Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 11.05.2023 N 17 "Об утверждении положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области"



КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 11 мая 2023 г. в„– 17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение п. 20 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года в„– 3273-р:
1. Утвердить Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20 апреля 2022 года в„– 20 "Об утверждении положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель
председателя комитета
И.А.Голубев





УТВЕРЖДЕНО
приказом комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от 11.05.2023 в„– 17
(приложение)

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области (далее - Положение) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Ленинградской области.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года в„– 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года в„– 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года в„– 2580-р);
паспорт национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года в„– 16);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2021 года в„– 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года в„– Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
областной закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года в„– 6-оз "Об образовании в Ленинградской области";
настоящее Положение.
1.3. Понятия, используемые в Положении:
"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - ЕФС) - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и(или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"Федеральный оператор" - федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации", осуществляющее организационно-методическое сопровождение ЕФС;
"субъект научно-методической деятельности" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
"региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - РСНМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и(или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РСНМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
"региональный методист" - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
"региональный методический актив" - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
"муниципальный методист" - педагогический работник - сотрудник муниципальной методической службы или привлекаемый к работе в муниципальной методической службе по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
"муниципальный методический актив" - объединение муниципальных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
"тьютор" - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ дополнительного профессионального образования, в том числе из Федерального реестра программ дополнительного профессионального образования (далее - Федеральный реестр);
"методическая служба" - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
"педагогический работник" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и(или) организации образовательной деятельности;
"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа;
"профессиональное педагогическое сообщество" - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
"индивидуальный образовательный маршрут" - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
"стажировочная площадка" - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
"непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
"неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и(или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.

2. Цель, задачи и принципы создания и функционирования
региональной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров

2.1. Целью РСНМС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области на основе создания и развития единого регионального научно-методического пространства, являющегося компонентом ЕФС, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.
2.2. Стратегические задачи РСНМС:
2.2.1. В области управления РСНМС:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого регионального научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого регионального научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РСНМС;
развитие системы "горизонтальных" связей муниципальных и институциональных сегментов РСНМС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
2.2.2. В области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС: актуализация содержания и экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
2.2.3. В области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РСНМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
2.3. Принципами создания и функционирования РСНМС педагогических работников и управленческих кадров являются:
соответствие деятельности РСНМС приоритетным задачам в сфере образования, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
соответствие реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов.

