Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.09.2023 по делу N 3а-249/2023 <О признании недействующим пункта 6171 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2022 N 158-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 сентября 2023 г. по делу в„– 3а-249/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре И.
с участием прокурора Соловьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. о признании недействующим со дня принятия пункта 6171 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 в„– 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год",

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2022 года издан приказ в„– 158-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень 2023), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2022 года.
В пункт 6171 Перечня 2023 в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером <...> - нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> (далее - Помещение, Объект).
Д. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, где просила признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня 2023 с момента принятия нормативных правовых актов, ссылаясь на то, что принадлежащее ей на праве собственности Помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено в многоквартирном доме, фактически используется для осуществления научной, творческой и проектно-изыскательской деятельности, не является административно-деловым и торговым центром и не используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания с учетом 20% критерия, установленного пп. 2 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца ФИО в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что помещение находится в собственности истца с сентября 2020 года, сдается в аренду под научно-исследовательский центр.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО представила письменные возражения на заявленные требования, согласно которым Помещение включено в Перечень 2023 по результатам фактического обследования нежилого помещения, в ходе которых установлено, что более 20% площади объекта используется для размещения офисов, делового и административного назначения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 в„– 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц установлены в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2022-2023 годах - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 6 статьи 3). При этом согласно пункту 8 статьи 3 этого же Закона Санкт-Петербурга ставки налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения установлены в размере - в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года в„– 158-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 27 декабря 2022 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке до начала соответствующего налогового периода.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно, если здание:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2 статьи 1-1).
По смыслу приведенных предписаний в соответствующий перечень подлежит включению объект недвижимости, который отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу на праве собственности с 21 сентября 2020 года Объект имеет площадь 1386,7 кв. м., учтен в Едином государственном реестре недвижимости с назначением - "нежилое помещение", наименованием - "конторское", расположен на 1, 2, 3 этажах, мезонине - надстройке, подвале шестиэтажного здания, имеющего назначение "многоквартирный дом", площадью 4880,2 кв. м., находящегося на земельном участке с видом разрешенного использования - "для размещения жилого дома (жилых домов)".
Согласно документам технического учета, представленных СПб ГБУ "ГУИОН" помещения, входящие в состав спорного объекта недвижимости, имеют наименование/назначение - тамбур, лестница, холл, коридор, кабинет, туалет, ординаторская, кладовая, электрощитовая, столовая, комната отдыха, венткамера.
Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование Помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и учетной технической документации, не предусматривает размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при том, что наименование Помещения "конторское" не тождественно понятию "офисное", также не тождественно и назначение части помещения "кабинет" понятию "офис".
Согласно пояснениям представителя Комитета Помещение включено в Перечни в связи с установлением фактического использования его для размещения офисов, делового и административного назначения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года в„– 7-р установлен Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 3.1 и 3.2 которого формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов; мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 1.2 Порядка проведения обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 в„– 7-р (далее - Порядок проведения обследования), вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета; результаты обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения по установленной форме (пункты 3.4 и 3.5 данного Порядка).
В соответствии с Порядком проведения обследований в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела, Комитетом для определения вида фактического использования Помещения в 2022 году произведено обследование, о чем составлен соответствующий акт обследования от 21 сентября 2022 года в„– 08-09-1033/2022, согласно которому более двадцати процентов площади Помещения используется для размещения офисов, делового и административного назначения.
Оценивая представленный административным ответчиком акт обследования Объекта, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под офисы помещений, площадью более 20 процентов от общей площади Помещения, в актах не отражены; приложенные к актам фотографии не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Согласно акту от 21 сентября 2022 года в„– 08-09-1033/2022, в результате обследования, произведенного с обеспечением доступа на объект, установлено, что в Помещении на первом этаже расположены офисные помещения, доступ в часть помещений на втором и третьем этаже Объекта ограничен, по визуальным признакам используется для размещения офисов.
Вместе с тем, приложенные к акту фотографии не позволяют сделать вывод об использовании более 20 процентов площади Помещения под размещение офисов, поскольку на фотографии под в„– 1 изображен фасад Здания с входной группой в отсутствие информационных табличек, на фотографии под в„– 2, пустые помещения, фотографии под в„– 3, в„– 4, в„– 5, в„– 6, в„– 7, в„– 8 отображают двери помещений с номерными табличками, на фотографиях под в„– 10 и в„– 11 изображение коридора, а фотография в„– 9 содержит изображение пустого помещения с расположенной в нем мебелью, в том числе, столами с мониторами персональных компьютеров на них, комнатными растениями.
Таким образом, в нарушение пунктов 3.3 и 3.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737, в фототаблице административного ответчика отсутствуют фотографии помещений в Здании фиксирующих фактическое их использование.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при разрешении таких споров налогоплательщики не лишены возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (определение от 31 мая 2022 года в„– 1176-О).
Как следует из представленного административным истцом договора аренды нежилых помещений от 01 сентября 2021 года, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 14 сентября 2021 года, Помещение административного истца передано в пользование арендатору - ООО "Институт проектирования и изысканий "Севзапмостпроект" сроком до 31 августа 2024 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Институт проектирования и изысканий "Севзапмостпроект" является деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях, что не позволяет сделать вывод о том, что более 20 процентов занимаемых этой организацией помещений имеет офисный характер использования.
Таким образом, суд не может признать предоставленный административным ответчиком акт обследования от 21 сентября 2022 года в„– 08-09-1033/2022 достоверным доказательством того, что Объект отвечает условиям, позволяющим включить его в Перечень на соответствующий год, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов площади Помещения в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, иных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено при том, что в силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Объект на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта обладал признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые положения подлежат признанию недействующими.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Д. - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6171 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 в„– 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Д. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.С.Чистякова


------------------------------------------------------------------