Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2023 N 13-рп "Об утверждении Программы по повышению рождаемости в Санкт-Петербурге на 2023-2025 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июля 2023 г. в„– 13-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2023-2025 ГОДЫ

Во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2023 в„– 436 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости":
1. Утвердить Программу по повышению рождаемости в Санкт-Петербурге на 2023-2025 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы (далее - исполнители мероприятий Программы):
2.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.
2.2. Ежегодно до 15 марта начиная с 2024 года представлять в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга отчеты о выполнении мероприятий Программы.
3. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга:
3.1. Осуществлять координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы при ее реализации.
3.2. В трехмесячный срок разработать и утвердить форму отчета о выполнении мероприятий Программы.
3.3. Ежегодно до 15 апреля начиная с 2024 года формировать отчет о выполнении мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Чечину Н.В.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 03.07.2023 в„– 13-рп

ПРОГРАММА
ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
НА 2023-2025 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

1. Оценка демографического потенциала Санкт-Петербурга

1.1. Численность, структура и движение
населения Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - самый северный в мире город с населением более 1 млн человек.
Санкт-Петербург - мегаполис с высокой плотностью населения (4,0 тыс. человек на кв. км), высоким уровнем экономического развития, развитой транспортной и социальной инфраструктурой.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 в„– 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются 18 районов Санкт-Петербурга (далее - районы).
Внутригородскими муниципальными образованиями города федерального значения Санкт-Петербурга (далее - муниципальные образования) являются муниципальные округа, города и поселки. По состоянию на 01.01.2023 в Санкт-Петербурге насчитывалось 111 муниципальных образований, в том числе 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 поселок.
Санкт-Петербург относится к субъектам с устойчивой динамикой роста численности населения: со времени проведения Всероссийской переписи населения 2010 года (далее - ВПН-2010) численность постоянного населения увеличилась на 722,3 тыс. человек (на 14,8%): с 4879,6 тыс. человек (на 14.10.2010) до 5601,9 тыс. человек (на 01.10.2021 - дату проведения Всероссийской переписи населения 2020 года (далее - ВПН-2020).
Со времени проведения ВПН-2010 численность женщин увеличилась на 14,3% - с 2690,7 тыс. человек (на 14.10.2010) до 3076,2 тыс. человек (на 01.10.2021), численность мужчин увеличилась на 15,4% - с 2188,9 тыс. человек (на 14.10.2010) до 2525,7 тыс. человек (на 01.10.2021).
Численность населения Санкт-Петербурга на 01.01.2022 (с учетом итогов ВПН-2020) составила 5607916 человек, в том числе мужчин - 2529557 человек (45,1%), женщин - 3078359 человек (54,9%).
Среднегодовая численность населения по итогам 2022 года составила 5603980 человек.
Предварительная оценка численности постоянного населения Санкт-Петербурга на 01.01.2023 (с учетом итогов ВПН-2020) составляет 5600044 человека.
Санкт-Петербург является вторым по численности городом России, уступая Москве, в которой на 01.01.2023 (с учетом итогов ВПН-2020) проживали 13097539 человек.
По сравнению с ВПН-2010 численность населения увеличилась в 16 районах, в 2 районах - Центральном и Петроградском - уменьшилась. Наибольший рост отмечен в Пушкинском районе - в 1,9 раза, Приморском районе - на 36,6%, Красносельском районе - на 29%. На 17-19% увеличилась численность жителей Курортного, Невского, Московского и Выборгского районов, на 5-10% - численность жителей Петродворцового, Калининского и Красногвардейского районов, на 2-4% - численность жителей Кировского, Кронштадтского, Василеостровского, Колпинского и Фрунзенского районов, практически не изменилась численность жителей Адмиралтейского района.
Самые многонаселенные районы - это Приморский, Калининский, Невский и Выборгский, в которых численность населения превышает 500 тыс. человек. В этих районах проживают более 40% горожан.
По данным ВПН-2020, в Санкт-Петербурге сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 550,5 тыс. человек (501,8 тыс. человек по итогам ВПН-2010). В 2021 году численность женщин превышала численность мужчин на 21,8%, в 2010 году - на 22,9%.
По данным ВПН-2020, в Санкт-Петербурге преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 25-летнего возраста:



По данным ВПН-2020 средний возраст жителей Санкт-Петербурга по сравнению с итогами ВПН-2010 увеличился на 1,1 года и составил 42,4 года (по сравнению с итогами ВПН-2010 средний возраст мужчин увеличился на 1,3 года, средний возраст женщин - на 0,8 года).
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Санкт-Петербурга привело к увеличению по сравнению с итогами ВПН-2010 доли лиц старше трудоспособного возраста на 1,6%. Доля населения моложе трудоспособного возраста увеличилась по сравнению с итогами ВПН-2010 на 16%, что обусловлено ежегодным ростом числа рождений в период с 2011 по 2016 годы. Доля населения в трудоспособном возрасте за межпереписной период снизилась на 4%. Половину населения трудоспособного возраста составляют лица старше 40 лет.

Таблица 1

Состав населения по полу и возрасту в Санкт-Петербурге
по данным ВПН-2020 (тыс. человек)

в„– п/п
Возрастные группы
Все население, тыс. человек
Мужчины, тыс. человек
Женщины, тыс. человек
Все население, %
Мужчины, %
Женщины, %
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Всего, в том числе в возрасте, лет:
5601,9
2525,7
3076,2
100
100
100
1.1
0-4
231,5
117,9
113,6
4,1
4,7
3,7
1.2
5-9
270,0
138,8
131,2
4,8
5,5
4,3
1.3
10-14
234,3
120,1
114,1
4,2
4,8
3,7
1.4
15-19
261,1
136,0
125,1
4,7
5,4
4,1
1.5
20-24
315,9
165,4
150,5
5,6
6,5
4,9
1.6
25-29
294,7
141,4
153,4
5,3
5,6
5,0
1.7
30-34
480,6
231,6
249,0
8,6
9,2
8,1
1.8
35-39
532,9
256,9
276,0
9,5
10,2
9,0
1.9
40-44
463,9
221,1
242,8
8,3
8,8
7,9
1.10
45-49
414,3
194,3
220,0
7,4
7,7
7,2
1.11
50-54
369,6
169,0
200,6
6,6
6,7
6,5
1.12
55-59
374,1
161,8
212,3
6,7
6,4
6,9
1.13
60-64
390,8
155,5
235,3
7,0
6,2
7,6
1.14
65-69
336,6
124,4
212,2
6,0
4,9
6,9
1.15
70-74
270,6
91,5
179,1
4,8
3,6
5,8
1.16
75-79
125,5
40,7
84,8
2,2
1,6
2,8
1.17
80-84
144,3
39,0
105,4
2,6
1,5
3,4
1.18
85 и более
91,2
20,5
70,6
1,6
0,8
2,3
2.1
Население в возрасте (из общей численности):
моложе трудоспособного
777,9
398,4
379,6
13,9
15,8
12,3
2.2
трудоспособном
3375,1
1711,2
1663,9
60,2
67,8
54,1
2.3
старше трудоспособного
1448,8
416,1
1032,7
25,9
16,5
33,6

По итогам ВПН-2020 число женщин, приходящихся в Санкт-Петербурге на 1000 мужчин, составило 1218 женщин.
Среди населения моложе трудоспособного возраста на 1000 мужчин приходится 953 женщины, среди населения трудоспособного возраста на 1000 мужчин - 972 женщины, среди населения старше трудоспособного возраста на 1000 мужчин - 2482 женщины.
По итогам ВПН-2020 в возрастной группе 20-24 года на 1000 мужчин приходится 910 женщин (по итогам ВПН-2010 - 961 женщина), в возрастной группе 25-29 лет - 1085 женщин (по итогам ВПН-2010 - 1005 женщин), в возрастной группе 30-34 года - 1075 женщин (по итогам ВПН-2010 - 1014 женщин), в возрастной группе 35-39 лет - 1075 женщин (по итогам ВПН-2010 - 1031 женщина), в возрастной группе 40-44 года - 1098 женщин (по итогам ВПН-2010 - 1092 женщины), в возрастной группе 45-49 лет - 1133 женщины (по итогам ВПН-2010 - 1196 женщин).
Рост в Санкт-Петербурге численности населения моложе и старше трудоспособного возраста привел к увеличению по сравнению с итогами ВПН-2010 общего коэффициента демографической нагрузки на население трудоспособного возраста на 9,8%.

