Распоряжение Правительства Ленинградской области от 29.11.2023 N 829-р "Об утверждении Стратегических направлений развития сектора социальных инициатив Ленинградской области на 2024-2028 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 ноября 2023 г. в„– 829-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА
СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ (НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА)
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024-2028 ГОДЫ

1. Утвердить Стратегические направления развития сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора) Ленинградской области на 2024-2028 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Органам исполнительной власти Ленинградской области учитывать положения Стратегических направлений развития сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора) Ленинградской области на 2024-2028 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Ленинградской области учитывать положения Стратегических направлений развития сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора) Ленинградской области на 2024-2028 годы.
4. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко





УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Ленинградской области
от 29.11.2023 в„– 829-р
(приложение)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СЕКТОРА СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ (НЕКОММЕРЧЕСКОГО
СЕКТОРА) ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024-2028 ГОДЫ

Стратегические направления развития сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора) Ленинградской области на 2024-2028 годы (далее - Стратегия) разработаны с учетом:
Федерального закона от 11 августа 1995 года в„– 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
Федерального закона от 12 января 1996 года в„– 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федерального закона от 28 декабря 2013 года в„– 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
пункта 16 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года в„– 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.Голиковой 11 декабря 2020 года в„– 11826п-П44;
областного закона от 29 июня 2012 года в„– 52-оз "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ленинградской области" (с изменениями).

Сокращения и обозначения

КЗ - Комитет по здравоохранению Ленинградской области;
ККИТ - комитет по культуре и туризму Ленинградской области;
КМБ - комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области;
КМП - комитет по молодежной политике Ленинградской области;
КМСУ - комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области;
Комитет, КОК - Комитет общественных коммуникаций Ленинградской области;
КОПО - комитет общего и профессионального образования Ленинградской области;
КП - Комитет по печати Ленинградской области;
КСЗН - комитет по социальной защите населения Ленинградской области;
КТЗН - комитет по труду и занятости населения Ленинградской области;
КФ - Комитет финансов Ленинградской области;
КФКС - комитет по физической культуре и спорту Ленинградской области;
КЦР - Комитет цифрового развития Ленинградской области;
КЭРИД - Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области;
МО - муниципальные образования;
ОИВ ЛО - органы исполнительной власти Ленинградской области, участвующие в реализации Плана мероприятий по реализации стратегических направлений развития сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора) Ленинградской области на 2024-2028 годы (приложение к настоящей Стратегии);
ОП ЛО - Общественная палата Ленинградской области;
ПФКИ - Президентский фонд культурных инициатив;
СВО - специальная военная операция;
СЗФО - Северо-Западный федеральный округ;
СО НКО - социально ориентированные некоммерческие организации;
Форум - Гражданский форум "Команда 47";
ФПГ - Фонд президентских грантов.

Анализ состояния некоммерческого сектора
Ленинградской области и перспектив его развития

Актуальность Стратегии определяется ключевыми трендами становления институтов гражданского общества, в том числе СО НКО, определяющими векторы развития некоммерческого сектора в общефедеральном контексте:
возрастанием роли общественных инициатив и СО НКО в решении задач государственной социальной политики и достижении приоритетов развития, в контексте глобальных вызовов, в том числе на муниципальном уровне;
значимостью развития эффективного общественно-государственного взаимодействия, укрепления доверия власти и общества, усиления общественной консолидации и социальной сплоченности;
необходимостью сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе таких как гражданственность, служение Отечеству, гуманизм, милосердие, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, и привлечения институтов гражданского общества к сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
необходимостью осуществления комплекса мер по поддержке СО НКО и их участия в выработке государственной политики в долгосрочной перспективе (включая меры финансовой, информационной, имущественной, образовательной и иной поддержки в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года в„– 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), поддержки благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);
развитием системы нормативно-правового регулирования деятельности СО НКО;
ростом объемов государственной финансовой поддержки СО НКО на федеральном и региональном уровнях;
усилением внимания к развитию потенциала некоммерческого сектора, в том числе в контексте рейтинга Общественной палаты Российской Федерации "Регион НКО".

Текущая ситуация

Сегодня СО НКО являются одним из важнейших субъектов реализации государственной социальной политики. СО НКО участвуют в оказании услуг в социальной сфере, способствуют повышению их качества и доступности гражданам, оказывают экспертную поддержку в совершенствовании социальной сферы, вовлекают граждан в конструктивную социальную активность.
СО НКО выступают надежным партнером государства в период преодоления глобальных вызовов и угроз, таких как пандемия COVID-19, санкции недружественных государств. Значимая помощь государству и гражданам оказывается СО НКО в рамках СВО.
Возможность партнерства в решении социальных проблем, участие в развитии территории с привлечением самих жителей становится важным инструментом формирования социального "самочувствия" на территории, оказывает существенное влияние при принятии решения об изменении/сохранении места проживания.
В Российской Федерации разработаны и реализуются меры, обеспечивающие предоставление СО НКО серьезной поддержки для укрепления их вклада в решение социальных задач и развития сектора.
На федеральном и региональном уровнях СО НКО оказывается методическая, консультативная, финансовая, имущественная и информационная поддержка.
Вклад НКО в ВВП РФ в 2021 году по данным Минэкономразвития Российской Федерации составил 1,46%.
Увеличивается объем финансов, переданных субъектами Российской Федерации СО НКО на предоставление услуг населению: с 31,3 млрд руб. в 2018 году до 54 млрд руб. в 2022 году.
Развивается кадровый потенциал сектора - растет численность штатных и внештатных (по договорам гражданско-правового характера) сотрудников и добровольцев СО НКО.
Вместе с тем сохраняется существенный потенциал для увеличения объемов имущественной, налоговой, информационной, консультационной, методической, образовательной поддержки СО НКО, развития взаимодействия СО НКО и бизнеса как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Государственная грантовая поддержка СО НКО
в Российской Федерации

