Решение Санкт-Петербургского городского суда от 06.07.2023 по делу N 3а-201/2023 <О признании недействующими пунктов 2952, 2953 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 141-п>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2023 г. по делу в„– 3а-201/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре И.
с участием прокурора Шкарлет О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Атомэнергопроект" о признании недействующими пунктов 2952, 2953 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 в„– 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год",

установил:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 24 декабря 2021 года издан приказ в„– 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень 2022), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункт 2952 Перечня 2022 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 78:31:0001494:2008, площадью 10436 кв. м., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, дом 9/2а, литера А (далее по тексту - Здание, Объект).
В пункт 2953 Перечня 2022 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение 53-Н с кадастровым номером 78:31:0001494:2476, площадью 1586,7 кв. м., расположенное в указанном выше Здании.
Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункты 2952, 2953 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п, поскольку указанные в данных пунктах объекты недвижимого имущества не относятся к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2002 года в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Основным видом деятельности Акционерного общества "Атомэнергопроект" (далее по тексту - Общество) является деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях, имеет более 25 видов соответствующих лицензий. Общество входит в перечень стратегических организаций обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года в„– 1226-р. Также Общество является генеральным проектировщиком атомных электростанций в России и за рубежом, входит в состав Инжинирингового Дивизиона Госкорпорации "Росатом". Здание, которое было включено в Перечень 2022, является режимным объектом. Административный истец указывает, что вид разрешенного использования земельного участка под Зданием, не давал оснований для включения Здания в Перечень 2022. На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в Здании были только сданы два помещения, площадью 268,66 кв. м., что составляет 2,57%. Данные помещения предоставлены в аренду с целью организации питания сотрудников административного истца. Указывает, что оспариваемые положения нормативного правового акта, возлагают на административного истца как собственника объектов недвижимости излишнее бремя налогообложения.
Представитель административного истца по доверенности Л. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал. Площадь Здания - 10167,34 кв. м. (более 97%) используется административным истцом для осуществления основных видов деятельности.
Представитель административного ответчика по доверенности К. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела (л.д. 203-204), где указала, что формирование списков объектов, предполагаемых к включению в Перечень 2022, осуществлялось без фактического исследования, поскольку согласно сведениям, представленным Росреестром в 2021 году, спорное Здание, имело наименование "Административное (учрежденческое)". Учитывая, что Здание было определено как административно-деловой центр, то Помещение в нем, принадлежащие административному истцу, также было включено в оспариваемый пункт Перечня 2022.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций", согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года в„– 207. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п, который официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке. Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как торговые центры (комплексы) и помещения в них. По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 названного пункта); - здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень на 2022 год подлежали включению такие административно-деловые центры, которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами. Судом установлено, что Акционерное общество "Атомэнергопроект" является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:31:0001494:3 по адресу: Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, ул. 2-ая Советская, дом 9/2а, литера А и расположенного на нем Здания с кадастровым номером 78:31:0001494:2008, площадью 10436 кв. м., а также входящих в состав Здания помещений, в том числе и помещения 53-Н. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, указанное Здание расположено на указанном выше земельном участке с кадастровым номером 78:31:0001494:3, площадью 3527 +/- 21 кв. м., категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для размещения объектов науки" (л.д. 95-103). Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости назначение Здания с кадастровым номером 78:31:0001494:2008, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 2-ая Советская, дом 9/2а, литера А, отсутствует, наименование здания "административное (учрежденческое)" (л.д. 10-13). В состав указанного Здания входят поставленные на самостоятельный кадастровый учет 58 нежилых помещений, в том числе и помещение 53-Н. Сведений о наименовании помещений, их назначении и виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости не содержится. Из учетной технической документации, ГУП "ГУИОН Центрального района", а именно из ведомости площадей следует, что в состав помещений, расположенных в Здании с кадастровым номером 78:31:0001494:2008, входят части с назначением "коридор", "кабинет", "совмещенный санузел", "тамбур", "шкаф", "комната", "цех", "гардеробная", "лестница", "кладовая", "кухня-столовая", "столовая", "подсобное помещение", "туалет-душ", "водомерный узел", "склад", "электрощитовая", "мастерская", "теплоцентр", "умывальная", "душевая", "туалет" (л.д. 21-29). В данном случае из имеющейся в технической документации не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного Здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом, наименование помещений "кабинет" не равно по значению с термином "офис". Доводы административного ответчика о том, что спорное Здание обоснованно включено в оспариваемый Перечень 2022 исходя из их наименования "административное здание (учрежденческое)", не могут быть приняты судом во внимание, поскольку само по себе наименование Здания без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности его отнесения к объектам, указанным в статье 378.2 НК РФ, поскольку наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания административно-деловым или торговым центром, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании. Административный ответчик не оспаривал того, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень 2022, не проводились, доказательств, опровергающих доводы административного иска об использовании Здания и помещения в нем для ведения научной и производственной деятельности в соответствии с Уставом в рассматриваемый период в нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком суду не представлено.
Более того, административным истцом в материалы дела представлены договоры аренды помещений. Так из договора аренды в„– 9191/21/5.21 от 15 апреля 2021 года, заключенного с ООО "МетеорГрупп", следует, что арендодатель (АО "Атомэнергопроект") передает во временное владение и пользование в целях оказания услуг по организации общественного питания для работников АО "Атомэнергопроект" части нежилых помещений площадью 220,35 кв. м. (л.д. 104-119). Из договора аренды в„– 17907-Д/37283/22/5.21, заключенного с АО "Атомстройэкспорт", следует, что арендодатель передает во временное владение и пользование помещение в Здании, площадью 48,3 кв. м. для использования в качестве офиса (л.д. 120-134). В процентном соотношении к общей площади здания площадь указанных помещений будет составлять 2,57%. Такое процентное соотношение не отвечает критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3, подпунктом 3 пункта 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания здания фактически используемым в целях делового, административного, коммерческого назначения и(или) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Здание, Помещение, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, обладали признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением административного иска, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы.
Административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 9000 рублей (л.д. 156), в то время как пунктом 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины для организаций при подаче административного иска определен в размере - 4500 рублей.
С учетом изложенного и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей
На основании статьи 105 Кодекса административного судопроизводства РФ и подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым возвратить административному истцу излишне уплаченную им государственную пошлину при подачи административного искового заявления в размере 4500 рублей по платежному поручению в„– 7838 от 25 мая 2023 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Акционерного общества "Атомэнергопроект" - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 2952, 2953 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года в„– 141-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Акционерного общества "Атомэнергопроект" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Возвратить Акционерному обществу "Атомэнергопроект" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4500 рублей по платежному поручению в„– 7838 от 25 мая 2023 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.С.Чистякова


------------------------------------------------------------------