Таблица 2

Демографическая нагрузка на население трудоспособного
возраста в Санкт-Петербурге по данным ВПН-2020

в„– п/п
Наименование показателя
2010 г.
2021 г.
2021 г. к 2010 г., %
1
2
3
4
5
1
На 1000 жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста, в том числе:
601
660
109,8
1.1
детей и подростков (0-15 лет)
193
231
119,7
1.2
лиц старше трудоспособного возраста
408
429
105,1

В 2012-2018 годах одним из главных позитивных трендов в Санкт-Петербурге являлся естественный прирост населения (по итогам 2018 года он составил 4179 человек).
Рост численности населения до 2020 года происходил благодаря миграции, чистое сальдо которой полностью компенсировало естественную убыль населения.

Таблица 3

Факторы динамики численности населения в Санкт-Петербурге
в 2016-2021 годах

в„– п/п
Наименование показателя
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Число родившихся, человек
72732
66500
64023
58870
55350
53347
2
Число умерших, человек
61552
60690
59844
59178
73298
84083
3
Естественный прирост (убыль) населения, человек
11180
5810
4179
-308
-17948
-30736
4
Миграционный прирост населения, человек
44709
64546
27776
14482
5260
23897
5
Общий прирост (убыль) населения, человек
55889
70356
31955
14174
-12688
-6839

В 2019-2021 годах в Санкт-Петербурге фиксировалась естественная убыль населения (в 2019 году естественная убыль населения составила 308 человек, в 2020 году - 17948 человек, в 2021 году - 30736 человек).

Таблица 4

Относительные показатели естественного и механического
движения населения в Санкт-Петербурге в 2016-2021 годах

в„– п/п
Наименование показателя
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Общий коэффициент рождаемости, о/оо
13,8
12,5
11,9
10,9
10,3
9,9
2
Общий коэффициент смертности, о/оо
11,7
11,5
11,1
11,0
13,5
15,6
3
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, о/оо
2,1
1,0
0,8
-0,1
-3,2
-5,7
4
Коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек)
85,1
121,4
51,7
26,9
7,8
44,4

По итогам 2021 года в Санкт-Петербурге:
уровень рождаемости, характеризуемый общим коэффициентом рождаемости, был ниже, чем в Москве (10,3о/оо), но выше, чем в среднем по Российской Федерации (9,6о/оо);
уровень смертности, характеризуемый общим коэффициентом смертности, был выше, чем в Москве (13,6о/оо), но ниже чем в среднем по Российской Федерации (16,7о/оо);
коэффициент естественной убыли населения был выше, чем в Москве (-3,3о/оо), но ниже, чем в среднем по Российской Федерации (-7,1о/оо);
коэффициент миграционного прироста населения был выше, чем в Москве (18,1 на 10 тыс. человек) и в среднем по Российской Федерации (29,5 на 10 тыс. человек).
В 2021 году миграционный прирост в Санкт-Петербурге увеличился по сравнению с 2020 годом в 4,5 раза и достиг значения 23897 человек.
Увеличение миграционного прироста в 2021 году было связано с частичным снятием ограничений из-за пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), что привело к увеличению миграционных потоков с другими регионами Российской Федерации, со странами СНГ и другими зарубежными государствами.
Миграционная убыль за счет зарубежных стран в 2021 году сменилась на прирост (миграционный прирост за счет стран СНГ увеличился до 14986 человек).
Доля мигрантов трудоспособного возраста в миграционном приросте населения в Санкт-Петербурге по итогам 2021 года составила 84,9% (при этом среди мигрантов в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного возраста преобладали женщины).
По итогам 2022 года естественная убыль населения в Санкт-Петербурге по сравнению с 2021 годом уменьшилась в 2,1 раза и составила 14443 человека. Миграционный прирост по сравнению с 2021 годом сократился в 3,6 раза и составил 6571 человек. Общая убыль населения увеличилась до 7872 человек.

1.2. Структура женского населения в репродуктивном возрасте,
показатели рождаемости и прерывания беременности
в Санкт-Петербурге

Численность женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) составила по данным ВПН-2020 1416,8 тыс. человек и увеличилась со времени проведения ВПН-2010 на 8,5%.
В Санкт-Петербурге в последние годы существенно сократилась численность женщин активного репродуктивного возраста (в возрастных группах 20-29 лет).
В возрастной группе 20-24 года сокращение численности женщин с 2010 года составило 17,9% (численность женщин этой возрастной группы уменьшилась с 183,4 тыс. человек в 2010 году до 150,5 тыс. человек по итогам 2021 года). В возрастной группе 25-29 лет сокращение численности женщин за аналогичный период составило 26,3%.
Доля рождений в возрастной группе 20-24 года в общем числе рождений сократилась в Санкт-Петербурге с 19,6% в 2011 году до 9,6% по итогам 2021 года, в возрастной группе 25-29 лет - с 38,3% в 2011 году до 24,9% по итогам 2021 года.
Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 25-29 лет (число родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста) в 2018-2022 годах в Санкт-Петербурге фиксировались ниже, чем в Москве и в среднем по Российской Федерации.

Таблица 5

Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 25-29 лет

в„– п/п
Наименование субъекта
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
1
2
3
4
5
6
7
1
Российская Федерация
96,5
91,2
92,6
94,8
88,9
2
Москва
88,2
95,8
98,1
114,6
89,7
3
Санкт-Петербург
87,0
81,4
83,5
87,9
81,4

В возрастных группах старше 29 лет, наоборот, отмечается увеличение доли рождений. Доля рождений в возрастной группе 30-34 года в общем числе рождений увеличилась с 25,8% в 2011 году до 36% по итогам 2021 года, в возрастной группе 35-39 лет - с 11,3% в 2011 году до 22,5% по итогам 2021 года, в возрастной группе 40-49 лет - с 2,4% в 2011 году до 5,5% по итогам 2021 года.
Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 30-34 года (число родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста) в 2021-2022 годах в Санкт-Петербурге фиксировались ниже, чем в Москве, но выше, чем в среднем по Российской Федерации.

Таблица 6

Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 30-34 года

в„– п/п
Наименование субъекта
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
1
2
3
4
5
6
7
1
Российская Федерация
76,1
71,6
70,8
71,0
65,6
2
Москва
77,2
80,0
75,0
79,9
75,4
3
Санкт-Петербург
88,9
81,8
76,0
74,2
70,6

Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 35-39 лет (число родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста) в 2021-2022 годах в Санкт-Петербурге фиксировались ниже, чем в Москве, но выше, чем в среднем по Российской Федерации.

