Постановление Правительства Ленинградской области от 07.03.2023 N 147 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2023 г. в„– 147

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
МОЛОДОГО ВОЗРАСТА И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Ленинградской области
от 28.07.2023 в„– 533)

В соответствии с частью 4 статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года в„– 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в целях повышения эффективности организации работы по сопровождению инвалидов молодого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении ими профессионального образования и содействия в их последующем трудоустройстве Правительство Ленинградской области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 28.07.2023 в„– 533)

1. Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству (далее - Регламент).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, образовательным организациям высшего образования и профессиональным образовательным организациям, расположенным на территории Ленинградской области, принять участие в осуществлении межведомственного взаимодействия при организации профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионального образования, трудоустройства инвалидов молодого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
3. Определить комитет по труду и занятости населения Ленинградской области органом исполнительной власти Ленинградской области, ответственным за координацию деятельности и обеспечение взаимодействия участников межведомственного взаимодействия в рамках Регламента.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам.
5. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко





УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 07.03.2023 в„– 147
(приложение)

РЕГЛАМЕНТ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА
И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПО СОДЕЙСТВИЮ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Ленинградской области
от 28.07.2023 в„– 533)

1. Общие положения

1.1. Регламент межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству регулирует отношения, связанные с межведомственным взаимодействием, возникающим при организации получения обучающимися/абитуриентами/лицами из числа инвалидов молодого возраста и граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее - инвалиды молодого возраста и лица с ОВЗ) профессионально ориентированного образования, направленного на подготовку к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности, оказание помощи лицам указанной категории в профориентации, получении профессии и социальной адаптации для содействия их трудоустройству на территории Ленинградской области.
(в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 28.07.2023 в„– 533)
1.2. В целях настоящего Регламента используются следующие термины и определения:
инвалид молодого возраста - инвалид в возрасте от 18 до 44 лет (включительно);
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности;
межведомственное взаимодействие - взаимодействие, осуществляемое между органами государственного управления, иными органами и организациями различной ведомственной принадлежности в целях достижения единства действий в профориентационной работе с учетом их специфических функций, обеспечения непрерывности профориентационного процесса, системной и комплексной деятельности по профориентационной работе в Ленинградской области;
обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
профессиональная ориентация - проведение комплекса специальных мер по содействию человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда;
трудоустройство - система мероприятий, осуществляемая государственными органами и общественными организациями в целях оказания помощи населению в процессе поиска работы в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Иные термины и определения, используемые в настоящем Регламенте, употребляются в значениях, предусмотренных действующим законодательством.
1.3. Правовую основу межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ, а также по содействию их трудоустройству составляют следующие нормативные правовые акты:
Конвенция в„– 142 Международной организации труда "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (заключена в г. Женева 23 июня 1975 года);
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года в„– 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года в„– 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 3 мая 2012 года в„– 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года в„– 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 года в„– 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 года в„– 2655-р "Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 годы";
абзац утратил силу. - Постановление Правительства Ленинградской области от 28.07.2023 в„– 533;
приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года в„– 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
(в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 28.07.2023 в„– 533)
приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года в„– 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года в„– 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
(в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 28.07.2023 в„– 533)
приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года в„– 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года в„– 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные образовательные программы;
приказ Минтруда России от 25 февраля 2022 года в„– 81н "Об утверждении Стандарта процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности";
приказ Минтруда России от 25 февраля 2022 года в„– 82н "Об утверждении Стандарта процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";
приказ Минтруда России от 4 августа 2014 года в„– 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности";
приказ Минтруда России от 1 февраля 2018 года в„– 46 "Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций";
приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года в„– 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
постановление Правительства Ленинградской области от 17 мая 2012 года в„– 163 "О профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании по направлению органов службы занятости населения Ленинградской области отдельных категорий граждан";
постановление Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2015 года в„– 466 "Об утверждении государственной программы Ленинградской области "Содействие занятости населения Ленинградской области";
приказ комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 3 мая 2018 года в„– 4 "Об утверждении Программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в последующем трудоустройстве на 2018-2024 годы".