Система государственной грантовой поддержки НКО на федеральном уровне представлена федеральными фондами: Фондом Президентских грантов и Президентским Фондом культурных инициатив и субсидиями профильных федеральных министерств (ведомств), а также деятельностью российских негосударственных фондов.
По данным Минэкономразвития Российской Федерации <1> в 2022 году общий объем государственной финансовой поддержки, предоставленной государственными органами Российской Федерации, включая ФПГ и ПФКИ, составил 344077832,6 тыс. руб. (в 2021 году - 162309980,1 тыс. руб.).
--------------------------------
<1> Доклад Минэкономразвития РФ о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации за 2022 год // https://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details?id=219.

Грантовая поддержка СО НКО в регионах Российской Федерации

Из года в год увеличивается финансирование СО НКО на региональном уровне: в период с 2018 по 2022 годы финансовая поддержка СО НКО из бюджетов субъектов Российской Федерации увеличилась с 34,6 до 85,6 млрд рублей соответственно.
В регионах Российской Федерации система поддержки существует в двух вариантах.
В первом случае грантооператором является уполномоченный орган исполнительной власти.
Во втором случае функции грантооператора передаются некоммерческой организации, чаще фонду, учредителем которого может выступать уполномоченный орган исполнительной власти.
С 2020 года через ФПГ осуществляется софинансирование региональных конкурсов поддержки социальных проектов НКО. Объем средств софинансирования региональных конкурсов осуществляется ФПГ по конкурсу с учетом ряда критериев и показателей, которые претерпевают некоторые изменения год от года. Ежегодный объем средств софинансирования для распределения между регионами составляет 2 млрд руб. Значительный объем ресурсов и требования по повышению открытости и прозрачности конкурсных процедур стали мощным катализатором для развития направления поддержки СО НКО в регионах России.
В течение последних двух лет многие субъекты Российской Федерации (например, Республика Карелия, Хабаровский край, Челябинская область, Архангельская область и др.) выстроили систему, где грантооператором является региональный фонд. При этом получилось упростить организацию и проведение конкурсных процедур, прием отчетности и т.д. Органы исполнительной власти, являющиеся операторами конкурсов, действуют в рамках требований, определяемых правовыми актами Правительства Российской Федерации, требованиями бюджетного процесса, Контрольно-счетной палаты и иных контрольно-надзорных органов.
С 2020 года в регионах России активно внедряется проведение конкурсов по предоставлению грантов СО НКО на электронных площадках для повышения их прозрачности, что является одним из требований для получения софинансирования ФПГ.
В регионах Российской Федерации растет объем средств, переданных местным бюджетам из региональных бюджетов на реализацию муниципальных программ поддержки СО НКО: с 2018 года объем переданных средств увеличился в 1,75 раза - с 3,38 млрд руб. в 2018 году до 5,85 млрд руб. в 2022 году.

Поддержка СО НКО на уровне муниципальных образований

В большинстве регионов вопросом, тормозящим развитие социальной инициативы "на местах", также является отсутствие заинтересованности, ресурсов и квалификации по взаимодействию с представителями некоммерческого сектора у органов местного самоуправления. Зачастую, избегая взаимодействия с активными жителями, опасаясь их публичной позиции и деятельности, на местном уровне создаются непреодолимые препятствия в развитии социальных проектов в виде запретов на проведение мероприятий, отказов в предоставлении помещений и пр. В то же время небольшая часть муниципальных образований, где социальная инициатива жителей и НКО рассматривается как реальный инструмент по исполнению полномочий власти, составляют резкий контраст, в том числе, по замерам общественного мнения отношения к власти и оценке качества жизни со стороны населения в сторону позитивных оценок.

Ресурсная поддержка СО НКО

Ресурсная поддержка СО НКО в регионах не имеет единого системного подхода, и как правило, осуществляется либо СО НКО, которые обладают опытом в данной сфере, либо региональными фондами, а также со стороны ФПГ, который формирует в стране ТОП-100, ТОП-200 наиболее опытных и активных НКО, которые в перспективе могут брать на себя функции ресурсных центров.
Тем не менее в 2,2 раза по сравнению с 2018 годом вырос объем финансовой поддержки ресурсных центров СО НКО в субъектах Российской Федерации (с 1,31 млрд руб. в 2018 году до 2,84 млрд руб. в 2022 году).
Практическую помощь в организации и развитии ресурсной поддержки регионам оказывает Общественная Палата Российской Федерации, региональные общественные палаты, а также консультативные органы при органах законодательной и исполнительной власти там, где они созданы.

Имущественная поддержка СО НКО

Урегулирована на законодательном уровне. В ряде регионов созданы Дома СО НКО, помещения в которых предоставляются СО НКО на конкурсной основе на определенный период времени.

Участие бизнеса в поддержке СО НКО

Федеральный закон от 11 августа 1995 года в„– 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" в связи с развитием некоммерческого сектора необходимо актуализировать, рассмотрев возможность включения новых форм поддержки и преференций для благотворителей.
Крупный бизнес, корпорации, в том числе компании, ведущие публичную отчетность, как правило, имеют собственную политику повышения общественной приемлемости бизнеса, куда входит и поддержка проектов СО НКО. Для большинства компаний эта деятельность не является системной, средства предоставляются на основании прямых соглашений, вне открытых конкурсов.

