Решение Санкт-Петербургского городского суда от 10.01.2023 по делу N 3а-24/2023 <О признании недействующими пункта 2036 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2018 N 216-п, пункта 3162 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п, пункта 3851 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п, пункта 4109 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 141-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2023 г. по делу в„– 3а-24/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сальниковой В.Ю.
при секретаре А.
с участием прокурора Савельевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" о признании нормативных правовых актов недействующими в части со дня принятия,

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее также - Комитет) 26 декабря 2018 года издан приказ в„– 216-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год), размещенный на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2018 года.
Комитетом 23 декабря 2019 года издан приказ в„– 166-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год), размещенный на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 25 декабря 2019 года.
Комитетом 29 декабря 2020 года издан приказ в„– 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год), размещенный на веб-странице Комитета в сети "Интернет" 30 декабря 2020 года, на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга - 11 января 2021 года.
Комитетом 24 декабря 2021 года издан приказ в„– 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год), размещенный на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года.
В пункт 2036 Перечня на 2019 год, в пункт 3162 Перечня на 2020 год, в пункт 3851 Перечня на 2021 год, в пункт 4109 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...> (далее - Здание, Объект), общей площадью 10785,7 кв. м.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее также - Общество) обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором с учетом уточнения просит признать недействующими с момента принятия пункт 2036 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 года в„– 216-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год"; пункт 3162 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год"; пункт 3851 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год"; пункт 4109 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", ссылаясь на то, что Здание, принадлежащее административному истцу на праве собственности, включено в названные пункты Перечней, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций". Также просит взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 18000 рублей.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что Объект расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения административно-управленческих и общественных объектов, что не предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; в оспариваемые Перечни Здание включено на основании определения вида его фактического использования, при этом, в 2020 году обследование Комитетом не производилось. Здание фактически используется для обеспечения производственной деятельности ОАО "РЖД", составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса. В спорный период с 2019 по 2022 годы действовали договоры аренды части помещений Здания, заключенные со сторонними организациями. В 2019 году в аренду сторонним организациям было сдано недвижимое имущество общей площадью 84,20 кв. м (0,78% от общей площади); в 2020 году - 90,4 кв. м (0,83% от общей площади); в 2021 году - 85,40 кв. м (0,79% от общей площади); в 2022 году - 85,40 кв. м (0,79% от общей площади). Таким образом, сторонние организации за период с 2019 по 2022 годы занимали не более 0,8% от общей площади Здания. Остальные помещения используются административным истцом в целях осуществления хозяйственной деятельности, корпоративной и технологической координации работы подразделений, функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО "РЖД". Соответственно, вид фактического использования Объекта Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга определен неверно и правовые основания для включения Здания в оспариваемые Перечни у Комитета отсутствовали. Вследствие необоснованного включения Объекта в Перечни на 2019-2022 гг. на административного истца ложится повышенная налоговая нагрузка в части уплаты налога на имущество.
Представитель административного истца Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала уточненные требования по изложенным в административном исковом заявлении и пояснениях к нему основаниям (том 1 л.д. 2-13, том 2 л.д. 29-34, том 2 л.д. 3-6), настаивая на том, что в Здании располагаются подразделения Октябрьской железной дороги, которые обеспечивают перевозочную деятельность ОАО "РЖД", в связи с чем включение его в Перечни неправомерно.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - Х., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований административного истца возражал, поддержал письменные возражения административного ответчика (том 2 л.д. 68-73). Согласно позиции административного ответчика, изложенной в возражениях на иск и пояснениях представителя административного ответчика, Объект административного истца включен в Перечни на 2019-2022 гг. по результатам обследований, которыми установлено соответствие Здания условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ. В результате обследований, проведенных в 2018, 2019 и 2021 годах, установлено, что Объект фактически использовался для размещения офисов, делового и административного назначения, общая площадь которых превышала 20% от площади Объекта. Работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указов Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года в„– 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 2 апреля 2020 года в„– 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года в„– 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Санкт-Петербурга в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного Губернатором Санкт-Петербурга 1 апреля 2020 года, без проведения обследования в 2020 году некоторых объектов в целях определения вида их фактического использования. Принадлежащий Обществу Объект включен в Перечень на 2021 год на основании результатов обследования, проведенного в 2019 году.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего в период принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, объектами налогообложения для российских организаций признавалось недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2020 года, объектами налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса; недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ в редакции, действовавшей в периоды принятия и действия оспариваемых нормативных правовых актов, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении указанных в данном пункте видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2022 годах определялась в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых актов было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 года в„– 216-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2018 года (том 2 л.д. 84, 94, том 3 л.д. 7).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года в„– 166-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 25 декабря 2019 года (том 2 л.д. 100, 104, 112).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года в„– 128-п, который размещен на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 30 декабря 2020 года, на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 11 января 2021 года (том 2 л.д. 117-119, 121, 128, том 3 л.д. 9).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года (том 2 л.д. 147, 148, 159).