Таблица 7

Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 35-39 лет

в„– п/п
Наименование субъекта
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
1
2
3
4
5
6
7
1
Российская Федерация
39,7
38,7
39,2
40,1
41,1
2
Москва
42,3
45,2
43,1
47,4
50,0
3
Санкт-Петербург
50,0
47,8
46,2
47,2
46,2

Доля рождений первых детей от общего числа рождений в Санкт-Петербурге по итогам 2021 года уменьшилась до 43,75% (в 2018 году - 46,23%), доля вторых рождений уменьшилась до 35,8% (в 2018 году - 37,68%), а доля третьих и последующих рождений увеличилась до 19,88% (в 2018 году - 15,89%).

Таблица 8

Динамика доли рождений детей каждой очередности
от общего числа рождений в Санкт-Петербурге

в„– п/п
Наименование субъекта
Очередность рождения
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
1
Санкт-Петербург
Первого ребенка
46,23%
45,88%
44,53%
43,75%
Второго ребенка
37,68%
36,95%
36,18%
35,80%
Третьего ребенка
12,05%
12,79%
13,80%
14,49%
Четвертого ребенка
2,80%
3,15%
3,40%
3,86%
Пятого и последующих детей
1,04%
1,17%
1,39%
1,53%
2
Российская Федерация
Первого ребенка
37,58%
37,62%
36,49%
35,41%
Второго ребенка
38,75%
37,13%
36,17%
35,87%
Третьего ребенка
16,14%
17,09%
18,08%
18,83%
Четвертого ребенка
4,70%
5,22%
5,73%
6,11%
Пятого и последующих детей
2,55%
2,90%
3,20%
3,43%

По итогам ВПН-2020 25,9% женщин в возрасте 15 лет и старше, проживающих в Санкт-Петербурге, не родили за свою жизнь ни одного ребенка (по итогам ВПН-2010 - 25,6%), 42,7% - только одного ребенка (по итогам ВПН-2010 - 44,2%), 26,2% - двоих (по итогам ВПН-2010 - 26,1%), 4,2% - троих (по итогам ВПН-2010 - 3,2%), 0,6% - четверых (по итогам ВПН-2010 - 0,5%), 0,3% - пятерых и более детей (по итогам ВПН-2010 - 0,4%).
В Санкт-Петербурге ежегодно увеличивается число многодетных семей. По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" на 01.01.2023 в городе проживали 53004 многодетных семьи, в которых воспитывались 171248 детей. (Год назад (на 01.01.2022) многодетных семей было на 2629 меньше).
Динамика специального коэффициента рождаемости в последние годы имеет тенденцию к снижению (значения показателя в Санкт-Петербурге были выше, чем в среднем по Российской Федерации, но по итогам 2021 года они сравнялись).

Таблица 9

Динамика специального коэффициента рождаемости

в„– п/п
Наименование субъекта
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Российская Федерация
0,0536
0,0483
0,0461
0,0428
0,0418
0,0410
2
Санкт-Петербург
0,0549
0,0499
0,0479
0,0442
0,0421
0,0410

Динамика численности мужчин в возрасте 15-49 лет, приходящихся на одну женщину фертильного возраста, в последние годы имеет тенденцию к снижению (при этом значения показателя в Санкт-Петербурге были ниже, чем в среднем по Российской Федерации).

Таблица 10

Динамика численности мужчин в возрасте 15-49 лет,
приходящихся на одну женщину фертильного возраста,
в Санкт-Петербурге

в„– п/п
Наименование субъекта
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Российская Федерация
0,9861
0,9871
0,9887
0,9896
0,9917
0,9916
0,9943
2
Санкт-Петербург
0,9692
0,9646
0,9640
0,9627
0,9582
0,9549
0,9538

Снижение рождаемости в Санкт-Петербурге происходит за счет снижения интенсивности рождений первых и вторых детей.
Динамика суммарных коэффициентов рождаемости первых и вторых детей в последние годы имеет тенденцию к снижению.
Динамика суммарных коэффициентов рождаемости третьих и последующих детей в последние годы имеет тенденцию к росту (при этом значения коэффициентов в Санкт-Петербурге ниже, чем в среднем по Российской Федерации).

Таблица 11

Динамика суммарных коэффициентов рождаемости
по очередности рождений

в„– п/п
Наименование субъекта
Очередность
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Санкт-Петербург
Первого ребенка
0,818
0,748
0,725
0,700
0,683
0,684
Второго ребенка
0,610
0,543
0,522
0,480
0,462
0,459
Третьего ребенка
0,162
0,161
0,165
0,161
0,168
0,174
Четвертого ребенка
0,032
0,035
0,039
0,040
0,041
0,044
Пятого и последующих детей
0,012
0,013
0,015
0,015
0,017
0,018
2
Российская Федерация
Первого ребенка
0,757
0,697
0,664
0,638
0,625
0,609
Второго ребенка
0,683
0,601
0,582
0,531
0,523
0,524
Третьего ребенка
0,228
0,226
0,231
0,229
0,241
0,250
Четвертого ребенка
0,062
0,063
0,067
0,069
0,075
0,079
Пятого и последующих детей
0,032
0,034
0,035
0,037
0,041
0,043

Негативные тенденции в сфере рождаемости также обусловлены сохранением в Санкт-Петербурге относительно высокого уровня абортов (при этом именно снижение числа абортов является главным резервом роста числа рождений в условиях ежегодного снижения числа женщин в активном репродуктивном возрасте).
Число рождений превысило число абортов в Санкт-Петербурге только в 2005 году.
Общее число абортов в Санкт-Петербурге уменьшилось с 24,8 тыс. в 2016 году до 15,7 тыс. по итогам 2021 года (на 36,7%).
Число абортов на 100 родов снизилось с 34,4 в 2016 году до 29,7 по итогам 2021 года (на 13,7%).
Число абортов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет снизилось с 18,7 в 2016 году до 12,1 по итогам 2021 года (на 35,3%).

Таблица 12

Прерывание беременности (аборты) в Санкт-Петербурге

в„– п/п
Наименование показателя
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Число абортов:
всего, тыс.
24,8
20,6
18,7
19,0
16,6
15,7
2
на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет, ед.
18,7
15,5
14,0
14,3
12,6
12,1
3
на 100 родов, ед.
34,4
31,4
29,6
32,6
29,9
29,7

Число абортов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет в Санкт-Петербурге ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Таблица 13

Число абортов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет

в„– п/п
Наименование субъекта
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
1
Санкт-Петербург
14,0
14,3
12,6
12,1
2
Российская Федерация
18,9
17,9
16,0
15,1

Значения коэффициента материнской смертности в Санкт-Петербурге выше, чем в Москве и в среднем по Российской Федерации.

Таблица 14

Динамика коэффициента материнской смертности
(число случаев на 100 тыс. родившихся живыми)

в„– п/п
Наименование субъекта
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Российская Федерация
10,0
8,8
9,1
9
11,2
34,5
2
Москва
17,2
14,2
13,6
9,6
15,9
18,5
3
Санкт-Петербург
17,9
19,5
9,4
13,6
23,5
56,2

Значения коэффициента младенческой смертности в Санкт-Петербурге ниже, чем в Москве и в среднем по Российской Федерации.

