Постановление Правительства Ленинградской области от 13.12.2023 N 926 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 395 "Об утверждении государственной программы Ленинградской области "Цифровое развитие Ленинградской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2023 г. в„– 926

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2013 ГОДА в„– 395
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ "ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Правительство Ленинградской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года в„– 395 "Об утверждении государственной программы Ленинградской области "Цифровое развитие Ленинградской области" изменение, изложив приложение в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Исполняющий обязанности
Губернатора Ленинградской области
Первый заместитель Председателя
Правительства Ленинградской области -
председатель комитета финансов
Р.Марков





УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 14.11.2013 в„– 395
(в редакции
постановления Правительства
Ленинградской области
от 13.12.2023 в„– 926)
(приложение)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В течение последних лет ключевые показатели ИТ-отрасли в Российской Федерации поступательно росли. За 10 лет удельный вес отрасли ИКТ в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации вырос в 2,5 раза - с 0,54 проц. в 2012 году до 1,35 проц. в 2022 году.
Валовая добавленная стоимость (ВДС) ИТ-отрасли возросла с 319 млрд рублей в 2012 году до 1898 млрд рублей в 2022 году. По итогам 2022 года рост ВДС ИТ-отрасли составил 5,9 проц. по сравнению с 2021 годом (в постоянных ценах). При этом рост IT-отрасли опережал динамику ВВП за рассматриваемый период в среднем на 10 процентных пунктов.
Объем реализации собственных продуктов и услуг ИТ-отрасли в 2022 году достиг значения 2881 млрд рублей (или 117,2 проц. к 2021 году). В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделялось повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора ИКТ и его основных сегментов. Продолжилась работа по дальнейшему динамичному развитию инфраструктуры связи и телекоммуникаций, информационной безопасности, импортозамещению, цифрового государственного управления и перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, а также кадровому обеспечению отрасли информационных технологий.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в сфере связи по итогам 2022 года объем рынка телекоммуникаций в России составил 1,81 трлн рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 2,8 проц. в сопоставимых ценах. В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 45 проц.) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к сети "Интернет".
Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2022 году оценивается в 598,8 млрд рублей, из них 76,6 проц. (459,0 млрд рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.
По итогам 2022 года доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети "Интернет", составила 86,1 проц. (плановое значение - 80 проц.).
На 1 января 2023 года в Ленинградской области зарегистрировано 644 организации по виду экономической деятельности в области информации и связи. Прирост за год составил 9,2 процента.
Оборот организаций Ленинградской области по виду экономической деятельности в области информации и связи за 2022 год - 9,5 млрд руб., что составило 105,2 проц. к уровню 2021 года.
В рамках реализации государственной программы Ленинградской области "Цифровое развитие Ленинградской области" (далее - государственная программа) по состоянию на 1 января 2023 года достигнуты следующие результаты:
в зоне уверенного приема сигнала цифрового эфирного наземного телерадиовещания 20 федеральных общедоступных телеканалов 1-го и 2-го мультиплексов и трех радиостанций (Радио Маяк, Вести FM, Радио Россия) проживает более 98,9 проц. (РТРС-1) и 96,3 проц. (РТРС-2) жителей региона;
услуги мобильной связи доступны для более чем 99 проц. жителей региона;
доля домохозяйств региона, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", составляет 97 проц.;
в рамках федеральной программы по устранению цифрового неравенства было установлено 102 точки доступа беспроводного высокоскоростного бесплатного доступа к сети "Интернет" в населенных пунктах Ленинградской области с населением от 250 до 500 человек;
на втором этапе федеральной программы по устранению цифрового неравенства осуществляется строительство в населенных пунктах региона с численностью населения от 100 до 500 человек объектов связи для предоставления универсальных услуг связи, включая в том числе услуги подвижной радиотелефонной связи;
обеспечено предоставление защищенных каналов связи цифровой технологической сети передачи данных между территориально разделенными объектами (абонентами) Единой сети передачи данных Ленинградской области, расположенными по 545 адресам в черте Санкт-Петербурга и на территории Ленинградской области;
