По датам
Полезное
Выборки
Постановление Правительства Ленинградской области от 22.12.2023 N 950 "О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 402 "Об утверждении государственной программы Ленинградской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Ленинградской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2023 г. в„– 950
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2013 ГОДА в„– 402
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года в„– 402 "Об утверждении государственной программы Ленинградской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Ленинградской области" изменение, изложив приложение в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 14.11.2013 в„– 402
(в редакции
постановления Правительства
Ленинградской области
от 22.12.2023 в„– 950)
(приложение)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
За период реализации государственной программы Ленинградской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Ленинградской области" (далее - государственная программа) в 2014-2022 годах осуществлялось обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета Ленинградской области (далее - областной бюджет) и повышение качества управления общественными финансами. В том числе были созданы условия для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований Ленинградской области и повышения качества управления муниципальными финансами, открытости и прозрачности бюджетного процесса в Ленинградской области, а также для эффективного функционирования системы заимствований и управления государственными финансовыми активами.
В рамках совершенствования системы перераспределения финансовых ресурсов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ленинградской области созданы условия для укрепления доходов и обеспечения долгосрочной устойчивости местных бюджетов, а именно:
в доходы бюджетов муниципальных районов (городского округа) по единым нормативам отчислений поступает 5 проц. налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет, и 100 проц. налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
в бюджеты городских поселений (городского округа) по единым нормативам отчислений поступает 3 проц. от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет;
в доходы муниципальных образований Ленинградской области по дифференцированным нормативам отчислений поступают акцизы на нефтепродукты исходя из зачисления в местные бюджеты 10 проц. налоговых доходов консолидированного бюджета Ленинградской области от указанного налога.
Доля вышеуказанных доходов местных бюджетов составляет порядка 40 проц. налоговых доходов бюджетов муниципальных образований Ленинградской области.
Для укрепления доходной базы местных бюджетов и создания стимулов к ее увеличению с 2016 года отменены действовавшие с 2008 года субсидии из бюджетов муниципальных образований Ленинградской области в областной бюджет ("отрицательные трансферты").
Основным инструментом финансового выравнивания муниципальных образований Ленинградской области является предоставление из областного бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ленинградской области исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области (установлен в размере 1,525), а также субвенций бюджетам муниципальных районов по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Сократилась доля муниципальных образований Ленинградской области, уровень дотационности которых превышает 20 проц., - с 41 проц. в 2015 году до 37 проц. в 2022 году.
Объем средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ленинградской области из областного бюджета составляет порядка 10 проц. общей суммы доходов местных бюджетов. Большая часть расчетной суммы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) (около 70 проц.) заменяется дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, от установления которых муниципальные районы ежегодно получают сверхдоходы.
Установлен порядок предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ленинградской области и методики распределения для снижения рисков несбалансированности местных бюджетов, возникающих в ходе их исполнения, и предоставляется ежегодно порядка 500 млн рублей.
Все указанные меры привели к тому, что просроченная кредиторская задолженность бюджетов муниципальных образований Ленинградской области по итогам последних четырех отчетных финансовых лет отсутствует.
Начиная с 2018 года Ленинградская область не осуществляет привлечение рыночных заимствований. С 1 января 2021 года структура государственного долга состоит исключительно из бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.
Получение дополнительного дохода в областной бюджет от размещения временно свободных средств областного бюджета на банковские депозиты, а также покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо в том числе повлияло на отсутствие необходимости осуществлять рыночные заимствования, в связи с чем расходы на обслуживание государственного долга с 2018 года не превышают 0,03 проц. от общих расходов областного бюджета.
Для формирования у жителей Ленинградской области положительного мнения об открытости бюджетного процесса, а также с целью вовлечения граждан в управление территорией на постоянной основе осуществляется информирование населения с использованием портала "Открытый бюджет" Ленинградской области, официальных страниц Комитета финансов Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начиная с 2015 года ежегодно проводятся публичные слушания (общественные обсуждения) по проекту областного закона об областном бюджете и годовому отчету о его исполнении, а также подготовка и издание соответствующих брошюр "Бюджет для граждан" в целях распространения среди участников публичных слушаний (общественных обсуждений) и направления в общественные организации Ленинградской области.
Выполнение указанных мероприятий позволило повысить уровень открытости бюджетных данных, рассчитываемый в соответствии с методикой Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, с 68,8 проц. в 2016 году до 84,0 проц. в 2022 году.
За период реализации государственной программы в 2014-2022 годах достигнуты следующие результаты:
своевременное исполнение расходных обязательств (отсутствует просроченная кредиторская задолженность бюджетов муниципальных образований Ленинградской области);
эффективное управление государственным долгом и государственными финансами позволило сохранить Ленинградской области государственный долг на безопасном уровне, в связи с чем Ленинградская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
разработаны необходимые нормативные правовые акты для осуществления размещения временно свободных денежных средств областного бюджета;
реализован комплекс мероприятий в сфере повышения эффективности управления государственными финансами, повышения открытости, понятности и доступности информации об областном бюджете, обеспечивающий вовлечение гражданского общества в бюджетный процесс и совершенствование системы управления государственными финансами.