Текущая ситуация в Ленинградской области

По состоянию на 9 октября 2023 года по данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации в Ленинградской области зарегистрировано более 2200 НКО, в том числе 16 НКО - исполнителей общественно полезных услуг.
В реестр НКО - поставщиков социальных услуг в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 года в„– 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" внесено 15 СО НКО.
По результатам расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2022 год (рейтинг Минэкономразвития Российской Федерации) <2>, Ленинградская область вошла в группу регионов - кандидатов на лидерство и заняла девятое место.
--------------------------------
<2> Рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2022 год (Минэкономразвития РФ, https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/rejting-subekov-rf-2022-g.pdf).

В региональном рейтинге Общественной палаты Российской Федерации "Регион НКО" в 2022 году Ленинградская область заняла 26 место, поднявшись в рейтинге за год (с 2021 года) на 28 позиций. При этом по шести из девяти факторов рейтинга отмечена позитивная динамика.

Таблица 1

Динамика показателей Ленинградской области
в рейтинге "Регион НКО"

Ленинградская область
Место в рейтинге 2020 год
Место в рейтинге 2021 год
Место в рейтинге 2022 год
Динамика 2021-2022 годов
1
2
3
4
5
Экономическая значимость
57
64
73
-9
Устойчивость существования НКО
46
28
54
-26
Активность деятельности НКО
76
80
73
+7
Поддержка НКО регионом
37
41
5
+36
Онлайн-доступность информации о поддержке СО НКО
54
28
59
-31
Медиаактивность
68
22
17
+5
Результаты экспертного опроса
38
74
37
+37
Социальная значимость
76
46
32
+14
Значимость ресурсных центров СО НКО и площадок региональных общественных палат
-
16
10
+6

Изменение подходов к организации государственной поддержки СО НКО на уровне Российской Федерации (внедрение механизма софинансирования региональных конкурсов со стороны ФПГ) совпало с перераспределением полномочий по поддержке СО НКО в Администрации Ленинградской области. В конце 2020 года они перешли во вновь образованный Комитет.
В процессе передачи полномочий в первом квартале 2021 года с 40 руководителями СО НКО было проведено качественное социологическое исследование, которое выявило основные проблемы в развитии некоммерческого сектора:
формальные и несистемные взаимоотношения с региональными и местными органами власти;
несистемная поддержка некоммерческого сектора;
недостаточное развитие добровольчества;
средняя оценка доверия к институтам региональной власти и органам местного самоуправления;
недостаточные навыки в области социального проектирования, что затрудняет получение поддержки на федеральном уровне.
По результатам количественного социологического исследования, проведенного в 2021 году по заказу Администрации Ленинградской области <3>:
--------------------------------
<3> Исследование проведено 11-27 мая 2021 года методом онлайн-анкетирования среди руководителей и сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций Ленинградской области. Выборка опроса - 140 респондентов.

более половины принявших участие в опросе (60%) жителей Ленинградской области не знают о том, что такое СО НКО;
каждый пятый (23%) принимал участие в мероприятиях СО НКО и дал им положительную оценку;
обратиться за помощью в СО НКО участники опроса могли бы по вопросам:
охраны здоровья;
пропаганды здорового образа жизни;
социального обслуживания и социальной защиты.
Участники опроса могли бы принять участие в мероприятиях СО НКО в таких сферах деятельности как:
охрана окружающей среды и защита животных (44%);
охрана здоровья граждан и пропаганда ЗОЖ (20%);
культура, искусство, наука и просвещение (16%);
каждый второй респондент (50%) в той или иной степени хотел бы узнать больше о деятельности СО НКО и их мероприятиях.
По результатам анализа полученных данных Комитетом реализованы решения по формированию системы поддержки СО НКО и повышению значимости некоммерческого сектора в общественно-политической жизни региона.

Таблица 2

Информация об участии организаций Ленинградской области
в конкурсных отборах, грантах регионального
и федерального уровней (ФПГ, ПФКИ)


2020 год
2021 год
2022 год
Объем финансирования (млн руб.)
56,9
130,8
277,8
Количество участников (шт.)
209
436
679
Количество победителей (шт.)
71
96
155
Количество зарегистрированных НКО по состоянию на 31 декабря года (шт.)
1786
1906
2116

В настоящее время в Ленинградской области предоставление грантов (субсидий) СО НКО осуществляется Комитетом, а также комитетом по развитию малого и среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (в части поддержки организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства Ленинградской области, являющихся некоммерческими организациями) и Управлением ветеринарии Ленинградской области (в части компенсации коммунальных расходов на содержание приютов для безнадзорных животных).
Формирование задач по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению в Ленинградской области, относится к полномочиям социального блока, курируется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам и относится к компетенциям органов исполнительной власти Ленинградской области: КСЗН, КОПО, КЗ, КФКС, КТЗН.
В Реестре поставщиков социальных услуг в Ленинградской области 98 юридических лиц и ИП, из них 15 СО НКО. Доля СО НКО составляет - 15,3%.
СО НКО, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области и предоставляющие социальные услуги, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 15 апреля 2021 года в„– 199 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением социальных услуг в Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" получают компенсацию - субсидию из областного бюджета, предоставляемую в целях возмещения затрат.
С 1 января 2023 года СО НКО, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области, участвуют в реализации Федерального закона от 13 июля 2020 года в„– 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" в качестве исполнителей социального заказа.
СО НКО - исполнители социального заказа осуществляют предоставление социального обслуживания на дому на основании социальных сертификатов.
По социальному сертификату гражданин самостоятельно выбирает организацию социального обслуживания, и может изменить свой выбор в любой момент.
СО НКО - исполнителям социального заказа выплаты субсидии (компенсации) осуществляется за фактически оказанные ими социальные услуги жителям Ленинградской области.
Также одной из форм поддержки СО НКО является предоставление в аренду земельных участков без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного назначения, предусмотренных в качестве мероприятий в документах стратегического планирования Ленинградской области, в соответствии с нормами областного закона от 11 февраля 2016 года в„– 1-оз "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов".