Таблица 15

Динамика коэффициента младенческой смертности

(о/оо)
в„– п/п
Наименование субъекта
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Российская Федерация
6,0
5,5
5,1
4,9
4,5
4,6
4,5
2
Москва
5,7
5,7
5,4
4,8
3,5
3,6
3,5
3
Санкт-Петербург
3,9
3,6
3,8
3,6
3,3
3,7
3,4

Негативные тенденции в сфере рождаемости также обусловлены увеличением возраста матери при рождении первенца (что при относительно высоком уровне абортов потенциально ведет к ухудшению репродуктивного и общего здоровья женщин).
Средний возраст матери при рождении ребенка в Санкт-Петербурге составляет без малого 30 лет, в разрезе вторых и последующих детей - превышает 30 лет. При этом возраст матери при рождении первенца в Санкт-Петербурге в последние годы был выше, чем в среднем по Российской Федерации (по итогам 2021 года - на 2,1 года).

Таблица 16

Средний возраст матери при рождении ребенка

в„– п/п
Наименование субъекта
Очередность
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
1
Санкт-Петербург
По всем детям
30,0
29,9
29,9
29,8
Первого ребенка
27,8
27,6
27,5
27,6
Второго ребенка
31,3
31,3
31,2
31,0
Третьего ребенка
33,5
33,5
33,3
33,1
Четвертого ребенка
34,9
34,8
34,7
34,5
Пятого и последующих детей
35,6
35,7
36,0
35,9
2
Российская Федерация
По всем детям
28,2
28,2
28,3
28,4
Первого ребенка
25,4
25,4
25,4
25,5
Второго ребенка
29,2
29,2
29,1
29,1
Третьего ребенка
31,6
31,5
31,5
31,6
Четвертого ребенка
32,4
32,5
32,6
32,6
Пятого и последующих детей
33,8
34,0
34,0
34,0

Кроме того, низкая рождаемость объясняется "старением" в Санкт-Петербурге возрастной структуры вступивших в брак, что является еще одним негативным фактором для рождаемости.
Как у мужчин, так и у женщин устойчиво растет доля браков, приходящаяся на возрастную группу 25-34 года, в то время как в возрастной группе 18-24 года доля браков из года в год постепенно снижается.
В итоге за последние 20 лет ситуация изменилась у мужчин значительно, у женщин - принципиально: если в 2000 году среди вступающих в брак женщин относительное большинство составляли 18-24-летние, а среди мужчин доля находящихся в этом возрасте была близка к доле доминирующей группы 25-34-летних, то после 2015 года в Санкт-Петербурге уже каждый второй мужчина и каждая вторая женщина заключили брак в возрасте 25-34 года.
При этом доля вступивших в брак лиц 35 лет и старше как у мужчин, так и у женщин долгое время практически не менялась. В последние годы эта доля также стала расти, и после 2020 года достигла максимальных значений как у мужчин (35,1%), так и у женщин (27,8%).
С учетом того, что в Санкт-Петербурге примерно 67% как мужчин, так и женщин вступают в брак впервые, то можно говорить об увеличении среднего возраста вступления в первый брак, который является важным фактором, влияющим на рождаемость, поскольку данный показатель коррелирует с началом процесса деторождения: откладывание брака часто ведет к откладыванию рождения детей. Поэтому тенденция сдвига возраста вступления в брак хотя и имеет позитивную сторону (в браки вступают более социально зрелые люди), но для рождаемости является крайне негативным фактором.
Доля детей, родившихся в браке, от общего числа рождений в Санкт-Петербурге в последние годы снижается (по итогам 2021 года она уменьшилась до 80,9%). Доля детей, родившихся вне брака, от общего числа рождений в Санкт-Петербурге в последние годы растет (по итогам 2021 года она увеличилась соответственно до 19,1%).

Таблица 17

Динамика доли детей, родившихся в браке, и доли детей,
родившихся вне брака, от общего числа рождений

в„– п/п
Наименование субъекта
В браке/вне брака
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Санкт-Петербург
Родившиеся в браке
82,9%
82,3%
82,3%
82,0%
81,3%
80,9%
Родившиеся вне брака
17,1%
17,7%
17,7%
18,0%
18,7%
19,1%
2
Российская Федерация
Родившиеся в браке
78,9%
78,8%
78,8%
79,1%
78,3%
78,0%
Родившиеся вне брака
21,1%
21,2%
21,2%
20,9%
21,7%
22,0%

Число рождений коррелирует с соотношением регистрируемых браков и разводов: чем меньше это соотношение, тем выше уровень рождаемости и наоборот.
Наихудшее соотношение числа разводов на 1000 браков было зарегистрировано в Санкт-Петербурге в 2002 году (921 развод на 1000 браков).
Соотношение браков и разводов в Санкт-Петербурге выше, чем в целом по Российской Федерации.

Таблица 18

Динамика отношения браков к разводам

в„– п/п
Наименование субъекта
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Санкт-Петербург
2,021
2,106
1,708
1,840
1,810
1,938
2
Российская Федерация
1,595
1,714
1,525
1,548
1,359
1,432

Негативные тенденции в сфере рождаемости в планируемом периоде также могут быть обусловлены:
ухудшением репродуктивного здоровья населения Санкт-Петербурга;
снижением репродуктивных установок и откладыванием рождений в условиях продолжающейся пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), усиления санкционного давления на Россию и возможного снижения реальных денежных доходов населения.

2. Меры региональной демографической политики,
направленные на стимулирование рождаемости

