Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17.05.2023 по делу N 3а-156/2023 <О признании недействующими пунктов 5883, 5884, 5885, 5886, 5887, 5888, 5889, 5890, 5891, 5892, 5893, 5894, 5895, 5896, 5897, 5898 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 141-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2023 г. по делу в„– 3а-156/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре И.
с участием прокурора Андреева М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Акционерного общества "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" о признании недействующими со дня принятия пунктов 5883, 5884, 5885, 5886, 5887, 5888, 5889, 5890, 5891, 5892, 5893, 5894, 5895, 5896, 5897, 5898 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год",

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 24 декабря 2021 года издан приказ в„– 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень 2022), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункты 5883, 5884, 5885, 5886, 5887, 5888, 5889, 5890, 5891, 5892, 5893, 5894, 5895, 5896, 5897, 5898 Перечня 2022 включены в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, следующие объекты недвижимости:
- здание с кадастровым номером 78:32:0001690:3024, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90 литера В и расположенные в нем помещения 11-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3210, 17-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3216, 20-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3221, 24-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3225, 31-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3234, 38-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3241, 39-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3242;
- здание с кадастровым номером 78:32:0001690:3025, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90, литера Д и расположенные в нем нежилые помещения 20-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3257, 21-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3258, 22-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3259, 23-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3260, 24-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3261, 25-Н с кадастровым номером 78:32:0001690:3262,
- здание с кадастровым номером 78:32:0001690:3012, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90, литера 3 (далее Здание, Помещения).Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия пункты 5883, 5884, 5885, 5886, 5887, 5888, 5889, 5890, 5891, 5892, 5893, 5894, 5895, 5896, 5897, 5898 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п, поскольку указанные в данных пунктах объекты недвижимого имущества не относятся к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2002 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Указывает, что оспариваемые положения нормативного правового акта, возлагают на административного истца как собственника объектов недвижимости излишнее бремя налогообложения.
Представитель административного истца по доверенности ФИО в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в настоящее время Акционерное общество "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" является конструкторским бюро подводного кораблестроения и головным исполнителем опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в рамках выполнения государственного оборонного заказа и контрактов на поставку продукции в рамках военно-технического сотрудничества. Продукцией производимой административным истцом является конструкторская документация и опытные образцы техники различного назначения. Все указанные работы производятся в соответствии с уставной деятельностью и в основном производственным персоналом истца, рабочие места для которого размещены в зданиях и помещениях, включенных в Перечень.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела (л.д. 18-19 том 2), где указал, что формирование списков объектов, предполагаемых к включению в Перечень 2022, осуществлялось без фактического исследования, поскольку согласно сведениям, представленным Росреестром в 2021 году, спорные Здания, имели наименование "Административное (учрежденческое)". Учитывая, что Здания были определены как административно-деловые центры, то все Помещения в нем, принадлежащие административному истцу, также были включены в оспариваемые пункты Перечня 2022.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п, который официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как торговые центры (комплексы) и помещения в них.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 названного пункта);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень на 2022 год подлежали включению такие административно-деловые центры, которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что Акционерное общество "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:32:0001690:3 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90, литера Д и расположенных на нем Зданий с кадастровым номером 78:32:0001690:3024 (Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90 литера В), с кадастровым номером 78:32:0001690:3025 (Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90, литера Д), с кадастровым номером 78:32:0001690:3012 (Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90, литера 3). А также перечисленных выше, входящих в состав Зданий 78:32:0001690:3024 и кадастровым номером 78:32:0001690:3025 помещений.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанное Здания расположены на указанном выше земельном участке с кадастровым номером 78:32:0001690:3, площадью 24729 +/- 55 кв. м., категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для размещения объектов науки".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости назначение Здания 78:32:0001690:3024, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90 литера В, отсутствует, наименование здания "конструкторское бюро".
В состав указанного Здания входят поставленные на самостоятельный кадастровый учет помещения с кадастровыми номерами 78:32:0001690:3226, 78:32:0001690:3228, 78:32:0001690:3253, 78:32:0001690:3229, 78:32:0001690:3231, 78:32:0001690:3234, 78:32:0001690:3236, 78:32:0001690:3232, 78:32:0001690:3233, 78:32:0001690:3235, 78:32:0001690:3237, 78:32:0001690:3209, 78:32:0001690:3214, 78:32:0001690:3238, 78:32:0001690:3240, 78:32:0001690:3246, 78:32:0001690:3208, 78:32:0001690:3210, 78:32:0001690:3239, 78:32:0001690:3241, 78:32:0001690:3211, 78:32:0001690:3212, 78:32:0001690:3243, 78:32:0001690:3244, 78:32:0001690:3213, 78:32:0001690:3215, 78:32:0001690:3242, 78:32:0001690:3245, 78:32:0001690:3216, 78:32:0001690:3217, 78:32:0001690:3247, 78:32:0001690:3218, 78:32:0001690:3219, 78:32:0001690:3248, 78:32:0001690:3220, 78:32:0001690:3221, 78:32:0001690:3249, 78:32:0001690:3255, 78:32:0001690:3222, 78:32:0001690:3223, 78:32:0001690:3250, 78:32:0001690:3251, 78:32:0001690:3224, 78:32:0001690:3225, 78:32:0001690:3254, 78:32:0001690:3227, 78:32:0001690:3230, 78:32:0001690:3252.
