Решение Санкт-Петербургского городского суда от 01.08.2023 по делу N 3а-204/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.2.10 Приложения N 8 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 >



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2023 г. по делу в„– 3а-204/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Д.
с участием прокурора Андрееве М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р. о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее также - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. в„– 524) утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие, в том числе, градостроительные регламенты в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга согласно приложению в„– 8, в разделе 1 которого установлены общие требования к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункты 1.2.1 - 1.2.11).
23 июля 2019 г. постановлением Правительства Санкт-Петербурга в„– 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524" (далее также - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 г. в„– 464) в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. в„– 524 внесены изменения.
Приложение в„– 8 изложено в редакции, согласно приложению к указанному постановлению.
Пунктом 1.2.10 раздела 1 Приложения в„– 8 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. в„– 524 в этой редакции предусмотрено, что выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства в сфере жилищного строительства осуществляется при наличии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 г. в„– 85 "О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524", опубликованным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www/gov.spb.ru 26 февраля 2021 года и вступившим в силу на следующий день после его официального опубликования, Приложение в„– 8 к постановлению от 21 июня 2016 г. в„– 524 изложено в редакции, согласно приложению к этому постановлению, при этом содержание пункта 1.2.10 раздела 1 по сравнению с предыдущей редакцией по существу не изменилось.
Р. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором просил признать не действующими пункт 1.2.9 раздела 1 Приложения в„– 8 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. в„– 524, изложенный в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 г. в„– 464 и в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 г. в„– 85, а также пункт 1.2.10 раздела 1 Приложения в„– 8 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. в„– 524 в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 г. в„– 464 (т. 1 л.д. 173-176).
В обоснование своих требований об оспаривании пункта 1.2.10 раздела 1 Приложения в„– 8 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. в„– 524 в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 г. в„– 464 административный истец сослался на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> 30 июня 2020 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой в границах данного земельного участка со ссылкой, в том числе, на оспариваемые положения, которые, по мнению административного истца, противоречат части 6 статьи 30, частям 1 и 2.1 статьи 38, частям 7 и 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент утверждения административным ответчиком оспариваемого положения), поскольку федеральное законодательство до 01.09.2021 года не предусматривало для города Санкт-Петербурга такой процедуры как согласование архитектурно-градостроительного облика объекта.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022 года производство по делу в части требований Р. о признании недействующим с момента принятия абзаца 2 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения в„– 8 к Постановлению в„– 524 в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 в„– 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 в„– 85 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524", пункта 1.2.10 Приложения в„– 8 к Постановлению в„– 524 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 в„– 464) - прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 г. определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2023 г. в„– 88а-319/2023 определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 г. в части прекращения производства по делу по административному иску Р. в части требований о признании недействующим пункта 1.2.10 Приложения 8 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. в„– 524, в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 г. в„– 464 отменено, в указанной части административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебное заседание административный истец не явился, о слушании дела извещен.
Представители административного ответчика - и возражали против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным ранее в представленных в материалы дела письменных возражениях, согласно которым оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных Правительству Санкт-Петербурга полномочий, с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования, а также требований к форме акта; оспариваемые положения не нарушают прав административного истца по реализации правомочий собственника земельного участка, не содержат требований о предоставлении дополнительных документов с целью получения разрешения на строительство; содержание оспариваемого положения не определяет решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика в качестве документа, который должен быть приложен к заявлению о выдаче разрешения на строительство, обязательность процедуры по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта является требованием, предъявляемым к строительству объекта с тем или иным видом разрешенного использования, которое предусмотрено Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года в„– 692-147 "О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства и в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения", а неисполнение такой процедуры должно рассматриваться как несоответствие подаваемых документов требованиям, содержащимся в градостроительном плане земельного участка.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции и т.д. (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 63 названного Кодекса предусмотрено, что в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса (в том числе утверждение правил землепользования и застройки), осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
В силу положений части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (часть 1 статьи 16, части 1 статьи 43, часть 2 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга, пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года в„– 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пункт 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. в„– 100).