Меры региональной демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости, пропаганду ответственного родительства и многодетности в Санкт-Петербурге предусмотрены следующими документами:
Концепцией демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2015 в„– 79-рп;
Планом мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2021 в„– 17-рп;
Планом мероприятий на 2020-2025 годы по реализации в Санкт-Петербурге Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 в„– 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2020 в„– 38-рп;
государственной программой Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга 04.06.2014 в„– 453;
государственной программой Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 491;
государственной программой Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 497;
государственной программой Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 в„– 553;
региональными проектами Санкт-Петербурга по направлениям "Демография" и "Здравоохранение".
Служба родовспоможения Санкт-Петербурга представлена 21 родовспомогательным учреждением (7 родильных домов; 4 акушерских отделения многопрофильных стационаров; городской перинатальный центр, перепрофилированный в 2020 году в ГБУЗ "Родильный дом в„– 18"; 5 акушерских клиник в медицинских организациях федерального подчинения, 2 из которых являются перинатальными центрами; 4 частных родильных дома).
Из 21 учреждения родовспоможения 18 являются родовспомогательными учреждениями второго уровня и 3 - третьего уровня оказания медицинской помощи.
Каждый родильный дом оснащен необходимым современным реанимационным оборудованием для оказания помощи новорожденным, имеет прямую связь с реанимационно-консультативным центром и возможность специализированной транспортировки новорожденных в стационары, оказывающие медицинскую помощь по профилю "неонатология". В первые сутки жизни новорожденные, находящиеся на койках интенсивной терапии, поступают под дистанционное интенсивное наблюдение в реанимационно-консультативный центр, оснащенный реанимационными выездными бригадами для транспортировки новорожденных. Все автомобили оборудованы инкубаторами, аппаратами для искусственной вентиляции легких, инфузионными насосами, мониторами для пациента, системами жизнеобеспечения.
Специализированная медицинская помощь новорожденным детям, в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела, оказывается на постах неонатальной реанимации в родильных домах, в городском перинатальном центре, в акушерских отделениях многопрофильных стационаров, в отделениях реанимации новорожденных 4 детских городских больниц, на реанимационных койках в учреждениях федерального подчинения. Учреждения родовспоможения обеспечиваются препаратами для реанимации новорожденных и сурфактантами.
Распоряжением Комитета по здравоохранению от 03.12.2019 в„– 644-р "Об организации оказания медицинской помощи в Санкт-Петербурге по профилю "акушерство и гинекология" утверждены листы маршрутизации беременных группы высокого акушерского и перинатального риска при оказании медицинской помощи, в том числе в женских консультациях, в целях получения консультативно-диагностической помощи в амбулаторных центрах. Утверждены группы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", включая медицинские организации различной ведомственной принадлежности, графики дежурств (листы маршрутизации), в том числе при оказании медицинской помощи женщинам с экстрагенитальной патологией, инфекционными заболеваниями, при искусственном прерывании беременности.
В целях сохранения репродуктивного здоровья населения проводятся профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, обеспечивается деятельность служб охраны репродуктивного здоровья, совершенствуется деятельность школ здоровья.
В рамках профилактики невынашиваемости беременности, профилактики и снижения числа абортов обеспечивается обследование беременных женщин высокой группы риска, реализуется санаторно-курортное лечение беременных женщин с хроническими заболеваниями, проводится доабортное консультирование женщин, намеревающихся по собственному желанию сделать аборт на сроке до 12 недель беременности, развивается сеть кабинетов медико-социальной профилактики в женских консультациях, совершенствуется оказание медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в ситуации репродуктивного выбора.
В целях улучшения демографической ситуации на территории Санкт-Петербурга осуществляется лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий за счет средств обязательного медицинского страхования. В рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (город федерального значения Санкт-Петербург)" (далее - региональный проект) для пар, страдающих бесплодием, в течение 2022 года были выполнены 4283 процедуры экстракорпорального оплодотворения за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе: 852 полных цикла без применения криоконсервации эмбрионов; 1162 полных цикла с применением криоконсервации эмбрионов; 2269 переносов в полость матки размороженного эмбриона после криоконсервации.
В результате увеличения объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий за весь период реализации регионального проекта зафиксировано более 10,7 тыс. дополнительных рождений.
21.10.2022 вице-губернатором Санкт-Петербурга Эргашевым О.Н. была утверждена "Концепция развития медицинской и социальной помощи беременным женщинам, детям, матерям и семьям, воспитывающим детей" (далее - Концепция), которая определяет приоритетные направления и способы обеспечения в среднесрочной перспективе устойчивого снижения числа абортов, материнской и младенческой смертности, роста рождаемости, укрепления репродуктивного здоровья населения.
Задачами Концепции являются: укрепление репродуктивного здоровья; совершенствование оказания медицинской помощи при лечении бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий; снижение рисков, связанных с невынашиваемостью беременности; профилактика и снижение числа абортов, развитие медико-психологической службы, ориентированной на профилактику абортов и сохранение беременности; совершенствование межведомственного взаимодействия в ходе оказания медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с беременностью и материнством; развитие программ медицинского туризма для родоразрешения в родильных домах Санкт-Петербурга.
В рамках реализации Концепции получат развитие такие медико-социальные проекты, как "Ведение беременности и родов у несовершеннолетних беременных", "Многодетная беременная", "Социальная няня".
В рамках регионального проекта по итогам 2022 года 32114 семьям была назначена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет субвенции из федерального бюджета на сумму 3483,6 млн руб.
На финансирование региональных мер социальной поддержки, установленных Социальным кодексом Санкт-Петербурга семьям в связи с рождением детей определенной очередности, в 2022 году в рамках регионального проекта было направлено 12234,1 млн руб., в том числе на предоставление:
единовременной компенсационной выплаты женщинам, родившим в возрасте от 19 до 24 лет включительно первого ребенка - 169,1 млн руб. (размер выплаты в 2022 году - 60603,00 руб., в 2023 году - 65585,00 руб.; количество получателей выплаты в 2022 году - 2885 женщин) (указанная выплата содействует профилактике абортов, стимулированию рождений первенцев в возрастной группе 19-24 года, а также смещению возрастной кривой рождаемости в сторону более младших возрастов);
единовременной компенсационной выплаты при рождении первого ребенка - 629,6 млн руб. (размер выплаты в 2022 году - 36168,00 руб., в 2023 году - 39141,00 руб.); количество получателей выплаты в 2022 году - 18013 чел.);
единовременной компенсационной выплаты при рождении второго ребенка - 637,8 млн руб. (размер выплаты в 2022 году - 48227,00 руб., в 2023 году - 52191,00 руб.); количество получателей выплаты в 2022 году - 13687 чел.);
единовременной компенсационной выплаты при рождении третьего и последующих детей - 441,9 млн руб. (размер выплаты в 2022 году - 60280,00 руб., в 2023 году - 65235,00 руб.); количество получателей выплаты в 2022 году - 7448 чел.);
ежемесячной социальной выплаты студенческим семьям - 4,7 млн руб. (размер выплаты в 2022 году - 4426,00 руб., в 2023 году - 4790,00 руб.); количество получателей выплаты в 2022 году - 123 чел.);
ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума для детей, устанавливаемой ежегодно Правительством Санкт-Петербурга - 1476,2 млн руб. (количество получателей выплаты в 2022 году - 10768 чел.);
материнского (семейного) капитала в Санкт-Петербурге - 735,2 млн руб. (размер регионального материнского капитала в 2022 году - 179470,95 руб., в 2023 году - 194223,46 руб.);
земельного капитала в Санкт-Петербурге - 1190,4 млн руб. (размер регионального земельного капитала в 2022 году - 382352,44 руб., в 2023 году - 430333,09 руб.).
В целях развития экономической самостоятельности петербургских семей обеспечивается создание условий для совмещения родителями профессиональных и семейных обязанностей.
В рамках федерального проекта "Содействие занятости" осуществляется организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей в возрасте до семи лет включительно; женщин, зарегистрированных в органах службы занятости.
В рамках реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 в„– 490 оказывается содействие трудоустройству женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин, относящихся к категории граждан предпенсионного возраста, а также женщин, имеющих инвалидность, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости (неполное рабочее время, дистанционная занятость, разделение рабочего дня на части, сокращенный рабочий день, гибкий режим работы).
В рамках реализации государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга 04.06.2014 в„– 453, в 2022 году были созданы 4626 мест для детей дошкольного возраста, в том числе 960 мест для детей в возрасте до трех лет.
Дополнительные места в системе дошкольного образования создаются за счет строительства новых детских садов, выкупа и безвозмездной передачи от инвесторов в собственность Санкт-Петербурга соответствующих объектов, капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений, а также за счет развития вариативных форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания, служб ранней помощи, центров игрового развития, семейных групп).
По итогам 2022 года уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, в Санкт-Петербурге превышал аналогичный показатель в Москве и в среднем по Российской Федерации.

Таблица 19

Динамика уровня занятости женщин, имеющих детей
дошкольного возраста

(%)
в„– п/п
Наименование субъекта
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
1
2
3
4
5
6
1
Санкт-Петербург
72,3
72,8
75,2
77,2
2
Москва
72,4
73,3
75,9
76,0
3
Российская Федерация
67,0
66,0
67,1
67,9

По итогам 2022 года уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в Санкт-Петербурге также превышал аналогичный показатель в Москве и в среднем по Российской Федерации.