Меры по развитию некоммерческого сектора
Ленинградской области

Положительная динамика в развитии некоммерческого сектора Ленинградской области в федеральных рейтингах связаны, в том числе, и с проводимой Комитетом в 2020-2023 годах работой по формированию системы поддержки СО НКО и усилению роли некоммерческого сектора в общественно-политической жизни региона.

2021 год
Создание системы "единого окна" региональной поддержки СО НКО (Комитету переданы средства и полномочия по поддержке некоммерческих проектов от 6 органов исполнительной власти);
переход на электронную платформу ФПГ для повышения открытости и прозрачности региональных конкурсов по предоставлению грантов СО НКО;
пилотный проект участия в конкурсе на получение софинансирования ФПГ;
привлечение информационных ресурсов Администрации Ленинградской области для информационной поддержки проектов СО НКО;
формирование системы кураторства проектов СО НКО - победителей грантового конкурса сотрудниками Комитета.

2022 год
Увеличение грантовой поддержки региональных СО НКО, выполняющих функции ресурсных центров для кратного увеличения объемов ресурсной поддержки проектов СО НКО в регионе;
увеличение объема софинансирования регионального грантового конкурса со стороны ФПГ более чем в 2 раза;
увеличение объемов ресурсной и образовательной поддержки СО НКО для увеличения количества организаций - победителей конкурсов по предоставлению грантов ФПГ и ПФКИ;
стимулирование увеличения количества активно действующих СО НКО через ограничение на участие в региональном грантовом конкурсе организаций, зарегистрированных в других субъектах Российской Федерации;
проведение тематического года #КОМАНДЫ47, с опорой на социальные инициативы СО НКО и широким информационным освещением проектов;
развитие системы кураторского сопровождения проектов - победителей конкурсов по предоставлению грантов СО НКО;
развитие системы общественной оценки реализованных проектов;
переход на предоставление информационных отчетов по использованию грантов в электронном виде для снижения издержек СО НКО;
включение показателей наличия муниципальной поддержки СО НКО в "Рейтинг 47" для вовлечения органов местного самоуправления Ленинградской области в развитие некоммерческого сектора;
организация встреч Губернатора Ленинградской области с представителями некоммерческого сектора (победителями регионального грантового конкурса, конкурсов ФПГ, ПФКИ), открытый диалог на Гражданском форуме Ленинградской области "Команда 47";
привлечение средств и методических ресурсов российских негосударственных фондов для дополнительного развития некоммерческого сектора;
проведение стратегической сессии по развитию некоммерческого сектора с участием представителей СО НКО, Общественной палаты Ленинградской области, Совета НКО при Законодательном собрании Ленинградской области;
организация еженедельного личного приема представителей СО НКО и активных жителей сотрудниками и руководителем Комитета;
организация и проведение оценки результатов проектов, реализованных при поддержке гранта Губернатора Ленинградской области, жителями региона, органами власти, представителями Общественной палаты и Законодательного собрания Ленинградской области.

2023 год
Увеличение объема финансирования регионального грантового конкурса из бюджета Ленинградской области;
развитие муниципальной поддержки СО НКО через организацию первого муниципального этапа регионального грантового конкурса, формирование пула ответственных за развитие некоммерческого сектора в районах и пула районных отраслевых экспертов;
развитие компетенций и повышение квалификации СО НКО, выполняющих функции ресурсных центров через передачу полномочий кураторства и сопровождения проектов победителей региональных конкурсов по предоставлению грантов СО НКО;
развитие информационной поддержки СО НКО через создание новых информационных площадок в социальных сетях и поддержки проекта информационного ресурсного центра СО НКО;
организация тематических встреч представителей СО НКО и руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области;
организован первый региональный конкурс публичных годовых отчетов СО НКО;
Гражданский форум Ленинградской области "Команда 47" проведен в формате практической подготовки и реализации проектов на территориях 14 муниципальных образований Приозерского района для привлечения внимания к необходимости муниципальной поддержки СО НКО;
в рамках Форума организован первый окружной семинар руководителей уполномоченных органов власти и грантооператоров СЗФО под патронажем Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в СЗФО;
стартовал подготовительный этап по вовлечению бизнеса в развитие социальной инициативы и поддержки СО НКО на системной основе.
Социологическое исследование, проведенное в Ленинградской области НИУ Высшая школа экономики в 2023 году, показало, что 12,3% от числа опрошенных пользуются инструментами государственной поддержки социальных проектов либо принимают в них участие в качестве волонтера, что превышает среднестатистический показатель количества проактивных людей в сообществах.
Еще 12% респондентов заявили о заинтересованности узнать больше о возможностях получения государственной поддержки социальных инициатив <4>.
--------------------------------
<4> Опрос проведен с 8 по 23 июня 2023 года методом личного формализованного интервью по месту жительства. Объем выборочной совокупности проведенного опроса населения - 3614 человек. Категория респондентов - жители Ленинградской области в возрасте 18 лет и старше.