2. Организация межведомственного взаимодействия

2.1. Участниками межведомственного взаимодействия в пределах своих полномочий являются:
комитет по труду и занятости населения Ленинградской области (далее - Комитет по труду), подведомственные ему учреждения (далее - органы службы занятости населения);
комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, подведомственные ему учреждения и организации (далее - Комитет по образованию);
комитет по социальной защите населения Ленинградской области, подведомственные ему учреждения и организации (далее - Комитет по социальной защите);
государственное образовательное учреждение Ленинградской области "Мичуринский многопрофильный техникум" - базовая профессиональная образовательная организация (далее - БПОО);
ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена" (далее - РУМЦ);
государственное автономное нетиповое профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Мультицентр социальной и трудовой интеграции" (далее - ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ");
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования" (далее - ЛОИРО);
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городского округа Ленинградской области в пределах своей компетенции (по согласованию);
профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования Ленинградской области (по согласованию);
общеобразовательные организации (по согласованию);
психологические службы в образовательных организациях, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (по согласованию);
социально ориентированные некоммерческие организации и общественные объединения инвалидов (по согласованию);
иные организации, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, в пределах своей компетенции (по согласованию).
2.2. Межведомственное взаимодействие осуществляется его участниками в пределах их полномочий в целях координации мероприятий по следующим направлениям:
организация и развитие системы профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
организация и сопровождение профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
содействие трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ на территории Ленинградской области;
информационное, консультационно-методическое и научное сопровождение развития системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в Ленинградской области.
2.3. Межведомственное взаимодействие осуществляется в следующих формах:
межведомственное информационное взаимодействие (направление межведомственных запросов и представление документов, информации, аналитических сведений, необходимых для осуществления деятельности по улучшению профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионального обучения, по вопросам содействия трудоустройству инвалидов);
создание координационных и совещательных органов, комиссий, рабочих групп;
осуществление совместных действий (мероприятий);
проведение информационно-просветительской работы;
иные совместные действия, предпринимаемые по согласованию между участниками взаимодействия.
2.4. Обмен документами и(или) информацией, необходимыми для организации и координации межведомственного взаимодействия, осуществляется между участниками с использованием системы электронного документооборота или путем направления запросов на бумажных носителях или в форме электронного документа на адрес электронной почты.
При осуществлении межведомственного взаимодействия должно быть обеспечено соблюдение прав субъектов персональных данных, а также предусмотрены меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.5. При обращении инвалида молодого возраста или лица с ОВЗ к одному из участников межведомственного взаимодействия с письменным заявлением о содействии в организации профессиональной ориентации с ним проводится консультация, в результате которой выдаются рекомендации, содержащие информацию о перечне видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих при условии создания необходимых специальных условий труда осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и(или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, о возможных направлениях прохождения профессионального обучения и(или) получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования, при осуществлении которых возможно достижение гражданином успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности.
Данные рекомендации при наличии согласия обратившегося гражданина направляются участникам межведомственного взаимодействия по их запросу.
2.6. Участники межведомственного взаимодействия в рамках своей компетенции предоставляют информацию о реализованных/реализуемых мерах по профессиональной ориентации и по содействию трудоустройству конкретного инвалида молодого возраста и лица с ОВЗ по письменному запросу одного из участников межведомственного взаимодействия (далее - межведомственный запрос).
В случае если межведомственный запрос о предоставлении информации не может быть выполнен запрашиваемым участником межведомственного взаимодействия, он уведомляет об этом запрашивающий орган в течение трех рабочих дней со дня получения межведомственного запроса с указанием причины невыполнения запроса.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не должен превышать пяти рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса к участнику межведомственного взаимодействия.
2.7. С целью координации мероприятий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ, а также по содействию их трудоустройству Комитет по труду организовывает предоставление гражданину консультаций представителями участников межведомственного взаимодействия с привлечением БПОО, РУМЦ, ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ", ЛОИРО и органов службы занятости населения.