Таблица 20

Динамика уровня занятости женщин, имеющих детей
в возрасте до трех лет

(%)
в„– п/п
Наименование субъекта
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
1
2
3
4
5
6
1
Санкт-Петербург
56,7
50,6
56,2
58,8
2
Москва
46,1
46,9
50,1
57,0
3
Российская Федерация
50,5
47,9
48,5
48,5

Мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей и семей с детьми реализуются в рамках государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 491.
В рамках предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, из числа граждан, состоящих в браке, если возраст обоих или одного из супругов на дату обращения не превышает 35 лет, имеющих несовершеннолетних детей, и граждан, не состоящих в браке, возраст которых на дату обращения не превышает 35 лет, имеющих несовершеннолетних детей, а также гражданам - участникам целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", которым не было оказано содействие Санкт-Петербурга по 31.12.2021, в течение 2022 года были предоставлены социальные выплаты 1022 семьям на сумму 2199,9 млн руб., 360 семьям были предоставлены целевые жилищные займы на приобретение или строительство жилья, 35 семей приобрели жилые помещения в беспроцентную рассрочку.
В рамках предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, являющихся заемщиками (созаемщиками) по договору ипотечного кредитования, один из членов семьи которых является заемщиком по договору ипотечного кредитования, имеющих несовершеннолетних детей, а также гражданам - участникам целевой программы Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге", которым не было оказано содействие Санкт-Петербурга по 31.12.2021, в течение 2022 года улучшили жилищные условия 982 семьи (общая сумма выплат составила 903,5 млн руб.).
В рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2005 в„– 648-91 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы", утратившим силу с 01.01.2023, ее участникам предоставлялись жилые помещения в беспроцентную рассрочку сроком на 10 лет. В течение 2022 года жилые помещения были предоставлены 243 семьям. Кроме того, 189 семьям были предоставлены социальные выплаты в последний год рассрочки на оплату остатка стоимости жилых помещений в размере 20% от их стоимости при реализации государственного содействия, решение о предоставлении которых было принято в 2006-2011 годах, на сумму 89,3 млн руб.
В рамках предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, являющимся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) комнат (долей) в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению, в течение 2022 года социальные выплаты были предоставлены 1510 семьям на сумму 3899,2 млн руб.
В рамках предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в течение 2022 года социальные выплаты были предоставлены 747 многодетным семьям на сумму 6000,0 млн руб.
Доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия, от числа многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, превышает в Санкт-Петербурге аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации.

Таблица 21

Доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия,
от числа многодетных семей, стоящих на учете
в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (%)

в„– п/п
Наименование субъекта
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Санкт-Петербург
16,87
16,83
8,60
24,55
23,77
34,53
2
Российская Федерация
4,65
3,77
3,30
4,36
4,10
4,09

Таблица 22

Число многодетных семей, получивших жилые помещения
и улучшивших жилищные условия (ед.)

в„– п/п
Наименование субъекта
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Санкт-Петербург
906
958
523
1158
1048
1200
2
Российская Федерация
6013
4963
4378
5776
5504
5480

3. Прогноз абсолютных и относительных показателей
рождаемости в Санкт-Петербурге на период до 2030 года

Прогноз абсолютных и относительных показателей рождаемости в Санкт-Петербурге на период до 2030 года выполнен на программно-технических средствах государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" (далее - ИС ИАО) с использованием программного компонента "Прогнозирование демографического развития региона. ИС ИАО" (далее - программный компонент "Демография").
Программный компонент "Демография" предназначен для формирования прогноза численности и возрастно-половой структуры населения, а также основных показателей демографического развития Санкт-Петербурга.
Прогнозирование демографических показателей в программном компоненте "Демография" осуществлялось на основе задаваемых экспертами сценариев (базового (сценарий в„– 1) и целевого варианта (сценарий в„– 2), отражающих динамику показателей рождаемости, смертности и миграционного прироста в прогнозируемом периоде на основе анализа демографического потенциала Санкт-Петербурга с использованием метода передвижки возрастов.

Таблица 23

Результаты прогнозирования абсолютных и относительных
показателей рождаемости и коэффициента миграционного
прироста в Санкт-Петербурге на период до 2030 года

в„– п/п
Показатели
Сценарии прогнозирования
2022 г. (факт)
2023 г. (оценка)
2024 г. (прогноз)
2025 г. (прогноз)
2030 г. (прогноз)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Численность родившихся в Санкт-Петербурге, человек
Сценарий в„– 1
50663
44180
42730
40860
34960
Сценарий в„– 2
50663
47580
45990
44430
37200
2
Общий коэффициент рождаемости, о/оо
Сценарий в„– 1
9,04
7,89
7,63
7,30
6,29
Сценарий в„– 2
9,04
8,49
8,20
7,92
6,58
3
Суммарный коэффициент рождаемости, ед.
Сценарий в„– 1
1,376
1,163
1,176
1,176
1,253
Сценарий в„– 2
1,376
1,253
1,265
1,278
1,329
4
Коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек)
Сценарий в„– 1
10,75
10,86
11,63
12,45
26,69
Сценарий в„– 2
10,75
11,64
12,45
13,36
28,31

4. Цель, приоритетные направления и мероприятия Программы

Целью Программы является достижение целевых значений числа рождений в Санкт-Петербурге на 2023-2025 годы, указанных в следующей таблице.

Таблица 24

Целевые значения показателей рождаемости в Санкт-Петербурге
в 2023-2025 годах

в„– п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя
2022 г. (факт)
2023 г. (план)
2024 г. (план)
2025 г. (план)
1
2
3
4
5
6
7
1
Целевое значение числа рождений в Санкт-Петербурге
Человек
50663
47580
45990
47296
2
Число дополнительных рождений в Санкт-Петербурге к базовому сценарию в результате реализации мероприятий Программы
Человек
-
3400
3260
6436

Приоритетными направлениями Программы являются:
улучшение репродуктивного здоровья населения, совершенствование вспомогательных репродуктивных технологий;
профилактика и снижение числа абортов;
повышение качества и доступности услуг в сфере родовспоможения и детства;
поддержка петербургских семей в связи с рождением и воспитанием детей;
создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей;
улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми;
популяризация семейных ценностей, ответственного родительства и многодетности, повышение информированности населения о мерах поддержки семей с детьми.

Перечень мероприятий Программы (далее - Перечень)

