляционных документов, содержащий материалы, перечисленные в пункте 8.3 настоящего Положения, и передать указанные материалы председателю апелляционной комиссии;
принять от председателя апелляционной комиссии комплекты апелляционных документов и заключение о правильности оценивания экзаменационной работы или о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом, подготовленное экспертом предметной комиссии по итогам рассмотрения комплекта апелляционных документов;
сообщить о дате, месте и времени рассмотрения апелляции председателю апелляционной комиссии, членам апелляционной комиссии, председателю предметной комиссии, а также не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения участнику экзаменов и(или) его родителям (законным представителям) или представителю по доверенности;
непосредственно для рассмотрения апелляции подготовить и передать председателю апелляционной комиссии, членам апелляционной комиссии комплекты апелляционных документов и заключение эксперта предметной комиссии, перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом;
оформить решение апелляционной комиссии и утвержденные изменения в протоколе рассмотрения апелляции и приложениях к протоколу;
оформить и выдать участнику экзаменов и(или) его родителю (законному представителю) или представителю по доверенности уведомление о результатах рассмотрения апелляции (форма У-33) с указанием всех изменений, которые были приняты при рассмотрении апелляции и внесены в протокол рассмотрения апелляции и его приложения;
при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ по учебному предмету "Информатика" (КЕГЭ) руководствоваться разделом 8.1 настоящего Положения;
в случае апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ передать протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами с приложением в РЦОИ для внесения соответствующей информации в РИС и дальнейшей передачи в уполномоченную Рособрнадзором организацию;
передать председателю апелляционной комиссии и в ГЭК для утверждения протокол и приложение к протоколу рассмотрения апелляции участника ГВЭ.

10. Правила заполнения протокола рассмотрения апелляции
по результатам ЕГЭ по результатам ГИА (форма 2-АП)