3. Виды деятельности участников межведомственного
взаимодействия по организации профориентационной работы
с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ
по содействию трудоустройству

3.1. Комитет по труду в пределах своей деятельности и компетенции:
координирует организацию профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и работу по содействию их трудоустройству в Ленинградской области;
организует информационное, консультационно-методическое сопровождение развития системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в Ленинградской области;
разрабатывает и организует реализацию региональной программы (плана мероприятий), предусматривающей перечень конкретных мероприятий в отношении системы организации и осуществления деятельности по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству в Ленинградской области (Программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в последующем трудоустройстве).
3.2. Комитет по образованию в пределах своей деятельности и компетенции:
принимает участие в разработке нормативных правовых актов Ленинградской области, регулирующих вопросы формирования политики в отношении образования и профориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
обеспечивает информационное, консультационно-методическое, научное сопровождение развития системы профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в Ленинградской области;
осуществляет государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере, отнесенной к полномочиям Комитета по образованию, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области;
координирует работу БПОО, обеспечивающей поддержку системы инклюзивного среднего профессионального образования в Ленинградской области;
взаимодействует с РУМЦ по вопросам, относящимся к своей компетенции;
организует деятельность профессиональных образовательных и общеобразовательных организаций по оказанию услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обучению инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
разрабатывает механизм сопровождения инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ при получении ими профессионального образования.
3.3. Комитет по социальной защите в пределах своей деятельности и компетенции:
разрабатывает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы формирования социальной политики в отношении инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в Ленинградской области;
предоставляет необходимую информацию и другие сведения в рамках своей компетенции участникам межведомственного взаимодействия, необходимые для эффективного осуществления деятельности по профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионального обучения, по вопросам содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ.
3.4. Органы службы занятости населения в пределах своей деятельности и компетенции:
информируют и консультируют инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, обратившихся в органы службы занятости населения в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований Ленинградской области, в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей);
информируют об изменении законодательства, связанного с вопросами трудоустройства инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
осуществляют подготовку и выдачу инвалидам молодого возраста и лицам с ОВЗ рекомендаций, содержащих перечень видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и(или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям;
оказывают психологическую поддержку и помощь в социальной адаптации безработным гражданам из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
направляют на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, включая обучение в другой местности;
консультируют студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ по вопросам их профессионального и карьерного роста;
проводят профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ;
регистрируют инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в качестве ищущих работу;
в проактивных формах оказывают содействие в трудоустройстве молодым инвалидам и лицам с ОВЗ;
взаимодействуют с БПОО, РУМЦ, ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ", ЛОИРО.
При взаимодействии с ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ" органы службы занятости населения:
обеспечивают функционирование рабочего места специалиста службы занятости населения Ленинградской области на территории ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ";
запрашивают информацию об инвалидах молодого возраста и лицах с ОВЗ, поступающих на обучение в ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ";
запрашивают информацию о наличии договора с работодателем о целевом обучении;
прорабатывают возможности организации стажировки выпускников ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ" с компенсацией части заработной платы на условиях, предусмотренных законодательством Ленинградской области;
принимают участие в создании рабочих мест для молодых инвалидов и лиц с ОВЗ на условиях, предусмотренных законодательством Ленинградской области (в части предоставления субсидии работодателям на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов).
3.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования в пределах своей деятельности и компетенции:
осуществляют координацию работы муниципального образования в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
обеспечивают реализацию мероприятий региональной программы (плана мероприятий) по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.
3.6. БПОО в пределах своей деятельности и компетенции:
участвует в разработке региональных программ по профессиональной ориентации и по содействию занятости инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
формирует базу презентационных материалов о профессиях, доступных для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп;
организует повышение квалификации для специалистов профессиональных образовательных организаций, ответственных за профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ;
организует работу по привлечению обучающихся образовательных организаций к участию в конкурсах, в том числе в конкурсе профессионального мастерства "Абилимпикс";
формирует базу данных инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, получающих профессиональное образование в профессиональных образовательных организациях, подведомственных Комитету по образованию;
организует сопровождение инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в процессе получения ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;
организует практику и стажировку студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ на предприятиях и в организациях;
осуществляет мониторинг трудоустройства инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, окончивших профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
3.7. РУМЦ в пределах своей деятельности и компетенции:
оказывает консультативную помощь представителям образовательных организаций высшего образования и других организаций Ленинградской области по вопросам обучения инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и их реабилитации, организации инклюзивного обучения лиц с инвалидностью, планирования учебно-воспитательной работы и дальнейшего улучшения реабилитационно-образовательного процесса;