в„– п/п
Наименование мероприятия
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя
Ожидаемые результаты
Ответственный исполнитель
2022 г. (факт)
2023 г. (план)
2024 г. (план)
2025 г. (план)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Улучшение репродуктивного здоровья населения, совершенствование вспомогательных репродуктивных технологий
1.1
Проведение медицинских профилактических осмотров несовершеннолетних в целях профилактики заболеваний репродуктивной системы с последующим выполнением программ лечения
Количество осмотренных несовершеннолетних
Человек
115050
110000
105000
100000
Устранение или максимальное снижение рисков, связанных с репродуктивным здоровьем несовершеннолетних
АР,
КЗ
1.2
Обеспечение деятельности службы охраны репродуктивного здоровья подростков в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга
Количество центров охраны репродуктивного здоровья подростков
Ед.
16
16
17
17
Обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья подростков
АР,
КЗ
1.3
Совершенствование работы школ здоровья, включая школы по психопрофилактике и подготовке к родам в женских консультациях, и школ по воспитанию здорового ребенка в детских поликлиниках
Количество женских консультаций
Ед.
47
47
47
47
Обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья подростков и молодежи
АР,
КЗ
Количество детских поликлиник
Ед.
78
78
78
78
1.4
Развитие вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО), способствующих увеличению рождаемости
Количество проведенных процедур
Ед.
4283
4384
4582
4585
Рост числа дополнительных рождений
КЗ,
АР
Число дополнительных рождений
Человек
-
2290
2360
2765
1.5
Повышение информированности населения о возможностях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим бесплодием, путем применения вспомогательных репродуктивных технологий
-
-
-
-
-
-
Рост числа дополнительных рождений
КЗ,
КСП,
КПВСМИ,
АР
Ожидаемый прирост числа рождений в результате реализации мероприятий, включенных в раздел 1 Перечня
Человек
-
2290
2360
2765
-
-
2. Профилактика и снижение числа абортов
2.1
Комплексное сопровождение многодетных беременных, несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних матерей с детьми (с учетом эффективных практик ГБУЗ "Родильный дом в„– 10", ГБУЗ "Ювента")
Охват многодетных беременных, несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних матерей с детьми комплексным сопровождением
%
70
80
85
90
Увеличение числа женщин, принявших решение сохранить беременность
АР,
КЗ
2.2
Организация проведения доабортного консультирования среди женщин, намеревающихся по собственному желанию сделать аборт до 12 недель беременности
Доля женщин, принявших решение сохранить беременность, от числа женщин, обратившихся за направлением на аборт
%
13
13
15
17
Увеличение числа женщин, принявших решение сохранить беременность
АР,
КЗ
Число дополнительных рождений
Человек
-
200
220
300
2.3
Перевод женских консультаций в формат работы в соответствии с принципами бережливых технологий
Доля женских консультаций, работающих в формате бережливых технологий
%
10
10
30
50
Повышение качества медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
АР,
КЗ
2.4
Организация проведения информационно-просветительских мероприятий по профилактике абортов и нежелательной беременности
Количество женщин, вовлеченных в мероприятия
Человек
1335
1360
1380
1400
Снижение числа абортов, снижение риска повторных абортов
АР,
КЗ,
КПВСМИ,
КМПВОО,
КСП
Ожидаемый прирост числа рождений в результате реализации мероприятий, включенных в раздел 2 Перечня
Человек
-
200
220
350
-
-
3. Повышение качества и доступности услуг в сфере родовспоможения и детства
3.1
Создание общегородского регистра беременных
Число медицинских организаций, подключенных к общегородскому регистру беременных
%
-
70
80
90
Снижение рисков акушерских осложнений, перинатальной и материнской смертности
КЗ
3.2
Организация выхаживания детей с экстремально низкой массой тела
Ранняя неонатальная смертность
Случаев на 1000 родившихся живыми
1,0
1,0
1,0
1,0
Снижение неонатальной смертности
КЗ
3.3
Реализация мероприятий, направленных на профилактику и снижение материнской смертности
Материнская смертность
Случаев на 100 тыс. родившихся живыми
23,7
18,0
17,6
17,6
Снижение материнской смертности
КЗ
3.4
Реализация мероприятий, направленных на профилактику и снижение младенческой смертности
Младенческая смертность
Случаев на 1000 родившихся живыми
3,4
3,4
3,3
3,2
Снижение младенческой смертности
КЗ
3.5
Организация психологического сопровождения женщин, перенесших перинатальную утрату, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций
Доля женщин, перенесших перинатальную утрату, обеспеченных психологическим сопровождением
%
10
20
30
50
Сохранение психологического здоровья женщин, снижение перинатальных рисков последующей беременности
АР,
КСП
Ожидаемый прирост числа рождений в результате реализации мероприятий, включенных в раздел 3 Перечня
Человек
-
150
70
150
-
-
4. Поддержка петербургских семей в связи с рождением и воспитанием детей
4.1
Реализация Закона в„– 728-132 в части предоставления следующих дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей: единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка (в зависимости от очередности рождений)
Число получателей единовременной компенсационной выплаты
Человек
38694
40053
39731
39257
Повышение уровня жизни семей с детьми, стимулирование рождений определенной очередности в определенных возрастных группах
КСП,
АР
единовременная компенсационная выплата женщинам, родившим в возрасте от 19 до 24 лет включительно первого ребенка
Число получателей единовременной компенсационной выплаты
Человек
2885
2634
2710
2805
ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания (в зависимости от очередности рождений)
Число получателей ежемесячного пособия
Человек
24703
21821
21182
21030
ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца
Число получателей ежемесячной компенсационной выплаты
Человек
2960
3206
3325
3420
Повышение уровня жизни многодетных семей