Информация об ограничениях и рисках

Представители некоммерческого сектора Ленинградской области, отмечая положительную динамику его развития, выделяют ряд вопросов, требующих программного и стратегического подхода в их преодолении:
недостаточный уровень квалификации руководителей СО НКО и уровень подготовки конкурсных проектов;
отсутствие системного взаимодействия и взаимопомощи между СО НКО;
недостаточная информированность и включенность бизнес-структур в поддержку социальных инициатив на территории присутствия;
низкая информированность СО НКО о возможностях фандрайзинга и сотрудничества;
недостаточные компетенции СО НКО по информационному сопровождению социальных проектов.

Таблица 3

Анализ рисков и ограничений в развитии некоммерческого
сектора Ленинградской области

Политические риски
в„– п/п
Наименование риска
Возможность реализации риска
Степень влияния на реализацию стратегии
Меры по снижению риска
1
2
3
4
5
1
Изменение приоритетов государственной политики в части развития общественной инициативы
Низкая
Высокая
Повышение резильентности некоммерческого сектора;
вовлечение бизнеса в систему поддержки СО НКО
2
Изменение приоритетов региональной политики в части развития общественной инициативы
Средняя
Высокая
Развитие ресурсной поддержки и возможностей получения поддержки на федеральном уровне и в частных фондах
Финансовые риски
1
Отказ от принципа софинансирования региональных конкурсов со стороны Фонда президентских грантов
Низкая
Высокая
Повышение резильентности некоммерческого сектора;
вовлечение бизнеса в систему поддержки СО НКО
2
Сокращение бюджетного финансирования по государственной программе "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области"
Низкая
Высокая
Развитие сообществ СО НКО и внутренней кооперации
Организационные риски
1
Отсутствие заинтересованности органов власти в развитии имущественной поддержки СО НКО
Средняя
Средняя
Создание пилотных механизмов имущественной поддержки, включение критерия в региональные рейтинги
2
Отсутствие заинтересованности со стороны муниципальных властей в развитии сектора
Высокая
Средняя
Стимулирование активности муниципальных властей через рейтинги, обучение, информирование, мотивацию; оказание ресурсной поддержки
3
Недостаточный кадровый потенциал для решения задач как в Администрации Ленинградской области, так и в администрациях муниципальных образований
Высокая
Высокая
Развитие ресурсной поддержки;
механизмы делегирования полномочий
4
Отсутствие заинтересованности со стороны бизнеса в развитии сектора
Высокая
Высокая
Информирование бизнеса о возможностях и влиянии социальных проектов на общественную приемлемость работы на территории
5
Низкий профессиональный уровень руководителей и участников проектов
Средняя
Высокая
Разработка системы стимулирования повышения квалификации
6
Непрозрачность конкурсных процедур
Низкая
Низкая
Развитие электронных площадок и прозрачности организации конкурсов; формирование пула экспертов из числа представителей СО НКО

На основании изложенного SWOT-анализ развития некоммерческого сектора Ленинградской области может быть представлен в виде следующей таблицы.

Таблица 4

SWOT-анализ развития некоммерческого сектора
Ленинградской области


Возможности (O)
Угрозы (T)
1
2
3

Увеличение ресурсов для развития отрасли.
Увеличение количества жителей, вовлеченных в реализацию социальных проектов.
Решение социальных проблем территорий
Усилия по созданию СО НКО-иноагентов в регионе.
Волатильность национальной экономики
Сильные стороны (S)
Мероприятия (S-O)
Мероприятия (S-T)
Опыт успешной работы.
Сообщество единомышленников (КОК, СО НКО, ресурсные центры, Общественная палата Ленинградской области).
Поддержка главы региона
Стимулирование увеличения количества действующих СО НКО.
Организация информационных кампаний о работе СО НКО
Использование механизмов "социального лифта" для представителей СО НКО.
Развитие системы мер косвенной поддержки СО НКО.
Развитие сообществ в муниципальных районах
Слабые стороны (W)
Мероприятия (W-O)
Мероприятия (W-T)
Кадровый дефицит, текучесть кадров, недостаточные профессиональные компетенции.
Высокий объем работы.
Нормативные и финансовые ограничения.
Выстраивание единой системы поддержки СО НКО не завершено.
Слабая информированность сектора о возможностях социального предпринимательства
Информационная поддержка успешных примеров самореализации.
Внедрение автоматизированных систем и искусственного интеллекта.
Развитие ресурсных центров и делегирование полномочий.
Создание нормативной и методической базы для увеличения бюджета конкурсов по предоставлению грантов СО НКО за счет участия бизнес-структур
Дальнейшее повышение открытости мер государственной поддержки.
Увеличение количества жителей, как вовлеченных в реализацию социальных проектов, так и со стороны благополучателей.
Увеличение объема социальных услуг, переданных СО НКО для реализации

Цели и задачи Стратегии

Целью Стратегии является повышение качества жизни и социальной устойчивости Ленинградской области за счет развития инфраструктуры гражданского общества.
Стратегия направлена на создание условий для долгосрочного целенаправленного устойчивого развития СО НКО Ленинградской области в контексте решения задач развития некоммерческого сектора.

Задача 1.
Увеличение количества и объема ресурсов, доступных СО НКО для решения социальных задач.
Целевой сценарий: ежегодный рост объема финансовой поддержки проектов СО НКО в регионе за счет средств регионального бюджета, федеральных и российских негосударственных фондов, системное участие бизнеса в поддержке социальных инициатив.