оказывает научно-методическую помощь образовательным организациям высшего образования Ленинградской области в подготовке профессорско-преподавательского состава и других категорий сотрудников к работе со студентами-инвалидами различных нозологических групп путем повышения квалификации персонала вузов, проведения семинаров и вебинаров, консультирования по вопросам специальной подготовки учебных материалов и информации (в том числе в альтернативных форматах) с учетом специфических образовательных потребностей студентов-инвалидов разных категорий;
проводит в Ленинградской области профориентационную работу среди обучающихся с инвалидностью;
участвует в подготовке лиц с инвалидностью к обучению в условиях образовательной организации высшего образования;
оказывает практическую и консультативную помощь выпускникам-инвалидам в трудоустройстве и дальнейшей адаптации к профессиональной деятельности;
создает в Ленинградской области информационно-образовательную и ресурсно-технологическую сеть образовательных организаций высшего образования, реализующих инклюзивное обучение инвалидов различных нозологических групп, и оказывает консультативно-техническую и информационную поддержку их студентам из числа инвалидов и сотрудникам.
3.8. Общеобразовательные организации в пределах своей деятельности и компетенции:
обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций;
проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
формируют у обучающихся мотивированный и информированный подход к выбору профессии, учитывающий их интересы, состояние здоровья, личностные особенности и потребности Ленинградской области в кадрах;
привлекают обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
организуют профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей Ленинградской области в кадрах, в том числе при участии профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также БПОО, РУМЦ, ЛОИРО;
реализуют дифференцированный подход в обучении обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей для раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей при профессиональном самоопределении;
используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных организациях, для организации и проведения профориентационной работы;
взаимодействуют с органами службы занятости населения, БПОО, РУМЦ и ЛОИРО по вопросам организации проведения профориентационных мероприятий.
3.9. Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования Ленинградской области в пределах своей деятельности и компетенции:
осуществляют мониторинг готовности обучающихся последних курсов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ к трудоустройству или дальнейшему получению образования;
участвуют в организации профориентационных мероприятий различных форматов и направленностей, в том числе направленных на профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, с целью формирования у них профессиональных намерений и мотивации к получению профессионального образования с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей Ленинградской области в кадрах в рамках взаимодействия с общеобразовательными организациями;
взаимодействуют с БПОО, РУМЦ, ЛОИРО и органами службы занятости населения для организации, планирования и проведения профориентационной работы;
взаимодействуют с органами службы занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями по вопросам содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
осуществляют работу по профессиональной ориентации с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ по следующим направлениям:
проводят профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных организаций, с абитуриентами из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, в том числе с участием их родителей (законных представителей), способствующую их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению;
проводят профориентационную работу со студентами из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, способствующую формированию мотивации к трудоустройству по полученной специальности (профессии);
консультируют студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ по вопросам их профессионального карьерного роста;
участвуют в мероприятиях органов службы занятости населения по вопросам трудоустройства выпускников из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ (ярмарки вакансий, "Старт в карьеру", акция "Неделя без турникетов", семинары, круглые столы, конференции и др.);
разрабатывают и реализуют образовательные программы, доступные для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп.
3.10. ЛОИРО в пределах своей деятельности и компетенции:
обеспечивает информационное, консультационно-методическое и научное сопровождение развития системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в Ленинградской области;
повышает квалификацию педагогов, реализующих образовательные программы для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп;
разрабатывает и совершенствует методическое сопровождение по вопросам организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству.
3.11. ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ" в пределах своей деятельности и компетенции:
формирует общественное мнение относительно инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ как граждан, имеющих равные права с другими лицами, но нуждающихся в особой, индивидуальной помощи;
содействует выявлению профессиональных потребностей работодателей в целях расширения образовательных программ для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
способствует повышению качества жизни инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, включая повышение доступности и качества обеспечения государственных гарантий.
При взаимодействии ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ" с органами службы занятости населения:
информирует о сроках приема на обучение новых обучающихся с указанием направления и сроках обучения, ограничений по здоровью и другой информации, необходимой для регистрации обучающихся в качестве ищущих работу граждан;
участвует в поиске подходящей работы, организации профориентационных мероприятий (при необходимости) и ярмарок вакансий (при необходимости);
информирует органы службы занятости населения о фактах трудоустройства выпускников ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ" с указанием работодателей и их контактных данных;
ежемесячно совместно с органами службы занятости населения проводит сверку данных о трудоустроенных выпускниках и промежуточных результатах поиска подходящей работы для обучающихся.
3.12. Психологические службы в образовательных организациях, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в пределах своей деятельности и компетенции:
оказывают помощь обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;
содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
оказывают помощь педагогическим коллективам образовательных организаций в разработке программ профессиональной ориентации обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
3.13. Социально ориентированные некоммерческие организации и общественные объединения инвалидов в пределах своей деятельности и компетенции:
организуют информирование инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ о возможности их трудоустройства путем обращения в органы службы занятости населения;
принимают участие в разработке механизма сопровождения инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ при получении ими высшего и среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в последующем трудоустройстве;
принимают в отношении инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ меры по созданию специальных условий труда;
принимают участие в организации специализированных ярмарок вакансий для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ.