ежемесячная социальная выплата студенческим семьям
Число получателей ежемесячной социальной выплаты
Человек
123
125
130
137
Повышение уровня жизни студенческих семей
4.2
Реализация Закона Санкт-Петербурга от 30.11.2011 в„– 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге"
Число получателей материнского (семейного) капитала в Санкт-Петербурге
Человек
5111
5572
5576
5628
Рост числа рождений третьих и последующих детей
КСП,
АР
4.3
Реализация Закона в„– 728-132 в части предоставления компенсации родительской платы и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях
Обеспечение права родителей на получение компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях
%
100,0
100,0
100,0
100,0
Повышение уровня жизни семей с детьми
АР,
КО
4.4
Реализация Закона в„– 728-132 в части предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде финансирования расходов, связанных с предоставлением транспортного средства (пассажирского микроавтобуса) семьям, имеющим в своем составе 7 и более несовершеннолетних детей
Количество предоставленных пассажирских микроавтобусов
Ед.
32
84
30
30
Повышение уровня и качества жизни многодетных семей
КСП,
АР
4.5
Предоставление возможности для обучения родителей-студентов в образовательных организациях профессионального образования, находящихся в ведении КНВШ, по индивидуальному учебному плану
Количество профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении КНВШ, в которых созданы условия для обучения родителей-студентов по индивидуальному учебному плану
Ед.
9
9
9
9
Повышение качества жизни студенческих семей
КНВШ
Обеспеченность потребности
%
100
100
100
100
4.6
Расширение практики применения дистанционных образовательных технологий и электронных форм обучения в образовательных организациях профессионального образования, находящихся в ведении КНВШ, для студенток, имеющих детей
Количество профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении КНВШ, в которых созданы условия для обучения родителей-студентов с применением дистанционных образовательных технологий и электронных форм обучения
Ед.
9
9
9
9
Повышение качества жизни студенческих семей
КНВШ
Обеспеченность потребности
%
100
100
100
100
Ожидаемый прирост числа рождений в результате реализации мероприятий, включенных в раздел 4 Перечня
Человек
-
210
100
500
-
-
5. Создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей
5.1
Обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования в рамках реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 в„– 453
Количество вновь созданных мест, всего
Ед.
4626
2500
2500
2500
Повышение доступности дошкольного образования для семей, нуждающихся в услугах по присмотру и уходу за детьми
КС,
КО,
АР
в том числе для детей в возрасте до 3 лет
Ед.
960
800
800
800
Обеспеченность потребности семей в учреждениях дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет
%
100
100
100
100
5.2
Развитие вариативных форм дошкольного образования в Санкт-Петербурге
Количество детей, получающих услуги дошкольного образования в вариативных формах
Человек
6086
5500
5500
5500
Развитие вариативных форм дошкольного образования
КО,
АР
5.3
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей в возрасте до семи лет включительно, безработных женщин, зарегистрированных в органах службы занятости, в рамках федерального проекта "Содействие занятости"
Численность женщин, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование
Человек
2051
1000
1000
-
Создание условий для совмещения женщинами, воспитывающими детей дошкольного возраста, трудовой занятости с семейными обязанностями
КТЗН
5.4
Содействие трудоустройству граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости (неполное рабочее время, дистанционная занятость, разделение рабочего дня на части, сокращенный рабочий день, гибкий режим работы), в рамках реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 в„– 490
Количество вакансий, предусматривающих возможность использования гибких форм занятости
Ед.
21824
22000
22300
22500
Увеличение количества вакансий, предусматривающих возможность использования гибких форм занятости, в целях обеспечения родителям возможности совмещения обязанностей по воспитанию детей с профессиональной деятельностью
КТЗН
Удельный вес вакансий, предусматривающих возможность использования гибких форм занятости, в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости
%
35,2
35,8
36,3
36,4
Удельный вес трудоустроенных безработных граждан, имеющих несовершеннолетних детей, в общей численности трудоустроенных безработных граждан
%
10,0
10,2
10,4
10,5
5.5
Организация проведения специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе для граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, в рамках реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 в„– 490
Количество проведенных специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Ед.
68
55
55
55
Увеличение численности трудоустроенных граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей
КТЗН
5.6
Содействие включению в коллективные договоры и соглашения льгот и преимуществ для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, сверх установленных трудовым законодательством Российской Федерации
Удельный вес коллективных договоров и соглашений, в которые включены льготы и преимущества для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, сверх установленных трудовым законодательством Российской Федерации, от общего числа коллективных договоров и соглашений
%
24
24
25
26
Увеличение количества коллективных договоров и соглашений, предусматривающих льготы и преимущества для работников, имеющих несовершеннолетних детей, сверх установленных трудовым законодательством
КТЗН
Ожидаемый прирост числа рождений в результате реализации мероприятий, включенных в раздел 5 Перечня
Человек
-
100
100
300
-
-
6. Улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми
6.1
Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия за счет реализации предоставленных социальных выплат в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
Семей
115
154
149
149
Улучшение жилищных условий молодых семей
ЖК,
АР
6.2
Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия за счет инструментов жилищной политики Санкт-Петербурга по обеспечению условий для осуществления прав граждан на жилище
Семей
550
550
1009
1009
Улучшение жилищных условий молодых семей
ЖК,
АР
6.3
Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий многодетных семей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий
Количество многодетных семей, улучшивших жилищные условия за счет инструментов жилищной политики Санкт-Петербурга по обеспечению условий для осуществления прав граждан на жилище
Семей
1512
1000
1000
1000
Улучшение жилищных условий многодетных семей
ЖК,
АР
6.4
Реализация Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 в„– 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей" в части предоставления земельного капитала в Санкт-Петербурге
Число получателей земельного капитала в Санкт-Петербурге
Человек
3082
2422
2307
2204
Улучшение жилищных условий многодетных семей
КСП,
АР
Ожидаемый прирост числа рождений в результате реализации мероприятий, включенных в раздел 6 Перечня
Человек
-
350
350
2071
-
-
7. Популяризация семейных ценностей, ответственного родительства и многодетности, повышение информированности населения о мерах поддержки семей с детьми
7.1
Организация производства и трансляции тематических теле- и радиопередач, а также производства и публикации в периодических печатных изданиях, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационно-публицистических материалов, освещающих ценности семьи, ответственного родительства и многодетности
Количество реализованных мероприятий
Ед.
300
300
300
300
Повышение информированности населения о мерах государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, укрепление института семьи, пропаганда ответственного родительства и многодетности
КПВСМИ,
КСП,
КЗ,
АР
7.2
Организация производства и размещения социальной рекламы, направленной на профилактику абортов, популяризацию семейных ценностей, ответственного родительства и многодетности
Количество реализованных мероприятий
Ед.
1
1
2
3
Снижение числа абортов, укрепление института семьи, пропаганда ответственного родительства и многодетности
КПВСМИ,
КЗ,
КСП,
АР
7.3
Реализация Закона Санкт-Петербурга от 06.04.2011 в„– 176-49 "О почетном звании Санкт-Петербурга "За заслуги в воспитании детей" и премии Санкт-Петербурга "За заслуги в воспитании детей"
Количество семей, получивших почетное звание
Семей
14
14
14
14
Пропаганда семейных ценностей и традиций, укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства
КСП,
АР
7.4
Оказание государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты и программы по популяризации традиционных семейных ценностей, ответственного родительства и многодетности
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших субсидии по направлению "Популяризация семейных ценностей, поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства"
Ед.
4
8
6
6
Повышение информированности населения о мерах поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, укрепление института семьи, пропаганда ответственного родительства и многодетности
КСП
Ожидаемый прирост числа рождений в результате реализации мероприятий, включенных в раздел 7 Перечня
Человек
-
100
60
300
-
-
8. Организационно-методическое и информационное обеспечение реализации Программы
8.1
Разработка и выполнение районных планов мероприятий по реализации Концепции демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2015 в„– 79-рп (далее - районные планы мероприятий)
Количество районных планов мероприятий
Ед.
18
18
18
18
Организационно-методическое обеспечение мер по повышению рождаемости в Санкт-Петербурге
АР
8.2
Организация ведения мониторинга демографической ситуации в Санкт-Петербурге и проведения исследований в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию мер по повышению рождаемости
-
-
-
-
-
-
Научно-методическое и информационное обеспечение мер по повышению рождаемости в Санкт-Петербурге
КСП,
КИС,
АР
8.3
Совершенствование механизмов управления, координации, межведомственного взаимодействия и контроля за реализацией мер по повышению рождаемости, включая обеспечение деятельности: Координационного совета по вопросам семейной и демографической политики Санкт-Петербурга, созданного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.09.2019 в„– 581;
Межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на снижение смертности населения, при Правительстве Санкт-Петербурга, созданной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2015 в„– 715
-
-
-
-
-
-
Повышение эффективности межведомственного взаимодействия в ходе реализации мер по повышению рождаемости в Санкт-Петербурге
КСП,
КЗ,
АР
ВСЕГО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РОЖДЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Человек
-
3400
3260
6436
-
-

Примечание.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках реализации федеральных и региональных проектов по направлениям "Демография" и "Здравоохранение", а также государственных программ Санкт-Петербурга, перечень которых утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 в„– 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации", в том числе:
государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 в„– 453;
государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 в„– 490;
государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 491;
государственной программы Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 497;
государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 в„– 553.

Принятые сокращения:
АР - администрации районов Санкт-Петербурга;
ГБУЗ - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения;
ЖК - Жилищный комитет;
Закон в„– 728-132 - Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 в„– 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга";
КИС - Комитет по информатизации и связи;
КЗ - Комитет по здравоохранению;
КМПВОО - Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
КНВШ - Комитет по науке и высшей школе;
КО - Комитет по образованию;
КПВСМИ - Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации;
КС - Комитет по строительству;
КСП - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;
КТЗН - Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 в„– 453 - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 в„– 453 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 в„– 490 - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 в„– 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 491 - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 491 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 497 - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 497 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 в„– 553 - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 в„– 553 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2015 в„– 715 - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2015 в„– 715 "О Межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на снижение смертности населения, при Правительстве Санкт-Петербурга";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.09.2019 в„– 581 - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.09.2019 в„– 581 "О создании Координационного совета по вопросам семейной и демографической политики Санкт-Петербурга";
распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2015 в„– 79-рп - распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2015 в„– 79-рп "О Концепции демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года".


------------------------------------------------------------------