Сведений о наименовании помещений, их назначении и виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости не содержится.
Из учетной технической документации, представленной ПИБ Центральное Департамента кадастровой деятельности ГУП "ГУИОН" по запросу суда, а именно из технического паспорта усматривается, что Здание с кадастровым номером 78:32:0001690:3024, имеет назначение нежилое вид использования "конструкторское бюро". Из журнала обмеров помещений следует, что в состав помещений, расположенных в данном Здании, входят части с назначением "лестница", "тамбур", "коридор", "лестница-холл", "лифт", "санузел", "кабинет", "венткамера", электрощитовая", "раздевалка", "кладовая", "мастерская", "машинное отделение", "умывальная", "обеденный зал", "моечная", "цех", "варочный зал", "цех готовки", "актовый зал", "теплоцентр", "раздевалка", "помещение", "шкаф", "цех столовой", "душевая", "водомерный узел", "туалет", "комната переговоров", "сауна", "тренажерный зал", "трансформатор", "трансформаторная подстанция", "цеховое помещение", "помещение химической обработки", "цех литья", "склад", "помещение для макетов".
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости назначение Здания с кадастровым номером 78:32:0001690:3025, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90, литера Д, отсутствует, наименование здания "административное".
В состав указанного Здания входят поставленные на самостоятельный кадастровый учет помещения с кадастровыми номерами: 78:32:0001690:3256, 78:32:0001690:3257, 78:32:0001690:3258, 78:32:0001690:3259, 78:32:0001690:3263, 78:32:0001690:3260, 78:32:0001690:3261, 78:32:0001690:3262, 78:32:0001690:3264, 78:32:0001690:3265, 78:32:0001690:3266, 78:32:0001690:3267, 78:32:0001690:3268, 78:32:0001690:3269.
Сведений о наименовании помещений, их назначении и виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости не содержится.
Из учетной технической документации, представленной ПИБ Центральное Департамента кадастровой деятельности ГУП "ГУИОН" по запросу суда, а именно из технического паспорта усматривается, что Здание с кадастровым номером 78:32:0001690:3025, имеет назначение нежилое вид использования "административный корпус".
Из журнала обмеров помещений следует, что в состав помещений, расположенных в данном Здании, входят части с назначением "лестница подвала", "тамбур", "лестница", "антресоль лестницы", "коридор", "раздевалка", "склад", "кладовая", "кабинет", "теплоцентр", "мастерская", "умывальная", "туалет", "душевая", "коридор-лестница", "выставочный зал", "лифт", "вестибюль", "библиотека".
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости назначение Здания 78:32:0001690:3012, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 90 литера З, отсутствует, наименование здания "конструкторское бюро".
В состав указанного Здания входят поставленные на самостоятельный кадастровый учет помещения с кадастровыми номерами: 78:32:0001690:3146, 78:32:0001690:3149, 78:32:0001690:3151, 78:32:0001690:3147, 78:32:0001690:3148, 78:32:0001690:3150, 78:32:0001690:3152, 78:32:0001690:3153, 78:32:0001690:3155, 78:32:0001690:3154, 78:32:0001690:3156, 78:32:0001690:3157.
Сведений о наименовании помещений, их назначении и виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости не содержится.
Согласно учетной технической документации, представленной ПИБ Центральное Департамента кадастровой деятельности ГУП "ГУИОН" по запросу суда, Здание с кадастровым номером 78:32:0001690:3012, имеет назначение нежилое вид использования "конструкторское бюро".
Из ведомости помещений и их площадей следует, что в состав помещений, расположенных в данном Здании, входят части с назначением "помещение", "лестница", "коридор", "раздевалка", "тамбур", "щитовая", "кабинет", "теплоцентр", "мастерская", "умывальная", "туалет", "душевая", "стендовый цех", "компрессорная", "коридор-антресоль", "сауна", "венткамера".
В данном случае из имеющейся в технической документации экспликации не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорных Зданий предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом, наименование помещений "кабинет" не равно по значению с термином "офис".
Доводы административного о том, что спорные Здания обоснованно включены в оспариваемый Перечень 2022 исходя из их наименования "административное здание (учрежденческое)", не могут быть приняты судом во внимание, поскольку само по себе наименование здания без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности его отнесения к объектам, указанным в статье 378.2 НК РФ, поскольку наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания административно-деловым или торговым центром, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Административный ответчик не оспаривал того, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень 2022, не проводились, доказательств, опровергающих доводы административного иска об использовании Зданий и помещений в них для ведения научной и производственной деятельности в соответствии с Уставом в рассматриваемый период в нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Здание на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, обладало признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение подлежат признанию недействующим, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административные исковые требования Акционерного общества "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 5883, 5884, 5885, 5886, 5887, 5888, 5889, 5890, 5891, 5892, 5893, 5894, 5895, 5896, 5897, 5898 Приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Акционерного общества "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.С.Чистякова


------------------------------------------------------------------