Таблица 5

Целевые показатели по задаче 1

в„– п/п
Наименование показателя
I этап
(2024-2025 годы)
II этап
(2026-2028 годы)
1
Рост бюджетного финансирования инфраструктуры поддержки СО НКО
4% ежегодно
4% ежегодно
2
Рост финансирования инфраструктуры поддержки СО НКО из бюджетов муниципальных образований Ленинградской области
1% ежегодно
2% ежегодно
3
Рост финансового участия в поддержке СО НКО со стороны бизнеса
Положительная динамика
Положительная динамика
4
Рост объемов имущественной поддержки СО НКО
Не менее двух получателей в каждом МО 2 уровня
Не менее четырех получателей в каждом МО 2 уровня

Инициативы:
системное взаимодействие с бизнес-сообществом и СО НКО для совместной реализации социальных проектов на территории Ленинградской области;
рассмотрение вопроса о разработке методических рекомендаций для создания условий развития инфраструктуры поддержки СО НКО в муниципальных образованиях.

Задача 2.
Укрепление роли СО НКО региона как надежных партнеров органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области в решении задач по развитию некоммерческого сектора.
Целевой сценарий: проекты СО НКО являются своеобразным "инкубатором", пилотной площадкой для выработки быстрых эффективных решений для поступательного развития сообществ и территорий.

Таблица 6

Целевые показатели по задаче 2

в„– п/п
Наименование показателя
I этап
(2025 год)
II этап
(2028 год)
1
Создание подсистемы (модуля) информационной системы для сбора и анализа отраслевых управленческих данных
Подсистема (модуль) создана
Развитие функционала подсистемы (модуля)
2
Внедрение системы ежегодной потребности органов власти в апробировании решений с привлечением ресурсов СО НКО и реализация запросов
Реализовано не менее шести проектов
Реализация проектов на системной основе
3
Расширение количества/состава существующих совещательных органов/советников по развитию СО НКО, представителей СО НКО в составе представительных органов власти
Рост количества участников на 12%
Рост количества участников на 12%

Инициативы:
разработка и внедрение отраслевой аналитической таблицы (далее - дашборд);
разработка системы сбора потребностей для апробации проектов с привлечением ресурсов СО НКО;
разработка методических рекомендаций для создания совещательных органов в сфере развития некоммерческого сектора на уровне региона/муниципального образования;
развитие совещательных органов и площадок взаимодействия для развития сотрудничества между СО НКО;
автоматизация процессов предоставления поддержки СО НКО;
оказание мер поддержки муниципальным организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства, являющимися некоммерческими организациями (информационно-маркетинговая, финансовая, образовательная и др.).

Задача 3.
Повышение качества жизни и доступности услуг в социальной сфере для жителей Ленинградской области.
Целевой сценарий: на основании конкурентных преимуществ к оказанию услуг в социальной сфере привлечены социальные предприниматели и СО НКО.

Таблица 7

Целевые показатели по задаче 3

в„– п/п
Наименование показателя
I этап
(2025 год)
II этап
(2028 год)
1
Сохранение количества СО НКО, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области
100% к уровню 2023 года
100% к уровню 2025 года
2
Внедрение в Ленинградской области направлений реализации Регионального социального стандарта
Внедрен на 80%
Внедрен на 100%

Инициативы:
организация обучения и информационно-консультационной поддержки СО НКО по вопросам предоставления услуг в социальной сфере;
поддержание равных условий для СО НКО в развитии инфраструктуры социальной поддержки граждан.

Задача 4.
Активизация участия жителей Ленинградской области в социальных процессах, ориентированных на улучшение среды, условий проживания, реализации экономических и социальных интересов жителей Ленинградской области.
Целевой сценарий: рост позитивных оценок качества жизни и доверия к власти за счет вовлеченности в процессы принятия решений через реализацию социальных проектов на территории проживания. Люди видят возможность самореализации там, где они проживают: в городах и поселках Ленинградской области. Благодаря этому жители стремятся строить свою жизнь и семью в регионе, не уезжая в другие регионы Российской Федерации. Инициативные жители создают НКО для реализации местных инициатив и улучшения качества жизни в населенных пунктах. Деятельность СО НКО становится профессиональной. Жители знают о работе СО НКО и возможностях стать участниками или благополучателями проектов.
Целевые показатели:

Таблица 8

Целевые показатели по задаче 4

в„– п/п
Наименование показателя
I этап
(2025 год)
II этап
(2028 год)
1
Рост количества СО НКО
5%
10%
2
Рост количества участников конкурсов по предоставлению грантов СО НКО
15%
20%
3
Рост количества победителей конкурсов по предоставлению грантов СО НКО
10%
20%
4
Рост количества жителей, вовлеченных в проектную деятельность СО НКО
15%
25%
5
Рост количества благополучателей социальных проектов СО НКО
15%
15%
6
Рост уровня доверия к власти (по результатам социологических исследований)
Положительная динамика
Положительная динамика

Инициативы:
оптимизация конкурсных процедур по предоставлению грантов/субсидий СО НКО для снижения административных барьеров;
организация проведения общественной оценки социальных проектов СО НКО;
организация проведения конкурса публичных годовых отчетов СО НКО;
развитие информационной поддержки СО НКО;
развитие ресурсной поддержки СО НКО;
развитие направления по повышению квалификации представителей СО НКО, включая компетенции гибких навыков (soft skills) и фандрайзингу;
содействие в повышении правовой грамотности представителей СО НКО;
популяризация Гражданского форума Ленинградской области "Команда 47" путем применения новых форматов и увеличения числа участников;
развитие взаимодействия с образовательными организациями и молодежными объединениями Ленинградской области в части информирования молодежи о возможностях самореализации в некоммерческом секторе.

План мероприятий по реализации Стратегии приведен в приложении к настоящей Стратегии.