Вместе с тем в ходе реализации государственной программы остаются риски для сбалансированности бюджетной системы Ленинградской области, в их числе:
изменения федерального законодательства, приводящие к сокращению доходной базы областного бюджета;
отсутствие единой и скоординированной долгосрочной политики развития финансового рынка;
отсутствие прозрачной и стабильной системы разграничения полномочий и доходов между публично-правовыми образованиями;
отсутствие четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов.
Планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными. До настоящего времени не удалось в полной мере обеспечить приоритизацию структуры расходов бюджетной системы и увеличить долю средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры.
Для сокращения рисков и в целях достижения результатов, соответствующих результатам экономического развития, определенным для реалистичного сценария, была разработана настоящая государственная программа.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в рамках реализации государственной программы определены следующими документами:
Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года в„– 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года в„– 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года в„– 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";
Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года в„– 117-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года в„– 2765-р "Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года";
Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной областным законом от 8 августа 2016 года в„– 76-оз.
К приоритетам государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами относятся:
совершенствование межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях;
содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
сокращение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и принятие мер по ограничению роста государственного долга;
повышение качества управления финансами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Совершенствование межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях осуществляется путем:
обеспечения стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений, а также повышения ее открытости и прозрачности;
ускорения доведения межбюджетных трансфертов до бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
совершенствования подходов к выравниванию субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности.
Содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется за счет:
выравнивания субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;
сокращения разрывов дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности с учетом общего объема финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию собственных полномочий субъектов Российской Федерации.
Сокращение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и принятие мер по ограничению роста государственного долга включают выполнение субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части снижения объема дефицита и государственного долга субъектов Российской Федерации.
Целью государственной политики в сфере реализации государственной программы является обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в целях обеспечения макроэкономической стабильности.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации
Государственная программа оказывает влияние на достижение приоритетов государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года в„– 445.
Также влияние оказывается на цель "сохранение уровня долговой нагрузки по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации на уровне не более 25 проц. налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 2030 года" и связанный с ней показатель "уровень долговой нагрузки по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации".
В Ленинградской области реализуется политика в сфере управления региональными и муниципальными финансами в соответствии со следующими требованиями:
обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе обеспечение достоверного прогнозирования доходов и принятие обеспеченных финансовыми источниками расходных обязательств, а также оптимизация неэффективных бюджетных расходов;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности;
соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
выполнение условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, в том числе соглашений о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета с учетом дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.
Кроме того, Ленинградская область обеспечивает реализацию мероприятий по формированию эффективной системы межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе:
по проведению эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ленинградской области;
по созданию стимулов для роста доходного потенциала и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ленинградской области;
по повышению предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации;
по проведению работы по сокращению просроченной кредиторской задолженности в случае ее возникновения;
по выполнению обязательств по снижению уровня долговой нагрузки, принятых в рамках реструктуризации бюджетных кредитов;
по повышению качества управления региональными финансами и эффективности бюджетных расходов.
4. Цели государственной программы и способы их достижения
Целью государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета и высокого уровня долговой устойчивости до 2030 года.
Достижение цели государственной программы обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
1) в сфере поддержки муниципальных образований Ленинградской области с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности и обеспечения сбалансированности местных бюджетов:
предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа);
предоставление субвенций по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ленинградской области в целях, установленных правовыми актами Правительства Ленинградской области;
предоставление дотаций на сбалансированность бюджетов, предоставляемых в целях финансового обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных районов (городского округа) при недостатке собственных доходов бюджетов муниципальных районов (городского округа);
предоставление иных дотаций бюджетам муниципальных образований Ленинградской области, предоставляемые в целях стимулирования муниципальных образований Ленинградской области, принимающих меры по увеличению налогового потенциала;
предоставление дотаций на поощрение достижений наилучших показателей оценки качества управления финансами муниципальных образований Ленинградской области;
2) в сфере формирования долговой политики Ленинградской области и выполнение обязательств, связанных с привлечением государственных заимствований и управлением государственными активами:
оценка объема государственного долга и оптимизация расходов на его обслуживание;
размещение временно свободных средств областного бюджета на банковские депозиты, при оптимальном соотношении доходности и риска и покупка (продажа) ценных бумаг по договорам репо;
3) в сфере повышения эффективности управления государственными финансами и открытости бюджетного процесса в Ленинградской области:
методическое сопровождение мероприятий по повышению эффективности управления государственными финансами;
совершенствование подходов к представлению информации об областном бюджете в доступной форме;
внедрение и развитие инструментов открытости бюджетного процесса и информирования граждан с использованием различных форм взаимодействия;
регулярный обмен лучшими практиками с федеральными и региональными органами государственной власти, а также некоммерческими организациями в сфере управления государственными финансами.
------------------------------------------------------------------