в рамках созданной и успешно функционирующей единой информационно-справочной службы "122" Ленинградской области по вопросам здравоохранения внедрен Голосовой помощник (Робот), обработавший в 2022 году более 817 тыс. звонков; также с помощью Робота жители оформляют электронные больничные листы, обращаются за консультацией по тестированию на новую коронавирусную инфекцию и иным вопросам; кроме того, номер "122" активно используется для приема обращений по выплатам мобилизованным, а также по частичной мобилизации и осеннему призыву;
к автоматизированной информационной системе "Межведомственное электронное взаимодействия в Ленинградской области" подключено более 87 видов сведений, среди которых сведения ведомств-поставщиков: Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
количество учетных записей в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) к численности населения Ленинградской области составляет 93 процента;
за 2022 год оказано 4861274 государственных, муниципальных и иных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг Ленинградской области;
с каждым годом увеличивается количество услуг, оказанных в электронном виде на портале государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области. Количество заявлений, поданных в электронном виде для оказания государственных и муниципальных услуг, в 2021 году - 35427, в 2022 году - 150960, за девять месяцев 2023 года - 126906, что составляет соответственно 25,9 проц. и 30 проц. и 30,1 проц. от общего количества заявлений во всех формах за получением услуг из регионального перечня массовых социально значимых услуг в Ленинградской области;
уровень "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления составил 66,4 проц.;
по итогам 2022 года государственные полномочия Ленинградской области выполняются с использованием 71 государственной информационной системы Ленинградской области;
сформирована цифровая платформа в сфере образования, спорта, культуры и туризма, труда и занятости населения Ленинградской области;
100 проц. государственных информационных систем, в которых осуществляется обработка информации ограниченного распространения, в том числе персональные данные, аттестованы по установленным требованиям к защите информации;
в течение 2022 года обеспечена доступность значимых объектов критической информационной инфраструктуры, принадлежащих органам исполнительной власти Ленинградской области, на уровне 100 процентов.
Дальнейший характер развития отечественной отрасли информационных технологий будет обусловлен совокупностью мировых и локальных тенденций.
Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов отраслей экономики и уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере и транспорте.
В то же время новый виток цифровой трансформации несет угрозы информационной безопасности не только государству, но и личности, а также обществу в целом. В Российской Федерации каждое четвертое преступление совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В 2021 году выявлено 517,7 тыс. преступлений данной категории, большинство из них совершено с применением средств мобильной связи, сети "Интернет", а также расчетных пластиковых карт.
Обеспечение информационной безопасности в текущих условиях требует создания доверенной среды разработки ИКТ, которая объединила бы отечественных разработчиков и производителей программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в том числе в области информационной безопасности (ИБ), и позволила бы использовать уникальную инфраструктуру (доверенную среду) совместного проектирования, тестирования и внедрения гарантированно защищенных ИКТ на основе инновационных методов, обеспечивающих высокую динамику разработки, а также развития российской элементной и аппаратной базы с учетом вопросов обеспечения ИБ.
Основными направлениями развития ИТ-отрасли на ближайшую перспективу являются:
развитие искусственного интеллекта, включающего мероприятия по разработке и развитию программного обеспечения, поддержка научных исследований и разработок повышения доступности и качества данных, повышение доступности аппаратного обеспечения;
развитие экономики данных, включающей мероприятия в области обработки данных, таких как сбор данных при помощи высокочувствительных данных, передачи данных и развитие систем связи нового поколения. Кроме этого, необходимо предусмотреть создание инфраструктуры для вычисления и хранения данных с использованием отечественного оборудования, технологий и программного обеспечения, включая облачные платформы, центры обработки данных и вычислительные мощности.
Ограничениями, влияющими на развитие ИТ-отрасли, являются:
недостаточный уровень использования государственных и муниципальных услуг в электронной форме гражданами и организациями;
недостаточный уровень цифровой грамотности населения и низкий уровень доверия к цифровой среде и цифровым услугам;
недостаточный уровень обеспеченности инфраструктурой сотовой связи и мобильной передачи данных (в том числе недостаточный уровень развития транспортной сети передачи данных за счет строительства волоконно-оптических и радиорелейных линий связи) в малонаселенных и отдаленных поселениях;
постоянно увеличивающийся объем атак на объекты критической информационной инфраструктуры Ленинградской области, содержащей персональные данные.

2. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере реализации государственной программы

Основополагающими документами общесистемного характера, определяющими стратегические направления развития сферы ИКТ и приоритеты развития системы государственного управления, являются:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года в„– 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года в„– 646;
Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 года в„– 7);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года в„– 203;
Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденная областным законом от 8 августа 2016 года в„– 76-оз (далее - Стратегия СЭР);
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ленинградской области, утвержденная распоряжением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2022 года в„– 692-р (далее - Стратегия ЦТ).
Приоритетами, которые предусмотрены документами стратегического планирования, являются:
повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан;
улучшение доступности и качества государственных услуг;
повышение степени информированности и цифровой грамотности;
развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий;
обеспечение прав граждан на доступ к информации;
обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
защита личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз;
обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года в сфере ИКТ является цифровая трансформация.
Согласно Стратегии СЭР цифровая трансформация государственного управления должна касаться тех областей деятельности, где будет получен наивысший эффект для достижения целей социально-экономического развития Ленинградской области. Планируется итерационное расширение охвата системных проектов с постоянным учетом развития технологий и изменений в информационных потребностях. Основные действия (задачи) будут направлены на создание цифровых платформ и эталонных информационных ресурсов, позволяющих на их основе выстраивать работу отраслевых информационных систем, создавать "суперсервисы", оказывать услуги гражданам и бизнесу, принимать решения на основе данных.
Одним из основополагающих, системных документов на региональном уровне, отражающим стратегические направления и задачи цифровой трансформации в Ленинградской области, является Стратегия ЦТ.
Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ленинградской области является создание условий для повышения качества жизни населения и ускорения экономического роста посредством внедрения цифровых технологий. Стратегия ЦТ учитывает 16 отраслей: образование, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт и логистика, государственное управление, социальная сфера, экология и природопользование, сельское хозяйство, промышленность, культура, туризм, безопасность, кадровое обеспечение цифровой экономики, физическая культура и спорт, торговля и предпринимательство, строительство.
Ключевые приоритеты, определенные на федеральном уровне, учтены при формировании государственной программы в соответствии со спецификой Ленинградской области.

3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации

Реализация мероприятий государственной программы вносит вклад в достижение следующих целей государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (далее - Программа):
к 2030 году уровень "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления достигнет 100 процентов;
к 2030 году обеспечено увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
Цель Программы - "рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети "Интернет", до 97 процентов в 2030 году" на территории Ленинградской области достигнута. Дополнительных мероприятий государственной программой не предусмотрено.
Показатели, предусмотренные государственной программой, влияют на следующие показатели Программы:
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

4. Цели государственной программы и способы их достижения

С учетом положений стратегических документов определены следующие цели государственной программы:
к 2030 году уровень "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, в Ленинградской области достигнет 100 процентов;
обеспечение функционирования инфраструктуры связи и обмена информацией электронного правительства Ленинградской области.
Достижение указанных целей обеспечивается:
путем цифровизации деятельности органов власти, включая предоставление государственных услуг, а также создания доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах Ленинградской области;
координацией деятельности по достижению в Ленинградской области целевого значения показателя "цифровая зрелость" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления к 2030 году в пяти отраслях экономики и социальной сферы;
путем развития сети передачи данных Ленинградской области, системы хранения и функционирования государственных информационных систем и ресурсов Ленинградской области, а также создания, развития и сопровождения систем защиты информации объектов информатизации, функционирующих в составе государственных информационных систем органов исполнительной власти Ленинградской области.
Существенный вклад в цифровую трансформацию экономики Ленинградской области вносит реализация региональных проектов в рамках федеральных проектов "Информационная инфраструктура", "Информационная безопасность", "Цифровое государственное управление", "Цифровые технологии". Региональные проекты разработаны в соответствии с федеральными проектами национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Таким образом, цели и направления реализации государственной программы в полной мере соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере информационных и коммуникационных технологий.


------------------------------------------------------------------