3. Структура РСНМС и функции субъектов РСНМС

3.1. РСНМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.2.1. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет) - отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий на территории Ленинградской области в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования.
Функции:
утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по развитию РСНМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
разрабатывает и утверждает паспорт РСНМС и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
содействует в заключении соглашений между муниципальными органами управления образованием и государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", на базе которого создан и функционирует ЦНППМ Ленинградской области, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РСНМС;
обеспечивает финансирование РСНМС.
3.2.2. Региональный методический совет Ленинградской области.
Функции:
подготовка предложений по вопросам функционирования и развития РСНМС (в том числе - предложений в ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования), направление указанных предложений в Комитет и органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования;
выявление и организация распространения лучших практик научно-методического сопровождения руководителей и педагогов образовательных организаций Ленинградской области;
подготовка предложений и рекомендаций, направленных на создание условий, обеспечивающих функционирование и развитие РСНМС, направление указанных предложений и рекомендаций в Комитет и органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования;
проведение экспертизы региональных и муниципальных проектов, направленных на развитие РСНМС, направление результатов указанной экспертизы в Комитет и органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования.
3.2.3. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования" (далее - ГАОУ ДПО "ЛОИРО") - организация дополнительного профессионального образования Ленинградской области.
Функции:
обеспечение разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов, в том числе на основании проведенных диагностических срезов, проверочных работ и результатов государственной итоговой аттестации;
организация включения в Федеральный реестр программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области (реализуемых в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), отвечающих запросам системы образования;
предоставление данных о реализуемых дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки для формирования паспорта РСНМС;
организация и проведение образовательных мероприятий для педагогических и управленских работников Ленинградской области;
организационно-методическое сопровождение областного конкурса профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечение разработки и внедрения нового содержания образования, технологий обучения;
вовлечение профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области в РСНМС;
организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности регионального методического совета Ленинградской области.
3.2.4. ЦНПММ Ленинградской области, созданный и функционирующий как структурное подразделение ГАОУ ДПО "ЛОИРО".
Функции:
взаимодействие с Федеральным оператором, в том числе - работа на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
координация деятельности РСНМС;
анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, совместно с другими субъектами РСНМС разрабатывает рекомендации по повышению эффективности ее функционирования и предоставляет обобщенные результаты в Комитет для корректировки и принятия соответствующих управленческих решений;
организация процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организация разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
формирование регионального методического актива;
организация внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
координация методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
организация проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
организация обучения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области, в том числе по новейшим программам дополнительного профессионального образования;
организация вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
адресная методическая поддержка, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
3.2.5. Региональный методический центр, созданный и функционирующий как структурное подразделение ЦНППМ ГАОУ ДПО "ЛОИРО".
Функции:
координация методической (научно-методической) деятельности муниципальных методических служб;
разработка критериев и показателей эффективности деятельности методических служб и методистов на муниципальном и институциональном уровнях;
научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров методических служб на муниципальном и институциональном уровнях;
внедрение активных форм методической работы, развитие моделей эффективного обмена опытом средствами "горизонтального обучения";
организация разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организация внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
координация и научно-методическое сопровождение федеральных и региональных проектов в сфере образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
организационное сопровождение деятельности регионального методического актива Ленинградской области.
3.2.6. Региональный научно-методический центр развития среднего профессионального образования, созданный и функционирующий как структурное подразделение Автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области "Государственный институт экономики, финансов, права и технологий" (далее - АОУ ВО ЛО "ГИЭФПТ").
Функции:
синхронизация системы подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и кадровых потребностей экономики Ленинградской области;
реализация профессиональными образовательными организациями Ленинградской области (далее - ПОО) федерального государственного образовательного стандарта, предусматривающего возможность выбора из набора квалификаций тех, которые необходимы региональному рынку труда в конкретном месте и в необходимом количестве;
научно-методическая поддержка ПОО в реализации новых функций, учебно-воспитательных задач, повышения качества профессиональной подготовки студентов;
повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей ПОО с апробацией методик преподавания новых рабочих программ по учебным предметам, внедрение новых рабочих программ общеобразовательных дисциплин с учетом технологий интенсивного обучения и профильной направленности профессии/специальности;
научно-методическое сопровождение подготовки и проведения демонстрационного экзамена в ПОО региона как нового механизма, обеспечивающего объективную оценку достижения результатов освоения образовательных программ, который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности;
оказание практической помощи в подготовке и участии ПОО в ежегодном Всероссийском конкурсе "Мастер года", чемпионатах профессионального мастерства "Профессионалы" и др.;
разработка и апробация механизмов привлечения сектора реальной экономики Ленинградской области для повышения качества профессионального образования и обучения; интеграция образования, науки и производства; создания образовательно-производственных кластеров;
развитие профессиональной соревновательности в системе среднего профессионального образования Ленинградской области.
3.2.7. Региональный методический актив Ленинградской области.
Функции:
посткурсовое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров по окончании их обучения по программам дополнительного профессионального образования;
участие в реализации программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ дополнительного профессионального образования, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
3.2.8. Региональное учебно-методическое объединение Ленинградской области.
Функции:
координация действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
обеспечение качества и развития содержания образования, определение инновационных направлений его совершенствования, непрерывности и преемственности на разных уровнях;
участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.9. Профессиональные ассоциации и сообщества педагогов и руководителей Ленинградской области, представляющие собой добровольное общественное объединение педагогических и руководящих работников системы образования Ленинградской области.
Функции:
содействие развитию профессиональных компетенций педагогов и руководителей Ленинградской области;
обмен педагогическим опытом и лучшими практиками, в том числе в формате "горизонтального обучения";
укрепление гражданской позиции и чувства патриотизма педагога, мотивации к профессиональному росту;
формирование единого педагогического пространства региональной образовательной экосистемы;
содействие повышению внутренней культуры педагога;
разработка предложений по улучшению государственной политики в сфере образования;
развитие наставничества.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальные комитеты по образованию, осуществляющие на территории муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области в пределах своих полномочий управление в сфере образования.
Функции:
утверждение комплекса мер ("дорожной карты") по развитию муниципального и институционального сегмента РСНМС;
заключение соглашения между Комитетом, органом местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющим управление в сфере образования, и ГАОУ ДПО "ЛОИРО", на базе которого создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области;
обеспечение условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иных) для развития муниципального и институционального сегмента.
3.3.2. Муниципальные методические службы (отделы, специалисты), созданные при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечивающие организационно-методическое сопровождение педагогических и управленческих работников Ленинградской области в соответствующих муниципальных образованиях.
Функции:
координация методической работы и формирование методической инфраструктуры муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам, в том числе организует деятельность по выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников во взаимодействии с ЦНППМ, региональным и муниципальным методическим активом и руководителями образовательных организаций;
обеспечение переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику при взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
проведение комплекса мероприятий, направленных на реализацию задач РСНМС в соответствии с утвержденными на муниципальном уровне программами, планами научно-методического сопровождения;
предоставление в Комитет информации о муниципальной системе дополнительного профессионального педагогического образования для формирования паспорта РСНМС;
организация апробации новых технологий методической работы и их тиражирование;
организационное сопровождение деятельности муниципального методического совета и муниципального методического актива.
3.3.3. Муниципальные методические советы.
Функции:
координация деятельности муниципальных методических объединений и методических служб муниципальных образовательных организаций;
подготовка предложений по вопросам функционирования и развития муниципальной методической службы, направление указанных предложений в органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования;
выявление и организация распространения лучших практик научно-методического сопровождения руководителей и педагогов образовательных организаций муниципального образования;
подготовка предложений и рекомендаций по созданию условий, обеспечивающих функционирование и развитие муниципальной методической службы, направление указанных предложений и рекомендаций в органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования;
проведение экспертизы муниципальных проектов, направленных на развитие муниципальной методической службы, направление результатов указанной экспертизы в органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования.
3.3.4. Муниципальный методический актив.
Функции:
обеспечение индивидуализации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
содействие внедрению моделей "горизонтального обучения" педагогических работников и управленческих кадров;
участие в апробации и внедрении инновационных форм методической работы, менторства, наставничества, деятельности профессиональных сообществ, профессиональных ассоциаций, клубов и методических объединений, направленных на освоение и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
поддержка профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров через перенос приобретенных (усовершенствованных) профессиональных компетенций педагогического работника в ежедневную педагогическую и управленческую практику;
участие в продвижении на муниципальном уровне актуальных направлений развития системы образования и эффективного педагогического и управленческого опыта среди муниципального профессионального педагогического сообщества;
оказание консультационной поддержки, методической помощи слушателям в ходе обучения по дополнительным профессиональным программам;
оказание методической поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам школ с низкими образовательными результатами и функционирующими в сложных социальных условиях.
3.4. Структурный компонент институционального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.4.1. Образовательные организации.
Функции:
обеспечение организационных, кадровых, финансовых и иных условий для развития методической работы в образовательной организации в целях профессионального роста педагогических работников;
организация и обеспечение деятельности методической службы (совета, объединения) в образовательной организации;
организация внутреннего мониторинга уровня профессионального мастерства педагогических работников, определения профессиональных дефицитов и динамики их устранения, качества организации методической работы.
3.4.2. Методическая служба образовательной организации.
Функции:
разработка совместно с региональным (муниципальным) методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования;
сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса.
3.4.3. Методические объединения педагогических работников.
Функции:
содействие проявлению творческой активности педагогических работников, развитию профессиональных компетенций и преодолению профессиональных дефицитов;
содействие непрерывному внутрикорпоративному обучению в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
содействие взаимообучению на основе "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализации программы наставничества;
оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы, а также в обмене лучшими педагогическими практиками.
3.5. Все субъекты РСНМС на своем уровне содействуют развитию профессионального роста педагогических и управленческих работников Ленинградской области, обеспечивают полноценное научно-методическое сопровождение адресного повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей, формируя единую образовательную экосистему на региональном, муниципальном и институциональном уровне.
3.6. Представленный перечень субъектов и их функции является открытым, содержит основные направления в рамках функционирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области, не ограничивает в реализации иных направлений и функций, утвержденных соответствующими положениями об учреждениях (объединениях).

