Решение Санкт-Петербургского городского суда от 21.06.2023 по делу N 3а-144/2023 <Об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующим распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 29.09.2022 N 389-р "О создании и использовании на платной основе парковок " полностью и в части пункта 6.1.1>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. по делу в„– 3а-144/2023

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре А.М.,
с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А. о признании недействующим со дня принятия Распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 29.09.2022 в„– 389-р "О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (Адмиралтейский район)" и административному исковому заявлению Колосова Игоря Владимировича о признании недействующим со дня принятия пункта 6.1.1 Распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 29.09.2022 в„– 389-р "О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (Адмиралтейский район)"

установил:

Распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 29.09.2022 в„– 389-р "О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (Адмиралтейский район)" (далее - Распоряжение, оспариваемый нормативный правовой акт) постановлено:
1. Создать парковки (парковочные места), расположенные на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, используемые на платной основе (далее - платные парковки): платные парковки в границах первой парковочной зоны "Адмиралтейский округ" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в соответствии с приложением в„– 1 (пункт 1.1); платные парковки в границах второй парковочной зоны "Семеновский" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в соответствии с приложением в„– 2 (пункт 1.2); платные парковки в границах третьей парковочной зоны "Сенной округ" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в соответствии с приложением в„– 3 (пункт 1.3); платные парковки в границах четвертой парковочной зоны "Коломна" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в соответствии с приложением в„– 4 (пункт 1.4); платные парковки в границах пятой парковочной зоны "Измайловское" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в соответствии с приложением в„– 5 (пункт 1.5); платные парковки в границах шестой парковочной зоны "Екатерингофский" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в соответствии с приложением в„– 6 (пункт 1.6).
Пунктом 2 Распоряжения установлено, что дата начала использования платных парковок 01.11.2022.
Пунктом 3 Распоряжения определено, что уполномоченной организацией, к предметам и целям деятельности которой относится создание и обеспечение функционирования платных парковок, является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга".
Пунктом 6 Распоряжения установлено в срок до 01.11.2022 обеспечить реализацию следующих мероприятий по созданию платных парковок:
6.1. Руководителю Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга":
6.1.1. Обеспечить функционирование платных парковок, в том числе путем размещения оборудования автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.
6.1.2. Обеспечить установку информационных щитов в границах территории платных парковок.
6.2. Начальнику Отдела организации дорожного движения Комитета по транспорту обеспечить утверждение проектов организации дорожного движения.
6.3. Руководителю Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" обеспечить установку дорожных знаков и нанесение дорожной разметки в соответствии с проектами организации дорожного движения.
Пунктом 7 Распоряжения установлено, что внесение платы осуществляется в случае размещения транспортного средства на парковочном месте платной парковки в период с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут.
Оспариваемый нормативный правовой акт подписан председателем Комитета по транспорту Санкт-Петербурга и опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 30.09.2022 (т.1 л.д.87).
В Распоряжение внесены изменения распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 29.12.2022 в„– 548-р, опубликованным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 29.12.2022, которым исключен пункта 1.3 и приложение в„– 3 к Распоряжению, в пункте 1.1 Распоряжения слова "Адмиралтейский округ" заменены словами "Адмиралтейский округ/Сенной округ" (т.1 л.д.79-86).
К.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 29.09.2022 в„– 389-р "О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (Адмиралтейский район)", указывая на то, что исходя из положений части 5 статьи 9, частей 1 и 6 статьи 16, части 1 статьи 13, части 2 статьи 12, части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 в„– 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждение проектов дорожного движения, предусматривающих платную парковку, установка дорожных знаков и нанесение разметки допустимы на основании комплексной схемы организации дорожного движения, которая в Санкт-Петербурге предусматривает введение платной парковки в Адмиралтейском районе в 2029-2036 годах; введение платной парковки в 2022 году раньше срока, предусмотренного комплексной схемой организации дорожного движения, нарушает права жителей Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в том числе, административного истца, возлагая обязанности по оплате парковки.
К.И. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, после уточнения которого просит признать недействующим со дня принятия пункт 6.1.1 Распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 29.09.2022 в„– 389-р "О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (Адмиралтейский район)" как противоречащего положениям статей 1, 140 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая на то, что оспариваемым положением допущена возможность производить расчеты за размещение транспортного средства на платной парковке только в одной форме, что привело к фактическому размещению в части зоны парковки оборудования автоматизированной системы оплаты, позволяющего производить расчеты только в безналичной форме. Отсутствие автоматизированной системы оплаты в наличной форме приводит к тому, что владелец транспортного средства при размещении его на территории платной парковки в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга и не имеющий возможность осуществить оплату в безналичной форме, будет привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 37-2 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 в„– 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", как это было с административным истцом. По мнению административного истца, оспариваемая норма нарушает принцип равенства участников гражданского оборота и создает препятствия к осуществлению гражданского права производить расчеты в наличной форме.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 25.04.2023 года административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство.
Административный истец К.А. и представитель административного истца К.И. в суд явились, настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представители административного ответчика и представили возражения, согласно которым оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, соблюдением установленной процедуры и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Правительства СПб и представитель заинтересованного лица СГКУ "Городской центр управления парковками СПб" Правительства СПб в судебном заседании поддержали позицию административного ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица заключение прокурора, полагавшего требования не обоснованными, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действующего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 257-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2017 года в„– 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 443-ФЗ).
В силу пункта 3.1 статьи 12 Федерального закона от в„– 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона в„– 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Пунктами 6-1, 6-2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2008 в„– 704-130 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Санкт-Петербурга" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Санкт-Петербурга относится принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения, и о прекращении такого использования, установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения.
Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 543 (далее - Порядок).
Пунктом 5.1.2 Порядка установлено, что решение о создании и использовании на платной основе парковки принимается на основании Адресного перечня платных парковок в Санкт-Петербурге путем издания правового акта Комитетом по транспорту в случае создания и эксплуатации парковки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Оспариваемое Распоряжение содержит решение о создании и использовании на платной основе парковки, включающее перечень мероприятий по ее созданию, устанавливая срок их выполнения.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован в порядке, установленном пунктом 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 в„– 865.
Оценивая оспариваемые положения на предмет соответствия актам, имеющим большую юридическую силу, необходимо принять во внимание, что как следует из содержания Приложений к Распоряжению, месторасположение определенных оспариваемым нормативным правовым актом парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, используемых на платной основе в границах парковочных зон Адмиралтейского района, согласуется с Адресным перечнем платных парковок в Санкт-Петербурге, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.09.2014 в„– 837 "Об утверждении Адресного перечня платных парковок в Санкт-Петербурге" (далее - Адресный перечень); содержание оспариваемого акта соответствует требованиям, установленным пунктами 5.2, 5.3 Порядка.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона в„– 443-ФЗ документация по организации дорожного движения это документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения и содержащая соответствующие инженерно-технические, технологические, конструктивные, экономические и иные решения.
Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть 5 статьи 9 Федерального закона в„– 443-ФЗ).
Федеральным законом в„– 443-ФЗ установлено, что в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения (далее - КСОДД) и(или) проекты организации дорожного движения (далее - ПОДД) (часть 4 статьи 16); КСОДД разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (часть 1 статьи 17 Федерального закона в„– 443-ФЗ); ПОДД разрабатываются в целях реализации КСОДД и(или) корректировки отдельных их предложений, либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки КСОДД (часть 1 статьи 18 Федерального закона в„– 443-ФЗ); мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами (часть 6 статьи 16 Федерального закона в„– 443-ФЗ).
Действующая Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) в Санкт-Петербурге утверждена Распоряжением Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2019 в„– 552-р.
Перечень мероприятий по организации дорожного движения утвержден в таблице 3.2 КСОДД по вариантам проектирования, для организации работы по реализации предусмотренных мероприятий по организации дорожного движения принят один из рассматривавшихся вариантов, в рамках которого предусмотрены мероприятия по организации дорожного движения, связанные с развитием парковочного пространства - развитие парковочного пространства с учетом специфики каждого транспортного района включающих упорядочение и развитие парковочного пространства и организация парковочного пространства, созданного согласно пункту 1.6 таблицы 3.2.
При этом в КСОДД учтены установленные на момент принятия КСОДД Адресным перечнем этапы введения платных парковок, и в качестве предложения предусмотрено 4 этапа ввода платной парковки, в том числе, введение платной парковки в Адмиралтейском районе на 3 этапе в 2029-2036 году.
Вместе с тем, указанные предложения изложены в КСОДД в качестве информации, т.е. не относятся к предложениям, обязательным к исполнению.
В этой связи следует учитывать, что действующее законодательство не содержит запрета на изменение сроков реализации таких предложений, при этом из содержания вышеприведенных положений следует, что в целях корректировки КСОДД может быть разработан ПОДД.
Как следует из представленных административным ответчиком доказательств, после внесения постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2022 в„– 365 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 в„– 543, от 03.09.2014 в„– 837" изменения в Адресный перечень в части исключения этапов реализации введения парковочных зон, в отношении рассматриваемой территории в целях создания платных парковок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга 27.09.2022 года были утверждены ПОДД.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными доводы административного ответчика о том, что введение зон платной парковки в границах Адмиралтейского района на участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге осуществлено в соответствии с Адресным перечнем и документацией об организации дорожного движения - проектами организации дорожного движения и согласуется с приведенными положениями Федерального закона в„– 443-ФЗ.
Доводы административного истца К.А. относительно противоречия оспариваемого нормативного правового акта положениям статей 12, 13 Федерального закона в„– 443-ФЗ суд находит ошибочными.
Так, в части 1 статьи 13 Федерального закона в„– 443-ФЗ установлено, что платная парковка должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона, а также требованиям статьи 13 Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 12 этого же Федерального закона решение о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимается органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. При этом, парковка общего пользования в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона может быть размещена на части автомобильной дороги и(или) территории, примыкающей к проезжей части и(или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под элементом планировочной структуры понимается часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений пункта 4 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 в„– 738/пр "Об утверждении видов элементов планировочной структуры" и пункта 8 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 в„– 738/пр "Об утверждении видов элементов планировочной структуры" улично-дорожная сеть не относится к элементам планировочной структуры, в связи с чем следует признать, что положения части 2 статьи 12 Федерального закона в„– 443-ФЗ регламентирует случаи создания парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры - квартала и не применимы к рассматриваемым правоотношениям.
Оценивая доводы административного истца К.И., суд принимает, что из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что вопросы установления способов внесения платы за пользование платными парковками, находятся за пределами его правового регулирования, оспариваемое положение содержит поручение руководителю уполномоченной организации в рамках реализации мероприятий по созданию платных парковок обеспечить их функционирование, в том числе путем размещения оборудования автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме, что соответствует положениям федерального законодательства, регулирующего эти правоотношения - части 5 статьи 13 Федерального закона в„– 443-ФЗ, согласно которой территория, на которой организована платная парковка, должна быть оборудована, в том числе, автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения и не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

К.А. в удовлетворении административного искового заявления а о признании недействующим со дня принятия Распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 29.09.2022 в„– 389-р "О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (Адмиралтейский район)", К.И. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим со дня принятия пункта 6.1.1 указанного Распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга - отказать.
Возложить на Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------