По датам
Полезное
Выборки
Решение Ленинградского областного суда от 13.01.2023 по делу N 3а-25/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 05.11.2020 N 65 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области">
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 января 2023 г. по делу в„– 3а-25/2023
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ассоциации собственников недвижимости "Петровское" о признании недействующим в части приказ комитета градостроительной политики Ленинградской области от 05 ноября 2020 года в„– 65 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Сертолово Всеволожского района Ленинградской области",
установил:
Приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 27.02.2017 в„– 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области в новой редакции" (далее - Приказ в„– 7) утверждены правила землепользования и застройки территории муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области (новая редакция).
Статьей 35 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области (новая редакция), утвержденных Приказом в„– 7, для зоны дачной застройки в границах населенного пункта, малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами (кодовое обозначение - ТЖ-1) были установлены следующие основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), для ведения личного подсобного хозяйства (2.2), блокированная жилая застройка (2.3), коммунальное обслуживание (3.1), дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1), обслуживание автотранспорта (4.9), водные объекты (11.0), общее пользование водными объектами (11.1), специальное пользование водными объектами (11.2), земельные участки (территории) общего пользования (12.0).
К условно разрешенным были отнесены следующие виды использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1), культурное развитие (3.6), религиозное использование (3.7), общественное управление (3.8), амбулаторное ветеринарное обслуживание (3.10.1), банковская и страховая деятельность (4.5), гостиничное обслуживание (4.7), развлечения (4.8), выставочно-ярмарочная деятельность (4.10), спорт (5.1), обеспечение внутреннего правопорядка (8.3), ритуальная деятельность (12.1).
Приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 27.12.2017 в„– 83 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области (новая редакция)" (далее - Приказ в„– 83) утверждены изменения в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области (новая редакция).
Статьей 35 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области (новая редакция), утвержденных Приказом в„– 83, для зоны дачной застройки в границах населенного пункта, жилой застройки индивидуальными жилыми домами (кодовое обозначение - ТЖ-1) был установлен, в том числе, такой основной вид разрешенного использования как обслуживание жилой застройки (2.7).
05.11.2020 приказом комитета градостроительной политики Ленинградской области в„– 65 (далее - Приказ в„– 65) утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Правила землепользования и застройки, ПЗЗ) и признаны утратившими силу Приказы в„– 7 и в„– 83.
В ст. 22 ПЗЗ приведены сведения о видах разрешенного использования земельных участков и предельных размерах земельных участков, предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (кодовое обозначение - ТЖ-1).
К основным видам разрешенного использования в зоне ТЖ-1 отнесены: для индивидуального жилищного строительства (2.1), предоставление коммунальных услуг (3.1.1), земельные участки (территории) общего пользования (12), улично-дорожная сеть (12.0.1), благоустройство территории (12.0.2).
К условно разрешенным видам разрешенного использования в зоне ТЖ-1 отнесены: Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), Блокированная жилая застройка (2.3), Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (3.1.2), Бытовое обслуживание (3.3), Осуществление религиозных обрядов (3.7.1), Государственное управление (3.8.1), Магазины (4.4), Банковская и страховая деятельность (4.5), Развлекательные мероприятия (4.8.1), Площадки для занятий спортом (5.1.3), Обеспечение внутреннего правопорядка (8.3), Земельные участки общего назначения (13.0), Ведение садоводства (13.2).
05.11.2020 Приказ в„– 65 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и 12.11.2020 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Ассоциация собственников недвижимости "Петровское" (далее - АСН "Петровское") обратилось в суд с административным исковым заявлением и, после уточнения административных исковых требований, просило признать недействующим с 05.11.2020 Приказ в„– 65 в части признания утратившими силу приказы в„– 7 и в„– 83 в той мере, в которой Приказ в„– 65 исключил из Правил землепользования и застройки в зоне ТЖ-1 вид разрешенного использования земельных участков "для обслуживания жилой застройки (2.7)".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что АСН "Петровское" является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:08:0103002:245, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - обслуживание жилой застройки. Выданным 11.10.2022 градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 47:08:0103002:245 установлен запрет на строительство объектов капитального строительства, так как вид разрешенного использования земельного участка не соответствует ПЗЗ. Приказ в„– 65 без достаточных правовых оснований исключил из ПЗЗ вид разрешенного использования "для обслуживания жилой застройки". Приказ в„– 65 принят в нарушение ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В письменном отзыве административного ответчика Комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что постановлением администрации МО "Сертолово" от 01.08.2011 в„– 204 утверждена схема планировочной структуры ДНП "Петровское". В соответствии с данным постановлением земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:245 отнесен к землям общего пользования. Пунктом 3.2 вышеуказанного постановления ДНП "Петровское" предписано вести застройку территории в строгом соответствии с утвержденной схемой планировочной организации ДНП. Размещение объектов, отвечающих содержанию вида разрешенного использования с кодом 2.7 "Обслуживание жилой застройки", в границах земельного участка с кадастровым номером 47:08:0103002:245 не предусматривалось и такое размещение целям осуществления деятельности АСН "Петровское" не отвечает. Содержание вида разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования" (код 12.0) в полной мере согласуется с утвержденной схемой планировочной структуры ДНП "Петровское" и не нарушает его прав как собственника земельного участка. При этом административный истец, при обсуждении проекта ПЗЗ на публичных слушаниях, не возражал против вносимых изменений и вправе инициировать вопрос о внесении изменений в ПЗЗ.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца К. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Махмудова Э.Т. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 22.10.2010 за ДНП "Петровское" (ОГРН 1084703007025) зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:245, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - обслуживание жилой застройки.
