По датам
Полезное
Выборки
Областной закон Ленинградской области от 28.11.2023 N 144-оз "Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ленинградской области"
28 ноября 2023 года N 144-оз
------------------------------------------------------------------
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО
И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Законодательным собранием Ленинградской области
9 ноября 2023 года
Настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях") регулирует отдельные вопросы, связанные с охраной и использованием, в том числе созданием, особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, на территории Ленинградской области.
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Ленинградской области
Правовое регулирование отношений в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Ленинградской области осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим областным законом, другими областными законами, иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.
Статья 2. Принципы создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
Создание и функционирование особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения основываются на следующих принципах:
1) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов при решении вопросов охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий;
2) преобладание интересов сохранения особо охраняемых природных территорий над интересами их использования;
3) приоритет использования особо охраняемых природных территорий в научно-исследовательских, образовательных и культурно-познавательных целях (в случаях если они предусмотрены) над их использованием в других целях;
4) устойчивость особо охраняемых природных территорий как основных элементов экологической системы, обеспечивающей сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, поддерживающей экологический баланс региона.
Статья 3. Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения
1. В целях настоящего областного закона под особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения (далее также - особо охраняемые природные территории) понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования решениями органов государственной власти Ленинградской области или органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, для которых установлен режим особой охраны.
2. В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" на территории Ленинградской области могут создаваться следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального значения:
1) государственные природные заказники;
2) природные парки;
3) памятники природы;
4) дендрологические парки и ботанические сады.
3. С учетом особенностей режима особой охраны и целей создания особо охраняемых природных территорий в Ленинградской области дополнительно устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения:
1) охраняемый природный ландшафт;
2) охраняемый природный объект.
4. Для каждой особо охраняемой природной территории регионального и местного значения утверждается положение, содержащее сведения, предусмотренные статьей 6 настоящего областного закона.
Для памятников природы регионального значения также утверждается паспорт памятника природы, содержащий сведения, предусмотренные статьей 7 настоящего областного закона.
Статья 4. Охраняемые природные ландшафты
1. Охраняемый природный ландшафт - особо охраняемая природная территория местного значения, создаваемая с целью охраны ландшафтного, геологического, биологического разнообразия, сохранения наземных и водных экосистем, объектов историко-культурного наследия, геологических, археологических и исторических памятников.
2. Создание охраняемого природного ландшафта осуществляется органами местного самоуправления на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
3. Положение об охраняемом природном ландшафте утверждается органом местного самоуправления.
Статья 5. Охраняемые природные объекты
1. Охраняемый природный объект - особо охраняемая природная территория местного значения, создаваемая с целью охраны единичных объектов с четко выраженными границами на местности, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение (объекты садово-паркового искусства, места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, пещеры и иные подобные объекты).
2. Создание охраняемых природных объектов осуществляется органами местного самоуправления на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
3. Положение об охраняемом природном объекте утверждается органом местного самоуправления.
4. Охраняемый природный объект может быть создан бессрочно или на определенный срок с учетом особенностей объекта, в целях охраны которого создана особо охраняемая природная территория местного значения. Срок, на который создается охраняемый природный объект, указывается в решении о создании охраняемого природного объекта.
Статья 6. Положение об особо охраняемой природной территории
Положение об особо охраняемой природной территории регионального и местного значения должно содержать:
1) полное и краткое наименование особо охраняемой природной территории;
2) цель и задачи создания особо охраняемой природной территории;
3) перечень объектов и комплексов, подлежащих особой охране в границах особо охраняемой природной территории;
4) сведения о местоположении и границах особо охраняемой природной территории;
5) сведения о зонировании и границах функциональных зон особо охраняемой природной территории (при введении зонирования особо охраняемой природной территории);
6) режим особой охраны особо охраняемой природной территории, основные и вспомогательные (при необходимости их установления) виды разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает осуществление строительства);
7) иные сведения, относящиеся к особо охраняемой природной территории (при необходимости).
Статья 7. Паспорт памятника природы регионального значения
Паспорт памятника природы регионального значения должен содержать:
1) описание природного комплекса и(или) объекта, объявленного памятником природы регионального значения;
2) сведения о местоположении природного комплекса и(или) объекта, объявленного памятником природы регионального значения;
3) наименование особо охраняемой природной территории, занимаемой природным комплексом и(или) объектом, объявленным памятником природы регионального значения, и реквизиты документа о ее создании и утверждении положения о ней;
4) иные сведения, относящиеся к природному комплексу и(или) объекту, объявленному памятником природы регионального значения (при необходимости).
