Решение Санкт-Петербургского городского суда от 08.06.2023 по делу N 3а-145/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 239 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2022 N 158-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2023 г. по делу в„– 3а-145/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Шкарлет О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании недействующим пункта 239 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в„– 158-П от 23.12.2022 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год",

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2022 года издан приказ в„– 158-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень Приказа в„– 158-п), размещенный на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2022 года.
В пункт 239 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено помещение с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> (далее - Помещение, Объект).
Л. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 239 Перечня Приказа в„– 158-п, ссылаясь на то, что принадлежащее ему на праве собственности Помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Объект передан в аренду и фактически используется под размещение медицинского центра сети медицинских центров СМ-Клиника в соответствии с видом разрешенного использования - "медицинский центр", указанным в Едином государственном реестре недвижимости. Включение Объекта в Перечень лишает административного истца, являющегося индивидуальным предпринимателем, права воспользоваться льготой по налогообложению.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на заявленных исковых требованиях, пояснив, что заявления в Росреестр на изменение наименования и вида разрешенного использования Помещения были поданы в 2022 году, полагал возможным признать оспариваемый в части нормативный правовой акт недействующим с 17.02.2023 г.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на представленные в дело сведения Росреестра, согласно которым на момент формирования Перечня Помещение имело наименование "офисные помещения", что явилось основанием для включения его в Список Объектов, предполагаемых к включению в Перечень на 2023 года, и в проект Перечня на 2023 год, которые были размещены на сайте Комитета; в установленный срок собственник Помещения не представил возражения на включение Объекта в проект Перечня, в последующем утвержденного и опубликованного. Последующие, внесенные в феврале 2023 года в Единый государственный реестр недвижимости записи об изменении наименования Объекта правового значения для определения его как объекта, подлежащего включению в Перечень на 2023 год, сформированного до начала налогового периода, не имеют.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии оснований удовлетворения административного иска.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 НК РФ). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 2, пунктом 6 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года в„– 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" (в редакции на день определения Перечня на 2021 год) предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2023 году - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 6 статьи 3). При этом согласно пункту 8 статьи 3 этого же Закона Санкт-Петербурга ставки налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения установлены в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень), утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года в„– 158-п, размещен на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 23 декабря 2022 года, в виде электронной копии бумажного документа опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 27 января 2023 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода. Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2 статьи 1-1).
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу на праве собственности Объект имеет площадь <...> кв. м., на момент формирования списка объектов, предполагаемых к включению в Перечень, и на момент его утверждения Приказом в„– 158-п от 23.12.2022 г., был учтен в Едином государственном реестре недвижимости с назначением "нежилое помещение", наименованием "офисные помещения", указанные сведения были представлены Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в Комитет с целью формирования Перечня (л.д. 31).
Согласно актуальных на момент рассмотрения дела сведений Единого государственного реестра недвижимости и сведений филиала ППК "Роскадастр" по Санкт-Петербургу Объект имеет назначение "нежилое", наименование вида разрешенного использования - "медицинский центр".
Ответом на запрос суда Управление Росресстра по Санкт-Петербург исх. 03.28-02475@ от 07.06.2023 (л.д. 124-125) сообщило, что, в соответствии с частями 18 и 19 статьи 70 Федерального закона в„– 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. закона в„– 120-ФЗ от 30.04.2021), на основании заявления представителя собственника помещения 48-Н с кадастровым номером в„– <...> по адресу: <...> от 12.02.2023 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения об указанном объекте недвижимости: исключены сведения о наименовании "офисное" помещение" и внесены сведения о виде разрешенного использования "медицинский центр".
Таким образом, наименование вида использования Помещения согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ на 1-е число очередного налогового периода, предусматривало размещение офисов, что явилось основанием для включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, в связи с приведенными нормативными положениями.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федеральный закон от 13.07.2015 в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости. Согласно сообщению филиала ППК "Роскадастр" по Санкт-Петербургу в адрес Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга исх. в„– 04512 от 25.04.2023 г. указанные изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17.02.2023 года (л.д. 77-78).
Доводы административного истца о том, что соответствующие изменения относительно вида разрешенного использования Помещения в Единый государственный реестр недвижимости внесены в течение налогового периода не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований о признании нормативного правового акта недействительным в части с 17.02.2023 года, поскольку на момент принятия нормативного правового акта положенные в его основу сведения соответствовали действительности и волеизъявлению собственника нежилого помещения, не лишенного законной возможности своевременно инициировать изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.
Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный период действия (2023 год), а действующим законодательством не предусмотрено исключение Объектов из соответствующих перечней в связи с изменением характеристик, на основании которых они были включены в такой нормативный правовой акт.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что порядок информирования заинтересованных лиц о предполагаемом включении Объекта в Перечень, установленный пунктами 2.2, 4.2 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Комитета от 02.04.2018 года в„– 7-р, Комитетом соблюден, равно как и порядок формирования списка объектов для включения в Перечень по виду разрешенного использования земельных участков, назначению или наименованию объектов в Санкт-Петербурге.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного истца о неправомерности включения Объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, оснований для признания недействующими оспариваемых положений не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Л. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 239 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в„– 158-П от 23.12.2022 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" - отказать.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------