Решение Санкт-Петербургского городского суда от 05.06.2023 по делу N 3а-159/2023 <О признании недействующим пункта 2460 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2022 N 158-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2023 г. по делу в„– 3а-159/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре А.,
с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "Прибой-Инвест" о признании недействующим пункта 2460 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в„– 158-П от 23.12.2022 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год",

установил:

Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года в„– 158-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень), указанный акт размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 27 декабря 2022 года.
В пункт 2460 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год включено нежилое здание - объект недвижимости с кадастровым номером в„– <...>, расположенный по адресу: <...> (далее - Объект, Здание).
АО "Прибой-Инвест" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного пункта Перечня, ссылаясь на то, что принадлежащее административному истцу на праве собственности Здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку только 15,76% от общей площади Объекта предоставлено под цели, которые можно отнести к назначению "для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания"; 66,41% площадей используется субарендаторами под производственные цели, 4,5% площади не используется, 13,32% являются местами общего пользования (лестничные клетки, помещения коридоров и санузлов). Акты обследования Здания и помещений, составленные Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, не соответствуют фактическому использованию помещений Объекта.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, указывая на то, что оспариваемый акт нарушает права административного истца, являющегося микропредприятием по производству коммуникационного оборудования, оружия, боеприпасов и средств связи, на справедливое налогообложение.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, указывая на то, что Объект включен в Перечень по результатам обследования, которым установлено, что Объект представляет собой бизнес-центр "Прибой" и фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры на площади в 21,5% от общей площади Здания; 78,5% от общей площади Здания используется для размещения производственных и складских помещений, кабинетов сотрудников, творческой мастерской, мест общего пользования, технических и хозяйственно-бытовых помещений, пустых помещений.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
В силу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов имущества организаций, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 25.11.2021 в„– 562-121).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень), утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года в„– 158-п, официально опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2022 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно, если здание:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 16-29) здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <...> площадью 5330,6 кв. м., назначением - нежилое, наименованием - производственное, состоящее из 4 этажей, на земельном участке с кадастровым номером N... земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов (т. 1 л.д. 30-36), принадлежит на праве собственности административному истцу с <...>.
Ведомости помещений и их площадей Здания, составленные филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Василеостровского района по состоянию на 13.08.2012 года (т. 2 л.д. 94-95), содержат сведения о наименованиях частей помещения Здания: "лестница", "склад", "цех", "тамбур", "холл", "лифтовой холл", "кладовая", "коридор", "венткамера", "электрощитовая", "комната", "туалет", "умывальная", "душевая", "раздевалка", "совмещенный санузел", "кабинет", "зал", "лифт грузопассажирский", "лаборатория", "склад", "гардеробная", "архив".
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в том числе, торговых центров, а сведений о таком назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений в Здании в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) не имеется, то Здание может быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, размещения объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года в„– 737 (в редакции от 22.03.2018 года), в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 в„– 7-р (в редакции от 10.08.2018 года) "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований) в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, Здание включено административным ответчиком в Перечень по его фактическому использованию для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры на основании акта обследования от 31 октября 2022 года в„– 07-11-697/1/2022 (далее - Акт обследования), согласно которому более 20% общей площади Здания используются для размещение офисов, делового и административного назначения; Объект представляет собой бизнес-центр "Прибой" и фактически используется для размещения: офисных помещений с сопутствующей инфраструктурой на 2 этаже (ч.п. 43-46, 63-65, 72, 75, 76, 84, 88-90 пом. 1-Н), на 3 этаже (ч.п. 93, 94, 104, 113-115, 120-122, 124-143 пом. 1-Н) площадью 1144,6 кв. м. (21,5% от общей площади Объекта) - фото в„– 4-55; производственных и складских помещений, кабинетов сотрудников, творческой мастерской, МОП, технических и бытовых помещений, пустых помещений, площадью 4186 кв. м. (78,5% от общей площади Объекта). К акту приложены фотографии общего вида Здания и частей помещений в нем, копии поэтажных планов (л.д. 69-93).
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, оценивая представленный Акт обследования, суд полагает, что административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие Здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения Объектов в Перечень, не представлено.
Так, в Акте отсутствуют фотографии, отображающие части помещений (далее - ч.п.) Nв„– 43-45 (площадью 15,8 кв. м., 13.9 кв. м., 9.8 кв. м.), ч.п. в„– 64 (площадью 7 кв. м.); из соотношения фотографий и приложенного к Акту плана этажа следует, что фотография ч.п. 115 (площадью 18,2 кв. м.) также отсутствует; качество фотографий в„– 17 (ч.п. 76 площадью 8,8 кв. м.), в„– 25 (ч.п. 94 площадью 15,1 кв. м.), в„– 27 (ч.п. 120-122 площадью 19,4 кв. м., 19,0 кв. м., 17,0 кв. м.) не позволяет сделать вывод о том, что помещения оборудованы офисной техникой.
Таким образом, представленные фотографии достоверно подтверждают фактическое использование под офисы и сопутствующую офисную инфраструктуру 1007,6 кв. м. от общей площади Здания, что составляет 18,9 процентов от общей площади Объекта.
Иных допустимых и достоверных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что более 20 процентов помещений в Здании фактически использовалось для размещения офисов и соответствующей офисной инфраструктуры, позволяющих признать Объект отвечающим признакам объекта налогообложения в порядке ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного ответчика о правомерности включения объекта недвижимости в пункт 2460 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года в„– 158-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" по виду его фактического использования.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление АО "Прибой-Инвест" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2460 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 в„– 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------