Решение Ленинградского областного суда от 19.05.2023 по делу N 3а-68/2023 <О признании недействующим пункта 2 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25.11.2022 N 445-п "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ЛОГазинвест" населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2023 г. по делу в„– 3а-68/2023

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре Ч.
с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "ЛОГазинвест" об оспаривании приказ комитета по тарифам и ценовой политике от 25.11.2022 в„– 445-п "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ЛОГазинвест" населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области",

установил:

комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК, Комитет) издан приказ от 25.11.2022 в„– 445-п "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ЛОГазинвест" населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области", пунктом 2 которого установлены экономически обоснованные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ООО "ЛОГазинвест" населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области, с 1 декабря 2022 года согласно приложению 2 к настоящему приказу (далее также - приказ ЛенРТК от 25.11.2022 в„– 445-п) в размере:
газ сжиженный в баллонах без доставки до потребителя - 133,99 руб./кг;
газ сжиженный в баллонах с доставкой до потребителя - 150,31 руб./кг;
газ сжиженный емкостной из газовых резервуарных установок - 153,84 руб./кг (319,22 руб./кг. м).
ООО "ЛОГазинвест" (далее также - Общество) обратилось в суд с административным иском, которым с учетом изменений требований просит признать не действующим с даты принятия пункт 2 приказа ЛенРТК от 25.11.2022 в„– 445-п, взыскать с ЛенРТК судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В обоснование требований административного иска указано, что при обращении в 2022 году за установлением розничных цен на 2023 год ООО "ЛОГазинвест" просило установить с 01.01.2023 года экономически обоснованные цены по видам реализации: газ сжиженный емкостной - 181,27 руб.; газ сжиженный в баллонах без доставки до потребителя - 138,58 руб.; газ сжиженный в баллонах с доставкой до потребителя - 208,02 руб. При расчете розничных экономически обоснованных цен на сжиженный углеводородный газ Обществом заявлена на 2023 год реализация сжиженного углеводородного газа в количестве 4303,3 тонны.
Согласно заключению ЛенРТК при расчете тарифов приняты плановые объемы реализации Обществом сжиженного углеводородного газа 5366,7 тонн на период регулирования на уровне средних значений за три предшествующих фактических периода.
ООО "ЛОГазинвест", ссылаясь на программу развития газоснабжения и газификации Ленинградской области, направило в адрес ЛенРТК возражения на экспертное заключение к расчету розничных экономических обоснованных цен на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения. В связи с реализацией данной программы значительно сократилось количество потребителей баллонного газа. Объем реализации сжиженного углеводородного газа населению на 2023 год снижается и планируется на уровне - 4303,3 т, из которых емкостной газ составить - 1956,8 т, баллонный газ - 2346,5 т.
При утвержденном ЛенРТК объеме реализации на 2023 год в размере 5366,7 тонн, Общество недополучит 93598,40 тыс. руб.
Эксперты ЛенРТК не учли проводимые в Ленинградской области работы по газификации (переводу населенных пунктов на природный газ).
Представитель административного ответчика ЛенРТК П. в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении административного иска ООО "ЛОГазинвест" по тем основаниям, что оспариваемое тарифное решение утверждено уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречит, доводы административного иска основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В возражениях ЛенРТК указывается, что по состоянию на 01.01.2022 года в Ленинградской области 489 населенных пунктов газифицированы природным газом, 1918 - газифицированы сжиженным углеводородным газом. Региональная программа по газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ленинградской области на 2022-2031 годы, утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 27.06.2022 г. в„– 438 (далее также - Региональная программа) не содержит сведений о количестве планируемой газификации населенных пунктов в 2023 году, газифицированных только сжиженным углеводородным газом, что исключает возможность учета ЛенРТК при расчете плановых объемов поставки сжиженного углеводородного газа в 2023 году информации Региональной программы о планируемой газификации населенных пунктов Ленинградской области. Показатели подпрограммы Региональной программы являются плановыми и не подтверждают достоверность проведение работ по газификации Ленинградской области. При определении плановых объемов на 2023 год у ЛенРТК отсутствовала возможность рассчитать снижение объемов потребления сжиженного углеводородного газа по результатам выполнения мероприятий по газификации. На момент принятия приказа ЛенРТК от 25.11.2022 в„– 445-п Комитет не располагал актуальными сведениями о проводимых работах по газификации Ленинградской области, необходимых для учета при расчете плановых объемов реализации сжиженного углеводородного газа ООО "ЛОГазинвест" в 2023 году. Обществом не представлено в ЛенРТК подтверждения планирования и выполнения мероприятий по переводу иных населенных пунктов на природный газ.
В судебном заседании представители административного истца А. и З. настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях.
Представители административного ответчика П. и С. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержали правовую позицию, приведенную в возражениях.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Махмудова Э.Т., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
ООО "ЛОГазинвест" осуществляет регулируемую деятельность по реализации емкостного сжиженного углеводородного газа и сжиженного углеводородного газа в баллонах на территории Ленинградской области. Реализация газа осуществляется посредством наполнения емкостей групповых резервуарных установок жилищного фонда, индивидуальных емкостей (газгольдеров), баллонов. В том числе заправка бытовых газовых баллонов для нужд населения на имеющихся площадках автомобильных газовых заправочных станций.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ АО "Газпром теплоэнерго" в Ленинградской области является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом ЛенРТК от 25.11.2022 в„– 445-п, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права и законные интересы.
Государственное регулирование розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 31.03.1999 года в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года в„– 1021 (далее - Основные положения).
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 в„– 274.
В соответствии с пунктом 8 Основных положений, пп. "б" п. 3.10 постановления Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 в„– 274 ЛенРТК является органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным устанавливать розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области.