Заключение

Стратегия определяет направления, цели и задачи развития некоммерческого сектора в Ленинградской области.
Реализация направлений Стратегии предполагает участие, в том числе муниципальных образований Ленинградской области.
Оценка результатов реализации Стратегии и степени достижения целевых показателей развития инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора Ленинградской области осуществляется Комитетом.
В целях реализации Стратегии предусмотрено осуществление многостороннего взаимодействия между органами исполнительной власти Ленинградской области, СО НКО, научными и образовательными организациями.
Актуализация Стратегии осуществляется в соответствии с решениями Правительства Ленинградской области в зависимости от установленного или прогнозируемого влияния новых внутренних и внешних условий на достижение целевых показателей реализации Стратегии.

Этапы реализации Стратегии

I этап - 2024-2025 годы:
период реализации краткосрочных инициатив ("быстрых побед") и разработки системных решений и документов.

II этап - 2026-2028 годы:
период внедрения и тиражирования системных решений и документов, дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки СО НКО, роста показателей результативности и эффективности региональной системы поддержки СО НКО.

Ресурсное обеспечение реализации Стратегии развития сектора
социальных инициатив (некоммерческого сектора)
Ленинградской области

Ежегодный рост расходов бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий, направленных на достижение целевых показателей Стратегии, составит 4% от суммы бюджетных ассигнований на предоставление грантов Губернатора Ленинградской области в форме субсидий по подпрограмме "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области" предыдущего финансового года.
Значительную часть мероприятий Плана реализации Стратегии планируется реализовать за счет привлеченных средств софинансирования и благотворительности.





Приложение
к Стратегическим направлениям...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА
СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ (НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА)
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024-2028 ГОДЫ

в„– п/п
Этапы реализации
Наименование цели, задачи, мероприятия, ключевого события
Содержание мероприятий, взаимосвязь с иными мероприятиями Стратегических направлений развития сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора) Ленинградской области на 2024-2028 годы
Показатель и его целевое значение, результат реализации мероприятия, ключевого события
Источник финансового/ресурсного обеспечения
Срок реализации (год, квартал)
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
6
7
8


Цель Стратегических направлений развития сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора) Ленинградской области на 2024-2028 годы
Повышение качества жизни и социальной устойчивости Ленинградской области за счет развития инфраструктуры гражданского общества
1
I этап (2024-2025 годы)

1.1

Задача 1
Увеличение количества и объема ресурсов, доступных СО НКО для решения социальных задач




1.1.1

Мероприятие
Ежегодный рост бюджетных ассигнований на предоставление грантов Губернатора Ленинградской области в форме субсидий по подпрограмме "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области"
4%/год
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
I квартал 2024 года
КФ,
КОК
1.1.2

Мероприятие
Системное взаимодействие с бизнес-сообществом и СО НКО для совместной реализации социальных проектов на территории Ленинградской области
Не менее двух пилотных проектов участия бизнес-структур в грантовом конкурсе реализовано
Внебюджетные источники
III квартал 2025 года
КОК
1.1.3

Мероприятие
Рассмотрение вопроса о разработке методических рекомендаций для создания условий развития инфраструктуры поддержки СО НКО в муниципальных образованиях
Разработан
Не требуется
II квартал 2024 года
КОК,
КФ,
КОПО
1.2

Задача 2
Укрепление роли СО НКО региона как надежных партнеров органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области в решении задач по развитию некоммерческого сектора




1.2.1

Мероприятие
Разработка и внедрение отраслевой аналитической таблицы (далее - дашборд) "Развитие сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора)"
Дашборд "Развитие сектора социальных инициатив (некоммерческого сектора)" внедрен и используется
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Цифровое развитие Ленинградской области")
I квартал 2025 года
КОК,
КЦР
1.2.2

Мероприятие
Разработка системы сбора потребностей для апробации проектов с привлечением ресурсов СО НКО
Реализована в пилотном режиме
Не требуется
II квартал 2024 года
КОК,
ОИВ ЛО
1.2.3

Мероприятие
Разработка методических рекомендаций для создания совещательных органов в сфере развития некоммерческого сектора на уровне региона/муниципального образования
Разработан
Не требуется
II квартал 2024 года
КОК
1.2.4

Мероприятие
Развитие совещательных органов и площадок взаимодействия для развития сотрудничества между СО НКО
6% увеличение количества участников
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
IV квартал 2024 года,
IV квартал 2025 года
КОК,
МО
2 уровня
1.3

Задача 3
Повышение качества жизни и доступности услуг в социальной сфере для жителей Ленинградской области




1.3.1

Мероприятие
Организация обучения и информационно-консультационной поддержки СО НКО по вопросам предоставления услуг в социальной сфере
Обучение проведено
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
IV квартал 2024 года,
IV квартал 2025 года
КОК
1.3.2

Мероприятие
Поддержание равных условий для СО НКО в развитии инфраструктуры социальной поддержки граждан
НПА утвержден
Не требуется
II квартал 2025 года
КСЗН,
КОК
1.4

Задача 4
Активизация участия жителей Ленинградской области в социальных процессах, ориентированных на улучшение среды, условий проживания, реализации экономических и социальных интересов жителей Ленинградской области




1.4.1

Мероприятие
Оптимизация конкурсных процедур по предоставлению грантов/субсидий СО НКО для снижения административных барьеров
Реинжиниринг проведен,
НПА утвержден
Не требуется
II квартал 2024 года
КОК
1.4.2

Мероприятие
Организация проведения общественной оценки социальных проектов СО НКО
10% ежегодный рост количества участников процедуры оценки
Не требуется
I квартал 2025 года
КОК
1.4.3