Таким образом, нормативные правовые акты приняты уполномоченным государственным органом и опубликованы до начала соответствующих налоговых периодов.
Условия, при наличии одного из которых нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний в Перечень подлежат включению такие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения Объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административному истцу на праве собственности с 6 сентября 2007 года принадлежит Здание, расположенное по адресу: <...>, площадью 10785,7 кв. м, с кадастровым номером в„– <...>, назначением - нежилое, наименованием - нежилое здание. Указанное Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером в„– <...>, с видом разрешенного использования "для размещения административно-управленческих и общественных объектов". Земельный участок с 8 июля 2004 года находится в собственности ОАО "РЖД" (том 1 л.д. 40, 41-48, 49-61).
По данным ЕГРН в Здании находится 41 вторичный объект недвижимости, прошедший самостоятельный кадастровый учет (помещения 1-Н - 38-Н, Л-1ЛК - Л-3ЛК), согласно выпискам из ЕГРН на которые входящие в состав Здания помещения имеют назначение и наименование - нежилое помещение (том 1 л.д. 46-48, том 2 л.д. 172-253).
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка не является идентичным виду разрешенного использования, предусматривающему размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, однозначно не предусматривает размещение на таком земельном участке объектов в целях, указанных в статье 378.2 НК РФ, а сведений о таком назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений в Здании в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) не имеется (том 2 л.д. 164-171), то Здание может быть включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для целей, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года в„– 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований), в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, Объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, включен административным ответчиком в Перечни по его фактическому использованию для размещения офисов, делового и административного назначения: в Перечень на 2019 год - на основании акта обследования от 10 мая 2018 года в„– 0120-ВФИ/Ц/2018, согласно которому более 20% площади Объекта используется для размещения офисов, делового и административного назначения, дополнительно указано об использовании Объекта для размещения офисных помещений ОАО "Российские железные дороги" (том 2 л.д. 85-86); в Перечень на 2020 год - на основании акта обследования от 17 апреля 2019 года в„– 0126-ВФИ/Ц/2019, согласно которому более 20% площади Объекта используется для размещения офисов, делового и административного назначения, дополнительно указано об использовании Объекта для размещения офисных помещений ОАО "Российские железные дороги" (том 2 л.д. 105-106); в 2020 году при формировании Перечня на 2021 год обследование не проводилось, основанием к включению Объекта в Перечень на 2021 год послужил акт обследования от 17 апреля 2019 года в„– 0126-ВФИ/Ц/2019; в Перечень на 2022 год - на основании акта обследования от 27 июля 2021 года в„– 07-10/1076, согласно которому более 20% площади Объекта используется для размещения офисов, делового и административного назначения, дополнительно указано об использовании Объекта для размещения офисных помещений ОАО "Российские железные дороги" (том 2 л.д. 152-153).
Оспаривая установленные указанными актами обстоятельства фактического использования Объекта, административный истец представил положения об Октябрьской железной дороге и о структурных подразделениях административного истца, расположенных в Здании (том 1 л.д. 63-145), устав Роспрофжел, согласно которому Дорпрофсож Октябрьской железной дороги также располагается в Здании (том 1 л.д. 146-166), договоры аренды помещений в Здании, заключенные начиная с декабря 2006 года, действовавшие в юридически значимые периоды (том 1 л.д. 167-238); справку о подразделениях ОАО "Российские железные дороги", расположенных в Здании (том 1 л.д. 62).