В дальнейшем наименование ДНП "Петровское" изменено на АСН "Петровское".
В градостроительном плане земельного участка в„– RU475041-0008, подготовленном на основании заявления АСН "Петровское" от 15.10.2021, указано, что земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:245 расположен в территориальной подзоне ТЖ-1. В п. 9 градостроительного плана указано, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки МО Сертолово.
Согласно ч. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Поскольку АСН "Петровское" является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:08:0103002:245 и не наделено полномочиями на оспаривание положений ПЗЗ в отношении иных земельных участков, то определением суда от 13.01.2023 прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению АСН "Петровское" о признании недействующим с даты принятия п. 2 Приказа в„– 65 "в той мере, в которой из правил землепользования и застройки муниципального образования Сертолово Всеволожского района Ленинградской области в зоне ТЖ-1 исключен вид разрешенного использования земельных участков - для обслуживания жилой застройки (2.7), за исключением земельного участка с кадастровым номером 47:08:0103002:245.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение правил землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 в„– 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний или направление его на доработку, утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения, городского округа.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 в„– 16 "Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области" к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, а также направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для назначения публичных слушаний или направление его на доработку и утверждение правил землепользования и застройки поселений, городских округов, внесение в них изменений.
Согласно ст. 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и(или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что постановлением главы МО "Сертолово" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 23.07.2020 в„– 04-п назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменений в ПЗЗ с 30.07.2020 по 10.09.2020.
Из протокола общественных обсуждений от 10.09.2020 следует, что в ходе проведение общественных обсуждений было получено 9 замечаний (предложений).
10.09.2020 составлено заключение по результатам общественных обсуждений, из которого следует, что общественные обсуждения признаны состоявшимися и проект внесения изменений в ПЗЗ направлен для утверждения в комитет градостроительной политики Ленинградской области.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете Петербургский рубеж в„– 41(1051).
Оспариваемый нормативный правовой акт подписан председателем комитета градостроительной политики Ленинградской области и 05.11.2020 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, а 12.11.2020 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 30 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В ст. 7 Земельного кодекса РФ указано, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта действовал Классификатор, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 в„– 540, предусматривающий, что содержание вида разрешенного использования "Жилая застройка" (код 2.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1.
Вид разрешенного использования "Обслуживание жилой застройки" (код 2.7) предусматривал размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Судом установлено, что 01.08.2011 постановлением администрации МО "Сертолово" в„– 204 утверждена схема планировочной организации ДНП "Петровское", согласно которой земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:245 отнесен к землям общего пользования.
Согласно экспликации схемы планировочной организации ДНП "Петровское" на землях общего пользования предусмотрено размещение трансформаторной подстанции, детской игровой площадки, поста охраны, здания управления, магазина, площадки для складирования ТБО, а также автомобильных дорог, площадок, тротуаров.
Исходя из положений ч. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а также, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Судом установлено, что градостроительный регламент территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (кодовое обозначение - ТЖ-1) ПЗЗ допускает использование земельных участков для размещения административных зданий организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, магазинов, площадок для занятий спортом посредством отнесения к условно разрешенным видам использования и позволяет административному истцу получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков в целях осуществления названных видов деятельности.
Таким образом, нет оснований полагать, что при разработке оспариваемых ПЗЗ не учтено существующее (фактическое) землепользование в отношении спорного земельного участка.
При этом суд учитывает, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
Кроме того, суд учитывает, что административный истец просит признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт именно в той части, в которой им прекращено действие ранее действовавших правил землепользования и застройки, следовательно, удовлетворение заявленных требований приведет к тому, что в отношении спорного земельного участка будут действовать различные градостроительные регламенты, утвержденные разными редакциями правил землепользования и застройки.
Принимая Приказ в„– 65, административный ответчик обоснованно признал утратившими силу правила землепользования и застройки, утвержденные Приказами в„– 7 и в„– 83.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец фактически ставит вопрос об оценки судом целесообразности принятия административным ответчиком оспариваемого нормативного правового акта, однако, как разъяснено в п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено, что оспариваемый административным истцом пункт 2 Приказа в„– 65 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административному истцу в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ассоциации собственников недвижимости "Петровское" о признании недействующим с даты принятия пункт 2 приказа комитета градостроительной политики Ленинградской области от 05 ноября 2020 года в„– 65 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Сертолово Всеволожского района Ленинградской области" в той мере, в которой из правил землепользования и застройки муниципального образования Сертолово Всеволожского района Ленинградской области в зоне ТЖ-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:08:0103002:245 исключен вид разрешенного использования земельного участка - для обслуживания жилой застройки (2.7).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
С.Г.Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2023 года.
------------------------------------------------------------------