Мероприятие
Организация проведения конкурса публичных годовых отчетов СО НКО
10% рост количества СО НКО - участников конкурса публичных годовых отчетов
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
III квартал 2024 года,
III квартал 2025 года
КОК
1.4.4

Мероприятие
Развитие информационной поддержки СО НКО
40% жителей знают о проектах СО НКО (по данным социологических исследований)
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
II квартал 2025 года
КОК,
КП
1.4.5

Мероприятие
Развитие ресурсной поддержки СО НКО
Положительная динамика средств, привлеченных СО НКО Ленинградской области из государственных и частных фондов
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
IV квартал 2024 года,
IV квартал 2025 года
КОК
1.4.6

Мероприятие
Развитие системы по повышению квалификации представителей СО НКО, включая компетенции гибких навыков (soft skills) и фандрайзингу
Сокращение на 3% СО НКО с нулевыми отчетами по данным ФНС РФ
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
I квартал 2024 года
КОК
1.4.7

Мероприятие
Популяризация Гражданского форума Ленинградской области "Команда 47" путем применения новых форматов и увеличения числа участников
Проводится в два этапа, положительная динамика по количеству участников
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
I квартал 2025 года
КОК
1.4.8

Мероприятие
Развитие взаимодействия с образовательными организациями и молодежными объединениями Ленинградской области в части информирования молодежи о возможностях самореализации в некоммерческом секторе
50% молодежных мероприятий предоставляют информацию о региональной поддержке СО НКО
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
I квартал 2025 года
КОК,
КМП,
КОПО
2
II этап (2026-2028 годы)

2.1

Задача 1
Увеличение количества и объема ресурсов, доступных СО НКО для решения социальных задач




2.1.1

Мероприятие
Ежегодный рост бюджетных ассигнований на предоставление грантов Губернатора Ленинградской области в форме субсидий по подпрограмме "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области"
4%/год
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
IV квартал 2028 года
КФ,
КОК
2.1.2

Мероприятие
Системное взаимодействие с бизнес-сообществом и СО НКО для совместной реализации социальных проектов на территории Ленинградской области
Не менее трех проектов участия бизнес-структур в конкурсах по предоставлению грантов/субсидий СО НКО реализовано
Внебюджетные источники
III квартал 2025 года
КОК
2.2

Задача 2
Укрепление роли СО НКО региона, как надежных партнеров органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области в решении задач по развитию некоммерческого сектора




2.2.1

Мероприятие
Автоматизация процессов предоставления поддержки СО НКО
Автоматизировано не менее 80% рутинных процессов
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Цифровое развитие Ленинградской области")
IV квартал 2026 года
КОК,
КЦР
2.2.2

Мероприятие
Развитие совещательных органов и площадок взаимодействия для развития сотрудничества между СО НКО
6% увеличение количества участников
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
IV квартал 2026 года,
IV квартал 2027 года
КОК,
МО
2 уровня
2.2.3

Мероприятие
Оказание мер поддержки муниципальным организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства, являющимися некоммерческими организациями (информационно-маркетинговая, финансовая, образовательная и др.)
Количество организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства из числа НКО, получивших меры поддержки в регионе
(ед., не менее 10)
Не требуется
IV квартал 2026 года
КОК,
КМБ
2.3

Задача 3
Повышение качества жизни и доступности услуг в социальной сфере для жителей Ленинградской области




2.3.1

Мероприятие
Организация обучения и информационно-консультационной поддержки СО НКО по вопросам предоставления услуг в социальной сфере
Обучение проведено
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
IV квартал 2026 года,
IV квартал 2027 года,
IV квартал 2028 года
КОК,
КМБ
2.4

Задача 4
Активизация участия жителей Ленинградской области в социальных процессах, ориентированных на улучшение среды, условий проживания, реализации экономических и социальных интересов жителей Ленинградской области




2.4.1

Мероприятие
Организация проведения общественной оценки социальных проектов СО НКО
10% ежегодный рост количества участников процедуры оценки
Не требуется
I квартал 2026 года,
I квартал 2027 года,
I квартал 2028 года
КОК
2.4.2

Мероприятие
Организация проведения конкурса публичных годовых отчетов СО НКО
10% рост количества СО НКО - участников конкурса публичных годовых отчетов
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
III квартал 2026 года,
III квартал 2027 года,
III квартал 2028 года
КОК
2.4.3

Мероприятие
Развитие информационной поддержки СО НКО
10% рост информированности жителей о проектах СО НКО (по данным социологических исследований)
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
II квартал 2027 года
КОК,
КП
2.4.4

Мероприятие
Развитие ресурсной поддержки СО НКО
Положительная динамика средств, привлеченных СО НКО Ленинградской области из государственных и частных фондов
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
IV квартал 2026 года,
IV квартал 2027 года,
I квартал 2028 года
КОК
2.4.5

Мероприятие
Развитие системы по повышению квалификации представителей СО НКО, включая компетенции гибких навыков (soft skills) и фандрайзингу
Сокращение на 30% СО НКО с нулевыми отчетами по данным ФНС РФ
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
III квартал 2028 года
КОК
2.4.6

Мероприятие
Содействие в повышении правовой грамотности представителей СО НКО
Количество НКО, получивших меры поддержки в регионе (ед., не менее 10 ежегодно)
Областной бюджет Ленинградской области (государственная программа Ленинградской области "Устойчивое общественное развитие Ленинградской области")
I квартал 2026 года,
I квартал 2027 года,
I квартал 2028 года
КОК,
КОПО,
КМБ


------------------------------------------------------------------