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года в„– 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", устанавливающим разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с положениями статьи 3 указанного Закона, отнесено принятие решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга и внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Процедура подготовки и принятия нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки регламентирована статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 33 указанного кодекса, статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года в„– 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", разделом 6 приложения в„– 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года в„– 524, и предусматривает, в том числе, проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по проекту, порядок организации и проведения которых в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года в„– 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Постановление от 21 июня 2016 года в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в первоначальной редакции, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 в„– 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524" приняты уполномоченным органом государственной власти - Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с установленной процедурой, по форме и виду соответствуют акту, который вправе принять Правительство Санкт-Петербурга, опубликованы в соответствии с установленным порядком, что установлено вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2019 года по административному делу в„– 3а-11/2019, от 09 июня 2020 года по административному делу в„– 3а-79/2020, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела по этому вопросу в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые положения приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением требования к форме акта, соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования.
Оценивая доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>
Согласно Градостроительному плану земельного участка в„– RU78212000-22951 от 09.11.2016 года, градостроительный регламент земельного участка установлен Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 в„– 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга"; в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" земельный участок находится в территориальной зоне Т3Ж1 - зоне среднеэтажных и многоэтажных (до 9 этажей включительно) многоквартирных жилых домов, расположенных вне исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (т. 1 л.д. 105-118).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости видом разрешенного использования земельного участка является среднеэтажная жилая застройка (т. 1 л.д. 17).
30 июня 2020 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой в границах данного земельного участка с указанием на то, что представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, в части общих требований к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных Постановлением в„– 524 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 в„– 464), а именно в части допустимости размещения жилых домов при возможности их обеспечения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с пунктом 1.2.9 раздела 1 Приложения 8 к Постановлению (размещение указанного объекта не обеспечено объектами социальной инфраструктуры), отсутствия решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в соответствии с пунктом 1.2.10 раздела 1 приложения в„– 8 к Постановлению (т. 1 л.д. 15-16).
Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 года по делу в„– А56-57382/2020 указанный отказ признан обоснованным, названное судебное постановление оставлено без изменения по существу постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.07.2021 года (т. 1 л.д. 177 - т. 2 л.д. 146-150).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, части 6 статьи 30, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства; в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Как предусмотрено частью 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления (пункт 1); об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (пункт 2); о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления (пункт 3); о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки (пункт 40); о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 5); о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (пункт 6).
Принимая во внимание, что федеральный законодатель не конкретизирует круг иных вопросов землепользования и застройки, регулирование которых может быть включено в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в правила землепользования и застройки, следует признать, что в состав правил землепользования и застройки могут быть включены положения о регулировании вопросов землепользования и застройки, прямо не перечисленных в статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но необходимых в целях регулирования вопросов землепользования и застройки конкретной территории с учетом целей разработки правил землепользования и застройки и исходя из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, в связи с чем суд не может согласиться с доводами административного истца о противоречии оспариваемых положений в период их действия требованиям статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 1.2.10 требование не отнесено к предельным (минимальным и(или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, в связи с чем довод административного истца, обоснованный ссылкой на положения статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судом отклоняется.
При этом, следует учитывать, что оспариваемое положение не определяет решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в качестве документа, прилагаемого к заявлению о выдаче разрешения на строительство, в связи с чем не может быть принята судом позиция административного истца о том, что этим положением возлагались на административного истца не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации обязанности.
Также суд находит ошибочными доводы административного истца относительно того, что осуществленное в пункте 1.2.10 Приложения в„– 8 к Правилам землепользования и застройки правовое регулирование могло быть введено не ранее 1 сентября 2021 года, поскольку в на дату принятия Правил землепользования и застройки и внесения в них оспариваемых положений и до 11 июля 2022 года действовал Закон Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года в„– 692-147 "О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства и в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения", частью 6 статьи 3 которого предусматривалось, что решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика предоставляется при строительстве объектов и их реконструкции до выдачи разрешения на строительство.
При таком положении, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленной ему компетенции с соблюдением порядка принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца, которому отказано в выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой на основании совокупности обстоятельств, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Р. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 1.2.10 Приложения в„– 8 к Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 в„– 524 в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 в„– 464 - отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------