11.10.2022 г. ООО "ЛОГазинвест" представило в ЛенРТК заявление об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области с 1 января 2023 года. В составе заявки представлены обосновывающие материалы: расчет розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд, калькуляция фактических расходов, пояснительная записка к расчету экономически обоснованных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, документы, подтверждающие расчеты розничных цен.
Письмом ЛенРТК от 13.10.2022 года Общество уведомлено об открытии тарифного дела.
ЛенРТК провел экспертизу по экономическому обоснованию расчета розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области на 2023 год, выводы которой содержатся в заключении.
Тарифное решение об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, принято на заседании Правления ЛенРТК, составлен протокол от 25.11.2022 в„– 42.
Приказ ЛенРТК от 25.11.2022 в„– 445-п опубликован 01.12.2022 года на официальном интернет-портале (http://pravo.gov.ru) и 30.11.2022 года в сетевом издании "Электронное опубликование документов" (http://npa47.ru).
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом по существу не оспаривается.
Проверяя приказ ЛенРТК от 25.11.2022 в„– 445-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическим указаниями, утвержденными приказом ФАС России от 07.08.2019 года в„– 1072/19 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд".
Согласно п. 12 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям: реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя; реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок; реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя.
Пунктом 15 Методических указаний предусмотрено, что в целях расчета розничных цен на период регулирования объемы реализации сжиженного газа населению принимаются на уровне прогнозных на период регулирования, прогноза газопотребления с учетом фактической динамики реализации газа населению по категориям, в соответствии с п. 12 настоящих Методических указаний, за последние три года, а также с учетом проводимых работ по газификации субъекта Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению ЛенРТК при расчете тарифов приняты плановые объемы реализации Обществом сжиженного углеводородного газа 5366,7 тонн на период регулирования на уровне средних значений за три предшествующих фактических периода потребления сжиженного газа: за 2019 год - 11935,00 тонн, 2020 год - 5855,00 тонн, 2021 год - 5175,00 тонн. Прогноз потребления сжиженного газа 2022 года по версии ООО "ЛОГазинвест" в количестве 4333,60 тонны экспертом не принят. Какой-либо анализ проводимых работ по газификации Ленинградской области в экспертном заключении не приведен.
ООО "ЛОГазинвест" письмом от 23.11.2022 г. направлены в ЛенРТК возражения на экспертное заключение относительно принятых к расчету объемов реализации сжиженного углеводородного газа в количестве 5366,7 тонн. Доводы Общества оставлены без внимания.
Таким образом, в нарушение требований пункта 15 Методических указаний, ЛенРТК принял объемы реализации сжиженного газа населению без учета проводимых работ по газификации Ленинградской области, неправомерно увеличив объемы реализации сжиженного углеводородного газа.
Доводы ЛенРТК об отсутствии сведений о проводимых работах по газификации Ленинградской области опровергаются материалами дела.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 года в„– 1152-р утвержден план мероприятий по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации. Ленинградская область входит в программу газификации 2021 - 2024 гг.
Региональной программой по газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ленинградской области на 2022-2031 годы, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 27.06.2022 г. в„– 438, предусмотрены ожидаемые результаты ее реализации: газификация квартир (домовладений) природным газом составит 19669 ед., уровень газификации населения природным газом - 60,50%. Согласно сводному плану по основным целевым показателям газификация потребителей природным газом (количество квартир (домовладений) составит в 2022 году - 1333, в 2023 году - 640, газификация потребителей СУГ (количество квартир (домовладений) в 2022 году - 378,77, в 2023 году - 242,14. В результате реализации первого этапа Региональной программы (2022 - 2025 годов) ожидается газификация населенных пунктов природным газом - 385 ед., газификация квартир (домовладений) природным газом - 19660 ед.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области является участником Региональной программы, следовательно, в порядке взаимодействия между органами исполнительной власти, должен располагать необходимыми сведениями о проводимых работах по газификации потребителей Ленинградской области природным газом.
При этом, анализируя финансовый результат ООО "ЛОГазинвест" за 2021 год, в экспертном заключении указано на снижение объема потребляемого населением сжиженного газа в 2021 году по отношению к данным за 2020 год на 574 тонны (10%).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что приказ ЛенРТК от 25.11.2022 в„– 445-п издан без учета проводимых работ по газификации Ленинградской области, следовательно, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу судебного акта не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 КАС РФ.
Принимая во внимание п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
С учетом положений ч. 4 ст. 215, ч. 4 ст. 216 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
ЛенРТК следует принять новый нормативный правовой акт в части признанной данным решением недействующей.
Удовлетворяя требования административного иска, руководствуясь ст.ст. 103, 111 КАС РФ, подлежат взысканию с комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу ООО "ЛОГазинвест" понесенные им судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей (платежное поручение в„– 5169 от 27.12.2022).
Руководствуясь статьями ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск ООО "ЛОГазинвест" удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 2 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25.11.2022 в„– 445-п "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ЛОГазинвест" населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области", которым установлены экономически обоснованные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ООО "ЛОГазинвест" населению для бытовых нужд на территории Ленинградской области, с 1 декабря 2022 года согласно приложению 2 к настоящему приказу.
Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный данным решением недействующим нормативный правовой акт.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Взыскать с комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу ООО "ЛОГазинвест" (ИНН 4720025630) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
С.А.Астапенко

Решение в окончательной форме изготовлено 30.05.2023 года.


------------------------------------------------------------------