Оценивая представленные Акты обследования от 10 мая 2018 года в„– 0120-ВФИ/Ц/2018, от 17 апреля 2019 года в„– 0126-ВФИ/Ц/2019, от 27 июля 2021 года в„– 07-10/1076, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года в„– 7-р, конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под офисы помещений площадью более 20 процентов от общей площади Здания, в Актах не отражены; в Актах не указана фактическая площадь занимаемых под офисы помещений и их местоположение в Здании; не приведен расчет площади таких помещений при общей площади объекта, указанной в Актах, - 10 785,7 кв. м; не представлен поэтажный план помещений Здания, отражающий расположение помещений включенных в расчеты. Приложенные к Актам фотографии не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Ни фотографии в„– 1-6, 8, 9 к Акту от 10 мая 2018 года в„– 0120-ВФИ/Ц/2018, в„– 1-4, 6, 7 к Акту от 17 апреля 2019 года в„– 0126-ВФИ/Ц/2019, в„– 1-3, 7, 8 к Акту от 27 июля 2021 года в„– 07-10/1076, отражающие внешний вид Здания, а также помещения общего пользования (коридоры, холлы), ни фотографии частей помещений с фрагментами рабочих мест (в„– 7, 10, 12 к Акту от 10 мая 2018 года в„– 0120-ВФИ/Ц/2018, в„– 5, 8 к Акту от 17 апреля 2019 года в„– 0126-ВФИ/Ц/2019, в„– 4-6 к Акту от 27 июля 2021 года в„– 07-10/1076) с очевидностью не свидетельствуют об использовании Объекта в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
По смыслу статьи 378.2 НК РФ фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением основной деятельности Общества и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Вместе с тем, каких-либо доказательств тому, что в помещениях Здания осуществлялась самостоятельная хозяйственная деятельность иными субъектами, обладающими самостоятельным правовым статусом, не связанная с обеспечением уставной деятельности административного истца, на площади, превышающей 20 процентов общей площади Объекта, в материалы дела административным ответчиком не представлено, какие-либо иные документы, касающиеся фиксации обстоятельств, подтверждающих выводы об офисном характере помещений, или указание на эти обстоятельства в Акте отсутствуют.
Напротив, в каждом из Актов отмечено, что Объект используется для размещения административных помещений ОАО "РЖД" - филиал Октябрьская железная дорога, что согласуется с позицией административного истца.
Оценивая содержание представленных ответчиком Актов, суд исходит из того, что использование помещений в административных целях для размещения отделов и служб юридического лица недостаточно по смыслу статьи 378.2 НК РФ для отнесения Здания к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, поскольку такие службы обеспечивают функционирование организации ОАО "Российские железные дороги".
При таких обстоятельствах суд не может признать предоставленные административным ответчиком Акты достоверным доказательством того, что Объект отвечает условиям, позволяющим включить его в Перечни, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов помещений в Здании в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, иных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено.
Вопреки приведенным выше положениям об осуществлении обследования фактического использования объекта недвижимости в год, предшествующий налоговому периоду, административным ответчиком обследование в отношении Объекта в 2020 году с целью включения его в Перечень на 2021 год не проводилось.
Установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что поскольку Здание не отвечает критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ, оно необоснованно включено административным ответчиком в оспариваемые пункты нормативных правовых актов, что является основанием удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Ссылка административного ответчика на то, что административный истец не обращался в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с возражениями на проекты Перечней, не может быть принята во внимание, поскольку такое обращение не является обязательным условием для предъявления административного иска о признании нормативного правового акта недействующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативные правовые акты недействующими в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 18000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2036 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2018 в„– 216-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 3162 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 в„– 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 3851 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 в„– 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 4109 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" расходы по уплате государственной пошлины в размере 18000 (восемнадцать тысяч) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
В.Ю.Сальникова


------------------------------------------------------------------