4. Социальные гарантии в области профессиональной ориентации
и содействия трудоустройству

4.1. Гарантированное предоставление инвалидам молодого возраста и лицам с ОВЗ бесплатных услуг по профессиональной ориентации и по содействию трудоустройству включает обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений, достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда, прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности, содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализацию индивидуального потенциала, формирование здорового образа жизни и достойного благосостояния посредством:
общедоступности и бесплатности образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
обеспечения реализации содержания образования и условий организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой, а для инвалидов молодого возраста также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
предоставления профессиональной информации всем инвалидам молодого возраста и лицам с ОВЗ, обратившимся за таковой, независимо от места проживания, работы или учебы;
проведения профессиональной консультации с использованием методов интервьюирования (беседы) на основании результатов тестирования и тренинга с целью выявления факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной) деятельности, профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
предоставления знаний о содержании и условиях труда выбираемой профессии; требованиях к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, об уровне и объеме компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность или выполнять работу по конкретной профессии или специальности, о способах достижения успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности; о профессиональных устремлениях, предпочтениях, способностях, физических и(или) психологических качествах гражданина; о соответствии профессиональным стандартам, требованиям, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, или квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
проведения для обучающихся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ общеобразовательных организаций профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
оказания индивидуальной психолого-профориентационной помощи обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, работающим инвалидам в первые три года трудовой деятельности;
организации сопровождения при содействии занятости инвалидов молодого возраста с учетом содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности;
получения на основании выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, содержащей информацию о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности, информации об условиях оказания государственной услуги по прохождению профессионального обучения и(или) получению дополнительного профессионального образования;
создания инвалидам молодого возраста условий труда в соответствии с рекомендациями их индивидуальных программ реабилитации или абилитации;
установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов разных нозологических групп;
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.


------------------------------------------------------------------