Статья 8. Полномочия Губернатора Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий
К полномочиям Губернатора Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий относятся:
1) принятие решения об установлении, изменении и о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения;
2) осуществление иных полномочий, отнесенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) осуществление иных полномочий, отнесенных к компетенции Губернатора Ленинградской области Уставом Ленинградской области и другими областными законами.
Статья 9. Полномочия Законодательного собрания Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий
К полномочиям Законодательного собрания Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий относятся:
1) законодательное регулирование в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением областных законов;
3) установление иных, кроме установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", категорий особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
4) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Ленинградской области и другими областными законами.
Статья 10. Полномочия Правительства Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий
1. К полномочиям Правительства Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий относятся:
1) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий регионального значения;
2) принятие решений о резервировании земель в случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий регионального значения;
3) принятие решений о создании природных парков, государственных природных заказников регионального значения, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения, утверждение границ указанных территорий и положений о них;
4) принятие решений об объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, а территорий, занятых ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения, утверждение границ указанных территорий и положений о них;
5) согласование решений о создании государственных природных заказников регионального значения путем преобразования государственных природных заказников федерального значения в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях";
6) согласование решений органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области о создании особо охраняемых природных территорий местного значения в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях";
7) принятие решений об установлении (изменении) режима особой охраны природных парков, государственных природных заказников регионального значения, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения, памятников природы регионального значения;
8) установление порядка охраны территорий природных парков, государственных природных заказников регионального значения и других особо охраняемых природных территорий регионального значения;
9) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
10) определение подчиненности и порядка финансирования организаций, уполномоченных органами государственной власти Ленинградской области осуществлять управление государственными природными заказниками регионального значения;
11) утверждение государственных программ Ленинградской области, содержащих мероприятия в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
12) установление размера платы за посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий регионального значения;
13) определение органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
14) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ленинградской области и другими областными законами, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
2. Правительство Ленинградской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти Ленинградской области, если это не противоречит федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Ленинградской области и другим областным законам.
Статья 11. Полномочия органов исполнительной власти Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий
К полномочиям органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий регионального значения, относятся:
1) государственное управление в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий регионального значения;
2) осуществление обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе информационного, инфраструктурного, эколого-просветительского, природоохранного;
3) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
4) согласование деятельности, осуществление которой планируется в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, в случаях, установленных федеральным законодательством;
5) выдача разрешения на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с федеральным законодательством;
6) выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с федеральным законодательством;
7) согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к особо охраняемой природной территории регионального значения;
8) подготовка графического описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, перечня координат характерных точек границ особо охраняемых природных территорий регионального значения в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
9) утверждение паспортов памятников природы регионального значения;
10) организация туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
11) утверждение правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения, и порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма;
12) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ленинградской области и другими областными законами, иными нормативными правовыми актами Ленинградской области.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий местного значения относятся:
1) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
2) принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий местного значения, утверждение границ указанных территорий и положений о них;
3) принятие решений о резервировании земель в случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий местного значения;
4) организация туризма на особо охраняемых природных территориях местного значения;
5) утверждение правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях местного значения, и порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма;
6) осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
7) осуществление иных полномочий в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, установленных федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, областными законами Ленинградской области и другими нормативными правовыми актами Ленинградской области.
Статья 13. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего областного закона
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего областного закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области и бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, предусмотренных на эти цели, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Заключительные положения
1. Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего областного закона признать утратившим силу областной закон от 14 февраля 2022 года в„– 13-оз "О разграничении полномочий органов государственной власти Ленинградской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Ленинградской области".
3. Нормативные правовые акты органов государственной власти Ленинградской области подлежат приведению в соответствие с настоящим областным законом в течение трех лет со дня вступления его в силу.
4. Нормативные правовые акты органов государственной власти Ленинградской области, принятые до дня вступления в силу настоящего областного закона, продолжают действовать до приведения в соответствие с настоящим областным законом в части, не противоречащей настоящему областному закону.
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
Санкт-Петербург
28 ноября 2023 года
в„– 144-оз
------------------------------------------------------------------