10.1. Заполнение формы 2-АП.
Поля раздела "Информация об апеллянте" заполняется автоматизировано при распечатке апелляционного комплекта документов.
В форме 2-АП необходимо указать, что апелляция рассматривается в присутствии апеллянта (его законных представителей) или представителя по доверенности или в его (их) отсутствие.
Апелляционная комиссия заполняет раздел о предоставленных апелляционных материалах, а также проводит проверку качества распознавания информации путем сверки информации с изображений бланков апеллянта и с листов распознавания. По результатам сравнения заполняются поля в подразделе "Информация листов распознавания соответствует информации, внесенной в бланки".
Участник экзамена подтверждает подписью, что предъявляемые изображения бланков являются изображениями бланков, заполненных им при выполнении экзаменационной работы, файл с цифровой аудиозаписью содержит его устный ответ (в случае его присутствия при рассмотрении апелляции).
В разделе "Решение конфликтной комиссии" указываются:
удовлетворена или отклонена апелляция (если удовлетворена, то в связи с наличием каких ошибок при обработке, включая количество заданий каждого типа, в котором обнаружены ошибки обработки, и(или) при оценивании выполнения заданий с развернутым ответом);
количество позиций оценивания развернутых ответов, по которым изменен балл по решению апелляционной комиссии, и суммарное количество первичных баллов, на которое изменено (и в какую сторону - большую или меньшую) количество баллов за выполнение заданий с развернутым ответом;
подпись председателя и членов апелляционной комиссии, дата рассмотрения апелляции.
В разделе "Информация о результатах рассмотрения апелляции" специалисты РЦОИ заполняют поля о дате передачи информации из апелляционной комиссии в РЦОИ и из РЦОИ в уполномоченную Рособрнадзором организацию. Записи заверяются подписями исполнителей.
10.2. Заполнение Приложения 2-АП-1 к форме 2-АП.
Содержание изменений для пересчета результатов ГИА при рассмотрении апелляции (по бланку ответов в„– 1).
В случае отклонения апелляции форма 2-АП-1 не заполняется.
В разделе "Задания с кратким ответом" в столбце "Было**" при распечатке апелляционного комплекта будут автоматизировано заполнены те строки, номера которых соответствуют номерам заданий с кратким ответом, на которые апеллянт дал ответ в соответствующих полях бланка ответов в„– 1.
В случае если в процессе рассмотрения апелляции обнаружено, что ответ, указанный участником в бланке ответов в„– 1 на задание, не совпадает с ответом в бланке распознавания на это задание, в графе "Изменить на" необходимо указать реальный ответ, который указан в бланке ответов в„– 1 апеллянта в качестве ответа на соответствующее задание (с учетом информации, внесенной в поля бланка ответов в„– 1 для замены ошибочных ответов). При этом необходимо учитывать, что в графе "Изменить на" следует указать ответ апеллянта только в случае, если апеллянт использовал для записи ответа исключительно допустимые символы для записи ответа на данное задание (перечень допустимых символов для записи кратких ответов РЦОИ предоставляет в КК до начала работ по рассмотрению апелляции).
При обнаружении технических ошибок (ошибок при обработке бланков ЕГЭ - сканировании, распознавании текста, верификации) руководитель РЦОИ в нижней части формы 2-АП-1 дает пояснения о причинах возникновения такой ошибки.
Информацию, внесенную в форму 2-АП-1, удостоверяет своей подписью председатель КК и члены КК, указывается дата.
10.3. Заполнение Приложения 2-АП-2 к форме 2-АП.
Содержание изменений для пересчета результатов ГИА при рассмотрении апелляции (по бланку ответов в„– 2, дополнительным бланкам ответов в„– 2, протоколам проверки развернутых ответов).
В случае отклонения апелляции форма 2-АП-2 не заполняется.
В разделе "Ошибки оценивания предметной комиссией" в столбце "Было**" при распечатке апелляционного комплекта будут автоматизировано заполнены те строки, номера которых соответствуют номеру позиции оценивания развернутых ответов, по которым проводилось оценивание ПК.
В случае если в процессе рассмотрения апелляции обнаружено, что в результате ошибки предметной комиссии указанный в форме 2-АП-2 балл по конкретной позиции оценивания выставлен некорректно (не в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов на задания КИМ), о чем свидетельствует заключение эксперта предметной комиссии, привлеченного к рассмотрению апелляции, в графе "Стало" необходимо указать балл, который, в соответствии с заключением эксперта предметной комиссии, необходимо выставить участнику экзамена. При этом следует учитывать необходимость внесения заключения эксперта в соответствующие строки таблицы в столбец "Аргументация изменений с обязательным пояснением по каждому критерию оценивания, по которому производится изменение" (либо заключение эксперта прилагается к протоколу рассмотрения апелляции дополнительно, что указывается в поле вместо аргументации).
В случае если в процессе рассмотрения апелляции обнаружено, что в результате технической ошибки обработки (при сканировании, распознавании, верификации) протоколов проверки развернутых ответов указанный в изображении протокола балл по конкретной позиции оценивания не соответствует баллу, указанному в бланке распознавания данного протокола, в графе "Стало" необходимо указать тот балл, который, в соответствии с заключением экспертов, необходимо выставить участнику экзамена. При этом следует учитывать необходимость внесения заключения представителя РЦОИ в соответствующие строки таблицы в столбец "Аргументация изменений с обязательным описанием причины ошибки по каждому критерию оценивания, по которому производится изменение" (либо заключение представителя РЦОИ прилагается к протоколу рассмотрения апелляции дополнительно, что указывается в поле вместо аргументации).
Информация, внесенная в форму 2-АП-2, заверяется подписями председателя КК, членов КК, эксперта ПК. Форма 2-АП-2 также подписывается апеллянтом (его родителями (законными представителями)).
10.4. Заполнение приложения 2-АП-3 к форме 2-АП.
Содержание изменений для пересчета результатов ГИА при рассмотрении апелляции (по устной части).
В случае если экзаменационная работа апеллянта не содержит устные ответы или в случае отклонения апелляции форма 2-АП-3 не заполняется.
В разделе "Ошибки оценивания предметной комиссией" в столбце "Было**" при распечатке апелляционного комплекта будут автоматизированно заполнены те строки, номера которых соответствуют номеру позиции оценивания устных ответов, по которым проводилось оценивание предметной комиссией.
В случае если в процессе рассмотрения апелляции обнаружено, что в результате ошибки предметной комиссии указанный в форме 2-АП-3 балл по конкретной позиции оценивания выставлен некорректно (не в соответствии с критериями оценивания устных ответов на задания КИМ), о чем свидетельствует заключение эксперта, привлеченного к рассмотрению апелляции, в графе "Стало" необходимо указать балл, который, в соответствии с заключением эксперта предметной комиссии, необходимо выставить участнику экзамена. При этом следует учитывать необходимость внесения заключения эксперта ПК в соответствующие строки таблицы в столбец "Аргументация изменений с обязательным пояснением по каждому критерию оценивания, по которому производится изменение" (либо заключение эксперта прилагается к протоколу рассмотрения апелляции дополнительно, что указывается в поле вместо аргументации).
В случае если в процессе рассмотрения апелляции обнаружено, что в результате технической ошибки обработки (при сканировании, распознавании, верификации и т.п.) протоколов проверки устных ответов указанный в изображении протокола балл по конкретной позиции оценивания не соответствует баллу, указанному в бланке распознавания данного протокола проверки, в графе "Стало" необходимо указать тот балл, который, в соответствии с заключением экспертов, необходимо выставить участнику экзамена. При этом следует учитывать необходимость внесения заключения представителя РЦОИ в соответствующие строки таблицы в столбец "Аргументация изменений с обязательным описанием причины ошибки по каждому критерию оценивания, по которому производится изменение" (либо заключение представителя РЦОИ прилагается к протоколу рассмотрения апелляции дополнительно, что указывается в поле вместо аргументации).
Информация, внесенная в форму 2-АП-3, заверяется подписями председателя КК, членов КК, экспертом ПК. Форма 2-АП-3 также подписывается апеллянтом (его родителями (законными представителями)).
Форма 2-АП-4 "Краткий протокол оценивания ответов до рассмотрения апелляции" является информационной для участников рассмотрения апелляции и не заполняется.


------------------------------------------------------------------