4. Основные механизмы формирования и функционирования
региональной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров

4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РСНМС:
правовой акт Комитета, утверждающий положение о формировании и функционировании РСНМС, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РСНМС; комплекс мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию РСНМС; назначение ответственного от Комитета за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта РСНМС; регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
правовой акт Комитета, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Финансирование за счет средств бюджета Ленинградской области разработки и реализации дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в Федеральном реестре и реализуемых Федеральным оператором, в т.ч. сетевой формы реализации образовательных программ, а также иных региональных образовательных и научно-методических мероприятий по актуальным вопросам развития образования.
4.3. Формирование и ведение паспорта РСНМС.
4.4. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Включение в Федеральный реестр программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров (реализуемых в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), отвечающих запросам системы образования.
4.6. Наделение ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Ленинградской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта РСНМС.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования.
4.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Ленинградской области.

5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы
научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров

5.1. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС регионального и муниципального уровня является:
разработка программ дополнительного профессионального образования для включения в Федеральный реестр;
организация и проведение образовательных мероприятий, в том числе в формате "горизонтального обучения", на базе образовательных организаций и новых образовательных сущностей национального проекта "Образование";
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ дополнительного профессионального образования;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных и муниципальных систем образования, программ развития образовательных организаций.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС регионального и муниципального уровня:
цифровая экосистема дополнительного профессионального образования;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные, методические мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.

6. Показатели эффективности функционирования РСНМС

6.1. Показателями эффективности функционирования РСНМС (регионального, муниципального и институционального уровней) являются:
доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций;
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации;
доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных компетенций;
доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных компетенций;
количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения;
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы;
количество муниципальных методистов, закрепленных за муниципальными образовательными организациями и педагогическими работниками;
количество методических служб (советов) в образовательных организациях региона;
иные показатели.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки показателей эффективности:
данные мониторингов;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования);
данные официальных сайтов Комитета, ГАОУ ДПО "ЛОИРО", государственной информационной системы "Современное образование Ленинградской области", муниципальных методических служб, образовательных организаций;
правовые акты Комитета, ГАОУ ДПО "ЛОИРО", муниципальных методических служб, образовательных организаций.
6.3. Мониторинг проводится не реже двух раз в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.


------------------------------------------------------------------