Решение Ленинградского областного суда от 28.04.2023 по делу N 3а-58/2023 <О признании частично недействующим постановления Губернатора Ленинградской области от 22.10.2021 N 100-пг "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ленинградской области">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2023 г. по делу в„– 3а-58/2023

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.,
при секретаре Ч.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Митридат" об оспаривании постановления Губернатора Ленинградской области от 22.10.2021 в„– 100-пг "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ленинградской области",

установил:

22 октября 2021 года постановлением Губернатора Ленинградской области в„– 100-пг утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ленинградской области (далее также - Схема).
Схема разработана на основании положений статей 34 и 39 Федерального закона от 24 июля 2009 года в„– 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), а также в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года в„– 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре".
Схема является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области.
Согласно п. 4.2.2 незакрепленные за охотпользователями охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты, относятся к категории общедоступных охотничьих угодий.
В таблице 25 предусмотрено распределение общедоступных охотничьих угодий на территории Ленинградской области. Общая площадь общедоступных охотничьих угодий Гатчинского муниципального района составляет 11,6 га, в том числе район п. Озерешно - 0,7 га. Описание границ участка общедоступных охотничьих угодий в районе п. Озерешно в Гатчинском районе Ленинградской области площадью 0,7 тыс. га представлено в Приложении 2 к Схеме.
В составе Схемы пунктом 25 приложения 3 утверждена карта-схема с указанием границ зон охраны охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях, на территории Гатчинского муниципального района.
Оспариваемое постановление Губернатора Ленинградской области опубликовано 25.10.2021 на официальных интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и 26.10.2021 интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru. Нормативный правовой акт является действующим на момент рассмотрения административного иска.
ООО "Митридат" обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим с момента принятия постановление Губернатора Ленинградской области от 22.10.2021 г. в„– 100-пг "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ленинградской области" в части включения земельного участка с кадастровым номером 47:23:1208002:9 площадью 465250 кв. м., по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д. Ольховец, участок б/н, в состав общедоступных охотничьих угодий Гатчинского района Ленинградской области.
В обоснование требований ООО "Митридат" (далее также - Общество) указало, что земельный участок с кадастровым номером 47:23:1208002:9 площадью 465250 кв. м., видом разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д. Ольховец, участок б/н, принадлежит Обществу на праве частной собственности. Указанный земельный участок никогда не относился к охотничьим угодьям и лесным участкам. Земельный участок административного истца расположен внутри контура общедоступных охотничьих угодий. Отнесение данного земельного участка к общедоступным охотничьим угодьям противоречит статье 209 ГК РФ и принципу целевого использования согласно статье 7 ЗК РФ. Кроме того, ведение охоты на земельном участке административного истца создает опасность для работников Общества.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Митридат" П. просил удовлетворить административные исковые требования, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает право собственности административного истца, не позволяет полноценно использовать земельный участок по назначению. Кроме того, в отношении Общества ведется процедура банкротства, поэтому оспариваемый нормативный правовой акт нарушает и права кредиторов. Земельный участок включен в Схему без согласия собственника.
Представитель административного ответчика Губернатора Ленинградской области З. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, указав, что включение в границы охотничьих угодий земельных участков, находящихся в собственности, категории сельскохозяйственного назначения, не противоречит законодательству и соответствует п. 3 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Представитель заинтересованного лица комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области Т. в судебном заседании поддержала правовую позицию административного ответчика и доводы, указанные в возражениях комитета на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо временный управляющий ООО "Митридат" А., привлеченный к участию в деле в судебном заседании 31.03.2023, в судебное заседание не явился, представителя не направил. В письменном отзыве просил суд удовлетворить административный иск, поскольку при принятии оспариваемого нормативного правового акта не были соблюдены права ООО "Митридат" как собственника земельного участка, включенного в Схему.
Прокурор, участвующий в деле, полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, поскольку включение в Схему земельного участка административного истца не было согласовано с собственником участка.
Информация о времени и месте рассмотрения административного искового заявления в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Федеральный закон от 24.07.2009 в„– 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется территориальное охотустройство (часть 1). Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации. Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (части 1, 3, 8).
В соответствии с Уставом Ленинградской области Губернатор Ленинградской области является высшим должностным лицом Ленинградской области (часть 1 статьи 18).
Губернатор Ленинградской области в пределах своих полномочий, определенных федеральным законодательством, Уставом Ленинградской области и областными законами, издает постановления и распоряжения.
Постановления Губернатора Ленинградской области являются нормативными правовыми актами. Постановления и распоряжения Губернатора Ленинградской области вступают в силу с даты их подписания, если в постановлении или распоряжении не указано иное.
Постановления Губернатора Ленинградской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (статья 21 Устава Ленинградской области).
Установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Ленинградской области в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
По вопросу проверки соответствия оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 15 статьи 1 Закона об охоте под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 1 статьи 7 Закона об охоте).
Вместе с тем, пункт 1 статьи 26 Закона об охоте предусматривает, что право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, то есть не произвольно, а на основании положений настоящего Федерального закона и других федеральных законов.
Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является документом территориального охотустройства, при ее составлении границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (пункты 3, 7 и 9 статьи 39 Федерального закона об охоте).
Аналогичные положения закреплены и в пунктах 4 и 9 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды от 31 августа 2010 года в„– 335.
Закон об охоте не ограничивает прав собственников земельных участков, предусмотренных гражданским, земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Положениями статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут может устанавливаться, в частности, для использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства). Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от 13.04.2023 следует, что включенный в границы общедоступных охотничьих угодий согласно Схеме земельный участок с кадастровым номером 47:23:1208002:9 принадлежит на праве собственности административному истцу ООО "Митридат". Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - ведение дачного хозяйства. Публичного сервитута в целях охоты в отношении данного земельного участка не зарегистрировано. Административным ответчиком и заинтересованным лицом каких-либо доказательств согласования с собственником земельного участка включения его в границы общедоступных охотничьих угодий не представлено.
Исходя из изложенного, суд критически относится к доводам административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии в законодательстве условия согласования включения земельного участка в границы охотничьих угодий с его собственником.
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, к которым отнесен земельный участок административного истца, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Частью 3 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вместе с тем пунктами 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая правовое регулирование в области охотопользования, в то же время закрепил ряд положений, связанных с использованием земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения в целях охоты, в числе которых устанавливается приоритет в использовании земель сельскохозяйственного назначения, который основан на принципе сохранения целевого использования земельных участков и особой охране данной категории земель.
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, использовался для ведения сельского хозяйства (заготовки сена и дров) ООО "Марс" согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 16.11.2022. При этом административным истцом показано, что охота существенным образом мешает ведению сельского хозяйства и представляет опасность для лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность на земельном участке.
Таким образом, оспариваемая в части Схема противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, в части, касающейся включения в состав охотничьих угодий земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности административного истца, без согласования с ним и без установления в соответствующем порядке обременения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные положения применялись в соответствующих правоотношениях, суд признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск ООО "Митридат" удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Губернатора Ленинградской области от 22.10.2021 в„– 100-пг "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ленинградской области" в части включения земельного участка с кадастровым номером 47:23:1208002:9, площадью 46250 кв. м., находящегося по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д. Ольховец, участок б/н, в состав общедоступных охотничьих угодий Гатчинского района Ленинградской области.
Губернатору Ленинградской области опубликовать решение суда по данному делу или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти Ленинградской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
С.А.Астапенко

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2023 года.


------------------------------------------------------------------