Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22.02.2023 N 89 "Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации М.В.Мишустину по вопросу отмены моратория на проверки, связанные с причинением вреда окружающей среде"



22 февраля 2023 года N 89

------------------------------------------------------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.В.МИШУСТИНУ ПО ВОПРОСУ ОТМЕНЫ МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕРКИ,
СВЯЗАННЫЕ С ПРИЧИНЕНИЕМ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:

1. Принять Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации М.В.Мишустину по вопросу отмены моратория на проверки, связанные с причинением вреда окружающей среде (далее - Обращение) согласно приложению.
2. Направить Обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
А.Н.Бельский
Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
22 февраля 2023 года
в„– 89





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
"Об Обращении
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
к Председателю Правительства
Российской Федерации
М.В.Мишустину
по вопросу отмены моратория
на проверки, связанные
с причинением вреда
окружающей среде"
от 22.02.2023 в„– 89

Уважаемый Михаил Владимирович!

В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральный закон от 10 января 2002 года в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля (надзора), поступает множество обращений о загрязнении атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от деятельности промышленных предприятий, о загрязнении водных объектов вследствие сброса загрязняющих, в том числе химических веществ, что может привести к окрашиванию водного объекта в неестественный цвет (синий, зеленый, оранжевый), о сжигании отходов и организации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, о размещении химических отходов на почве, что приводит к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
По результатам проверок, проводимых органами государственной власти, уполномоченными на осуществление государственного экологического контроля (надзора), в рамках которых осуществляются в том числе отборы проб, расчет ущерба, причиненного компонентам окружающей среды, возбуждаются дела об административных правонарушениях, а также уголовные дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года в„– 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" определен особый порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году, установлен исчерпывающий перечень оснований для организации и проведения в 2023 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, который не содержит таких оснований для организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, как причинение вреда окружающей среде или возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде.
Между тем количество жалоб на неудовлетворительное состояние окружающей среды не только не сократилось, но и возросло. Так, в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в 2019 году поступило 1885 обращений граждан, содержащих сведения о признаках нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, в 2020 году - 1836, в 2021 году - 2018, в 2022 году (за 11 месяцев) - 2023.
Согласно сведениям, предоставленным Комитетом, в 2019 году Комитетом было проведено 1760 контрольных (надзорных) мероприятий (возбуждено 1111 производств по делам об административных правонарушениях (далее - дела об АП), в 2020 году - 1736 (889 дел об АП), в 2021 году - 1423 (987 дел об АП). По результатам указанных мероприятий правоохранительными органами было возбуждено 2 уголовных дела в 2019 году, 4 - в 2020 году, 8 - в 2021 году, 5 - в 2022 году. Между тем в 2022 году у указанного органа отсутствовали правовые основания для организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В современных реалиях мораторий на проверки бизнеса может повлечь не только значительный финансовый ущерб государству, но и существенный экологический ущерб окружающей среде, а также издержки для самого бизнеса, несущего огромные убытки из-за участившихся техногенных аварий.
Учитывая изложенное, просим Вас рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года в„– 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в части предоставления органам, уполномоченным на осуществление государственного (муниципального) экологического контроля (надзора), права на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок в случае причинения вреда окружающей среде либо возникновения угрозы причинения такого вреда.


------------------------------------------------------------------